Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 37. Автор: Исаев Алексей Родионович, 18 лет, 1 курс Беловского института (филиал) Кемеровского государственного университета
Высшее образование… Такое простое словосочетание, но сколько в нем смысла. Спроси об этом понятии любого человека, и каждый ответит по-своему. Кто-то скажет, что высшее образование – это следующая форма обучения, которая идет после среднего общего или средне профессионального образования. Кто-то, что это есть более детальное, глубокое изучение того или иного ремесла. А кто-то вообще может процитировать Томас-Чэндлера Хэлибёртона и сказать, что «высшее образование показывает человеку, как мало знают другие люди». И все они тем не менее будут от части правы. По моему мнению, говоря о высшем образование, было бы неправильно упомянуть только суть его определения. Для видения всей картины нужно провести краткий анализ, выявить все положительные и отрицательные стороны сего явления. Характеризуя поставленный вопрос, я буду делать уклон на российское высшее образование.Так, в нашей стране с каждым годом повышается количество людей, которые считают, что высшее образование уже не актуально в России, так как оно не служит прочным социальным лифтом. И это мнение распространено не только в кругах молодежи, но и у людей более старшего возраста. Частично они правы. В эпоху интернета и всеобщей глобализации постепенно уменьшается роль высшего образования. В моду входит такая тенденция, как самообразование. Уже не нужны преподаватели, которые раньше являлись почти единственным источником информации. Почти всю информацию ныне получаются из глобальной сети. Роль высших образовательных учреждения сводится лишь к инстанции, которая могла бы на официальном уровне подтвердить знания того или иного человека и выдать ему документ, который это подтверждает.
В России низкое финансирование образования и это факт. Оно не сравнится с образованием развитых стран Запада. Для сравнения, Гарвардский университет с бюджетом в миллиарды долларов может привлечь любого специалиста и обеспечить достойные материально-технические условия. Тогда как большинство российских (региональных) вузов способно поддерживать свое существование.
Другой причиной низкого рейтинга российского образования можно считать неоптимальную практику научной работы. На западе, финансирование университетов поставлено в зависимость от эффективности научных разработок. Активно формируется ниша продвижения научных достижений на рынок. Многие российские ВУЗы не могут похвастаться выдающимися научными достижениями. И это связано не только с отсутствием желания заниматься наукой, но со слишком большой загруженностью. В вузах России очень большая часть преподавательского состава занята на полную ставку, а то и более. И очень часто в течении года приходиться видеть одного и того же преподавателя в аудитории. На западе ситуация иная, там преподаватель — это практикующий специалист, читающий лекции в вузах, а значит курс обучения включает в себя не только теорию, но и самую современное практику.
Также стоит упомянуть и отсутствие программ подготовки на английском языке. Очень показателен опыт Азии, где английские программы появляются все чаще и чаще, что позволяет ей наращивать свои позиции в международных рейтингах. Сам же уровень преподавания английского языка оставляет желать лучшего. Это значительно снижает студенческую мобильность и международную конкурентоспособность наших дипломов. В итоге, наша программа вряд ли кого-то может привлечь. Разве что студентов Средней Азии.
Вдобавок отсутствие гибкости, статичность программ обучения тормозит развитие высшего образования в России. Мы сейчас живем в очень изменчивом мире. Технологии стремительно меняются и на эти изменения быстро откликается рынок труда. То есть постоянно меняется перечень требований и навыков, появляются новые виды трудовой деятельности и целые профессии. Европейские образовательные учреждения весьма быстро подстраиваются под спрос рынка труда. Так, каждая четвертая из шести тысяч дисциплин, предлагаемых в Англии, появилась в последние годы. Например: новомедия, информационные технологии для здравоохранения и так далее. Программы российских вузов меняются и подстраиваются под реалии рынка труда очень медленно. Специалисты, которые владеют современными технологиями крайне неохотно идут преподавать. Основной причиной такого нежелания является низкий уровень оплаты труда преподавателя и чрезмерная загруженность.
Еще один минус — это обесценивание образования. Давно не секрет, что наличие высшего образования является признаком статусности, и способом избежать службы в армии. Подавляющее количество студентов приходят за дипломом, а не за образованием. Часто и родители, и студенты не придают большого значения, где проходить обучение, поскольку в дипломе все равно будет указано, что студент обучался в университете или академии… На западе иная практика. Есть система колледжей и университетов. Первые дают узкое профессиональное образование, а вторые обеспечивают фундаментальное образование. Да и уровень требований к студентам в разы выше.
Существенным минусом является низкий уровень развития инфраструктуры и сервиса. Современное учебное заведение обязано быть удобным для студентов. Иметь общежитие, спортивные комплексы, места проведения досуга и так далее. Обязательно должно быть прямое онлайн общение между студентами и преподавателями.
Что я вижу сейчас? Куча сплошной теории, забивающей мозг, шаблонное обучение из года в год ведет не к развитию, а к деградации личности и иллюзорности знаний. Прозрение придет при первом собеседовании, где оказывается, что никому не интересны твои оценки, даже про специальность не спросят. Тогда ради чего все это?
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что плюсов у нашего высшего образования мало. Один из них – это не малое количество потенциальных гениальных ученых. У нас в стране много ученых, которые «скрепя зубами», преодолевая трудности и сложности, в которые из загнала политика государства, делают разные открытия, которые становятся сенсациями в каждом уголке мира, и которые помогают не только российской науки, но и зарубежной. В российском высшем образование есть потенциал, который может раскрыться только после кардинальных изменений в политики властей по отношению к образованию.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.