Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"

Работа 42. Третье место. Автор: ***, 18 лет, 3 курс *** г. Уфа

“Тебе нравится учиться?” Задаю вопрос разным студентам своего ВУЗа, друзьям, которые живут в других городах и всегда слышу один и тот же ответ: нет. А причины обучения у всех разные: кто-то получает образование ради родителей, другие не знают, что делать, поэтому решили потратить 4 года на осознание себя, третьи хотят устроиться на нормальную работу. 
По статистике, около 80% студентов работают не по специальности. Даже не заглядывая в опросные листы, могу утверждать, что около 90% студентов с утра просыпаются с мыслью “опять на учебу?” Каждый выбирает свою специальность сам, но почему же так происходит? Почему каждый второй ходит в университет не с радостью, а с желанием поскорее закончить его? Дело здесь не только в преподавателях, студентах и родителях. По моему скромному мнению, дело во всей системе образования. Рассмотрим основные проблемы:
Нам не дают свободу и право выбора. “Вы должны изучить 144 часа философии, химии, начертательной геометрии…Кроме этого, знайте, 70% для изучения материала дается на дом” Почему-то нам необходимо знать дифференциальные уравнения, как получают соду из выбросов выхлопных газов и уравнение свободного падения. Но все знания исчезают после сдачи экзамена. Необходимо давать студентам право выбирать предметы для изучения и преподавателей и составлять своё расписание. Да, у нас есть какие-то предметы “на выбор”, но бумаги для них мы подписывали задним числом во время аккредитации.  Почему-то к этому уже давно пришли многие зарубежные учебные заведения, а мы до сих пор цепляемся за прошлое, вместо того, чтобы просто давать свободу выбора студентам.
Этому миру не хватает доверия. Письменные экзамены не показывают степень знаний у студента, а лишь его понимание темы, ограниченной двумя вопросами. Устные экзамены не разрешаются, так как невозможно оценить объективность преподавателя по мнению Рособрнадзора. Круг замкнулся. Что было бы, если бы Рособрнадзор проверял не с целью найти ошибки, а помочь стать лучше? Если преподаватели думали о студентах не как о потерянном поколении, а как о создателях будущего? Такие есть, но их единицы. Преподавателям тоже нужна свобода. Пусть у каждого будет своя методика обучения, и если она эффективна, то стоит его оставлять. Сегодня столько разных методологий разработок проектов: дизайн-мышление, agile и другие, а мы продолжаем давать методички и гонять студентов по ним.
Мы не одинаковые. Нужно перестать грести всех студентов под одну гребенку. Пока что университет, как кажется, преследует две цели: выпустить как можно больше студентов для работы в конторах, из лучших из них производить университетских профессоров. В университетах осталось мало места креативу и не даётся право на ошибку, хотя именно ошибки позволяют творить. Нужно индивидуально обращаться к каждому, по мере возможностей. Поддерживать студентов. Именно тогда мы увидим, как вырастают потрясающие личности.
Если кто изучал историю возникновения университетов, тот знает, что система образования нашей страны построена на гумбольдтской модели обучения, которая уже изжила себя. Сейчас мир нуждается в университетах третьего поколения, которые поощряют предпринимательство, работают в междисциплинарных областях, ведут обучение на английском языке и действуют на международном рынке. 
Лучшим в мире школьным образованием была признана финская модель обучения. Недавно финны сказали о том, что переходят на изучение явлений и событий в междисциплинарном формате, как и университеты третьего поколения. 
Без Стэнфорда не было бы и Силиконовой долины. Именно благодаря ректору университета студенты начали заниматься высокотехнологичным бизнесом, и именно с тех пор это место стало колыбелью лучших компаний мира. Мне кажется, это потрясающий пример того, что должен представлять из себя университет - место, где собираются, чтобы созидать, создавать, творить, а не то, чтобы получить диплом. 
У нас в России в 2012 году начал свою работу проект ТОП 5-100, целью которого является до 2020 вывести 5 университетов в 100 лучших. За 8 лет в QS World University Rankings смог пробиться лишь МГУ им.Ломоносова. И это ещё раз доказывает то, что необходимо менять модель обучения. 
Многие скажут, уверена, что наш менталитет другой, что русский человек не станет учиться по этой методике. Но может пора перестать сваливать все на менталитет и просто начать делать? Как минимум: попробовать. 
Как я вижу решение проблем: перестать искать способы повышения эффективности существующей модели, а перейти к тому, к чему пришли другие или придумать совершенно новую, отвечающую глобальным вызовам. Пока в России пытаются доказать, что система образования отвечает всем требованиям и выпускает потрясающих специалистов (иногда так и есть, конечно), где-то в Англии или Финляндии придумывают новые методики более комфортного и эффективного обучения как для студентов, так и для преподавателей. Но я люблю свою страну, желаю ей только лучшего, поэтому лелею мечту открыть свой университет на территории своей Республики. 
И я верю, что к 2050 году у меня всё получится, и Россия будет признана передовой страной в сфере высшего образования.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет