Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 44. Автор: Степанова Виктория Денисовна, 15 лет, 9 класс МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова" г. Сургут
Испокон веков большим уважением пользовались образованные и весьма эрудированные личности. Но действительно ли образование характеризует человека и его интеллектуальные способности? Чем сейчас является ВО: головной болью или путевкой в счастливой будущее?Сегодня остро поставлен вопрос о высшем образовании как в пределах Российской Федерации, так и за её границами. И будучи успешной гимназисткой, а в дальнейшем не менее успешным студентом, могу сказать, что данная тема не обошла стороной и меня.
Дело в том, что выбирая профессию и ВУЗ, мы буквально определяем свою дальнейшую судьбу, ведь доход, престиж и уровень жизни в целом напрямую зависит от уровня перспективности труда. И ещё в школе ребёнка настраивают на то, что, окончив лидирующий университет, он будет успешно двигаться по карьерной лестнице и сможет обеспечить счастливое будущее для себя и своей семьи. Только вот не каждого устраивает система высшего образования, и не каждый находит эффективное применение своим полученным знаниям, а для кого-то это и вовсе не приоритет в жизни.
Как правило, высшее образование строится по классической европейской системе, но, как и любая сфера общества, оно нуждается в реформах и преобразованиях.
Итак, начнём! Во-первых, коммерциализация высшего образования ставит преграды для способных молодых людей из низших социальных слоёв. Для обучения необходимы крупные суммы, которыми не обладают среднестатистические семьи. Во- вторых, получая лишь фундаментальные знания, студенту не хватает практики, а для практики не хватает специального оборудования и готовых материалов. Это говорит о том, что устаревшая техническая база ВУЗов не соответствует информационным технологиям XXI века. В-третьих, подобное обучение не даёт высоких перспектив в будущем, а по профессии работает лишь половина населения, а то и меньше. Да и готовят кадры в основном по устаревшим специальностям для уходящей экономики, что вовсе нецелесообразно. Подобные проблемы замедляют не только процесс воспитания и обучения, но и развитие всей страны.
Следовательно, многие выпускники мечтают о зарубежном образовании: оно открывает новые возможности. Сегодня, завтра и послезавтра это будет актуально и востребовано. Но почему? Что притягивает абитуриентов, ведь обучение на родине гораздо ближе к сердцу? Ответ очень прост. Это первый шаг к построению яркой международной карьеры. Там учат специальностям, которых нет в России, там доступны стажировки, и сама система обучения считается гибкой. Ещё в школе ребёнок, опираясь на свои интересы и способности, вправе выбирать для посещения те предметы, которые в последствии будут необходимы. Только это очень дорогое удовольствие, а языковой барьер и проблемы с документами вызывают сложности с поступлением и дальнейшим обучением.
Так не поменять ли систему высшего образования в России? Не постараться ли привлечь внимание выпускников так, как привлекают ВУЗы за границей? Не сделать ли все возможное, чтобы обучение было на высшем уровне и стало мечтой любого гражданина Российской Федерации? Мы так много говорим, мечтаем, но так мало делаем. Труд человека, уровень развития страны, и все сферы жизни общества обусловлены образованием, которое предоставляется населению. Так что первое, о чем должно волноваться государство - культура и просвещенность россиян.
Люди не хотят учиться, лишь потому, что ещё никто не сумел заинтересовать абсолютно всех, никто не просчитал свою деятельность до мелочей, и никто не сработал на все 100%. Поэтому я считаю, что необходимо принять меры касательно структурирования высшего образования в нашей необъятной стране.
Модернизация высшего образования заключается в возможности ВУЗов самостоятельно разрабатывать программу учебного плана в соответствии с требованиями рынка. Не стоит готовить выпускников к будущему устаревшими методами. Внешняя среда меняется, следовательно, должны меняться и методические комплексы, стандарты и консервативные учебные программы. Абитуриент того или иного направления не должен ограничивать себя общепринятым набором предметов. Необходимо проводить дополнительные специальные курсы, создавать арт-проекты и уделять время интеллектуальным играм и соревнованиям. Большое значение имеют библиотеки и высокотехнологичная оснащённость учебного заведения. В первую очередь государство должно обратить внимание на первоклассное оборудование, интерьер и предлагаемые ВУЗом особенности обучения. Если высшее учебное заведение стремится к лидирующим позициям и хочет быть востребованным, то необходимо удовлетворять интеллектуальные потребности выпускников и гарантировать успех в карьере, в том числе и заграницей. А для этого следует поднять уровень научных исследований, повысить количество стипендиальных программ и программ по обмену учениками, что поможет завязать международные профессиональные контакты. Думаю, что одним из плюсов станет приглашение лекторов со всего мира, а стажировки во время обучения и ярмарки вакансий помогут абитуриентам устроиться на достойную работу. Уверена, что никто не откажется от перспективы зарекомендовать себя в глазах будущего работодателя!
И так можно долго перечислять все проблемы, методы решения этих проблем и дальнейшие перспективы в области образования, но пока мы не начнём действовать и менять привычную среду вокруг себя, мы никогда не сможем развить свой потенциал и добиться высот на международной арене. Вопросы о высшем образовании ведут к вопросам экономики, политики и социальной сферы деятельности, так что речь идёт о намного большем, чем просто просвещенности и эрудиции населения. Я действительно считаю, что мы обязаны принять необходимые меры и, наконец, доказать, что абсолютно все имеют право на «место под солнцем»! И хочу напомнить, что с тех пор, как мир возник во мгле, ещё никто на всей земле не предавался сожалению о том, что отдал жизнь ученью...
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.