Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 46. Автор: ***, 19 лет, 2 курс *** г. Киров
Образование в России, да и в целом мире является одной из главных ценностей общества. Ценность же проявляется в беспрерывном обеспечении новыми потенциально прогрессивными кадрами все сферы жизнедеятельности общества, начиная с промышленности и заканчивая наукой. Но для того чтобы общество прогрессировало и не уходило в застой, существует необходимость выстраивать образование в целом и высшее образование в частности таким образом, чтобы от новоиспеченных кадров было огромное желание трудиться по той специальности, по которой ими было получено образование. Но чтобы было желание нужно уже в студенческие годы заинтересовать обучающегося непосредственно тем, с чем предстоит иметь дело за стенами учебного заведения, т.е. в практической деятельности.
На сегодняшний день проблемы в сфере образования присутствуют в полном объеме от самого процесса обучения и до непосредственно трудоустройства выпускников. Необходимо выделить основную проблематику вопроса. Во-первых, это большая загруженность предметами, которые фактически не нужны в практической деятельности и не играют особой роли в становлении мировосприятия и мироощущения, а также преподаются неохотно. Во-вторых, отсутствие уделения более должного внимания профильным предметам в связи с использованием части учебного времени по отношению к факультативным предметам. В-третьих, минимальное количество учебных часов, направленных на лекции, что предполагает возможность их полного исключения или замены видео-лекциями. В-четвертых, дисциплина и отсутствие самостоятельности в подготовке к занятиям, а также аргументов в пользу той или иной точки зрения и высказывания собственного мнения на этот счет. В-пятых, заучивание билетов к экзамену, что ведет больше не к пониманию материала, а его мимолетному запоминанию с целью сдачи экзамена, а не проверки собственных знаний.
Следует перейти непосредственно к разъяснению вышеуказанных вопросов и возможным способам их разрешения. Загруженность ненужными предметами можно проиллюстрировать следующим примером. Так, российский цивилист Р.С. Бевзенко в своем блоге на портале Закон.ру указал, что применительно к юриспруденции в бакалавриате много неюридических предметов таких, как история, философия, социология, экономика, бухучет. Автор утверждает, что толка от таких предметов нет для написания хорошего иска, да и изучение сводится к профанации. Чем же может помочь юристу метафизика Хайдеггера или экзистенциализм Сартра? Есть уверенность, что ничем она не поможет на практике. Да и за один семестр попросту нереально выучить такой массивный предмет, как философию . Такое положение применимо как для юриспруденции, так и иных специальностей. В случае если студенту нравятся данные предметы, то возможность брать факультативные предметы способствуют изучению таких предметов. На свободную концепцию выбора факультативных предметов необходимо обратить внимание некоторым высшим учебным заведениям в России, взяв пример с НИУ ВШЭ, в котором обучение построено на возможности выбора факультативных предметов самостоятельно студентами. Соответственно, в случае обязательного установления списка факультативных предметов студент теряет собственное время, как на изучение такого предмета, так и на подготовку к сдаче зачета/экзамена по такому предмету. Логичным было бы найти золотую середину, установив возможность самостоятельного составления студентом факультативных предметов, что массово практикуется в иностранных государствах.
Далее следует остановиться на второй проблеме. Она в некоторой части дублирует первую проблему, но имеет собственную проблематику. Заключается она в том, что из-за обязательности факультативных предметов теряется время на потенциальную возможность использования учебных часов относительно профильных предметов. К примеру, уделить более должное внимание предоставлению учебных часов лекциям, собственно самим семинарам или колоквиумам. Такое положение представляется довольно логичным с позиции рационализации высвободившегося времени и его дальнейшего перераспределения. Данная мера позволит подготовить более качественно будущие кадры.
Третья проблема касается минимального распределения количества учебных часов на лекции. Лекций, в свою очередь, бывает настолько небольшое количество, что ставится под сомнение их значимость в учебном процессе. На мой взгляд, представляется наиболее лучшим вариантом отменить лекции и зачесть количество утраченных учебных часов в пользу семинаров. Ведь именно на семинарах разбираются наиболее сложные вопросы определенных тем, на лекциях же наиболее общие вопросы. В силу отмены лекций необходимо проводить вебинары или создать видео-лекции. Такое введение поможет студентам, которые в силу определенных факторов не смогли присутствовать на лекции разобраться в материале самим непосредственно, а не через переписывание чужого конспекта.
Четвертая проблема является одной из наиболее важных, так как происходит формирование знаний, профессиональных навыков и умений у определенного студента. Под дисциплиной в данном случае понимается отсутствие опозданий на занятия и их систематическое посещение. Касательно вопроса самостоятельности к подготовке к занятиям, то необходимо понимать, что студент, готовясь к семинару, прорабатывает свои навыки в том или ином вопросе, что непосредственно влияет и на способность высказывания собственной точки зрения по проблемным вопросам семинара и, соответственно, формированию способности аргументировать ту или иную позицию, а не просто прочитать с телефона/планшета информацию с какого-либо источника. Но в данном случае большую роль играют субъективные качества преподавателя и его требования к семинару. Ведь бывает, что преподаватель не просит высказывать свои точки зрения студентов и весь семинар проходит по принципу зачитывания текста. В таком случае присутствует определенная сложность.
Решение пятой проблемы нужно исходить из возможности исключения билетов или же их сильного сокращения и деления всего курса предмета на определенные блоки. На экзамене же представляется раскрытие наиболее проблемных вопросов по данному блоку, доставшемуся студенту, или блоку, который попросил раскрыть экзаменатор. Такой принцип способствует не просто заучиванию, а пониманию самого предмета и, соответственно, запоминанию темы на более длительный отрезок времени.
Помимо вышеуказанных проблем существуют споры насчет болонской системы образования в РФ. В частности, деления образования на двухуровневую систему бакалавриата и магистратуры. На мой взгляд, такое деление представляется верным, так как магистратура предполагает детальную специализацию в какой-либо отрасли деятельности и изучение тонкостей предмета, а бакалавриат предполагает формирование общих основ. Если сравнивать двухуровневую систему со специалитетом, то болонская система имеет преимущество в том, что если по окончании четвертого курса специалитета студентом и его уверенности, что такая профессия ему не по душе, он попросту доучивается последний год в целях получения диплома, при окончании четвертого курса бакалвриата студент получает диплом и вправе самостоятельно выбирать необходимо ли становиться ему магистром и идти учиться в магистратуру. Такой принцип способствует фильтрации наиболее талантливых и жаждущих к учебе студентов, да и к тому же минимизации затрат на образование в той мере, в какой результативность выше именно у болонской системы.
Подводя итог по проблемным вопросам высшего образования в России необходимо в первую очередь учитывать зарубежный опыт и постепенно внедрять нововведения в систему высшего образования в России. Все вышесказанное является личным субъективным мнением автора.