Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 47. Автор: ***, 19 лет, 2 курс *** г. Москва
Ученик никогда не превзойдет учителя,
если видит в нем образец, а не соперника.
Белинский В. Г.
Достаточно острое высказывание для ЭССЕ, но и великий русский литературный критик прекрасно знал о чём он говорит. Для того, чтобы критиковать, необходимо проанализировать и досконально знать тему, в этом и заключается сущность настоящего образования…
Образование является одним из основных лифтов социализации личности, средством, которое позволит достичь успеха в любой сфере современного мира. Хорошее образование – лучшее вложение в мире, ведь теплится уверенность в том, что оно обязательно окупится и принесет прибыль. Таким образом, главная цель получения высшего образования – высокооплачиваемая работа.
Это не просто пустые слова. Только когда являешься частью этой системы начинаешь осознавать все проблемы, которые в ней существуют и искать возможные пути, чтобы избежать подобного у будущих поколений. Став студенткой, я мечтала о жесткой системе, равенстве всех по множеству критериев (знания, одежда, мнение ко всем студентам), единую систему оценивания и т.д., но не получила желаемого. «Слишком строгие рамки!», - скажет читатель. Да, спустя год, послушав своих одноклассников, я опустила планку чуть ниже, но и на данном уровне существуют проблемы.
Ни для кого не секрет, что системе образования в Российской Федерации требуется модернизация по множеству критериев, но стоит бояться непродуманного усовершенствования. Например, большинство людей зависимы от гаджетов, исследования множества учёных уже подтвердили это. Люди не думают о существовании без умного устройства, которое стало «второй головой». Легче записать в заметки, поставить будильник, сфотографировать, включить электронную музыку, посчитать на калькуляторе и многое другое. Глобализация имеет позитивное воздействие, но из-за неё мы перестаём радоваться элементарным вещам, становимся ленивее. Крайне редко можно наблюдать за человеком, который учась в современном и востребованном ВУЗе, зайдёт в библиотеку и станет делать заметки для реферата. Кругозор студентов стал узок, работа стала в тягость, писать ручкой на бумаге – каторга, ведь можно напечатать и получить читабельный шрифт с исправленными ошибками.
Дисциплина является залогом успеха любого дела. Необходим порядок в работе, окружении, ведении занятий, чтобы достичь порядка в человеческой голове, в частности, в голове учащегося. Достичь этого можно элементарными способами: контролировать всё то, что прописано в Уставе каждого ВУЗа. Проведя небольшой социологический опрос среди студентов в возрасте 18-21 года, более 89,75% опрошенных категорически против участия в научной деятельности и продолжении образования следующей ступени получения учёных степеней (аспирантура, докторантура). На логичный вопрос они отвечают, что не обладают тем запасом знаний, которого было бы достаточно для комфортного занятия научной деятельностью. Вторым по значимости является то, что студенты считают данную сферу бесполезной и не перспективной для молодых специалистов. Около 4,25% не понимают о чём идёт речь. Страшная ситуация, для её решения необходимо лишь понять, что образование, как и медицина – не измеряется в количестве, оно соизмеримо только качеством, ведь на кон ставится самое ценное, что может быть.
Люди меняются, но порой это безвыходные ситуации. Конфликты между «бюджетниками» и «платниками» становятся постоянными. Средняя стоимость образования в моём ВУЗе составляет примерно 200 000 рублей в год. Достаточно значимая сумма для человека, который после окончания школы или колледжа не рассчитывает брать кредит или занимать деньги у родителей. Уровень бесплатного образования в России уменьшается прямо пропорционально интересу. Мнение о том, что можно закончить университет и пойти работать не по специальности приобретает огромные масштабы. И страна теряет лучшие умы в инженерной, агропромышленной, информационной и других сферах. Они начинают строить свой бизнес. Если на этом этапе им не обещают перспективного развития, то одним из легких способов является смена страны, где данные модернизации более востребованы. Таким образом, миграция населения и «утечка мозгов» приводит к стремительному падению уровня жизни в стране.
Негативный взгляд будет существовать всегда и может быть высказан абсолютно каждым, хотелось бы затронуть методы и пути решения проблем, которые перечислены выше. Ведь у Российской Федерации есть всё необходимое для того, чтобы растить специалистов по любой дисциплине, ресурсы, которыми требуется управлять и технологии, которые требуется освоить и разумно применять для облегчения человеческой жизни.
Почему стоит задуматься о возвращении российского образования, а не модернизации программы? Преимущество в том, что и привлекает большинство абитуриентов в российские ВУЗы – проверенная временем традиционная система образования. Следует не щадить детей при подаче им начального образования. Придумывая электронные учебники, разрешая пользоваться гаджетами при любой возможности, создавая ЕГЭ и ОГЭ, для сдачи которых не всегда нужны обширные знания предмета – достаточно отточить навык решения данного типа заданий до автоматизма, чтобы не задумываясь выдавать ответ. Этими мерами мы не позволяем будущим абитуриентам быть конкурентоспособными на международной арене и просто уверенно себя чувствовать среди мыслящих людей.
Изначально, потенциал российского образования заключался в подготовке креативных людей. Эта черта становится востребованной особенно в информационный век, когда создание инноваций является высшим показателем знаний. Мышление специалистов в России формируется на основе системного принципа – от общего к частному. «Общее», которое необходимо заложить ещё до начала высшего образования, иначе гипотеза получения высшего образования в нашем государстве отвергается. Суть заключается в том, что все знания основываются на опыте предшествующих поколении – вероятность совершения подобной ошибки крайне мала.
Отличие западной системы образования в том, что оно основана на кейсовой платформе, где общее только упоминается, выстраивается мозаичное, сегментивное мышление. Следовательно, требуется систематическое обновление знаний, наблюдение за всеми факторами, влияющими на данное знание. Из-за этого образование в западных странах длится дольше и нет четкой градации трехуровневого образования.
Субъективно было бы говорить о том, плохо ли иметь многоуровневую систему образования или хорошо. Но одно можно утверждать точно – учиться следует всегда так, чтобы передать эти знания. Ярким, хоть и фантастическим примером, является научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», а возможное продолжение этой истории можно наблюдать в сатирическом романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Память – главный инструмент человека, который следует не «захламлять», но «впитывать» всё то, что на данном этапе своего развития мы считаем нужным и полезным для продолжения обдуманной человеческой активности.
Развитие – это жизнь, а для успеха в данной сфере необходимо постоянно «прокачивать» и совершенствовать такую мышцу как человеческий мозг. Почему это так важно? В условиях глобальной экосистемы человек будет сосредоточен в основном на реализации новых возможностей и системной организации взаимодействия в экосистеме людей и машин, именно рутинные операции будут предоставлены машинам. Однако не стоит забывать, что для управления кем-либо необходимо обладать первичными знаниями специализации, чтобы суметь понять правильно ли запрограммирован механизм, можно ли полностью довериться разработчикам и избежать убытков в будущем.
Можно долго рассуждать о минусах, но продуктивнее предложить меры воздействия и ответ на главный вопрос: «Каким должно быть современное высшее образование?» В первую очередь, образование должно быть продуктивным, необходимо вырастить достойную смену, которая сможет представить и защитить страну на международном уровне, для этого необходимо иметь специалистов во всех сферах. Не менее важным является доступность образования. Человек, абитуриент, родитель будущего студента не должен выбирать свою жизнь по принципу «что дешевле», нельзя погрузиться в дело, которое навязано общественным мнением и принципами современного общество. Мы же никогда не слышали об учёных и специалистах, которые не любят своё дело?!
Таким образом, можно сделать достаточно логичное умозаключение, высказанное уже многими, но не внедрённое в массы. Информатизация и модернизация для прогрессивного развития должна произвести несколько действий:
• Усовершенствовать систему образования и ужесточить рамки ведения учебного процесса в ВУЗах;
• Обеспечить население России бесплатным образование на уровне бакалавриата и специалитета;
• Создать бесплатную платформу для развития молодых учёных с профессиональной поддержкой государства. Для развития реального и полезного для населения проекта;
• Стремиться к увеличению уровня жизни посредством модернизации в системе образования;
• Достигать понимания студентов, стремится к тому, чтобы они не пользовались услугами самозанятых граждан, которые избегают налогообложения;
• Принимать новые стандарты и технических регламенты, способствующие росту спроса на инновации.
Модернизации нашего мира должны делать акцент не на важности денежных средств, а концентрировать внимание на человеке, затрагивая как потребителей и участников, так и создателей, которые создали модель и привели её в действие. Следовательно, для развития образованного человека гораздо важнее не деньги, а знания - что, надеюсь, станет принципом всех следующих поколений.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.