Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 49. Автор: Соболева Ольга Александровна, 23 года, 2 курс магистратуры ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
Рассуждать о насущных проблемах высшего образования можно с различных точек зрения. У школьника будет своё видение высшего образования. Скорее всего, это будет достаточно наивный взгляд, основанный на «том, что слышал»: кампуса факультетов с потёртой штукатуркой на стенах, седые строгие преподаватели и бесконечные лекции в огромных аудиториях – архаичность во всем, но это и завораживает.
Студент будет иметь своё видение, которое уже будет основано на собственных знаниях и опыте. Именно студент расскажет о том, как можно или нельзя прогуливать пары, как сдавать зачёты и экзамены и как успевать совмещать и учёбу и то, что интересно.
Выпускник – пример «бывалого» в этом вопросе: он уже прошёл «путь бойца» и может рассказать обо всех плюсах и минусах этой ступени развития статуса человека. Как правило, люди этой ниши с теплотой вспоминают свои студенческие годы и своих преподавателей.
И, наконец, сам преподаватель. Этот человек сможет поведать обо всей «внутренней кухне» университетского образования и рассказать, что прячется по ту сторону лекторской доски. Скорее всего, это будет предвзятый взгляд, смотрящий с высоты десятков лет педагогической деятельности.
Идеальным ответом на вопрос «каким же является высшее образование сегодня?» является, на мой взгляд, среднее арифметическое ответов всех вышеприведённых респондентов. В своём эссе я расскажу свой субъективный взгляд.
Для начала в двух словах о своём бэкграунде. Окончив бакалавриат в 2017 году, я поступила в магистратуру и, на данный момент, являюсь магистрантом 2-го выпускного курса. В прошлом году получила диплом о дополнительном профессиональном образовании. Помимо учёбы на протяжении последних 5 лет веду активные научные исследования, участвую в конкурсах научно-исследовательских работ, научно-практических конференциях и профильных олимпиадах, проходящих в различных городах нашей необъятной страны, где общаюсь со студентами, магистрами, аспирантами и преподавателями различных вузов.
За без малого 6 лет университетской учёбы и без 5 минут имея 3 диплома об образовании, признаюсь, что нахожу больше плюсов и уповаю на положительные изменения в этой сфере в ближайшие годы.
Во-первых, нужно понимать, что структура современного российского образования построена по Болонской системе, принятой во многих странах, преимущественно странах Европы. Говорить об этом переходе можно долго, хорошо и плохо, но я этого делать не буду, чтобы не отступать от заданного курса. Сегодня человек, окончив бакалавриат, получает первую ступень высшего образования. Повторюсь, высшее образование (!), но приставку «первая ступень» никто не убирал. За эти годы студент осваивает базовые фундаментальные знания. Львиная доля всех пройденных курсов касается предметов общей направленности: философия, конфликтология, культура речи, психология, педагогика и так далее. На мой взгляд, эти 4 года в жизни человека важны не столько с образовательной точки зрения (это, безусловно, важно, коль мы говорим про образование), сколько для становления человека как личности, его самоопределения в жизни. Учёба в университете (я говорю конкретно про бакалавриат) открывает множество дверей для саморазвития: кружки творческой самодеятельности, спортивные секции, научные группы и прочие объединения людей по интересам. На этом этапе важно, что называется, не упустить момент и пробовать себя в различных сферах.
За эти годы нужно понять то, чем хочешь заниматься или хотя бы ориентировочно осознать то, в каком направлении хочешь развиваться.
Здесь уместно добавить цитату: «Высшее образование даёт нам возможность зарабатывать на хлеб, а самообразование – на икру и на масло». Эта фраза как раз отлично дополняет мою мысль. Сейчас высшее образование построено таким образом, что оно не готовит специалистов в узкой, конкретной теме. Оно, на мой взгляд, даёт общее представление о дисциплинах, о научных областях. Освоение большой части необходимого материала ложится на плечи добросовестного студента. Именно это и отличает Болонскую систему от привычного старшему поколению специалитета.
После окончания бакалавриата у выпускника появляется право выбора своей дальнейшей судьбы: либо магистратура и ещё двухгодичное продолжение обучения, либо работа и суровые трудовые будни (здесь могут быть исключения).
Опираясь, на свой опыт и опыт людей, с которыми мне когда-либо удалось столкнуться, могу сказать, что в магистратуру идут, как правило, в двух случаях: либо рассматривают это как связующее звено между бакалавриатом и аспирантурой, либо чтобы сменить профиль обучения. В любом из двух случаев два года – слишком большой срок для выполнения необходимой дипломной работы. При нужном подходе магистерскую диссертацию можно написать за один год. И коль я уже ссылалась на учебную систему зарубежных стран – то во многих (в большинстве!) стран мира магистратура длится один год.
Кроме этого, такой растянутый процесс обучения позволяет студенту работать, а при таком раскладе учёба «сходит на нет». Опираясь на собственный опыт, могу сказать, что два года моей магистратуры позволили мне поучаствовать в нескольких десятках конкурсов и конференций – в общей сложности благодаря учёбе я посетила 20 регионов нашей страны. Поэтому для меня магистратура – это путь к получению первой академической степени, и я очень рада, что этот путь у меня был очень ярким.
Российской интерпретации Болонской системы всего 10 лет, поэтому, возможно, перемены грядут именно с корректировкой длительности обучения.
Как я уже сказала, магистратура – это отличная возможность для смены профиля или для выбора смежного профиля (чтобы усилить своё резюме в глазах работодателя). Таково моё видение второй ступени российского высшего образования.
И наконец, с сентября 2013 года третьим уровнем профессионального образования является «подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура (адъюнктура), программы ординатуры, ассистентура-стажировка)». Об этой ступени (точнее, только про аспирантуру) я могу сказать пару слов лишь как школьник из первого абзаца моего эссе.
Направлений обучения по программам аспирантуры не так много, как магистерских и, тем более, бакалаврских, но они покрывают все известные научные области. Главная цель обучения в аспирантуре – написать кандидатскую диссертацию и сдать кандидатские экзамены. На это государство выделяет 4 (на некоторых направлениях – 3 года). Пока все мои знания, касаемо учёбы в аспирантуре, основаны на разговорах с преподавателями и профессорами. Поэтому своё эссе я ограничу разбором бакалавриата и магистратуры, как тех ступеней, которые я прошла.
Резюмируя всё вышеизложенной, хочу повториться и сделать выводы:
Для того чтобы стать хорошим специалистом в интересуемой сфере, нужно вкладывать в это своё время и самостоятельно постигать новые знания.
Важно помнить, что учёба на бакалавриате – это старт на пути становления себя как личности и как профессионала.
Современная система высшего образования имеет междисциплинарный подход к обучению. Университет даёт базовые фундаментальные знания, которые нужно правильно расширять и направлять в нужное русло.
Сегодняшние реалии в высшем образовании позволяют легко корректировать профили обучения для усиления своего резюме.
Желаю всем ярких студенческих лет и верных знаний!
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.