Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 55. Автор: Цилюрик Ульяна Сергеевна, 22 года, 1 курс магистратуры Московского государственного университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА)
— Не будете ли вы добры сказать мне, по какой дороге я могу уйти отсюда?
— Это в большой степени зависит от того, куда ты хочешь прийти, — ответил Кот.
— Я не очень забочусь, куда именно… — сказала Алиса.
— Тогда не имеет значения, по какой дороге ты идешь, — возразил Кот.
— …так далеко, чтобы придти куда-нибудь, — добавила Алиса в виде пояснения.
— О, наверно, так и получится, — сказал Кот, — если только ты пойдешь достаточно далеко.
Льюис Кэрролл
Этот невероятно мудрый диалог Алисы и Чеширского Кота как нельзя лучше демонстрирует одну из главных проблем высшего образования. Отсутствие представления о пункте назначения и слепое, подчас безрадостное, преодоление пути, ведущего в неизвестность, – вот ключевой момент, с которого начинаются все остальные беды.— Это в большой степени зависит от того, куда ты хочешь прийти, — ответил Кот.
— Я не очень забочусь, куда именно… — сказала Алиса.
— Тогда не имеет значения, по какой дороге ты идешь, — возразил Кот.
— …так далеко, чтобы придти куда-нибудь, — добавила Алиса в виде пояснения.
— О, наверно, так и получится, — сказал Кот, — если только ты пойдешь достаточно далеко.
Льюис Кэрролл
Современная молодежь прекрасно знает, почему надо хорошо учиться, почему нужно сдать ЕГЭ на высокие баллы, почему каждый должен выбрать профессию и поступить в университет. Однако все эти «почему», подобно дому, у которого нет фундамента, не могут долго устоять в отсутствие большой, искренней, идущей изнутри причины «зачем».
Нередко в результате такого мышления школьники, вот-вот готовые принять на себя новую социальную роль, выбирают в качестве будущей профессии ту сферу, в которой чувствуют себя потенциально более компетентными, исходя из знаний, навыков, умений и интересов, которые они успели приобрести за годы обучения в школе. При этом чувство эйфории, связанное с грядущими и волнующими переменами в жизни, затмевает малейшие импульсы сознания, направленные на то, чтобы заглянуть в будущее, поразмышлять о моменте пересечения «финишной прямой» высшего образования и наметить для себя первые шаги, которые не просто «нужно будет», но всем сердцем будет хотеться совершить, чтобы уверенно войти в профессиональную среду и начать превращать книжные знания в реальные практические действия.
Увы, такой подход, привязанный к единственной цели – «поступить», подчас приводит к тому, что еще недавно школьник (а порой – уже давно студент) вдруг «пробуждается ото сна», с ужасом и страхом осознавая, что время, силы и, так или иначе, деньги, были потрачены впустую, а их уже не вернуть. Автору, как человеку, когда-то избравшему для себя в качестве профессии область юриспруденции, всё это известно не понаслышке: об этом говорит как палитра чувств, которые довелось испытать лично (начиная от неиссякаемого энтузиазма, переходя к эмоциональному выгоранию, внутреннему бессилию и намерению бросить всё в одночасье, заканчивая обретением баланса между потребностями души и способностями ума), так и опыт товарищей, «сошедших с дистанции» раньше времени или достигших финиша, но внезапно отказавшихся от «приза».
Разумеется, такое обстоятельство дел – не конец света, ведь даже в подобном случае остается еще миллион возможностей всё изменить, начав сначала, – по крайней мере, до тех пор, пока бьется человеческое сердце. Однако, как сказал немецкий писатель Жан Поль Рихтер, «умный человек найдет выход из любого сложного положения. Мудрый в этом положении не окажется».
А потому представляется, что подобную проблему в сфере высшего образования можно преодолеть, всего лишь в бо́льших объемах и на более глубоком уровне информируя школьников о реальных целях, назначении, содержании, особенностях и перспективах высшего образования в конкретных областях человеческой деятельности, дабы каждый имел возможность мысленно представить себя как в «пути следования», так и в «пункте назначения». Иными словами, подготовку к ступени высшего образования необходимо осуществлять еще в школе, однако не только в интеллектуальном, но и в эмоционально-чувственном плане. При этом такое обучение должно быть систематическим и структурно оформленным, будь то отдельная учебная дисциплина, факультатив или классный час.
Сложно и вряд ли возможно объективно рассуждать о других проблемах высшего образования до тех пор, пока те люди, которые его получают, не разберутся до конца со своими внутренними эмоциями и желаниями и не достигнут той позиции, в которой, будучи настроенными, как минимум, нейтрально, смогут дать беспристрастную и справедливую обратную связь. Ведь каждый человек – причина и источник своих чувств, а значит – творец, способный создавать сценарий собственной жизни.
Остается лишь выразить искреннее желание о том, чтобы как можно больше людей, независимо от возраста, внимательно прислушивались к себе и в любой ситуации поступали искренне, руководствуясь своим внутренним голосом и той самой причиной «зачем». Тогда проблемы не придется решать, ведь их просто не будет.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.