Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 57. Автор: Краснопевцева Виктория Борисовна, 17 лет, 10 класс МБОУ «СОШ №30» г. Калуга
Высшее образование, как виток новой жизни, нечто неизвестное, предстающее перед глазами школьника (находящегося как раз в удобной, досконально изученной на протяжении долгих лет обстановке) вызывает настоящую экзистенциальную тревогу.А выбор? Если согласно одному из понятий теории хаоса, «эффекту бабочки», выбор и, казалось бы, незначительное последующее действие могут стать первопричиной или составной частью совокупности причин глобальных бесповоротных изменений, то в чем тогда измерять ответственность, возлагаемую при принятии выбора куда более значительного хотя бы для частных случаев? В количестве пережитых стрессов или сумме баллов ЕГЭ?
Да нельзя это измерить ни в чем. Можно только пройти свое препятствие в этой стезе, понять и подбодрить только выпускающихся из привычной школьной среды, встречающихся с подобным впервые.
Ведь выпускной – это не про платье и вальс, это про готовность вступить на порог новой жизни. Порог скользкий, грязный и расположенный будто в каком-то мрачном подъезде. Правда, откуда взяться свету и порядку? Да еще и в ужасно запыленном месте: дают о себе знать нереализованные амбиции родителей, закоснелые традиции и зачастую даже ретроградность доступного образования. А каким предстает этот самый «человек вступающий»? Тем, кто одной ногой уверенно и твердо впереди и выше на бетонном пьедестале жизни (новой ступени), а другой - шагает в сторону gap year’а или же «ненужного ему этого вашего высшего образования».
Итак, ненужного ли? Да! Нужного ли? Абсолютно! И это не секундное непостоянство, это наглядное понимание того, что не все равно и не все равны. Мир строится на многообразии сущностей, человечество – характеров, темпераментов, интересов и множества индивидуальных черт отдельных лиц. А высшее образование и потребность в нем формируется как раз благодаря этим разнохарактерным, разнотемпераментным и разноинтересующимся отдельным лицам.
Сложно справедливо оценивать образование в контексте «для всех», но, чтобы понять, для кого оно все-таки, можно создать условную классификацию. Изначально стоит отделить тех, кто вообще желает развивать в себе базовые навыки и знания, полученные в основной школе или школах дополнительного образования, и тех, кто на данный момент удовлетворен действительным уровнем своего образования.
«Насильно мил не будешь». Я не поддерживаю практики поступления и дальнейшего обучения, обусловленные лишь страхом будущности или паранойей родителей. Все-таки есть возможность получения высшего образования в любом возрасте. Стоит помнить, как причины и желания влияют на результат. Каким вы хотите себя видеть: недовольным своей жизнью, потратившим колоссально много времени фактически впустую или амбициозным мотивированным специалистом? Так делайте наконец один из первых важных самостоятельных выборов осознанно – наступившее совершеннолетие подразумевает независимость (как от родителей, так и от общественных предубеждений). Но стоит помнить, что отказ от высшего образования не тождественен отказу глобальному от образования в целом. Самообразование сопутствует циклу человеческой жизни, ведь если отказываться и от него, то справедливо ли будет носить звание «человека разумного»? Многие жертвуют образованием в пользу физической работы: «Труд сделал из обезьяны человека!». Верно, что труд грубый позволил животному стать антропоморфным, но лишь труду интеллектуальному мы обязаны тем, чем сейчас являемся.
Но что касается первых, тех, кто точно хочет учиться, но не знает, как и с какой стороны ухватиться за «высшее образование» и начать раскачивать свой потенциал. И ВУЗ – единственный ли способ удовлетворить подобные запросы? Это, пожалуй, и является самым сложным вопросом для молодых и талантливых ребят. К этому стоит относиться трезво и с пониманием того, что реальная система образования в большинстве своем довольно академична и консервативна, и потому более неудобна для будущих специалистов, работа которых напрямую связана с тем, чтобы «успеть за временем». Например, IT-специалистам куда перспективнее и быстрее проходить курсы Яндекса, который заинтересован в новых сотрудниках и способен организовать им современную и технологичную «школу», чем уделять время изучению вузовской теории, зачастую даже не применяемой на практике. Но в то же самое время, например, будущий историк будет более профессионален и востребован, если получит высшее образование, нежели пройдет какой-нибудь 6-месячный курс. Ведь его работа обусловлена большим запасом знаний, которые ему и дает вузовская теория. Есть профессии, освоение которых строится на обучении основам и дальнейшем самостоятельном познании, а есть те, для освоения которых необходим полный курс, в которых нельзя выделить небольшую «базу».
Казалось бы, что сложного? Написать на чистом листе желаемую профессию и поделить лего на «колледж», «курсы» и «ВУЗ», приписывая в каждой колонке преимущества, которые может дать отдельный вид получения образования.
А сложность в том, что люди боятся, что все зависит от них и их инициативности. Появляется множество ложных камней преткновения: важность документа о высшем образовании, возможность практики и стажировки только в исключительных местах и даже страх за собственную репутацию. Но ведь время поменялось, приоритеты перераспределились. Для работодателей важна не «корочка», а фактические знания и умения, практику и стажировку получают активные и желающие студенты, а положение в глазах других зависит от душевных или интеллектуальных характеристик (которые не имеют одной прямой зависимости от высшего образования) и опять-таки фактических действий, а не лет, проведенных в образовательном учреждении.
Л.Н. Толстой писал: «Знание – орудие, а не цель». Дающее знания высшее образование также является лишь средством, и потому необходимость и польза его зависят прежде всего от того, в чьих руках это средство и как он им намерен распоряжаться.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.