Итоги всероссийского конкурса эссе "Высшее образование в моих глазах"
Работа 8. Автор: Арутюнян Виктория Ашотовна, 21 год, 4 курс Липецкого филиала Финуниверситета
Писать на актуальные темы всегда интересно. Иногда это ещё и полезно: например, студент, которому предлагают порассуждать о высшем образовании, анализирует свой опыт и пытается понять, был ли его выбор правильным. Может, стоило подать документы в другое учебное заведение? Или сразу устроиться на работу? Всё лучше, чем несколько лет подряд делать доклады и листать ленту социальной сети во время пар…Я учусь на четвёртом курсе Липецкого филиала Финансового университета. Моих баллов ЕГЭ хватило бы для того, чтобы поступить в среднестатистический московский вуз на факультет управления. Возможно, мне удалось бы покорить Высшую школу экономики. Все вокруг были уверены, что я уеду из провинции: «Какое образование можно получить на периферии?!»
А я осталась. Я никогда не считала синонимами словосочетания «столичный вуз» и «лучшее образование». Мне до сих пор кажется, что сделать любое образование ВЫСШИМ может только человек.
Попробую сформулировать пять заповедей высшего образования и пять соответствующих вариантов поведения студентов.
1. Чёткое понимание того, чем будет заниматься выпускник. Сегодня в мире распространены технологии метапредметного обучения, расширения кругозора, формирования универсальных специалистов, которые окажутся компетентными сразу в нескольких сферах благодаря развитым гибким навыкам. Это отличный подход при условии, что у студента есть база, фундамент, на который можно опереться. По моему мнению, будущее принадлежит узкоспециализированным направлениям высшего образования: не «государственное и муниципальное управление», а «управление на федеральном уровне», «региональное управление», «муниципальное управление»; не «финансовый менеджмент», а «управление активами», «кредитный менеджмент», «финансовая аналитика» и так далее.
Что сделать студенту? Уже на этапе выбора профессии прочитать максимум информации о возможных местах работы выпускников, выбрать приоритетное направление и во время обучения в университете не отклоняться от него.
2. Знакомство – углубление – специализация. Из первой заповеди следует вторая: первокурсник должен получить исчерпывающую информацию о будущей профессии, изучить теоретические основы конкретного вида деятельности и понять специфику сферы, в которой предстоит работать. Кто-то может поспорить: разве современная система образования предполагает наличие какого-то другого сценария? Пожалуй, да. Последовательность предметов, предусмотренных учебным планом, не всегда является логически обоснованной. Математика, информатика, управление, управление, управление, снова математика под другим названием, немного статистики, управление, управление, управление… Предмет, который преподавали на первом курсе, вдруг снова появляется на третьем. Какие-то дисциплины, напротив, резко исчезают. Разве можно разобраться в этом хаосе?
Что сделать студенту? Ознакомиться с примерными должностными регламентами специалистов, проанализировать свои сильные и слабые стороны и самостоятельно изучать дисциплины, уровень знания которых будет оценивать потенциальный работодатель.
3. Сочетание теории и практики. Кто только не жаловался на отсутствие практикоориентированного обучения в ВУЗах! На мой взгляд, такая проблема действительно существует. Не все университеты могут приглашать на занятия практикующих специалистов, обеспечивать доступ к дистанционным образовательным ресурсам, устраивать экскурсии на предприятия. Но в штате каждого учебного заведения есть компетентные преподаватели. Многие из них когда-то работали или продолжают работать в других организациях. Преподаватели наверняка согласятся поделиться случаями из практики или пойдут навстречу студентам, желающим не написать очередную лекцию под диктовку, а разобрать реальный кейс работы какой-либо организации.
Что сделать студенту? Проявить инициативу, найти точки соприкосновения теоретических положений и практических аспектов науки, которые он изучает. Самое главное – понять, зачем нужно практикоориентированное обучение, какова его основа, узнать о ключевых навыках, востребованных на рынке труда. Затем можно смело задавать вопросы, искать интересные примеры и предлагать обсудить их на очередном семинаре.
4. Раздача удочек, а не рыбы. Идеальный вариант высшего образования – не заучивание материалов, которые через некоторое время, возможно, утратят актуальность, а развитие навыков сбора, обработки, интерпретации, анализа информации. Решение однотипных задач окажется эффективным только на первом этапе обучения. Рано или поздно студенту придётся самостоятельно выбирать варианты ответов, ориентироваться в незнакомой обстановке, взаимодействовать с самыми разными людьми. Если он не будет к этому готов, применить теоретические знания на практике просто не получится. А вот человек, который во время обучения проверял достоверность тех или иных фактов, выдвигал гипотезы, читал дополнительные материалы, скорее всего, быстро адаптируется к изменениям.
Что сделать студенту? Как можно раньше научиться отличать важную информацию от менее важной. Отказаться от «зубрёжки» в пользу научных изысканий, самостоятельного расширения кругозора. В университете мы получаем массу данных, которые нужно обработать. Задача студента – оценить целесообразность применения этой информации в реальной жизни, убедиться в актуальности материалов и при необходимости использовать их для профессиональной ориентации.
5. Разнообразие форм усвоения материалов. В современном мире каждый человек может учиться как угодно: с помощью игр, видео, общения со специалистами онлайн, выполнения интерактивных заданий, заполнения тетрадей-тренажёров, посещения библиотек… Не в каждом университете есть компьютерные классы, но у всех преподавателей должна быть информация о современных образовательных ресурсах. Ключ к успеху специалиста XXI века – оперативное и эффективное использование того, что предлагает жизнь.
Что сделать студенту? Разработать систему самообразования и взять за правило каждый день узнавать что-то новое о будущей профессии, о востребованных компетенциях, об открытиях и изобретениях. Это не только помогает развивать гибкость мышления, но и позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию.
Вот и получается, что сегодня действительно высшее образование человек может получить, находясь в любом месте. Наше будущее зависит от нас. Но, конечно, без пожеланий традиционной системе не обойтись: больше динамики, больше возможностей для развития, больше соответствия требованиям времени!
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.