Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6-11 ЛЕТ

Стоимость
450 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
33 стр лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Kris1212
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6-11 ЛЕТ….....................................6
1.1.Возрастные особенности младших школьников..................................6
1.2. Особенности физического развития детей 6-11 лет, занимающихся спортивными танцами........................................................................................8
1.3. Методы развития физических качеств в спортивных танцах..........15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6-11 ЛЕТ……….................................................................................21
2.1. Организация педагогического эксперимента……………………....21
2.2. Подготовительные упражнения, направленные на развитие физических качеств……………………………………………………...........22
2.3. Результаты исследования…………...………………………..............24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................30
ВВЕДЕНИЕ
Забота о здоровье детей в настоящее время во всем мире стала занимать приоритетные позиции. Несомненно, связано это с тем, что современному обществу нужны здоровые, гармонично развитые, творческие, активные личности. Приобретенное в ранний и дошкольный период детства здоровье сохраняет свою значимость в последующие годы, является фундаментом для общего развития. К работе детских дошкольных учреждений современное общество предъявляет высокие требования, так как именно эти учреждения призваны заложить основы всестороннего развития личности и крепкого здоровья ребенка. Нельзя не согласиться с тем, что физическое воспитание дошкольников является одной из первостепенных задач воспитательного процесса. Период младшего школьного возраста является этапом, в процессе которого происходит интенсивное физическое и психическое развитие ребенка. Основы всех качеств личности и психических свойств, видов деятельности и познавательных процессов закладываются в это время. Младший школьный возраст является периодом активного познания окружающего мира, в течение которого дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, развивает свою речь, осваивает новые формы поведения, различные виды деятельности, которые, в последствие, помогают ему успешно адаптироваться в школе. У детей в младшем школьном возрасте происходит быстрый рост, активное изменение функций и форм организма, психомоторики, для развития физических способностей наступают сенситивные периоды, среди которых физические качества занимают ведущее место. В отечественной науке проблема развития физического развития ребенка-школьника широко изучена в работах С.Д. Антонюка, М.В. Антроповой, К.Е. Бугаева, Е.П.Ильина, М.М. Кольцовой и другие. Отдельно рассматривается вопрос развития физических качеств у детей этой возрастной группы (В.П.Губа, А.С. Жуков, А.А. Ломов, В.И. Лях, Б.Б. Мануйлова, С.Н. Михайлова, В.С. Фарфель и др.).Также достаточно полно в специальной литературе рассмотрен такой феномен современной культуры как спортивный бальный танец (А.Н. Беликова,Л.А. Ладыгина,П.А. Пестов, В.Н. Светинская, С.Н. Темлянцева, С.Н. Худеков, и др.).В тоже время необходимо отметить, что исследований, касающихся изучения спортивных бальных танцев, как средства развития физических качеств детей 6-11 лет, в современной литературе практически нет, что и объясняет актуальность изучаемой нами проблемы. Необходимость проведения настоящего исследования объясняется недостаточной разработанностью в теории и наличии недостатков в методике проведения физкультурных занятий в дошкольных учреждениях, направленных на развитие физических качеств, что впоследствии негативно сказывается на развитии физических способностей, освоении техники двигательных действий, применяемых в учебной, военной, профессиональной деятельности.
Цель исследования – изучить теоретико-методические аспекты развития физических качеств у детей 6-11 лет посредством элементов спортивных танцев.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс детей 6-11 лет.
Предмет исследования – изучение элементов спортивных танцев.
Задачи исследования:
  1. Изучить возрастные особенности детей в возрасте 6-11 лет.
  2. Выявить особенности физического развития детей в возрасте 6-11 лет, занимающихся спортивными танцами.
  3. Изучить методы развития физических качеств у детей, занимающихся спортивными танцами.
4. Составить комплексы упражнений для детей 6-11 лет, направленные на развитие физических качеств.
Методы исследования : анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка информации.
База исследования : МБУ ДО ДЮСШ № 14,ул. Баумана, 47а, г. Мурманск.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6-11 ЛЕТ
1.1. Возрастные особенности младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится "общественным" субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка, перестраивается и во многом определяется тем, справляется с новыми требованиями [15].
В энциклопедическом словаре дано определение гармонии как соразмерности частей, слияния различных компонентов объекта в единое органичное целое. Под гармонизацией мы понимаем такое единство развития различных качеств личности, при котором происходит их взаимодействие, взаимообогащение, в результате чего каждое из этих качеств способствует эффективности развития другого. Следовательно, школа должна создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим, художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием личности.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением [2].
Усвоение правил и норм общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.
В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к III—IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его внутренняя содержательная перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III—IV классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению [8].
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам — такое отношение, которое он отчетливо может выразить делами и словами. Возникновение внутренней позиции становится переломным моментом в дальнейшей судьбе ребенка, определяя собой начало его индивидуального, относительно самостоятельного личностного развития. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.
Таким образом, младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензетивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [13].
1.2. Особенности физического развития детей 6-11 лет, занимающихся спортивными танцами
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья [1].
  • касается в первую очередь нервной системы, её опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие методы работы с детьми.
Спортивный бальный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Он активно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и приближается в этом качестве к таким физическим нагрузкам, как ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д.[9].
Комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную сферу делают спортивный бальный танец привлекательным для устранения и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность.
Для того, чтобы разобраться в механизме воздействия на организм ребенка в процессе занятий спортивными бальными танцами необходимо уточнить следующие понятии как «физическое развитие» детей, «двигательная активность» и другие.
Под физическим развитием понимаются качественные изменения в детском организме, заключающиеся в усложнении его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, усложнения их взаимоотношений и процессов регуляции[10].
Закономерные возрастные изменения затрагивают все уровни организации организма: биохимический, морфологический, функциональный, психический и т.д. В процессе индивидуального развития организм человека изменяется как единое целое. Его структура и функциональные особенности обусловлены взаимодействием всех органов и систем. Именно поэтому интегральными показателями онтогенеза могут служить рост и изменение формы, пропорций тела, специфическая морфо-функциональная дифференцировка физиологических систем и психических процессов .
Координация и есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движения, т. е. превращение их в управляемые системы [9].
  • каждом движении используются лишь некоторые из степеней свободы, но ЦНС должна постоянно контролировать (ограничивать) все остальные, чтобы обеспечить устойчивость позы. На конечный результат движения влияют не только силы, развиваемые мышцами, но и силы инерции масс участков тела, вовлекаемых в движение, эластическое сопротивление мышц-антагонистов и связок. Движение смещает различные звенья двигательного аппарата и положения тела, а, следовательно, по ходу движения изменяются моменты упомянутых сил. следствие изменения суставных углов меняются и моменты мышечных сил. На ход движения влияет также сила тяжести звеньев тела, моменты которой также меняются в процессе движения. По чувствительным нервам всевозможных специальностей: осязательным, зрительным, нервам мышечно-суставной чувствительности, вестибулярным нервам уха, несущим сигналы, связанные с чувством равновесия и т. д., — текут непрерывные корректировочные потоки сигналов к мозгу, уведомляющие его, так ли течет начатое движение, как оно было спланировано, и в каком смысле требуются поправки. Каждая мышца, сокращаясь по ходу движения, раздражает этим какой-нибудь из чувствительных аппаратов, который немедленно сигнализирует об этом мозгу. Каждый залп двигательных импульсов, прибывающих из мозга в мышцу, оказывается прямой причиной нового залпа импульсов, текущих уже в обратную сторону — от чувствительного аппарата в мозг. Там этот поток чувствительных сигналов преобразуется в соответствующие коррекции к движению, т. е., в свою очередь, является причиной возникновения новых двигательных импульсов, исправленных и дополненных, снова мчащихся из мозга в нужные мышцы. Перед нами, таким образом, замкнутый кольцевой процесс [3].
Не мышечные силы вмешиваются в процесс движения и делают необходимым. Непрерывное согласование с ними деятельности мышечного аппарата. Все описанное выше делает принципиально необходимым участие в управлении движениями коррекций по ходу движения на основании показаний рецепторов [10].
Для повседневной оценки физического развития детей в процессе педагогической деятельности достаточно учитывать основные антропометрические показатели: длину и массу тела, которые на разных этапах онтогенеза меняются с разной интенсивностью.
Таким образом, важной особенностью физического развития является не только определение всех его возрастных изменений, но и учета диалектического взаимодействия наследственных, социальных и социально-экологических факторов.
Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма [11].
Спортивный бальный танец - сложно координированный вид спорта. Особенностью мастерства в данном виде спорта является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали.
  • танце физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию координационных способностей.
Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие [4].
  • общем, виде под координационными способностями понимаются возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия.
Координационные способности включают в себя:
- ориентацию в пространстве;
- точность воспроизведения движения по пространственным, силовым и временным параметрам;
Координационные способности делятся на общие, специальные и специфические виды. К важнейшим, специфически проявляющимся, координационные способности в предметно-практической и спортивной деятельности человека относятся:
- способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве);
- способности к ориентированию в пространстве;
- способность сохранять равновесие;
- чувство ритма;
- способность к перестроению двигательных действий;
- статокинетическая устойчивость;
- способность к произвольному мышечному расслаблению [13].
Физическая нагрузка на организм ребенка во время тренировки юных танцоров по своей плотности и интенсивности практически равняется нагрузке юных спортсменов. Всем известно о влиянии двигательной активности на здоровье школьников. Между суточной двигательной активностью и здоровьем школьников существует тесная взаимосвязь. Дефицит движения, или гипокинезия, вызывает многообразные морфологические и функциональные изменения организма. Но для танцовщиков характерна гиперкинезия - чрезмерная двигательная активность. Характерная и основная причина этому - ранняя специализация детей в танце и высокая плотность физической нагрузки на тренировке [15].
Для гиперкинезии (также как и для гипокинезии) характерен специфический комплекс функциональных нарушений и изменений состояния здоровья ребенка, особенно на фоне переутомления, сталкиваться с таким распространённым явлением среди детей.
  • время приёма учащихся в танцевальную школу часто приходится как нарушение осанки. В таком случае сами занятия спортивными бальными танцами являются важным коррегирующим фактором телосложения.
Однако, в результате напряженных нагрузок в организме происходит ряд закономерных изменений: уменьшение его энергетических, ферментных и пластических ресурсов, изменение химизма крови, накопление продуктов распада и т. д. Все это ведет к изменению общего состояния занимающихся, появлению чувства усталости, падению работоспособности. Например, тазобедренный сустав юного танцовщика имеет гораздо более высокую амплитуду движений, чем у других людей и значительную выворотность ног. Выворотность — основное условие исполнения танца, вырабатывается упорным трудом с юных лет. Большая выворотность ног достигается благодаря наличию врожденной неглубокой вертлужной впадины, хорошей супинации бедра и голени в коленном суставе, расслаблению пронаторов бедра. Сильный наклон таза ведет к появлению поясничного лордоза, в результате возникает быстрое утомление мышц и патологические изменения. Наклон таза кзади делает спину плоской [12].
Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию апломба – устойчивости в большом разнообразии поз и движений танца. У большинства юных танцоров наблюдается сглаживание грудного кифоза и поясничного лордоза. Спина ровная, с красивыми прямыми линиями.
Стопа – наиболее вариабельный отдел скелета, здесь могут встречаться и сверхкомплектные кости. При занятиях спортивными бальными танцами большую нагрузку несут нижние конечности. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы.
Таким образом, уровень двигательной активности при занятиях спортивными бальными танцами, способствует нормальному росту, физическому развитию и сохранению и укреплению здоровья. Т. к. «Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечнососудистой систем», – писал академик В.В. Парин в 1969 году. Оздоровительный и профилактический и коррекционный эффект спортивных бальных танцев неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Современные учения показали, что существует тесная взаимосвязь между деятельностью двигательного аппарата, скелетных мышц и физическим развитием ребенка. Оценка функциональных резервов системы кровообращения при предельных физических нагрузках у лиц с различным уровнем физического состояния показывает: люди со средним уровнем физического развития (и ниже среднего) обладают минимальными функциональными возможностями, граничащими с патологией, их физическая работоспособность ниже 75%. Напротив, хорошо тренированные люди с высоким физического развития по всем параметрам соответствуют критериям физиологического здоровья, их физическая работоспособность достигает оптимальных величин или превышает их [3].
1.3. Методы развития физических качеств в спортивных танцах
Спортивные танцы - это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выражения движением. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставку спортивные, вопрос развития спортивно-технического мастерства танцоров, как одного из компонентов общей системы подготовки, активно обсуждается среди преподавателей и учеников [5].
В теории и методике спортивной тренировки говорится, что значение развития спортивно-технической мастерства очень велико на начальном этапе многолетней спортивной подготовки, когда закладывается база для развития всех компонентов спортивного мастерства, и решаются многие задачи физического воспитания, укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, обучение технике и скорости. Танец состоит из упражнений, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений. Для этих упражнений характерны разнообразные сложнокоординированные действия, требующие определенной функциональной и физической подготовленности.
Одна из важнейших задач - это содействие гармоничному формированию организма и всестороннее развитие способностей, как физических так и скоростных. Методологические основы исследований, направленных на учёт возрастной динамики специальной подготовленности, базируются на результатах изучения адаптивных реакций организма на тренировочные и соревновательные нагрузки. Интегральным показателем эффективности адаптивных реакций организма, безусловно, являются спортивно-технический результат и проявления функциональных возможностей, то есть данные, на основе которых осуществляются педагогические методы управления тренировочным процессом. Поэтому изучение динамики физических и интеллектуальных способностей, связанной с систематическими занятиями спортом - важная задача при управлении тренировочным процессом В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют проявления быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности [11].
Выделяют два основных подхода в тренировке ловкости.
Первый направлен преимущественно на накопление разных двигательных навыков и умений, а второй - на улучшение способности перестраивать двигательную деятельность по требованиям меняющейся обстановки. Улучшение ловкости во многом зависит от повышения точности восприятия собственных движений в пространстве и времени, т.е. от восприятия чувства времени и чувства пространства которые оказывают положительное воздействие на состояние двигательного анализатора. Общее понятие «ловкость» конкретизируется более узким понятием «координационные способности». Первоначальный смысл понятия означает согласование, соподчинение, приведение в соответствие. Исходя из этого, координационные способности танцора выполняют важную функцию в управлении его движениями, а именно: согласование, упорядочение разнообразных двигательных действий человека в единое целое соответственно поставленной двигательной задаче. Под координационными способностями понимаются: способность целесообразно строить целостные двигательные акты, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям изменяющейся обстановки. Координационные способности включают в себя 3 основные составляющие: Пространственная точность, проявляющаяся как ориентация в пространстве относительно определенных направлений; как точность воспроизведения заданного угла поворота; как воспроизведение амплитуды движения различных частей тела относительно друг друга. Силовая точность, которая заключается в точности воспроизведения мышечных усилий; дифференциация мышечных усилий в зависимости от внешних условий и усилий партнера. Временная точность, проявляется в точности воспроизведения временных отрезков. При развитии координационных способностей ставится общая задача: оптимизация процесса развития координационных способностей применительно к требованиям спортивного бального танца. Частными задачами являются: систематическое обновление «двигательного» опыта танцора; совершенствование функции анализаторов движений к способности целесообразно регулировать мышечные напряжения в определенных пространственно-временных условиях. Координация отличается специальностью, связанной с качественно отличными навыками в различных видах спортивной деятельности. Поэтому координационные способности развиваются в основном теми физическими упражнениями, которые являются характерными для определенного вида спорта. Вместе с тем существуют методы развития координации, которые носят общий характер. Например обучение новым разнообразным движениям с постепенным увлечением их координационной сложности. Этот подход широко применяю на начальном этапе обучения. Осваивая новые упражнения, занимающиеся не только пополняют свой опыт, но и развивают способность образовывать новые формы координации движений. Посредством применения общеподготовительных упражнений при систематическом повышении их координационной сложности, развивается способность к точному выполнению движений. Примерами их могут быть: относительно простые и достаточно сложные упражнения, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела и его частей, в разные стороны; упражнения в равновесии; упражнения, выполняемые с исключением зрительного контроля; задания на максимальную точность воспроизведения ранее выполненных движений.
В качестве методов используются следующие - метод многократного выполнения упражнения с последующим изменением параметров их выполнения и метод «контрастных заданий». Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях, осуществляется главным образом, по таким методическим направлениям: совершенствование точности воспроизведения заданных параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно-технического мастерства. Для чего применяют задания с установкой - точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движения или положения тела. При этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений; совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров.
Совершенствование силовой точности движений предполагает развитие способностей оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях. В качестве средств используются изометрические напряжения и статические напряжения. Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведению определенной величины мышечного усилия или ее изменения с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. На уровне конкурсных танцоров, применяя специальные упражнения, направленные на дифференцирование мышечных усилий, удается сократить время станцовки партнеров в созданных парах, так сказать привести их внутренний потенциал, умения и навыки к общему знаменателю, что необходимо для создания гармоничной пары.
Ведущими физическими качествами и функциональными способностями в исполнении танцев Европейской программы являются силовая выносливость, координационные способности, общая работоспособность и функции внешнего дыхания, а в исполнении танцев Латиноамериканской программы - скоростно-силовые и координационные способности, гибкость, общая работоспособность и функции внешнего дыхания. Физическая подготовка людей занимающихся спортивными танцами на начальном этапе, должна иметь специально организованный и комплексный характер, обеспечивающий развитие физических качеств и функциональных способностей, определяющих результат исполнения танцев Европейской и Латиноамериканской программ. Использование разработанной методики физической подготовки танцоров на этапе специализации, включающей средства общей физической подготовки, специально разработанные комплексы танцевально-прыжковых упражнений, танцевальные комбинации и средства, подобранные с учетом ведущих двигательных, функциональных способностей и специальных технических характеристик движений, а также имеющей строго определенную последовательность реализации средств в ходе каждого цикла занятий в течение года, 3 раза в неделю, занятия легкоатлетическими упражнениями, вовлечение в спортивные соревнования, что позволит достоверно улучшить физическую и техническую подготовленность спортсменов.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ТАНЦЕВ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 6-11 ЛЕТ
2.1. Организация педагогического эксперимента
Исследования проводились на базе Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы № 14 города Мурманска. Период проведения исследования с января по февраль 2017г. В эксперименте принимали участие 12 детей в возрасте 6-11 лет.
Этапы исследования:
Первый этап (январь 2017 г.) был посвящен изучению литературных источников по проблеме, анализу её современного состояния. На этом этапе были сформулированы цель, задачи исследования, определены его методика и организация. Была заимствована система оценки физических качеств у детей 6-11 лет, занимающихся спортивными танцами. Начат эксперимент.
Второй этап (февраль 2017 г.) включал в себя организацию и проведение констатирующего эксперимента, основная цель которого состояла в составлении комплексов упражнений для развития физических качеств и определить их эффективность, математическую обработку полученных материалов, анализ и обобщение результатов исследования, написание и оформление курсовой работы.
2.2. Подготовительные упражнения, направленные на развитие физических качеств
Предложенный материал для детей 6-11 лет состоит в основном из подготовительных упражнений, направленных на развитие у занимающихся физических качеств. Особое внимание уделяется упражнениям, формирующим правильную осанку, пластику и красивую походку. Рекомендуемые упражнения способствуют укреплению свода стопы, развитию подвижности суставов рук и плечевого пояса, увеличению гибкости, ловкости.
Простейшие танцевальные упражнения используются в подготовительной части урока в виде разминки и в конце основной части урока в форме игры с элементами танца.
Основные упражнения:
1.Ходьба:
- на полупальцах, на пятках;
- в полуприседе, в приседе;
- с высоким подниманием бедра;
- строевым шагом;
- спиной вперед;
- со сменой темпа.
2.Бег:
- с высоким подниманием бедра;
- на носках с продвижением вперед;
- спиной вперед с поворотами;
- с захлестыванием голени назад.
3.Выполнение упражнений на равновесие:
- на одной ноге;
- на двух ногах;
- с изменением позиции корпуса;
- без изменения позиции корпуса.
4.Подъемы и спуски:
- на одной ноге;
- на двух ногах;
- за счет работы стопы;
- за счет работы колена;
- с сохранением проекции центра тяжести на переднюю часть стопы;
- с сохранением проекции центра тяжести на каблук;
- подъем с переносом веса с носка на каблук.
5.Отведение и приведение ноги:
- со сгибанием в колене;
- без сгибания в колене;
- с контролем пола носком;
- с контролем пола каблуком;
- махи.
6.Движения корпуса:
- «волна»;
- изгиб, наклон;
- скручивание с нарушением параллельности линий плеч и бедер;
- поворот без изменения позиции опорной стопы;
- контракция – сжатие и растяжение.
Вращения в начальной школе выполняются в виде поворотов на передней части стопы и на каблуке на месте, с продвижением по диагонали, по дуге, по кругу.
Прыжки с элементами спортивных танцев – эффективное средство развития силы, выносливости, координации движений.
2.3. Результаты исследования
Определение эффективности используемых комплексов подготовительных упражнений, направленных на развитие физических качеств у детей 6-11 лет, является важной задачей учебного процесса.
Таблица 1
Контрольное тестирование
№ п/пУчастник
(Фамилия)Компл.
упр. №1Компл.
упр. №2Компл.
упр. №3Компл.
упр. №4Компл.
упр. №5Компл.
упр.
№6
1Олег++++++
2Валерия++++++
3Кирилл+++++-
4Ирина++-+-+
5Елена++++-+
6Евгений+++---
7Дмитрий++++--
8Антонина+++++-
9Анастасия++++++
10Александр+++--+
11Мария+-+--+
12Виктория++++++
В результате выполнения контрольных упражнений были получены следующие данные (Табл. 1), где
(+) - упражнение выполнено
(-) - упражнение не выполнено.
Полученные данные можно представить в виде диаграммы (Рис.1)
Рис.1. Диаграмма с областями результатов контрольного тестирования
Рассматривая представленную диаграмму, видно, что с комплексом упражнений №1 справились все 12 человек – 100%, с комплексом упражнений №2 - 11 человек – 91,6%, комплекс упражнений №3 выполнило 11 человек – 91,6 %, с комплексом упражнений №4 справились 9 человек – 75 % , с комплексом упражнений №5 справились 6 человек – 50% и с комплексом упражнений № 6 справились 8 человек – 66,7 %.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что самый эффективный комплекс упражнений с которым справились все участники эксперимента, №1 , второе место разделили комплексы №2 и № 3, на третьем – комплекс №4 , четвертое место занял комплекс №6 и 5 место комплекс № 5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы позволил изучить возрастные особенности детей в возрасте 6-11 лет. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
В процессе написания курсовой работы, были выявлены физические особенности развития детей в возрасте 6-11 лет, которые необходимо учитывать во время обучения техники выполнения элементов спортивных танцев. Танцевальная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает существенное влияние на темп и качество физического развития. Известно, что танец благодаря постоянным физическим упражнениям, развивает мышцы, придает гибкость и эластичность корпусу, т.е. является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
Спортивный бальный танец - сложно координированный вид спорта. Особенностью мастерства в данном виде спорта является овладение сложной и тонкой координацией движения, умение передавать не только общий характер движения, но и его детали.
  • танце физическая подготовка направлена на гармоническое развитие всех качеств. Большое значение у детей придается воспитанию правильной осанки, исключающей излишний поясничный прогиб, сутулость, косолапость. Однако большее внимание по сравнению с остальными уделяется развитию координационных способностей.
Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.
В ходе написания работы были определены подготовительные упражнения, направленные на развитие физических качеств. Также были описаны наиболее рациональные методы развития физических качеств в спортивных танцах. В качестве методов используются следующие - метод многократного выполнения упражнения с последующим изменением параметров их выполнения и метод «контрастных заданий». Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях, осуществляется главным образом, по таким методическим направлениям: совершенствование точности воспроизведения заданных параметров движений, соответствующих требованиям рациональной техники спортивно-технического мастерства. Для чего применяют задания с установкой - точно и возможно стандартно воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления движения или положения тела. При этом ставится задача по достижению стабильности эталонных параметров движений; совершенствование точности выполняемых движений в соответствии с заданными изменениями параметров.
В процессе написания курсовой работы было установлено, что предложенный материал для детей 6-11 лет состоит в основном из подготовительных упражнений, направленных на развитие у занимающихся физических качеств. Особое внимание уделяется упражнениям, формирующим правильную осанку, пластику и красивую походку. Рекомендуемые упражнения способствуют укреплению свода стопы, развитию подвижности суставов рук и плечевого пояса, увеличению гибкости, ловкости.
В ходе эксперимента была определена эффективность каждого комплекса и математически обоснована. Наиболее эффективным оказался комплекс №1, его освоили все участники эксперимента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ересько, И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии: автореф. дис. . канд. пед. наук / И. Е. Ересько. — Хабаровск, 2005. — 25 с.
2. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учебное пособие для студентов / Ю. А. Ермолаев. М.: Академ Пресс, 2001. - 444 с.
3. Жаворонкова, И. А. Комплектование пар в спортивных бальных танцах (на примере детей 12-15 лет): автореф. дис. . канд. пед. наук / И. А. Жаворонкова.-М., 2007.-23 с.
4. Блинов, Н.Г. Практикум по психофизиологической диагностике [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Блинов, Л.Н. Игишева. - Москва: Физкультура и спорт / учебное пособие, 2000. - 140 с.
5. Коваленко, А. А. Современное состояние научных исследований в спортивных танцах / А. А. Коваленко // Спортивные танцы: бюллетень. № 1 (17): январь-февраль 2001. -М.: РГАФК, 2001.-11-12 с.
6. Кучкин, С. Н. Физиологические особенности детей и подростков / С. Н. Кучкин, В. М. Ченегин, Н. В. Седых. Волгоград: ВГАФК, 2000. - 47 с.
7. Москалева, О. А. Использование игрового метода в музыкально-ритмической подготовке спортсменов-танцоров (на начальном этапе подготовки) / О. А. Москалева, А. А. Коваленко // Спортивные танцы: бюллетень. № 5 (13): июль 2000. М., 2000. - 14-33 с.
8. Назаренко, Л. Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л. Д. Назаренко, Ж. А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. - № 1. - 45-50 с.
9. Обрешкова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учебное пособие / Н. И. Обрешкова, А. С. Петрухин. М.: Академия, 2000. - 376 с.
10. Пидоря, А. М. Основы координационной подготовки спортсменов / А. М. Пидоря, М. А. Годик, А. И. Воронов. Омск: Упринформпечать, 1992.- 73 с.
11. Радюк, В. В. Развитие творческих способностей посредством танцевальных движений / В. В. Радюк // Спортивные танцы: бюллетень. № 6 (14): август 2000. М.: РГАФК, 2000. - 23-26 с.
12. Райский, Б. В. Методические основы силовой подготовки спортсменов в различных видах спорта: учебное пособие / Б. В. Райский. Хабаровск: ДГАФК, 2000.-45 с.
13. Рекутина, Н. В. Игровой и соревновательный методы обучения. Их применение в формировании двигательных навыков и умений / Н. В. Рекутина // Спортивные танцы: бюллетень. № 7 (15): сентябрь-октябрь, 2000. М.: РГАФК, 2000. - 20-23 с.
14. Румба, О. Г. Народно-характерная хореография в системе подготовки специалистов по гимнастике и танцам на паркете: автореф. дис. . канд. пед. наук / О. Г. Румба. Санкт-Петербург, 2006. - 23 с.
15. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для студ. пед. вузов / М. Р. Сапин, 3. Г. Брыскина. М.: Академия, 2000. —456 с.
16. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. — М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.-520 с.
17. Спирина, В. П. Юрко Г. П. Морфофункциональные особенности детского организма / В. П. Спирина // Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / В. П. Спирина, Г. П. Юрко. М.: Медицина, 1978. – 742 с.
18. Суслов, Ф. П. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Ф. П. Суслов, Ж. К. Холодов. М., 1997. - 416 с.
19. Сухарев, А. П. Основные закономерности роста и развития организма. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. П. Сухарев. — М.: Медицина, 1991.-91 с.
20. Уилмор, Дж. Физиология спорта и двигательной активности: пер. с анг. / Дж. Уилмор, Д.Л. Костил. Киев.: Олимпийская литература, 1998. — 502 с.
21. Фарфель, В. С. Двигательные способности / В. С. Фарфель // Теория и практика физической культуры. 1977. - № 2. - 28-30 с.
22. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
23. Фомина, Н. А. Музыкально-двигательная подготовка в системе физического воспитания: учебное пособие / Н. А. Фомина. — Волгоград: ВГАФК,2000. 37 с.
24. Фомина, Н. А. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания дошкольников и младших школьников: учебное пособие / Н. А. Фомина. Волгоград: ВГАФК, 2003. - 204 с.
25. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов. — М.: Академия, 2000. 480 с.
26. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. — М.: Просвещение, 1990. — 318 с.
27. Ченегин, В. М. Медико-биологические основы подготовки юных спортсменов: учебное пособие / В. М. Ченегин. — Волгоград, 1983. — 84 с.
28. Ченегин, В. М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций / В. М. Ченегин. Волгоград, 1991. - 123 с.
29. Ченегин, В. М. Биологические основы тренировок в сложно-координационных видах спорта: учебное пособие / В. М. Ченегин, А. А. Герасимова, С. М. Погудин. -Чайковский, 1994. 72 с.
30. Чикалова, Г. А. Физическая подготовка в групповых упражнениях: методические рекомендации / Г. А. Чикалова, М. В. Фатеева Волгоград: ВГАФК, 1995. - 16 с.



 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет