Изучение исторических личностей на уроках истории
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Изучение исторических личностей на уроках истории»
Оригинальность работы 88%
1. Актуальность темы
В связи с тем, что через понимание и сопереживание судьбам личностей в школьном возрасте лучше усваивается история, обосновывается актуальность темы моей курсовой работы.
Изменения в жизни нашего общества находят отражение в изменениях подходов к содержанию образования, в том числе в пересмотре методики пре-подавания исторической науки, целей и задач обучения. Долгое время на пер-вом плане в преподавании истории рассматривались закономерности обще-ственного развития вне исторической личности. Быт, традиции и нравы, духовная культура и жизнь личности оставались за гранью школьного курса.
При изучении исторических личностей акцент делался не на индивиду-альном своеобразии, уникальности, а на типичных чертах и признаках того или иного класса, представителем которого он являлся. Не обращалось внимания на психологическую характеристику личности, не рассматривались мотивы и нравственные аспекты деятельности.
Поскольку анализируемые статьи и документы стали появляться относи-тельно недавно и становятся объектами изучения учителей, ученых-педагогов и методистов, вариативность учебников, степень изученности проблемы остается еще не на должном уровне.
Очень актуальными для современности становятся изучение роли личности в истории и влияния исторического процесса на ее формирование. Истории не может быть без сильных и выдающихся личностей, как и личности без времени, сформировавшейся в этот период.
2. Степень изученности проблемы
С особой остротой сегодня встает вопрос о том, что такое человек и какова его ценность для исторического развития. Это находит отражение в идущем процессе гуманизации образования, в том числе и предмета истории, требующего изменений в методологических позициях, в поиске содержания информации и в более глубоком соотношении с психологическими возможностями учеников.
Перед учителями остро стоят проблемы в поисках новых методов в изу-чении предмета истории и в самой методике преподавания истории, чтобы ре-шать задачи формирования знаний обучающихся об исторических личностях. Здесь следует отметить, что речь идет не столько об увеличении количества изучаемых персоналий, а о переосмыслении подходов к анализу деятельности выдающихся людей прошлого и какой след они оставили для последующих поколений.
Данные проблемы затронули интерес многих отечественных историков. Например, А.В. Маланичева «Развитие познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности». В своей работе она подробно уделила внимание тому, как теоретически обосновать и внедрить модель и технологию развития познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности.
Так же можно упомянуть В.В. Гуков «История. 5–11 классы: технологии современного урока». В его пособии содержится описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых на современном уроке истории. Кроме этого, в данной работе в полной мере уделяется внимание изучению исторических личностей.
М.С. Ерохина, тоже занималась проблемой изучения исторической лич-ности на уроках истории. В её работе «Историческая личность: современные методики изучения», много внимания уделяется изучению и рассмотрению психологической характеристики исторической личности, мотивы и нравственные аспекты ее деятельности.
Немало важную роль сыграла работа И.В. Изотов «Изучения историче-ских персоналий на уроках истории». Он рассматривал различные варианты, приёмы и методы при изучении исторических личностей на уроках истории.
Что касается труда В.А. Мыскина «Изучение личности исторического деятеля», то здесь, автор огромное внимание уделяет изучению исторической личности, через личную жизнь, индивидуальные черты характера и идеям, к которым придерживался тот или иной исторический деятель.
Одной из использованных работ была «Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей», которую написал М.В. Коротков. В данной работе рассматриваются современные методы, приемы и средства преподавания истории в школе, где также уделено внимание изучению исторических личностей.
Проблема изменения методов изучения исторических личностей была затронута Н.Ю. Никулиной в её работе «Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие». Данное пособие призвано помочь студентам университета и учителям истории познакомиться с теми изменениями, которые происходят в современной школе в сфере исторического образования.
Также об изучении исторических личностей на уроках истории упоминал А.Т. Степанищев, в своей работе «Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов». Пособие содержит концептуальные составляющие обучения истории, теоретические, организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории.
3. Цель исследования
В связи с этим, цель исследования заключается в том, чтобы при рас-смотрении специфики изучения исторических личностей на уроках истории, опираясь на опыт ученых-историков и методическую литературу, продемон-стрировать особенности формирования знаний учащихся при изучении персо-налий.
4. Задачи исследования
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие за-дачи:
- раскрыть понятие «исторической личности»,
- показать важность изучения феномена личности в истории,
- особенности изучения исторической личности на уроках с учетом методики преподавания истории,
- необходимость формирования знаний обучающихся об исторической личности.
5. Объект и предмет исследования
Объектом курсовой работы является вопрос изучения исторических личностей на уроках истории.
Следует подчеркнуть, что по проблеме изучения исторических личностей в истории выделяют несколько основных позиций: формирование знаний происходит поэтапно, оценка личности с разных сторон, через биографию происходит изучение исторического события.
Предметом работы являются вопрос изучения исторических личностей и вопросы методики формирования знаний учащихся на уроках истории.
Для учащегося историческая личность не должна оставаться только име-нем. Для формирования знаний учащихся об исторической личности, предлагается использование алгоритма, базирующегося на смысловых опорах, способствующего для организации умения давать развернутую характеристику исторической личности. Следует подчеркнуть, что при использовании алгоритма происходит не механическое запоминание материала, а осмысленное, позволяющее учащимся самостоятельно анализировать и обобщать факты и формировать мышление.
Единство всех наиболее известных позиций исследователей уже сформи-ровались в современной исторической науке по отношению к историческому материалу, независящего ни от какого времени и мнения. В условиях этой по-зиции историю можно уже воспринимать, как процесс появления и ухода гениев и диктаторов, освободителей и завоевателей, людей разных сословий, в равной мере интересных и влиятельных людей, которые каждый по своему организовал время, в котором он жил и правил, таким, каким оно сформировало их. Для растущего поколения такая история личностей понятнее и ближе к сердцу. А через изучение исторических личностей и исторических событий наша отечественная история становится понятнее и ближе для обучающихся.
6. Методологическая база
При работе над курсовой работой использовались следующие методы исследования:
1. Метод изучения научной литературы (для более полного понимания изучаемой темы в работах ученых);
2. Практическая апробация изученного материала (внедрение собствен-ной разработки на практике);
3. Метод описания (фиксирование данных с помощью научно-понятийного аппарата).
7. Характеристика источников
Используемыми источниками по данной теме стали УМК по истории, а также документы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы школьного исторического образования.
О.С. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». Данный УМК соответствует Федеральному государственному образовательно-му стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные Примерной программой по учебным предметам (История. 5—9 классы) вопросы.
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Этот источник представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
«Историко-культурный стандарт». Данный источник содержит в себе ос-новные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого, сочетающиеся с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и исторических источников. Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.
8. Гипотеза
Рассмотрение педагогической и методической литературы предоставило возможность выделить рабочую гипотезу:
- изучение исторических личностей на уроках истории будет результа-тивным, если будет делаться отбор информации, который позволит раскрыть не только вклад в историю, но и биографические данные: детство, учебу, черты характера;
- применение на уроках истории различных методов и приемов позволит осветить личность с разных сторон;
- на уроках истории должна отсутствовать однобокость в оценке лично-сти, в зависимости от идеологии и политического строя;
- нельзя искусственно отгораживать деятельность личности от деятельности всего народа.
9. Структура работы
Работа включает введение, две главы с подразделами, заключения, списка использованной литературы, приложения.
10. Основные положения, которые были вынесены на защиту
1. Изучение исторических личностей должно происходить с использова-нием алгоритма ее характеристики, в основу которой положены смысловые опоры, где строится система знаний о данной личности.
2. Вопрос о роли личности должен рассматриваться в аспекте проблемы законов истории и определяться законами развития общества.
3. Поэтапный подход формирования знаний об исторической личности будет содействовать глубокому и осмысленному усвоению материала, и повы-шать интерес к истории.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ…………………………………….................................
10
1.1. Понятие «Историческая личность»………………………....................... 12
1.2.Важность изучения феномена личности в истории................................. 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………….
19
2.1. Методические особенности изучения исторической личности на уроках истории……………………………......................................................
21
2.2 . Формирование знаний об исторической личности................................ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуков, В.В. История. 5–11 классы: технологии современного урока / В.В. Гукова. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 207 с.
2. Ерохина, М.С. Историческая личность: современные методики изуче-ния / М.С. Ерохина // Преподавание истории в школе. – М.: ПИШ, 1996. – №6. С.50-52.
3. Изотов, И.В. Изучения исторических персоналий на уроках истории / И. В. Изотов // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 315-317.
4. Колосков, Н.Г. Формирование умений оценивать исторические факты / Н.Г. Колосков // Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. – М.: Мысль, 1998 г. – С. 96-99.
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной ис-тории. Историко-культурный стандарт. – М.: Просвещение, 2020. – 136 с.
6. Короткова, М.В. Методика преподавания истории в школе. Практиче-ское пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 270 с.
7. Маланичева, А.В. Развитие познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности: диссертации кандидата педагогических наук / А.В. Маланичева. – Барнаул.: гос. пед. ун-т., 2008. – 214 с.
8. Мыскин, В.А. Изучение личности исторического деятеля / В.А Мыскин // Преподавание истории в школе. – М.: ПИШ, 1991. – № 4. – С. 145.
9. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Н.Ю. Никулина. – Калининград.: Калинингр. ун-т., 2000. – 95 с.
10. Прохорова, Г.А. Современные подходы в преподавании истории: материалы международного семинара / Г.А. Прохорова. – СПб.: Образование, 2005. – 75 с.
11. Сороко-Цюпа, О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2010. – 303 с.
12. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2003. – 204 с.
13. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2000. – 318 с.
14. Студеникин, М.Т. Конспекты уроков учителя истории / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2003. – 238 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с.
16. Яценко, Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. – СПб.: Лань, 1999. – 528 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перемены, которые происходят сегодня в методике преподавания исто-рии, порождены пересмотром образовательного процесса, который освобождается от сложившихся стереотипов в осознании исторических событий и процессов. Открываются позитивные возможности для решения проблемы формирования знаний учащихся об исторических личностях. Все-таки, эта проблема еще стоит остро и возбуждает искать подходы к ее решению.
Упомянутая в учебнике историческая личность должна подаваться в из-ложении учителя с разных сторон, а не оставаться только именем. Мало пользы приносят длинные перечни персоналий в некоторых учебниках. Личность должна быть показана как живая личность, со своим характером, чертами внешнего и внутреннего облика, конкретными штрихами биографических данных.
Средствами наглядности могут быть портрет или сюжетная иллюстрация, отзывы и воспоминания современников, собственные мемуары самого исторического деятеля, в которых освещены основные черты личности, детские годы жизни, полученное образование и дальнейшая деятельность.
Методика преподавания истории, ее методы и формы на сегодняшний день разнообразны при изучении исторической личности. Посредством применения рассмотренных в работе методик решается ряд важных проблем, на которые должна быть направлена деятельность педагога и ученика в ходе учебного процессе:
- учащиеся знакомятся со справочной и научно-популярной литературой;
- правомерность существования различных точек зрения на историческую личность;
- ориентация на развитие творческого мышления;
- формируется умение выделять главное, мотивирует на размышление, умение оценивать события и деятельность исторической личности, умение сравнивать и рассуждать, умение доказывать и делать выводы; умение ориен-тироваться в историческом материале;
- формируются, развиваются и закрепляются навыки и умения - запоми-нания, закрепления и повторения материала, развитие зрительной памяти и воображения, умение выстраивать свои действия по заданному алгоритму.
Все это побуждает учащихся к познавательной активности:
- использование накопленных знаний и свой опыт;
- формируется личностное отношение к историческим личностям и событиям, помогающее воспитанию у учащихся нравственных качеств личности и выработке собственной жизненной позиции;
- возрастает интерес к предмету, удельный вес самостоятельной творче-ской работы учащихся возрастает
В современных условиях на учителя истории возложена миссия – это развитие активной, всесторонне развитой, нравственной, интеллектуальной и психологически подготовленной личности, который в состоянии будет готова выполнять важные государственные задачи. Причем, независимо, от рода дея-тельности, будь он врач, электрик, работник торговли или руководитель. Должно проявиться осознание своего места и роли в историческом процессе как индивида. Для этого необходимо на каждом уроке истории продемонстрировать ученикам, что историю творят не только деятели, но и простые люди, то есть каждый на своем месте.
У учащихся необходимо воспитывать уважение другу к другу, не зависимо от родословной и капитала, ценность самого себя как личность.
В настоящий момент можно наблюдать нарастающую потребность в идеалах, героях, образах, кому хочется подражать и на кого хочется ровняться. Противоречивые общественные процессы, быстрая смена ситуаций, ломка традиционных ценностей и появления негативной информации сформировало в обществе некий вакуум.
Таким образом, возникает необходимость в переосмыслении методов преподавания истории, в необходимости личностного подхода в учебном процессе, в ликвидации обезличивания истории и поверхностного обзорного преподавания истории.
Оригинальность работы 88%
1. Актуальность темы
В связи с тем, что через понимание и сопереживание судьбам личностей в школьном возрасте лучше усваивается история, обосновывается актуальность темы моей курсовой работы.
Изменения в жизни нашего общества находят отражение в изменениях подходов к содержанию образования, в том числе в пересмотре методики пре-подавания исторической науки, целей и задач обучения. Долгое время на пер-вом плане в преподавании истории рассматривались закономерности обще-ственного развития вне исторической личности. Быт, традиции и нравы, духовная культура и жизнь личности оставались за гранью школьного курса.
При изучении исторических личностей акцент делался не на индивиду-альном своеобразии, уникальности, а на типичных чертах и признаках того или иного класса, представителем которого он являлся. Не обращалось внимания на психологическую характеристику личности, не рассматривались мотивы и нравственные аспекты деятельности.
Поскольку анализируемые статьи и документы стали появляться относи-тельно недавно и становятся объектами изучения учителей, ученых-педагогов и методистов, вариативность учебников, степень изученности проблемы остается еще не на должном уровне.
Очень актуальными для современности становятся изучение роли личности в истории и влияния исторического процесса на ее формирование. Истории не может быть без сильных и выдающихся личностей, как и личности без времени, сформировавшейся в этот период.
2. Степень изученности проблемы
С особой остротой сегодня встает вопрос о том, что такое человек и какова его ценность для исторического развития. Это находит отражение в идущем процессе гуманизации образования, в том числе и предмета истории, требующего изменений в методологических позициях, в поиске содержания информации и в более глубоком соотношении с психологическими возможностями учеников.
Перед учителями остро стоят проблемы в поисках новых методов в изу-чении предмета истории и в самой методике преподавания истории, чтобы ре-шать задачи формирования знаний обучающихся об исторических личностях. Здесь следует отметить, что речь идет не столько об увеличении количества изучаемых персоналий, а о переосмыслении подходов к анализу деятельности выдающихся людей прошлого и какой след они оставили для последующих поколений.
Данные проблемы затронули интерес многих отечественных историков. Например, А.В. Маланичева «Развитие познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности». В своей работе она подробно уделила внимание тому, как теоретически обосновать и внедрить модель и технологию развития познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности.
Так же можно упомянуть В.В. Гуков «История. 5–11 классы: технологии современного урока». В его пособии содержится описание элементов различных педагогических технологий, методов и приемов, применяемых на современном уроке истории. Кроме этого, в данной работе в полной мере уделяется внимание изучению исторических личностей.
М.С. Ерохина, тоже занималась проблемой изучения исторической лич-ности на уроках истории. В её работе «Историческая личность: современные методики изучения», много внимания уделяется изучению и рассмотрению психологической характеристики исторической личности, мотивы и нравственные аспекты ее деятельности.
Немало важную роль сыграла работа И.В. Изотов «Изучения историче-ских персоналий на уроках истории». Он рассматривал различные варианты, приёмы и методы при изучении исторических личностей на уроках истории.
Что касается труда В.А. Мыскина «Изучение личности исторического деятеля», то здесь, автор огромное внимание уделяет изучению исторической личности, через личную жизнь, индивидуальные черты характера и идеям, к которым придерживался тот или иной исторический деятель.
Одной из использованных работ была «Методика преподавания истории в школе. Практическое пособие для учителей», которую написал М.В. Коротков. В данной работе рассматриваются современные методы, приемы и средства преподавания истории в школе, где также уделено внимание изучению исторических личностей.
Проблема изменения методов изучения исторических личностей была затронута Н.Ю. Никулиной в её работе «Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие». Данное пособие призвано помочь студентам университета и учителям истории познакомиться с теми изменениями, которые происходят в современной школе в сфере исторического образования.
Также об изучении исторических личностей на уроках истории упоминал А.Т. Степанищев, в своей работе «Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов». Пособие содержит концептуальные составляющие обучения истории, теоретические, организационные и методические основы учебных занятий, общие и видовые методы преподавания и изучения истории.
3. Цель исследования
В связи с этим, цель исследования заключается в том, чтобы при рас-смотрении специфики изучения исторических личностей на уроках истории, опираясь на опыт ученых-историков и методическую литературу, продемон-стрировать особенности формирования знаний учащихся при изучении персо-налий.
4. Задачи исследования
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие за-дачи:
- раскрыть понятие «исторической личности»,
- показать важность изучения феномена личности в истории,
- особенности изучения исторической личности на уроках с учетом методики преподавания истории,
- необходимость формирования знаний обучающихся об исторической личности.
5. Объект и предмет исследования
Объектом курсовой работы является вопрос изучения исторических личностей на уроках истории.
Следует подчеркнуть, что по проблеме изучения исторических личностей в истории выделяют несколько основных позиций: формирование знаний происходит поэтапно, оценка личности с разных сторон, через биографию происходит изучение исторического события.
Предметом работы являются вопрос изучения исторических личностей и вопросы методики формирования знаний учащихся на уроках истории.
Для учащегося историческая личность не должна оставаться только име-нем. Для формирования знаний учащихся об исторической личности, предлагается использование алгоритма, базирующегося на смысловых опорах, способствующего для организации умения давать развернутую характеристику исторической личности. Следует подчеркнуть, что при использовании алгоритма происходит не механическое запоминание материала, а осмысленное, позволяющее учащимся самостоятельно анализировать и обобщать факты и формировать мышление.
Единство всех наиболее известных позиций исследователей уже сформи-ровались в современной исторической науке по отношению к историческому материалу, независящего ни от какого времени и мнения. В условиях этой по-зиции историю можно уже воспринимать, как процесс появления и ухода гениев и диктаторов, освободителей и завоевателей, людей разных сословий, в равной мере интересных и влиятельных людей, которые каждый по своему организовал время, в котором он жил и правил, таким, каким оно сформировало их. Для растущего поколения такая история личностей понятнее и ближе к сердцу. А через изучение исторических личностей и исторических событий наша отечественная история становится понятнее и ближе для обучающихся.
6. Методологическая база
При работе над курсовой работой использовались следующие методы исследования:
1. Метод изучения научной литературы (для более полного понимания изучаемой темы в работах ученых);
2. Практическая апробация изученного материала (внедрение собствен-ной разработки на практике);
3. Метод описания (фиксирование данных с помощью научно-понятийного аппарата).
7. Характеристика источников
Используемыми источниками по данной теме стали УМК по истории, а также документы и нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы школьного исторического образования.
О.С. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». Данный УМК соответствует Федеральному государственному образовательно-му стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные Примерной программой по учебным предметам (История. 5—9 классы) вопросы.
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Этот источник представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
«Историко-культурный стандарт». Данный источник содержит в себе ос-новные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого, сочетающиеся с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и исторических источников. Историко-культурный стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.
8. Гипотеза
Рассмотрение педагогической и методической литературы предоставило возможность выделить рабочую гипотезу:
- изучение исторических личностей на уроках истории будет результа-тивным, если будет делаться отбор информации, который позволит раскрыть не только вклад в историю, но и биографические данные: детство, учебу, черты характера;
- применение на уроках истории различных методов и приемов позволит осветить личность с разных сторон;
- на уроках истории должна отсутствовать однобокость в оценке лично-сти, в зависимости от идеологии и политического строя;
- нельзя искусственно отгораживать деятельность личности от деятельности всего народа.
9. Структура работы
Работа включает введение, две главы с подразделами, заключения, списка использованной литературы, приложения.
10. Основные положения, которые были вынесены на защиту
1. Изучение исторических личностей должно происходить с использова-нием алгоритма ее характеристики, в основу которой положены смысловые опоры, где строится система знаний о данной личности.
2. Вопрос о роли личности должен рассматриваться в аспекте проблемы законов истории и определяться законами развития общества.
3. Поэтапный подход формирования знаний об исторической личности будет содействовать глубокому и осмысленному усвоению материала, и повы-шать интерес к истории.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….... 3
1. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ…………………………………….................................
10
1.1. Понятие «Историческая личность»………………………....................... 12
1.2.Важность изучения феномена личности в истории................................. 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………….
19
2.1. Методические особенности изучения исторической личности на уроках истории……………………………......................................................
21
2.2 . Формирование знаний об исторической личности................................ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… 35
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гуков, В.В. История. 5–11 классы: технологии современного урока / В.В. Гукова. – Волгоград.: Учитель, 2009. – 207 с.
2. Ерохина, М.С. Историческая личность: современные методики изуче-ния / М.С. Ерохина // Преподавание истории в школе. – М.: ПИШ, 1996. – №6. С.50-52.
3. Изотов, И.В. Изучения исторических персоналий на уроках истории / И. В. Изотов // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 315-317.
4. Колосков, Н.Г. Формирование умений оценивать исторические факты / Н.Г. Колосков // Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе. – М.: Мысль, 1998 г. – С. 96-99.
5. Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной ис-тории. Историко-культурный стандарт. – М.: Просвещение, 2020. – 136 с.
6. Короткова, М.В. Методика преподавания истории в школе. Практиче-ское пособие для учителей / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 270 с.
7. Маланичева, А.В. Развитие познавательной мотивации учащихся в процессе изучения исторической личности: диссертации кандидата педагогических наук / А.В. Маланичева. – Барнаул.: гос. пед. ун-т., 2008. – 214 с.
8. Мыскин, В.А. Изучение личности исторического деятеля / В.А Мыскин // Преподавание истории в школе. – М.: ПИШ, 1991. – № 4. – С. 145.
9. Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Н.Ю. Никулина. – Калининград.: Калинингр. ун-т., 2000. – 95 с.
10. Прохорова, Г.А. Современные подходы в преподавании истории: материалы международного семинара / Г.А. Прохорова. – СПб.: Образование, 2005. – 75 с.
11. Сороко-Цюпа, О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2010. – 303 с.
12. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории. Учебное пособие для студентов / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2003. – 204 с.
13. Степанищев, А.Т. Методический справочник учителя истории / А.Т. Степанищев. – М.: Владос, 2000. – 318 с.
14. Студеникин, М.Т. Конспекты уроков учителя истории / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2003. – 238 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с.
16. Яценко, Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н.Е. Яценко. – СПб.: Лань, 1999. – 528 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перемены, которые происходят сегодня в методике преподавания исто-рии, порождены пересмотром образовательного процесса, который освобождается от сложившихся стереотипов в осознании исторических событий и процессов. Открываются позитивные возможности для решения проблемы формирования знаний учащихся об исторических личностях. Все-таки, эта проблема еще стоит остро и возбуждает искать подходы к ее решению.
Упомянутая в учебнике историческая личность должна подаваться в из-ложении учителя с разных сторон, а не оставаться только именем. Мало пользы приносят длинные перечни персоналий в некоторых учебниках. Личность должна быть показана как живая личность, со своим характером, чертами внешнего и внутреннего облика, конкретными штрихами биографических данных.
Средствами наглядности могут быть портрет или сюжетная иллюстрация, отзывы и воспоминания современников, собственные мемуары самого исторического деятеля, в которых освещены основные черты личности, детские годы жизни, полученное образование и дальнейшая деятельность.
Методика преподавания истории, ее методы и формы на сегодняшний день разнообразны при изучении исторической личности. Посредством применения рассмотренных в работе методик решается ряд важных проблем, на которые должна быть направлена деятельность педагога и ученика в ходе учебного процессе:
- учащиеся знакомятся со справочной и научно-популярной литературой;
- правомерность существования различных точек зрения на историческую личность;
- ориентация на развитие творческого мышления;
- формируется умение выделять главное, мотивирует на размышление, умение оценивать события и деятельность исторической личности, умение сравнивать и рассуждать, умение доказывать и делать выводы; умение ориен-тироваться в историческом материале;
- формируются, развиваются и закрепляются навыки и умения - запоми-нания, закрепления и повторения материала, развитие зрительной памяти и воображения, умение выстраивать свои действия по заданному алгоритму.
Все это побуждает учащихся к познавательной активности:
- использование накопленных знаний и свой опыт;
- формируется личностное отношение к историческим личностям и событиям, помогающее воспитанию у учащихся нравственных качеств личности и выработке собственной жизненной позиции;
- возрастает интерес к предмету, удельный вес самостоятельной творче-ской работы учащихся возрастает
В современных условиях на учителя истории возложена миссия – это развитие активной, всесторонне развитой, нравственной, интеллектуальной и психологически подготовленной личности, который в состоянии будет готова выполнять важные государственные задачи. Причем, независимо, от рода дея-тельности, будь он врач, электрик, работник торговли или руководитель. Должно проявиться осознание своего места и роли в историческом процессе как индивида. Для этого необходимо на каждом уроке истории продемонстрировать ученикам, что историю творят не только деятели, но и простые люди, то есть каждый на своем месте.
У учащихся необходимо воспитывать уважение другу к другу, не зависимо от родословной и капитала, ценность самого себя как личность.
В настоящий момент можно наблюдать нарастающую потребность в идеалах, героях, образах, кому хочется подражать и на кого хочется ровняться. Противоречивые общественные процессы, быстрая смена ситуаций, ломка традиционных ценностей и появления негативной информации сформировало в обществе некий вакуум.
Таким образом, возникает необходимость в переосмыслении методов преподавания истории, в необходимости личностного подхода в учебном процессе, в ликвидации обезличивания истории и поверхностного обзорного преподавания истории.