Изучение миграции населения в Зарубежную Европу средствами технологии проблемного обучения
Описание работы
Работа пользователя Tanaya0223
Актуальность темы исследования определяется ростом социальной значимости миграционных процессов в современном мире. Миграция всегда играла важную роль в истории человечества. Именно миграции привели к тому, что население людей когда-то оставило точку своего возникновения на планете, и расселилось на всем земном шаре. Они обусловили формирование разных народов и культур, расовое, этническое и языковое разнообразие современного мира. Они способствовали распространению самых успешных технологий, экономических и культурных инноваций по всему миру. Кроме того, крупные миграции почти всегда были военно-политическим явлением, которое шокировало общественно-политический порядок, сложившийся в обширных регионах. Крупномасштабные миграции, связанные с заселением малонаселенных или малонаселенных районов, только недавно стали относительно мирными. Даже сегодня миграция оказывает огромное влияние на современное экономическое, социальное, культурное и политическое развитие человечества. Единственное отличие состоит в том, что результаты этого влияния отражались на протяжении тысячелетий, в лучшем случае на протяжении веков, теперь историческое время резко сократилось, и изменения, вызванные миграцией, происходят прямо на наших глазах. Сейчас политики и исследователи движутся навстречу друг другу, но эти движения плохо скоординированы и часто не стыкуются между ними.
В настоящее время в мире насчитывается около 200 миллионов мигрантов, и проблемы и возможности, связанные с миграцией, активно обсуждаются политиками и простыми людьми во всем мире. Как выразился Борис Альтнер (журнал Neue Zeiten) «...мы могли бы назвать XXI век "веком мигрантов"[28].
Миграции населения были характерны для Европы всегда. В эпоху колонизации Европа являлась миграционным донором: огромное число людей переселилось в Новый Свет, Африку, Азию. Первая и вторая мировые войны послужили причиной перекраивания границ и, как следствие, активизации внутриевропейских миграций. Затем последовал распад СССР и социалистического лагеря. И вот в XXI веке новая волна миграций захлестнула Европу. В 2014-2015 годах Европа столкнулась с явлением, которое получило название миграционный кризис. В европейские страны устремились нелегальные мигранты из государств Африки и Ближнего Востока. Если в 2000-2010 годах в Европу нелегально приезжало по 20-25 тыс. человек в год, то в 2014 году, по данным МОМ, в Европу прибыли 900 тыс. человек, в 2015 году - 1,048 млн человек (по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex, 1,8 млн) [13 ].
Таким образом, неожиданно для многих, сегодня миграции снова вырастают в актуальнейшую политическую проблему всемирного масштаба, которая требует и политических ответов. Но одновременно это вызов и исследователям, которые должны осмыслить причины и перспективы надвигающегося миграционного взрыва, равно как и возможности максимального упреждения неизбежно связанных с ним огромных политических рисков.
Степень изученности. Эта проблема в последнее время стала предметом научного анализа многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как: К. Колдуэлл, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис, Ионцев В А., Хореев Б.С., Жукова H.H, Ромодановский, К.О. и многие другие.
Указанными учеными освещены подходы к разработке теоретико-методологической базы исследования трудовой миграции населения и вынужденных беженцев, должным образом раскрыта сущность явления миграции, ее типологизация, закономерности, специфика и особенности проявления в различных экономических условиях. Однако ситуация с беженцами и мигрантами постоянно и динамично изменяется, что обуславливает необходимость постоянного внимания к этой проблеме.
Проблема исследования работы является: Какие методы позволяют наиболее успешно изучить миграционные процессы в мире и Российской Федерации.
Целью исследования является анализ современных миграционных процессов в Европе, попытка прогноза их дальнейшего развития и разработка наиболее эффективных методов изучения данной проблемы в школьном курсе географии.
Объектом исследования является миграция как социальный процесс.
Предмет исследования - особенности и специфика протекающих миграционных процессов в Европе на современном этапе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что при регулировании миграционных процессов (Как в Европе, так и в России) необходимо акцентировать внимание в большей степени не на мерах запретительного характера, ограничивающих на законодательном уровне легальный въезд и приводящих к росту нелегальной миграции, а на решении проблемы культурной и экономической адаптации мигрантов.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
В процессе работы были применены следующие методы исследования: статистический, исторический, сравнительно-географический, и картографический.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования на уроках географии в общеобразовательной школе при изучении тем в 9 - 11 классах.
База исследования: МОБУ «Тамар-Уткульская СОШ» Соль-Илецкого района Оренбургской области.
Информационной базой исследования послужили работы зарубежных и отечественных ученых в области международной миграции населения, рынка труда, экономики и демографии, доклады международных организаций.
Основные положения работы были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества», состоявшейся 20 января 2020 г. в г. Иркутск.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В настоящее время в мире насчитывается около 200 миллионов мигрантов, и проблемы и возможности, связанные с миграцией, активно обсуждаются политиками и простыми людьми во всем мире. Как выразился Борис Альтнер (журнал Neue Zeiten) «...мы могли бы назвать XXI век "веком мигрантов"[28].
Миграции населения были характерны для Европы всегда. В эпоху колонизации Европа являлась миграционным донором: огромное число людей переселилось в Новый Свет, Африку, Азию. Первая и вторая мировые войны послужили причиной перекраивания границ и, как следствие, активизации внутриевропейских миграций. Затем последовал распад СССР и социалистического лагеря. И вот в XXI веке новая волна миграций захлестнула Европу. В 2014-2015 годах Европа столкнулась с явлением, которое получило название миграционный кризис. В европейские страны устремились нелегальные мигранты из государств Африки и Ближнего Востока. Если в 2000-2010 годах в Европу нелегально приезжало по 20-25 тыс. человек в год, то в 2014 году, по данным МОМ, в Европу прибыли 900 тыс. человек, в 2015 году - 1,048 млн человек (по данным Агентства ЕС по контролю границ Frontex, 1,8 млн) [13 ].
Таким образом, неожиданно для многих, сегодня миграции снова вырастают в актуальнейшую политическую проблему всемирного масштаба, которая требует и политических ответов. Но одновременно это вызов и исследователям, которые должны осмыслить причины и перспективы надвигающегося миграционного взрыва, равно как и возможности максимального упреждения неизбежно связанных с ним огромных политических рисков.
Степень изученности. Эта проблема в последнее время стала предметом научного анализа многих отечественных и зарубежных исследователей, таких как: К. Колдуэлл, А. Люис, Дж. Фей, Г. Ранис, Ионцев В А., Хореев Б.С., Жукова H.H, Ромодановский, К.О. и многие другие.
Указанными учеными освещены подходы к разработке теоретико-методологической базы исследования трудовой миграции населения и вынужденных беженцев, должным образом раскрыта сущность явления миграции, ее типологизация, закономерности, специфика и особенности проявления в различных экономических условиях. Однако ситуация с беженцами и мигрантами постоянно и динамично изменяется, что обуславливает необходимость постоянного внимания к этой проблеме.
Проблема исследования работы является: Какие методы позволяют наиболее успешно изучить миграционные процессы в мире и Российской Федерации.
Целью исследования является анализ современных миграционных процессов в Европе, попытка прогноза их дальнейшего развития и разработка наиболее эффективных методов изучения данной проблемы в школьном курсе географии.
Объектом исследования является миграция как социальный процесс.
Предмет исследования - особенности и специфика протекающих миграционных процессов в Европе на современном этапе.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что при регулировании миграционных процессов (Как в Европе, так и в России) необходимо акцентировать внимание в большей степени не на мерах запретительного характера, ограничивающих на законодательном уровне легальный въезд и приводящих к росту нелегальной миграции, а на решении проблемы культурной и экономической адаптации мигрантов.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- Рассмотреть причины миграции, основные центры притяжения мигрантов;
- Проанализировать количественные показатели миграционных потоков в Европе;
- Раскрыть современное состояние проблем миграции в Европе, выявить основные пути разрешения миграционного кризиса и возможные последствия для европейских государств.
- Проанализировать состояние проблемы для территории России;
- Разработать методические рекомендации по изучению проблемы миграционных процессов в школе.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследования на уроках географии в общеобразовательной школе при изучении тем в 9 - 11 классах.
База исследования: МОБУ «Тамар-Уткульская СОШ» Соль-Илецкого района Оренбургской области.
Информационной базой исследования послужили работы зарубежных и отечественных ученых в области международной миграции населения, рынка труда, экономики и демографии, доклады международных организаций.
Основные положения работы были опубликованы в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Научно-технический прогресс как механизм развития современного общества», состоявшейся 20 января 2020 г. в г. Иркутск.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.