Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Кандидатский минимум по философии.

Стоимость
200 руб.
Содержание
Теория
Объем
39 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vsesdam
Вопросы кандидатского экзамена по дисциплине
«История и философия науки»

 
Часть 1
1. Современная философия науки: предмет, основные задачи и структура.
2. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
3. Специфика научного познания. Наука и философия. Наука и ис-кусство. Наука и обыденное познание.
4. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
5. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки.
6. Постпозитивистская философия науки. Концепция К. Поппера.
7. Постпозитивистская философия науки. Концепции И. Лакатоса и П. Фейерабенда,
8. Постпозитивистская философия науки. Концепция Т. Куна и М. Полани.
9. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании развития науки.
10. Генезис научного познания. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Становление теоретической науки в античности и организации науки в средневековых университетах.
11. Становление естественных наук в новоевропейской культуре. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
12. Формирование технических и социально-гуманитарных наук.
13. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Институциональная организация науки и ее историческая эволюция.
14. Научное знание как система. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Эмпирические зависимости и факты.
15. Эмпирическое исследование и его структура. Наблюдение, измерение, эксперимент. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Проблема эмпирического базиса теории.
16. Теоретическое исследование и его структура. Теоретические модели. Структура и функции научной теории.
17. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы научного исследования.
18. Научная картина мира и философские основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии и обосновании научного знания.
19. Динамика научного исследования. Взаимодействие научной картины мира и опыта.
20. Гипотетико-дедуктивная концепция развития теоретических знаний. Роль гипотезы в формировании теоретических схем и законов.
21. Процедуры обоснования теоретических схем. Логика открытия и логика оправдания гипотезы.
22. Построение развитых теорий в современной науке. Формирование научной гипотезы и парадигмальные образцы решения задач.
23. Математизация теоретического знания. Математическая гипотеза и интерпретация математического аппарата теории.
24. Феномен научных революций. Проблемы типологии научных революций.
25. Парадоксы и проблемные ситуации как предпосылки научной революции. Философские предпосылки перестройки оснований науки.
26. Научные революции и междисциплинарные взаимодействия.
27. Научная революция как выбор стратегий исследования.
Селективная роль социальных факторов в выборе стратегий исследования.
28. Глобальные научные революции: от классической к постнеклассической науке. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
29. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.
30. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития. Рациональность в современной культуре.
Часть 2
1. Социально-гуманитарное знание: формирование, специфика, структура.
2. Социокультурная обусловленность социально-гуманитарного знания.
3. Российский контекст применения социального знания и смены его парадигм.
4. Науки о природе и социально-гуманитарные науки: сходства и отличия; специфика социально-гуманитарного знания.
5. Общество и человек как объекты познания.
6. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в современной науке.
7. Индивидуальный субъект социально-гуманитарного познания и его особенности.
8. Коллективный субъект социально-гуманитарного познания и формы его существования.
9. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.
11. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
12. Жизнь как феномен искусства и истории.
13. Феномен социального времени и пространства.
14. Время в контексте социально-гуманитарного знания.
15. Пространство в контексте социально-гуманитарного знания.
16. Понятие хронотопа и его роль в социально-гуманитарном познании.
17. Коммуникативность в науках об обществе и культуре.
18. Проблема истинности в социально-гуманитарном знании.
19. Проблема рациональности в социально-гуманитарном знании.
20. Объяснение как функция теории; особенности объяснения в социально-гуманитарных науках.
21. Феномен понимания в социально-гуманитарном знании.
22. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.
23. Особенности объяснения и понимания в отдельных социально-гуманитарных науках (социологии, истории, экономике, юриспруденции, психологии, филологии, культурологии).
24. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках.
25. Вера и верования как компоненты личностного знания; вера и понимание.
26. Соотношение веры и истины в социально-гуманитарном знании.
27. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.
28. Проблема разделения социально-гуманитарных наук; возможные критерии разделения.
30. Роль и значение социально-гуманитарного знания в процессе социальных трансформаций.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет