Клиповое мышление как психологический феномен: описание и способы диагностики
Описание работы
Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Клиповое мышление как психологический феномен: описание и способы диагностики»
Введение
Революция цифровых технологий, произошедшая на рубеже ХХ – ХХI веков, подарила миру новые блага цивилизации. Развитие медиа структур,
расширение их технологических возможностей, глобализация информационного пространства и создание всемирной сети Интернет изменили нашу жизнь, наполнив ее, фактически, неограниченным доступом к информации. Современное общество перешло к новому этапу своего развития – информационному, где именно информация становится одним из главных ресурсов.
Информационные технологии широко применяются в быту,
производстве, в системе образования. Благодаря глобальному информационному пространству, ускоряется процесс коммуникации, межличностного и межкультурного обмена. Нет смысла упоминать обо всех возможностях, которые дает нам жизнь в информационном обществе. Их достаточно много. Однако, процесс вовлечения современного человека в глобальную систему информации, не является однозначным с точки зрения его пользы для психики человека вообще и для его мышления в частности. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, интернет ресурсов у индивида формируется особый тип мышления - «клиповое». Вследствие экспоненциального увеличения количества информации людям приходится трансформировать свои когнитивные стратегии и навыки, и успевать обрабатывать большее число сообщений за меньший промежуток времени.
Серьезная проблема современного человека – фрагментарность мышления. Человек мыслит дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. В этом ему активно помогают СМИ, как «средства мозгового истощения», продвигающие парадигму «клипового мышления», когда на человека сыплется бесконечный поток маленьких, фрагментарных, удобоваримых информационных пакетов.
Надо признать, что современный человек в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв разнородной информации. Часто, эта
4
информация является совершенно избыточной, не нужной человеку. Она «нагружает» каналы восприятия и мышление. У человека просто не хватает ресурсов для обработки и переработки данной информации, и потому клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок. Мышление меняется, подстраивается и адаптируется к новой реальности.
Клиповое мышление – это когнитивный навык, один из способов восприятия окружающей действительности. Возможно, развитие этого навыка осуществляется в ущерб другим, но сама по себе способность к быстрому восприятию и обработке информации может в определенных жизненных ситуациях стать техническим требованием. Сильная сторона поколения, воспитанного в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий – это возросшая способность к многозадачности. Впрочем, трудно отрицать, что платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность и дефицит внимания.
Современный представитель «клиповой культуры» предпочитает визуальные символы и образы, вместо того, чтобы опираться на логику и непротиворечивые схемы, в результате, теряется способность к анализу и
выстраиванию длинных логических цепочек. Окружающий мир воспринимается как набор разрозненных, мало связанных между собой событий и фактов, которые постоянно, сменяют друг друга. Отсутствие контекста, как некоторой смысловой связи между явлениями, фрагментами или событиями, признается одной из основных проблем клипового мышления. Сам по себе клип – это всего лишь форма репрезентации информации, проблемы же начинаются тогда, когда человек пытается интерпретировать и осмыслять полученную информацию. Отсутствие общего контекста в сознании индивида не позволяет получить целостную картинку, опираясь только на разрозненные фрагменты. Контекст и есть то, что связывает между собой фрагменты. Соответственно: нет контекста – нет связи – нет целостной картины восприятия и понимания.
5
Из отсутствия контекста может вытекать еще одна проблема клипового восприятия мира. Полученную информацию невозможно правильно обобщить и систематизировать. Обобщение – это одна из основных операций мышления. Поскольку клиповая культура, в основном, опирается на образы, в мышлении, при выполнении обобщения, могут возникать ошибки.
Кроме того, взаимодействие с большим потоком информации, часто не позволяет глубоко проникнуть в суть происходящего. Это происходит и в силу того, что информация дана в сжатом виде, и по причине ограниченных временных ресурсов для осмысления полученного материала. В итоге информация воспринимается поверхностно и может в значительной степени упрощаться. В самом упрощении нет ничего плохого, если оно произведено корректно без нарушения логики. Некорректное упрощение (нарушающее законы логики) может стать причиной неверного понимания и интерпретации полученной информации.
Проблема взаимодействия индивида с большим объемом информации состоит также еще и в том, что человеку начинает казаться, будто он знает больше, чем на самом деле. Такая «иллюзия знаний» не позволяет правильно оценивать собственные действия, которые на этих знаниях основываются.
Феномен клипового мышления активно обсуждается на интернет-форумах, научных конференциях, страницах газет. Так, В. Костомаров, президент Государственного института русского языка имени В С. Пушкина, утверждает, что в США уже начата работа по предупреждению болезни ADD (Attention Deficit Ddisorder), которая возникает в результате чрезмерного увлечения людей, в частности молодежи, Интернет-технологиями и характеризуется расстройством внимания, люди переживают сложности при чтении книг.
Лингвисты, педагоги и философы (Н. Хомский (N. Chomsky), Д. Кристал (D. Crystal), Х. Энрике (J. Enrique)) утверждают, что, из-за феномена «клиповости» и преобладании электронных источников информации, в ближайшей перспективе весь мир (включая и Россию) придет к тому, что всем
6
жителям Земли будет прививаться только один язык – английский, а большая часть языков отомрет сама собой. Феномены «клипового мышления» и «баннерной слепоты» представлены статьями Т. Скрябиной, О. Грицени, Т. Удовицкой. Работа Т. Скрябиной «Клиповое мышление и способность к обучению: взаимосвязь или взаимоисключаемость» очерчивает негативное влияние «клиповости» в образовании современных студентов и школьников.
Однако, явление «клиповости» в полной мере еще не получило научно обоснованного толкования, исследования феномена нового времени осуществляются, в основном, эмпирическим путем. Вместе с тем, потребность
в научном описании трансформаций мыслительных процессов в деятельности человека, и в поиске путей решения данной проблемы существует.
Таким образом, проблема клипового мышления ведет к изменениям в восприятии человека, а именно к снижению способности к анализу, дефициту внимания и концентрации, а также к снижению обучаемости и падению коэффициента усвоения информации.
Целью исследования является описание проблемы «клиповости» в восприятии информации, способы диагностики ее негативных и позитивных проявлений в восприятии человека, а также путей преодоления негативных следствий и использование позитивных черт для эффективной деятельности человека.
Объект исследования – восприятие человеком информации.
Предметом работы является «клиповость» как вид восприятия в структуре познавательной деятельности.
Цель работы предполагает решение следующих задач исследования:
1. Рассмотреть понятие клипового мышления в современной науке;
2. Изучить теории клипового мышления, которые существуют на сегодняшний день;
3. Провести эмпирическое исследование наличия компонентов «клиповости» в мышлении людей в возрасте от 19 до 35 лет;
7
4. Определить пути преодоления негативных качеств клипового мышления
и эффективного использования его позитивных характеристик.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы – аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный; эмпирические методы – эксперимент, измерение; методы обработки данных – количественный и качественный анализ. При статистической обработке результатов исследования использовались методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены признаки и особенности клипового мышления современного поколения; выявлены педагогические и психологические условия преодоление недостатков клипового мышления; разработаны рекомендации по профилактике развития клипового мышления в молодежной среде.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанны рекомендации по профилактике развития клипового мышления могут быть использованы в практике работы учебных заведений, а также родителями; получены данные, которые могут использоваться при чтении лекций студентам факультетов педагогики, психологии.
Структура работы включает введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключение, приложение и список использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН КЛИПОВОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 8
1.1. Понятия клипового мышления в структуре сознания и восприятия 8
1.2. Теории клипового мышления 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОГО
МЫШЛЕНИЯ 26
2.1. Концепция исследования компонентов клипового мышления как
особенностей восприятия 26
2.2. Задачи, методы и организация…….............................................................32
2.2.1. Тестовая методика П. Торренса…………………………………….………32
2.2.2. Тестовая методика «Круги» Вартега……………………………………….32
2.2.3. Тестовый опросник, разработанный на базе вербального теста Брунера..33
2.2.4. Методика оценочного рассмотрения репродукций Гонсалвеса………….34
2.3. Характеристика выборки 31
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 38
3.1. Результаты экспериментального исследования 388
3.2. Способы преодоления негативных проявлений клипового мышления 44
Заключение 51
Список использованной литературы: 55
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….59
Список использованной литературы
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – С. 110-112.
2. Аршинов В. И., Лебедев М. В. Постнеклассическая рациональность, виртуалистика и информационные технологии / В. И. Аршинов, М. В. Лебедев / Философские науки. – М.: Гуманитарий, 2007. – №7. – С. 9-29.
3. Асмолов А., Семенов А., Уваров А. «Мы ждем перемен» // Дети в информационном обществе. – 2010. - № 5.- С. 74-77.
4. Брыксин В.Г. Клиповое мышление. – [Электронный ресурс], Режим доступа: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ – Загл. с экрана.
5. Вронский О.Г. Научно-инновационная деятельность педагогического вуза: традиции, проблемы, перспективы // Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. / Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, Междунар. академия наук пед. образования. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
2012. - С. 81-84.
6. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2012. – С. 415-420.
7. Карр Н. Делает ли Google нас глупее? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media-ecology.blogspot.ru/2011/03/google.html – Загл. с экрана.
8. Клиповое мышление и судьба линейного текста. – Режим доступа : http://direktor.at.ua/news/klipovoe_myshlenie_i_sudba_linejnogo_teksta/2011-02-05-152/ – Загл. с экрана.
56
9. Миронов В. В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор / В. В. Миронов // Вестник московського университета. Серия 7. Философия. – 2016. – №3. – С. 3-25.
10. Мышлениев цифровой век. – Режим доступа: http://old.computerra.ru/offline/1999/326/2730/ – Загл. с экрана.
11. Необратимые изменения произошли.// Интервью с А.Л. Семеновым. // Дети в информационном обществе.– 2013.– №13.– с. 18-23
12. Омарова Л. Б. Мера свободы личности в информационных потоках современности / Л. Омарова // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета при правительстве РФ. — 2011 — № 4 — С.
31–36.
13. П. Биргер. Главные предсказания о будущем компьютерных технологий
14.
[Электронный ресурс] Слон. URL:
http://slon.ru/future/10_predskazaniy_o_budushchem_interneta_i_tekhnologiy-
652214.xhtml( дата обращения 05.02.2015) – Загл. с экрана.
Палладино Л. Максимальная концентрация. Как сохранить
эффективность в эпоху клипового мышления / Л. Палладино. – М. : Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 336 с.
15. Патяева Е. Ю. Сетевой человек и его жизненные миры / Рождение коллективного разума: О новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третього тысячелетия / под ред. Б. Б. Славина. – М.: ЛЕНАНД, 2013. – С. 245–263.
16. Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. – Т.1. – №1.–С.36.
17. Сандомирский М. Е. Интернет-индуцированный цифровой психоморфоз, инфантильность и социомедийная психотерапия. // Психотерапия. Материалы Конгресса. Объединенный Евро-азиатский конгресс по психотерапии. Выпуск №2. - 2013. - №8 (128) - С. 33-41
57
18. Сандомирский М. Е. Наклипать по-быстрому. О клиповом мышлении // Наша психология.– июнь 2013. - № 6 (74).– С. 82 - 85.
19. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики
общественной связности РГГУ. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ – Загл. с экрана.
20. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего.
– М.: Академический проект., 2005. – 496 с.
21. Солдатова Г., Рассказова Е., Лебешева М. Жестокий опыт. // Дети в информационном обществе. – 2012. – № 12. – С.26-35.
22. Фельдман H. А. Клиповое мышление. Русский информационно-познавательный ресурс «Русколань», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm - Загл. с экрана
23. Финкельхор Д. Ложная тревога? // Дети в информационном обществе. — 2012. – № 11.– С. 30–37.
24. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] / К. Фрумкин. — Режим доступа : http://www. topos.ru/article/7371. – Загл. с экрана.
25. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. // Топос: литературно-философский ж-л. 2010. № 9. http://www.topos.ru/article/7371 (доступ свободный). – Загл. с экрана.
26. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. / Ineternum 2010. №1
27. Шалагина Е.В. К вопросу о новой когнитивной реальности/ Шалагина Е.В.//Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2014. - № 2. – с.37-41.
28. Шляпников В.Н. Игрок // Дети в информационном обществе. – 2011. – №
9. – С. 38-43.
58
29. Юное поколение выбирает Twitter. // По материалам исследования Pew Research Center. // Дети в информационном обществе. – 2013. – №13.– с.
52-59
30. Полищук К.А. «Клиповая культура» в современном потреблении информации.// Известия Гомельского государственного университета. –
2015. - № 1 (88)
31. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории
// M.: Просвещение, 1982. — 191 с.
32. Семеновских Т.В. «Феномен «клипового мышления» в образовательной
вузовской среде [Электронный ресурс]. / Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014 – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf/ – Загл. с экрана.
33. Антипов М.А. Экран как коммуникационная основа постсовременного общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего.- Пенза: Изд-во ПГТА. – 2013. - Вып. 08 (12). – c. 216-221.
34. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. № 2. – 2013
35. Козлова О.Н. Манипуляция сознанием и субъектность в XXI веке // Вестник РГГУ. 2010. № 3.
36. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.
Введение
Революция цифровых технологий, произошедшая на рубеже ХХ – ХХI веков, подарила миру новые блага цивилизации. Развитие медиа структур,
расширение их технологических возможностей, глобализация информационного пространства и создание всемирной сети Интернет изменили нашу жизнь, наполнив ее, фактически, неограниченным доступом к информации. Современное общество перешло к новому этапу своего развития – информационному, где именно информация становится одним из главных ресурсов.
Информационные технологии широко применяются в быту,
производстве, в системе образования. Благодаря глобальному информационному пространству, ускоряется процесс коммуникации, межличностного и межкультурного обмена. Нет смысла упоминать обо всех возможностях, которые дает нам жизнь в информационном обществе. Их достаточно много. Однако, процесс вовлечения современного человека в глобальную систему информации, не является однозначным с точки зрения его пользы для психики человека вообще и для его мышления в частности. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, интернет ресурсов у индивида формируется особый тип мышления - «клиповое». Вследствие экспоненциального увеличения количества информации людям приходится трансформировать свои когнитивные стратегии и навыки, и успевать обрабатывать большее число сообщений за меньший промежуток времени.
Серьезная проблема современного человека – фрагментарность мышления. Человек мыслит дискретными, обрывочными конструкциями, образами, моделями. В этом ему активно помогают СМИ, как «средства мозгового истощения», продвигающие парадигму «клипового мышления», когда на человека сыплется бесконечный поток маленьких, фрагментарных, удобоваримых информационных пакетов.
Надо признать, что современный человек в значительно большей степени, нежели раньше, испытывает наплыв разнородной информации. Часто, эта
4
информация является совершенно избыточной, не нужной человеку. Она «нагружает» каналы восприятия и мышление. У человека просто не хватает ресурсов для обработки и переработки данной информации, и потому клиповое мышление выступает в роли защитного механизма от информационно-психологических перегрузок. Мышление меняется, подстраивается и адаптируется к новой реальности.
Клиповое мышление – это когнитивный навык, один из способов восприятия окружающей действительности. Возможно, развитие этого навыка осуществляется в ущерб другим, но сама по себе способность к быстрому восприятию и обработке информации может в определенных жизненных ситуациях стать техническим требованием. Сильная сторона поколения, воспитанного в эпоху бума компьютерных и коммуникационных технологий – это возросшая способность к многозадачности. Впрочем, трудно отрицать, что платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперактивность и дефицит внимания.
Современный представитель «клиповой культуры» предпочитает визуальные символы и образы, вместо того, чтобы опираться на логику и непротиворечивые схемы, в результате, теряется способность к анализу и
выстраиванию длинных логических цепочек. Окружающий мир воспринимается как набор разрозненных, мало связанных между собой событий и фактов, которые постоянно, сменяют друг друга. Отсутствие контекста, как некоторой смысловой связи между явлениями, фрагментами или событиями, признается одной из основных проблем клипового мышления. Сам по себе клип – это всего лишь форма репрезентации информации, проблемы же начинаются тогда, когда человек пытается интерпретировать и осмыслять полученную информацию. Отсутствие общего контекста в сознании индивида не позволяет получить целостную картинку, опираясь только на разрозненные фрагменты. Контекст и есть то, что связывает между собой фрагменты. Соответственно: нет контекста – нет связи – нет целостной картины восприятия и понимания.
5
Из отсутствия контекста может вытекать еще одна проблема клипового восприятия мира. Полученную информацию невозможно правильно обобщить и систематизировать. Обобщение – это одна из основных операций мышления. Поскольку клиповая культура, в основном, опирается на образы, в мышлении, при выполнении обобщения, могут возникать ошибки.
Кроме того, взаимодействие с большим потоком информации, часто не позволяет глубоко проникнуть в суть происходящего. Это происходит и в силу того, что информация дана в сжатом виде, и по причине ограниченных временных ресурсов для осмысления полученного материала. В итоге информация воспринимается поверхностно и может в значительной степени упрощаться. В самом упрощении нет ничего плохого, если оно произведено корректно без нарушения логики. Некорректное упрощение (нарушающее законы логики) может стать причиной неверного понимания и интерпретации полученной информации.
Проблема взаимодействия индивида с большим объемом информации состоит также еще и в том, что человеку начинает казаться, будто он знает больше, чем на самом деле. Такая «иллюзия знаний» не позволяет правильно оценивать собственные действия, которые на этих знаниях основываются.
Феномен клипового мышления активно обсуждается на интернет-форумах, научных конференциях, страницах газет. Так, В. Костомаров, президент Государственного института русского языка имени В С. Пушкина, утверждает, что в США уже начата работа по предупреждению болезни ADD (Attention Deficit Ddisorder), которая возникает в результате чрезмерного увлечения людей, в частности молодежи, Интернет-технологиями и характеризуется расстройством внимания, люди переживают сложности при чтении книг.
Лингвисты, педагоги и философы (Н. Хомский (N. Chomsky), Д. Кристал (D. Crystal), Х. Энрике (J. Enrique)) утверждают, что, из-за феномена «клиповости» и преобладании электронных источников информации, в ближайшей перспективе весь мир (включая и Россию) придет к тому, что всем
6
жителям Земли будет прививаться только один язык – английский, а большая часть языков отомрет сама собой. Феномены «клипового мышления» и «баннерной слепоты» представлены статьями Т. Скрябиной, О. Грицени, Т. Удовицкой. Работа Т. Скрябиной «Клиповое мышление и способность к обучению: взаимосвязь или взаимоисключаемость» очерчивает негативное влияние «клиповости» в образовании современных студентов и школьников.
Однако, явление «клиповости» в полной мере еще не получило научно обоснованного толкования, исследования феномена нового времени осуществляются, в основном, эмпирическим путем. Вместе с тем, потребность
в научном описании трансформаций мыслительных процессов в деятельности человека, и в поиске путей решения данной проблемы существует.
Таким образом, проблема клипового мышления ведет к изменениям в восприятии человека, а именно к снижению способности к анализу, дефициту внимания и концентрации, а также к снижению обучаемости и падению коэффициента усвоения информации.
Целью исследования является описание проблемы «клиповости» в восприятии информации, способы диагностики ее негативных и позитивных проявлений в восприятии человека, а также путей преодоления негативных следствий и использование позитивных черт для эффективной деятельности человека.
Объект исследования – восприятие человеком информации.
Предметом работы является «клиповость» как вид восприятия в структуре познавательной деятельности.
Цель работы предполагает решение следующих задач исследования:
1. Рассмотреть понятие клипового мышления в современной науке;
2. Изучить теории клипового мышления, которые существуют на сегодняшний день;
3. Провести эмпирическое исследование наличия компонентов «клиповости» в мышлении людей в возрасте от 19 до 35 лет;
7
4. Определить пути преодоления негативных качеств клипового мышления
и эффективного использования его позитивных характеристик.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы – аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный; эмпирические методы – эксперимент, измерение; методы обработки данных – количественный и качественный анализ. При статистической обработке результатов исследования использовались методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлены признаки и особенности клипового мышления современного поколения; выявлены педагогические и психологические условия преодоление недостатков клипового мышления; разработаны рекомендации по профилактике развития клипового мышления в молодежной среде.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанны рекомендации по профилактике развития клипового мышления могут быть использованы в практике работы учебных заведений, а также родителями; получены данные, которые могут использоваться при чтении лекций студентам факультетов педагогики, психологии.
Структура работы включает введение, основную часть, которая состоит из трех глав, заключение, приложение и список использованной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН КЛИПОВОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 8
1.1. Понятия клипового мышления в структуре сознания и восприятия 8
1.2. Теории клипового мышления 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОГО
МЫШЛЕНИЯ 26
2.1. Концепция исследования компонентов клипового мышления как
особенностей восприятия 26
2.2. Задачи, методы и организация…….............................................................32
2.2.1. Тестовая методика П. Торренса…………………………………….………32
2.2.2. Тестовая методика «Круги» Вартега……………………………………….32
2.2.3. Тестовый опросник, разработанный на базе вербального теста Брунера..33
2.2.4. Методика оценочного рассмотрения репродукций Гонсалвеса………….34
2.3. Характеристика выборки 31
ГЛАВА 3. ДИАГНОСТИКА ПРОЯВЛЕНИЙ КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ У
СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 38
3.1. Результаты экспериментального исследования 388
3.2. Способы преодоления негативных проявлений клипового мышления 44
Заключение 51
Список использованной литературы: 55
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….59
Список использованной литературы
1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. // Мат. Всерос. юбилейной науч. конф., посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна «Психология человека в современном мире». Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – С. 110-112.
2. Аршинов В. И., Лебедев М. В. Постнеклассическая рациональность, виртуалистика и информационные технологии / В. И. Аршинов, М. В. Лебедев / Философские науки. – М.: Гуманитарий, 2007. – №7. – С. 9-29.
3. Асмолов А., Семенов А., Уваров А. «Мы ждем перемен» // Дети в информационном обществе. – 2010. - № 5.- С. 74-77.
4. Брыксин В.Г. Клиповое мышление. – [Электронный ресурс], Режим доступа: http://virtualmind.ru/2011/12/01/chunk-mentality/ – Загл. с экрана.
5. Вронский О.Г. Научно-инновационная деятельность педагогического вуза: традиции, проблемы, перспективы // Мат. VII Междунар. науч.-практ. конф. / Тульский гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, Междунар. академия наук пед. образования. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
2012. - С. 81-84.
6. Гиренок Ф.И. Антропологические конфигурации философии // Философия науки. – Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. – М.: ИФ РАН, 2012. – С. 415-420.
7. Карр Н. Делает ли Google нас глупее? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://media-ecology.blogspot.ru/2011/03/google.html – Загл. с экрана.
8. Клиповое мышление и судьба линейного текста. – Режим доступа : http://direktor.at.ua/news/klipovoe_myshlenie_i_sudba_linejnogo_teksta/2011-02-05-152/ – Загл. с экрана.
56
9. Миронов В. В. Процессы трансформации культуры в глобализирующемся мире: коммуникационный вектор / В. В. Миронов // Вестник московського университета. Серия 7. Философия. – 2016. – №3. – С. 3-25.
10. Мышлениев цифровой век. – Режим доступа: http://old.computerra.ru/offline/1999/326/2730/ – Загл. с экрана.
11. Необратимые изменения произошли.// Интервью с А.Л. Семеновым. // Дети в информационном обществе.– 2013.– №13.– с. 18-23
12. Омарова Л. Б. Мера свободы личности в информационных потоках современности / Л. Омарова // Гуманитарные науки. Вестник финансового университета при правительстве РФ. — 2011 — № 4 — С.
31–36.
13. П. Биргер. Главные предсказания о будущем компьютерных технологий
14.
[Электронный ресурс] Слон. URL:
http://slon.ru/future/10_predskazaniy_o_budushchem_interneta_i_tekhnologiy-
652214.xhtml( дата обращения 05.02.2015) – Загл. с экрана.
Палладино Л. Максимальная концентрация. Как сохранить
эффективность в эпоху клипового мышления / Л. Палладино. – М. : Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 336 с.
15. Патяева Е. Ю. Сетевой человек и его жизненные миры / Рождение коллективного разума: О новых законах сетевого социума и сетевой экономики и об их влиянии на поведение человека. Великая трансформация третього тысячелетия / под ред. Б. Б. Славина. – М.: ЛЕНАНД, 2013. – С. 245–263.
16. Пудалов А.Д. Клиповое мышление – современный подход к познанию // Современные технологии и научно-технический прогресс. 2011. – Т.1. – №1.–С.36.
17. Сандомирский М. Е. Интернет-индуцированный цифровой психоморфоз, инфантильность и социомедийная психотерапия. // Психотерапия. Материалы Конгресса. Объединенный Евро-азиатский конгресс по психотерапии. Выпуск №2. - 2013. - №8 (128) - С. 33-41
57
18. Сандомирский М. Е. Наклипать по-быстрому. О клиповом мышлении // Наша психология.– июнь 2013. - № 6 (74).– С. 82 - 85.
19. Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики
общественной связности РГГУ. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2013/02/18/3208/ – Загл. с экрана.
20. Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего.
– М.: Академический проект., 2005. – 496 с.
21. Солдатова Г., Рассказова Е., Лебешева М. Жестокий опыт. // Дети в информационном обществе. – 2012. – № 12. – С.26-35.
22. Фельдман H. А. Клиповое мышление. Русский информационно-познавательный ресурс «Русколань», [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruskolan.xpomo.com/tolpa/klip.htm - Загл. с экрана
23. Финкельхор Д. Ложная тревога? // Дети в информационном обществе. — 2012. – № 11.– С. 30–37.
24. Фрумкин К. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс] / К. Фрумкин. — Режим доступа : http://www. topos.ru/article/7371. – Загл. с экрана.
25. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста [Электронный ресурс]. // Топос: литературно-философский ж-л. 2010. № 9. http://www.topos.ru/article/7371 (доступ свободный). – Загл. с экрана.
26. Фрумкин, К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста. / Ineternum 2010. №1
27. Шалагина Е.В. К вопросу о новой когнитивной реальности/ Шалагина Е.В.//Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2014. - № 2. – с.37-41.
28. Шляпников В.Н. Игрок // Дети в информационном обществе. – 2011. – №
9. – С. 38-43.
58
29. Юное поколение выбирает Twitter. // По материалам исследования Pew Research Center. // Дети в информационном обществе. – 2013. – №13.– с.
52-59
30. Полищук К.А. «Клиповая культура» в современном потреблении информации.// Известия Гомельского государственного университета. –
2015. - № 1 (88)
31. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории
// M.: Просвещение, 1982. — 191 с.
32. Семеновских Т.В. «Феномен «клипового мышления» в образовательной
вузовской среде [Электронный ресурс]. / Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». Выпуск 5 (24), сентябрь – октябрь 2014 – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf/ – Загл. с экрана.
33. Антипов М.А. Экран как коммуникационная основа постсовременного общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего.- Пенза: Изд-во ПГТА. – 2013. - Вып. 08 (12). – c. 216-221.
34. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. № 2. – 2013
35. Козлова О.Н. Манипуляция сознанием и субъектность в XXI веке // Вестник РГГУ. 2010. № 3.
36. Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003.