Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА XXI ВЕКА

Стоимость
800 руб.
Содержание
Теория
Объем
61 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Pavel2001loli
Содержание
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава 1. Выставка современного искусства как коммуникативное пространство……………………………………………………………………….12
1.1. Особенности и типология экспозиций современного искусства…………….12
1.2. Выставка современного искусства как коммуникативное пространство…...16
1.3. Информационно-коммуникативные средства выставок современного искусства…………………………………………………………………………….21
Глава 2. Опыт проведения выставок современного искусства……………...25
2.1. Особенности Венецианской биеннале………………………………………...25
2.2. Особенности Южнокорейской биеннале……………………………………..35
2.3. Особенности Стамбульской биеннале………………………………………...44
Заключение ...............................................................................................................53
Список использованной литературы и источников………………………….57


Введение
Актуальность исследования. В процессе актуализации культурной памяти и определения культурной идентичности искусство играет одну из главенствующих ролей, помогая людям осознавать себя в социальном пространстве и историческом времени.
Многие исследователи отмечали, что само по себе искусство уже является художественной коммуникацией, так как передает информацию с помощью языка, изображения, знаков и многими другими способами[1].
В процессе коммуникации, которая происходит в рамках выставки современного искусства, реализуется правильная подача и представление художника публики и его работ.
Выставка современного искусства как коммуникативное пространство в реализуется при помощи тех инструментов, которые предоставляет интеллектуальная сфера. Это отличает его от сферы материального производства. Особое значением в качестве базиса коммуникативных инструментов имеют инновации. Фактический успех в рамках выставки современного искусства зависит от качества быстро тех коммуникативных средств, которые обладает проводимое мероприятие или проектк, а значит и в целом эффективность функционирования учреждения культуры и искусства в современном социокультурном пространстве.
Венецианская биеннале способствовала тому, что работы итальянских авангардистов стали классическими, ровно как произведения Боттичелли и Караваджо[2]. Биеннале в Марракеше прививает интерес к не-западным проектам. Она основывается на богатом историко-культурном наследии, является точкой пересечения арабского и африканского миров[3]. Эти примеры доказывают, что биеннале является коммуникативным пространством, так как имеет огромный спектр положительных социокультурных эффектов.
Глобальное событие биеннале обращает внимание мира (страны, региона) на конкретную территорию и ее наследие.
В рамках проводимого исследования необходимо определить, действительно ли биеннале является коммуникативным пространством, являющимся своеобразной формой делания заявлений со стороны и в адрес общества.
Объект исследования – биеннале современного искусства в XXI веке.
Предмет исследования – возникающее коммуникативное пространство при экспонировании современного искусства как система следующих составляющих: пространство (среда), экспонат (язык и инструмент общения), человек (посетитель, зритель).
Цель исследования – выявить особенности и принципы выстраивания коммуникативного пространства в системе биеннале современного искусства.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
  • рассмотреть особенности выставок современного искусства и классифицировать существующие экспозиции;
  • определить основные функции выставок современного искусства как коммуникативного пространства;
  • раскрыть существующие информационно-коммуникативные средства выставок современного искусства;
  • выявить закономерности и специфику опыта проведения выставок современного искусства.
Обзор источников. Биеннале – это огромный концептуальный проект, который проходит раз в два года и совмещает в себе выставочные проекты и сильную образовательную программу, имеет четко продуманную тему и концепцию. К концу XX века и особенно в веке XXI биеннале стали ведущим форматом представления современного искусства в глобальном контексте. По мнению П. Гилена, биеннале связаны с принципом глобализма и с организацией художественного процесса на принципиально иных основаниях, чем музеи современного искусства[4]. В связи с этим представляется важным проанализировать особенности коммуникативного пространства некоторых значимых биеннале. Для исследования были выбраны три биеннале: Венецианская, Южнокорейская и Стамбульская. Все три являются важнейшими площадками представления современного искусства, но обладают каждая своей спецификой. Венецианская биеннале является старейшей и принадлежит к ареалу европейской культуры, Южнокорейская вписана в контекст быстро развивающейся культуры Юго-восточной Азии, а Стамбульская занимает срединное положение. Имея общие черты, она также демонстрируют и некоторые различие, значимые для темы исследования.
Легендарная венецианская биеннале была первым проектом такого рода[5]. Первая выставка собрала публику в двести тысяч человек, а творцы и деятели искусства представляли полтора десятка стран. В XXI веке в условиях глобализации искусства национальные павильоны иногда воспринимаются как анахронизм, однако их наличие оказывает свое влияние на формирование коммуникативного пространства Венецианской биеннале.
Международная Стамбульская биеннале[6] (Istanbul Biennial) является одной из самых заметных выставок современного искусства в мире, проходит раз в два года в Стамбуле начиная с 1987 года. Международная стамбульская биеннале признана одним из солиднейших международных мероприятий по современному искусству. Одна из самых молодых биеннале современного искусства, на которой показывается то, что некогда отрицалось официально и выставляется это «иное» на альтернативной (немузейной) площадке. Особенность Стамбульской биеннале – использование под выставочные площадки самых разных (не только музейных) общественных пространств. Стамбульская биеннале привлекает тем, что проходит в самых главных исторических достопримечательностях. Эти особенности позволяют поставить вопрос о специфике возникающего коммуникативного пространства данной биеннале.
Южнокорейская биеннале или Биеннале в Кванджу[7] – это удивительное событие, которым город знаменит не только на всю Южную Корею, но и на весь мир: создатели утверждают, что она является самой первой и наиболее престижной выставкой в Азии и второй по величине в мире. Кванджу – город, который сыграл особую роль в историческом становлении демократии в РК, и именно поэтому городу была оказана честь стать официальном местом проведения биеннале, начиная с 1995 года. Сейчас – это самая крупная выставка современного искусства в Юго-восточной Азии.
 Основным источником данного исследования являются сайты указанных биеннале.
В качестве дополнительных источников исследования являются каталоги биеннале за последние годы, размещенные в свободном доступе на официальных интернет страницах.
Также в качестве дополнительного источника используются высказывания журналистов и критиков, так как данные авторы, обладая опытом освещения биеннале, позволяют понять влияние коммуникативного пространства биеннале на массовое сознание на практике. В том числе их мнение может отодвинуть художника и его искусство на вторые позиции. В частности, представляют интерес обзоры «Катерина Филюк рассказывает о биеннале в Кванджу»[8], Андрей Боборыкин «Беспорядок вещей. Интересные времена на Венецианской биеннале»[9], Дарья Горшкова «Венецианская биеннале 2019: главное»[10], «Открытия года: 2018»[11], «Венецианская биеннале-2019. Самые интересные работы. Что за пляжная эко-опера из Литвы? Почему Россию представлял Эрмитаж?»[12], «13-я Стамбульская биеннале: от политики до философии»[13] и другие.
Обзор литературы. Проведенное нами исследование подразумевает междисциплинарный подход к анализу биеннале. Выставки мы будем рассматривать в разрезе совокупной системы, которую составляют зритель, выставочное пространство и размещенные в нём экспонаты.
Поскольку одной из задач исследования является раскрыть особенности выставок современного искусства, то может быть полезным использовать концептуальный аппарат, разработанный М.Т. Майстровской, который предполагает изучение пространства выставки в перспективе её внешнего облика и определяет, что современная выставка содержит в себе большое количество различных подходов к организации экспозиции от самых традиционных до «многогранных систем концептуального дизайна», «эмоционально-образного построения экспозиции» и «театрализованного сюжетно-драматургического построения»[14].
Понятие коммуникативной функции выставки современного искусства и в частности биеннале раскрывается на основе анализа публикаций С.В. Богородского, Д.А. Бакиева, А.П. Грищенко, В.Д. Диденко, Ю.Б. Татищева, Н.В. Ивановской, Д.Д. Крючкова, О.Б. Павлова, Е.С. Федорова и других авторов.
С.В. Богородский пишет, что «мировое культурное многообразие привело к тому, что общество перманентно находится в поисках универсального средства коммуникации»[15]. Он рассматривает выставку современного искусства как «способность средствами различных экспозиционных форм заострять общественный интерес на непреходящих ценностях человеческого бытия, обращаясь к наиболее волнующим явлениям искусства». [16]
Коноплева А. А. пишет, что «уже в природе искусства заложена одна из основных функций коммуникативного пространства – передача информации в синхроническом и диахроническом разрезах. Однако в отличие от искусства прошлых эпох и периодов, современное искусство не просто ориентировано на массовую аудиторию и общедоступность, но и обладает целым рядом свойств, направленных на установление коммуникации на разных уровнях, создавая при этом вокруг себя цельное коммуникативное пространство»[17].
Историю развития выставки современного искусства и характерных для них методов экспонирования можно проследить по монографиям следующих авторов. Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. рассматривают выставки (биеннале и фестивали искусства) как совершенно новые явления, исследуя их специфику[18]. Е.О. Торопова проводит классификацию художественных выставок по организационному принципу и уровню восприятия[19]. Оссиан У. формулирует концепцию создания центра современного искусства как синтетического художественного пространства[20]. По мнению О.Б. Павлова  «протяженное во времени, постоянно изменяющееся, наполненное различными фрагментами смыслов и рассказов – именно такое дискурсивное поле стараются создать в пространстве биеннале»[21].
Методология. Ключевым для нашего исследования является понятие коммуникативного пространства. Это понятие наиболее инструментализировано в работах Г.Г. Почепцова, специалиста в области коммуникационных технологий и маркетинга.
Говоря об организации коммуникативного пространства, Почепцов выделяет пять ее видов: (1) символическая организация; (2) визуальная организация; (3) событийная организация; (4) мифологическая организация; (5) коммуникативная организация[22].
Символическая организация предполагает перевод события на более сложный уровень интерпретации. Биеннале в целом на символическом уровне означают глобальность, автономность, концептуальность, актуальность современного искусства. В то же время можно предположить, что каждая из биеннале несет свое собственное символическое сообщение.
Говоря о визуальной организации, автор предполагает, что визуальные образы в максимальной степень содержат в себе символическое наполнение биеннале. Анализ образов, в которых представляет себя каждая из биеннале, позволит интерпретировать сообщение, которое организаторы биеннале стремятся донести до своей аудитории.
Особое внимание уделяется в организации коммуникативного пространства событийному аспекту. «Событие — это всегда действительность, то есть всегда правда. Поэтому оно убеждает больше… Событие должно запоминаться своей неординарностью»[23]. Любая биеннале не ограничивается экспонированием произведений искусства, но сопровождает его целым кругом событий, формирующих ее коммуникативное пространство.
Довольно сложной задачей может стать анализ мифологической организации. «Общей мифологией начинает “обрастать” любая социальная группа в результате многочисленных коммуникативных контактов»[24], - пишет Почепцов. Можно задаться вопросом, есть ли своя мифология у каждой из биеннале?
Наконец, чрезвычайно важна коммуникативная организация. Здесь автор говорит о том, что любая коммуникация опирается на уже существующие «коммуникативные потоки» и на действия «ключевых коммуникаторов». В контексте биеннале такими потоками могут служить институциональные аспекты биеннале, а коммуникаторами – кураторы, критики, журналисты. Говоря о последних, имеет смысл привлечь понятие «вторичных коммуникативных процессов»: «Вторичные (или послекоммуникативные) процессы связаны с обсуждением и распространением информации, впервые полученной по первичному процессу»[25]. Для событий в области современного искусства, ориентированного на концептуальность и интерпретацию, отзывы критиков или обсуждение в прессе имеют не меньшее значение, чем сами события биеннале.
Таким образом, анализируя коммуникативное пространство трех заявленных биеннале, мы будем обращать внимание на визуальные образы, событийную структуру, принципы организации выставок (существующие коммуникативные потоки), сообщения «ключевых коммуникаторов», а также интерпретацию в специализированных изданиях материалов биеннале (вторичные коммуникативные процессы). Лишь по возможности будет затронут символический и мифологический уровень коммуникации.
Структура работы. Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы.
В Первой главе проведено теоретическое исследование выставки современного искусства как коммуникативного пространства, определены особенности выставок современного искусства и представлены информационно-коммуникативные средства выставок современного искусства.
Во Второй главе проанализирован опыт проведения выставок современного искусства на примере трех биеннале (Венецианской биеннале, Южнокорейской биеннале и Стамбульской биеннале).
В Заключении подведены итоги исследования.
 

Сколько стоит помощь с учебной работой?