Конституционное право - ответы на вопросы и решение задач скачать бесплатно
Задание 1
Сформулируйте контрольные вопросы и ответы на них по каждому из четырех разделов, изучаемых в весеннем семестре в рамках дисциплины «Конституционное право».По проблематике каждого из перечисленных ниже четырех разделов дисциплины (содержание разделов см. с. 15 – 17) необходимо сформулировать два контрольных вопроса (всего получится восемь). При этом один из них должен предполагать однозначный ответ: да/нет (с указанием ответа). Второй вопрос должен носить проблемный характер и сопровождаться развернутым ответом (не менее трех предложений). Для каждого ответа должен быть указан источник соответствующей информации (страница учебника, электронный адрес и название сетевого ресурса и т.п.).
Разделы программы:
1. Система конституционного права
2. Конституция Российской Федерации
3. Основы конституционного строя Российской Федерации
4. Конституционный статус личности
Ответ
1. Система конституционного права
Система конституционного права России - это объективно обусловленная система публичного и частного;природного и положительного конституционного права; общей и особенной части конституционного права; национального и международного (европейского) конституционного права; материального и процессуального конституционного права, состоящие из институтов и норм конституционного права и регулируют общественные отношения, являющиеся предметом конституционного права.Да
Вопрос: Разделение системы конституционного права РФ на публичное и частное право.
Поскольку система субъектов конституционного права представлена как субъектами публичной власти (народ, государство, территориальные общины), так и субъектами, которые реализуют в конституционно-правовых отношениях преимущественно частные интересы (человек и гражданин, предприятия, организации и учреждения и т.п.), то публичное и частноеправо существуют как составляющие системы конституционного права РФ в виде соответствующих институтов и норм, которые определяютконституционно-правовой статус вышеупомянутых групп субъектов конституционного права РФ.
2. Конституция Российской Федерации
Конституция - это основной государственный документ или нормативно-правовой акт, который имеет высшую юридическую силу и закладывает основу правовой системы общества и определяет государственное устройство, порядок и принципы функционирования представительных, исполнительных и судебных органов власти, избирательную систему, права и обязанности государства, общества и граждан.Да
Вопрос: Можно ли утверждать, что любая конституция является конституцией исключительно государства или общества?
Вряд ли можно утверждать, что любая конституция является конституцией исключительно государства или общества. Как показывает практикаподавляющего большинства стран, конституции наряду с закреплением основгосударственного строя, важнейших государственных институтов определяют такжеисходные положения, характеризующие определенный общественный строй, системусобственности, социально-экономические и политические отношения, уровень духовногожизни страны.
3. Основы конституционного строя Российской Федерации
Дано ли определение понятию «конституционный строй» в Конституции РФ? Нет
Вопрос: тождественны ли понятия «конституционный порядок», «общественный порядок» и «государственный строй»
В литературе понятие «конституционный порядок» отличают от таких понятий, как «общественный порядок» и «государственный строй», применявшиеся в советском законодательстве и науке государственного права. Конституционный строй - это система общественных отношений, предусмотренных и гарантированных конституцией и законами, принятыми на ее основе и в соответствии с ней. По своей сути, конституционный строй представляет собой определенный тип конституционно-правовых отношений, обусловленный уровнем развития общества и государства.
4. Конституционный статус личности
Объем прав, составляющих единый правовой статус, в значительной степени зависят от того, выступает лицо как человек или как гражданин.Да
Вопрос: Тождественны ли понятия права человека и права гражданина?
Права человека и права гражданина тесно связаны, однако не являются тождественными понятиями. Понятие человека предполагает разумную (человеческое) существо, рассматриваемое в биологическом и социальном аспектах. Другим является понятие гражданина, которое отражает определенные политико-правовые характеристики, конечно приобретенные человеком, его юридически определенные особые взаимосвязи с государством. Подобную природу имеет понятие иностранца и некоторые другие, раскрывающие состояние индивида как субъект конституционного права.
Задание 2
Схематично изобразите систему источников конституционного права России, прямо перечисленных в Конституции РФ. Укажите в виде перечня источники, которые не упоминаются в Конституции РФ. Приведите пример источника каждого вида.Ответ
Федеральный закон - Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»
Указы Президента РФ - Указ Президента от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
Постановления Правительства РФ - Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1994 г. «О концепции государственной политики по отношению к казачеству».
Акты органов местного самоуправления - не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм
Договорымежду Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации. Такие договоры заключены, например, с Республиками Татарстан (15 февраля 1994 г.)
Задание 3
Решение задач.1. Законодательный орган власти субъекта Российской Федерации принялзакон о запрете приобретать земельные участки лицам, не имеющим регистрации по месту жительства в данном субъекте.
Укажите, какие нормы Конституции Российской Федерации нарушены и какие способы восстановления нарушенного права существуют в данной ситуации.
После введения в действие Земельного кодекса РФ не возникает сомнения в полной реализации норм Конституции, устанавливающей равные права и обязанности иностранных и отечественных граждан в области земельных правоотношений. Из данного конституционного положения можно сделать вывод о том, что иностранные граждане могут пользоваться практически всеми правами, предоставляемыми российским гражданам национальным законодательством, в том числе и правом собственности на землю.
2. В Москве 1 апреля 2015 года родился ребенок. Гражданство какой страны он приобретет, если:
а) отец и мать являются гражданами Эстонии
В соответствии с действующим законодательством ребенок, который родился имеет право стать гражданином РФ, невзирая на то, что отец и мать являются гражданами Эстонии (ст. 11 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)
б) отец является гражданином Российской Федерации.
В указанном выше законе также содержится пункт, который гласит, что, если отец или мать ребенка, который родился имеет гражданство РФ, то и ребенок имеет право получить гражданство РФ (ст. 11 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)
Изменится ли гражданство ребенка – гражданина России в случае:
в) выхода из гражданства России его родителей и приобретения ими гражданства иностранного государства,
в таком случае ребенок автоматически лишается гражданства РФ и приобретает гражданство той страны, в которую переезжают его родители при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства..(ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»)
г) выхода матери замуж за иностранного гражданина и изменения ее гражданства.
Предположим, что у ребенка мать – единственный родитель. Тогда в таком случае, если мать выйдет замуж за иностранца и изменит гражданство, то и ребенка лишается гражданства РФ, но при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Если же у ребенка есть отец, то в таком случае гражданство ребенка не изменится. Ребенок может приобрести двойное гражданство, если такое предусмотрено законодательством другой страны.
3. Дайте аргументированную оценку правомерности:
а) объединения Хабаровского края и Магаданской области,
б) преобразования Еврейской области в Еврейскую Республику,
в) принятия в состав России города Усть-Каменогорска по инициативе его жителей,
г) принятия в субъекте РФ закона об особых мерах по обеспечению безопасности государства,
д) принятия федерального закона об уголовной ответственности за политические анекдоты,
е) переноса выборов на неопределенный срок в связи со сложной экономической и политической ситуацией.
а) объединения Хабаровского края и Магаданской области
Объединение субъектов Российской Федерации, указанных в пункте «а», должно происходить согласно ч. 2 ст. 65 Конституции Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Соответственно, изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 137 Конституции).
б) преобразования Еврейской области в Еврейскую Республику
Согласно действующему законодательству образование в структуреРФ нового субъекта необходимо выносить на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации после проведения соответствующих консультаций с Президентом Российской Федерации.
В статье 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» отмечено, что образование в составе Российской Федерации нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части.
Способа образования нового субъекта Российской Федерации – предобразования, в законодательстве не предусмотрено. Поэтому Еврейская область в Республику преобразована быть на может.
в) принятия в состав России города Усть-Каменогорска по инициативе его жителей
В Федеральном конституционном законе от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» отмечается, что принятие в состав нового субъекта осуществляется на добровольной основе. Также принятие нового субъекта в состав РФ влечет за собой изменение состава субъектов РФ. В связи с последними политическими событиями стоит обратить внимание на тот факт, что присоединение части иностранного государства в качестве нового субъекта РФ происходит исключительно по взаимному согласию РФ и иностранного государства.
Так как Усть-Каменогорск является частью Казахстана, в случае принятия его в состав Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 4 указанного Федерального закона, будет предоставлен статус республики, края, области, автономной области или автономного округа.
г) принятия в субъекте РФ закона об особых мерах по обеспечению безопасности государства
В соответствии пункту «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся деятельность по обеспечению безопасности государства. Данная деятельность регулируется федеральным законодательством, контролируется и координируется федеральными органами исполнительной власти и осуществляется специализированными государственными организациями.Из выше изложенного следует вывод, что принятие субъектом Российской Федерации закона о мерах по освоению космического пространства неправомерно.
д) принятия федерального закона об уголовной ответственности за политические анекдоты
Согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к исключительному ведению Российской Федерации.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2004 № 26-О, учитывая, что в силу п. "о" ст. 71 Конституции, относящей уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство к предмету ведения РФ, и ее ч. 1 ст. 76, устанавливающей, что по предметам ведения РФ принимаются законы федерального уровня, имеющие прямое действие на всей территории РФ, принятие решения о введении особого порядка производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц и об установлении дополнительных гарантий их неприкосновенности относится к исключительной компетенции федерального законодателя.
Значит принятие закона субъекта Российской Федерации об уголовной ответственности за политические анекдоты неправомерно.
е) переноса выборов на неопределенный срок в связи со сложной экономической и политической ситуацией
Закон гласит, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Указанный перенос выборов не правомерен.
Задание 4
Составьте сопоставительную таблицу трех актов: одной из конституций РСФСР, Конституции РФ 1993 г. и конституции одной из стран СНГ (выбор по своему усмотрению) по следующим основаниям: юридические свойства, структура, основные принципы, основные объекты конституционного регулирования, субъекты официального толкования, субъекты правовой охраны, процедура внесения изменений, процедура принятия следующей конституции (с указанием статей). При этом следует избегать цитирования статей конституций полностью; указания пункта, части статьи недостаточно. Сделайте вывод об общих и особенных чертах рассмотренных конституций. Определите, к какому виду конституций по существующей типологии относится каждая из них (по форме, порядку принятия, порядку изменения, политическому режиму, территориальному устройству, объектам конституционного регулирования (модели)).Конституция РСФСР 1978 г. (в редакции от 9, 10 декабря 1992 г.) | Конституция РФ 1993 г. | Конституция Республики Беларусь 1994 г. |
Структура | ||
Преамбула, 12 разделов, 185 статей. | Преамбула, 9 глав, Заключительные и переходные положения | Преамбула, 9 разделов |
Основные принципы | ||
Народовластие, разделение властей, верховенство права, политический плюрализм, гуманизм, равноправие граждан, целостность государства. | 1. Демократизм и народовластие. 2. Верховенство права. 3. Равноправие граждан. 4. Гуманизм. 5. Государственное единство. 6. Равноправие и самоопределение народов. 7. Разделение властей. 8. Идеологическое многообразие, многопартийность. |
1. Демократизм и народовластие. 2. Верховенство права. 3. Разделение властей. 4. Равноправие граждан. 5. Идеологическое многообразие, многопартийность. 6. Территориальное единство. 7. Гуманизм. |
Система прав, свобод и обязанностей человека и их гарантий | ||
Личные права и свободы человека Политические права и свободы Экономические, социальные и культурные права и свободы Конституционные обязанности граждан |
Личные права и свободы человека Политические права и свободы Экономические, социальные и культурные права и свободы Конституционные обязанности граждан |
Личные права и свободы человека Политические права и свободы Экономические, социальные и культурные права и свободы Конституционные обязанности граждан |
Институты демократии | ||
Выборы Референдум Съезд народных депутатов Российской Федерации, Верховный Совет Российской Федерации, Съезды народных депутатов Местное самоуправление |
Выборы Референдум Федеральное Собрание Российской Федерации Местное самоуправление |
Выборы Отзыв депутата Референдум Парламент Местное самоуправление |
Система органов государственной власти | ||
Съезд народных депутатов Российской Федерации Верховный Совет Российской Федерации Исполнительная власть: Федеральный уровень – Президент (глава исполнительной власти), вице-президент, Совет Министров - Правительство Российской Федерации Конституционный Суд |
Президент Федеральное Собрание (Совет Федерации) Правительство Конституционный Суд, Верховный Суд, суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи |
Президент Палата представителей и Совет Республики Совет Министров Республики Беларусь Конституционный Суд, система судов общей юрисдикции. |
Порядок принятия и изменения Конституции | ||
Принимается и изменяется федеральными органами власти. Изменение и дополнение производит Съезд народных депутатов законом, принятым большинством не менее 2/3 от общего числа народных депутатов Российской Федерации. |
Принятие на всенародном голосовании. Вопрос об изменении и дополнении Конституции могут предлагать Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1 5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. |
Принятие на всенародном голосовании. Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. |
Наличие органов конституционного контроля | ||
Съезд народных депутатов Глава исполнительной власти |
Президент Конституционный Суд Федеральное Собрание |
Президент Конституционный Суд Национальное собрание |
Принята легитимным способом Жесткая Демократическая |
Задание 5
Выберите из приведенных цитат 2-3, которые кажутся Вам наиболее правильными с точки зрения теории конституционного права, и 2-3, с которыми Вы категорически не согласны. Аргументируйте свой ответ.«Конституционализм – это не только наличие конституции, но конституции особого рода, отражающей общечеловеческие ценности» (В.Е. Чиркин)
«Право, установившееся в нации, чуждо субъективной воле государства как морального лица. Именно этому праву и следуют конституции» (М. Ориу)
«Конституция может принимать самые различные формы в соответствии с национальными традициями» (Ж.-П. Жакке)
«Правильная конституционная политика – это оптимальное сочетание целесообразности деятельности государственных органов с конституционными нормами» (П. Баренбойм)
«Конституция отражает непрерывный процесс обретения гражданского опыта» (Х. Питкин)
«Только ясно выраженное волеизъявление народа может дать должную юридическую силу конституции» (Дж. Мэдисон)
«Конституционализм можно определить как систему идей и взглядов об отвечающем принципам демократического развития устройстве государства и общества» (Н.А. Богданова)
Конституция – «это «кодекс поведения» для власти» (данные опроса)
Каждая страна «не может не иметь какую-нибудь реальную конституцию, какой-нибудь общественный уклад, хороший или дурной, все равно. И это так же верно, как верно то, что всякий организм, всякое тело имеет свое строение, свою, говоря иначе, конституцию. Это так понятно: ведь должны же в каждой стране существовать какие-либо реальные отношения между общественными силами» (Лассаль)
Конституция, составленная для всех народов, не годится ни для одного (Жозеф де Местр)
Выберите из предложенных или предложите другую цитату, наиболее емко характеризующую специфику конституционно-правовой системы Российской Федерации. Обоснуйте свой выбор.
Согласен
Конституция – «это «кодекс поведения» для власти» (данные опроса)
Так, в свое время К. Маркс называл конституцию "законом законов", а Ленин писал, что сущность конституции заключается в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и др., выражают реальное соотношение сил в классовой борьбе. Конституция является фиктивной, когда закон и действительность расходятся, и не эффективной, когда они сходятся.
То есть марксистско-ленинская теория конституции исходила из того, что конституция выражает волю не всего общества, а экономически господствующего класса, создавая конституционные механизмы защиты полновластие господствующего класса.
«Конституция отражает непрерывный процесс обретения гражданского опыта» (Х. Питкин)
Прежде всего следует заметить, что Конституция - это не программа развития общества и государства и соответствующих действий в рамках этого развития. Она прежде всего основывается на реальных достижениях общества. Однако, исторический опыт учит, что конституции, как правило, принимаются на крутых изломах развития того или иного общества. Так, действующие конституции Австрии, Италии, Германии были приняты после разгрома фашизма во второй мировой войне, конституции Испании, Франции - после изменения политических режимов, новые конституции Чехии, Словакии, Румынии, Венгрии, Болгарии - после падения там коммунистических режимов. То же самое касается и конституций независимых государств, образовавшихся после распада СССР. Поэтому вполне логично, что в перечисленных и других новых конституциях наряду со статьями, закрепляющие уже существующее положение в той или иной сфере государственного строительства и развития общества, существуют нормы, которые еще только предстоит реализовать.
Не согласен
«Конституция может принимать самые различные формы в соответствии с национальными традициями» (Ж.-П. Жакке)
Вряд ли можно утверждать, что любая конституция является конституцией исключительно государства или общества. Как показывает практика подавляющего большинства стран, конституции наряду с закреплением основ государственного строя, важнейших государственных институтов определяют также исходные положения, характеризующие определенный общественный строй, систему собственности, социально-экономические и политические отношения, уровень духовного жизни страны.
«Право, установившееся в нации, чуждо субъективной воле государства как морального лица. Именно этому праву и следуют конституции» (М. Ориу)
По общей характеристике конституция - это прежде всего основной закон государства. Кроме того, она определяет основы общественный строй.Любая конституция возникает действует прежде всего для того, чтобы определить устройствогосударства, а не общества, однако она не может быть индифферентной кпроблемам общества.
«Конституция отражает непрерывный процесс обретения гражданского опыта» (Х. Питкин)
Общественный строй РФ определяют существующая в мире система общественных отношений, развивающихся на основе определенного вида собственности и системы хозяйствования, и субъекты этих отношений - от конкретного человека, объединений граждан в государственных и общественных организаций. Этот порядок характеризуется также духовной жизнью страны, уровнем культуры народа, интенсивностью прогрессивных изменений в жизни людей. Конституция РФ - это закрепление основ, общественного и государственного устройства, стимулятор демократического и социального развития.