КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОТЕРАПИИ
Описание работы
Работа пользователя Sveta95
Введение
Актуальность. Тревожность в современной психологической науке рассматривается как достаточно распространенный психологический феномен особенно в детском возрасте. С проблемами, которые связаны с тревожностью, весьма часто сталкиваются многие современные школьники.
В современных научной литературе накоплен достаточно объемный материал, посвященный проблеме изучения тревожности младших школьников: изучены вопросы влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей (Е.Т. Соколова); рассмотрены проблемы развития невротических состояний в связи с повышенной тревожностью ребенка (А.И. Захаров); вопросам снижения тревожности (Л. В. Полунина); стабилизации эмоционального состояния лечения детских неврозов психотерапевтическими методами (Ю. А. Фесенко) и многие другие.
Актуальность темы исследования связана с компьютеризацией системы образования, а также гибридным обучением – все это повышает уровень тревожности детей, так как полноценного психолого-педагогического общения и взаимодействия с учителем и одноклассниками у обучающихся нет. Современные первоклассники, которые только входят в систему обучения, в связи с этим сталкиваются с большими трудностями. Недостаток взаимодействия и общения с учителем в непосредственной общении затрудняет формирование у них базовых учебных умений и навыков. Помимо этого, тревожность детей значительно снижает их потенциал в овладении учебной деятельностью, уровень школьной обучаемости и успешности. Поэтому, данная проблема является достаточно актуальной в современной психологии.
Объект исследования – личность младших школьников.
Предмет исследования – тревожность первоклассников.
Цель исследования – снизить тревожность первоклассников в образовательной деятельности посредством включения детей в коррекционно-обучающую программу с использованием игротерапии.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме выпускной квалификационной работы, определить специфику феномена «тревожность», установить возможности ее коррекции у детей младшего школьного возраста посредством игротерапии;
2. Составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по коррекции тревожности первоклассников по средствам игротерапии;
3. Подобрать и обосновать психодиагностический инструментарий, направленный на определение уровня тревожности у первоклассников;
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на коррекцию тревожности у детей младшего школьного возраста посредством игротерапии. С помощью методов математической статистики определить степень ее эффективности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что включение первоклассников в коррекционно-развивающую программу с использованием игротерапии приведет к снижению у них уровня тревожности при соблюдении следующих условий:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при составлении коррекционной программы;
– осуществление входящего и исходящего психодиагностического тестирования для определения уровня тревожности первоклассников до и после психолого-педагогического формирующего эксперимента;
– систематическое и целенаправленное использование игротерапии как основного средства коррекция уровня тревожности первоклассников в ходе реализации коррекционно-развивающей программы.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 20 учащихся: 1) 10 обучающихся (4 мальчика и 6 девочек) первого класса школы села Чапланово – экспериментальная группа, 2) 10 обучающихся (5 мальчиков и 5 девочек) первого класса школы села Чехов – контрольная группа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения об особенностях возрастного развития детей младшего школьного возраста Л.Ф. Обуховой, В.С. Мухиной; методологические основания причин и особенностей тревожности детей младшего школьного возраста А.А. Осиповой, А.И. Захарова; разработки по использованию игротерапии как средства коррекции тревожности в рамках психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста В.В Абраменковой, Л.И. Костиной и других. Также основой исследования стала теория адаптационных возможностей детей младшего школьного возраста Г.Ф. Кумариной, Л.А. Хотиной.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме выпускной квалификационной работы.
2. Психодиагностические методы:
– Методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса, с целью изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста;
– Шкала явной тревожности CMAS (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale) А. Кастанеда, Б. Маккендлс, Д. Палермо (адаптированная А.М. Прихожан), с целью выявления тревожности, как относительно устойчивого образования, а также проявления хронических тревожных реакций у детей;
– Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (проективная диагностика), с целью определить уровень тревожности ребенка, его эмоциональной приспособленности к социальным ситуациям (поступление в школу), отношение к определенной ситуации (обучение в школе). Помимо этого данная диагностика дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе (классе).
3. Психолого-педагогический формирующий эксперимент.
4. Методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, статистический критерий Вилкоксона с целью проверки достоверности выдвинутой гипотезы
Новизна исследования состоит в расширении и дополнении теоретических сведений о причинах возникновения тревожности у современных первоклассников, а также в разработке коррекционно-развивающей программы с опорой на игротерапию как метод коррекции тревожности младших школьников с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Практическая значимость выражается в обобщении знаний и теоретических представлений о феномене «тревожность», а также выявлении возможностей игротерапии как средства коррекции тревожности первоклассников. Полученные в исследовании данные и составленная коррекционно-развивающая программа могут быть использованы в практической деятельности психологов сферы образования по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и задачам исследования и включает в себя введение, три главы: две теоретические и одну практическую, заключение, список использованной литературы, состоящий из 59 источников, приложений – 13.
Актуальность. Тревожность в современной психологической науке рассматривается как достаточно распространенный психологический феномен особенно в детском возрасте. С проблемами, которые связаны с тревожностью, весьма часто сталкиваются многие современные школьники.
В современных научной литературе накоплен достаточно объемный материал, посвященный проблеме изучения тревожности младших школьников: изучены вопросы влияния семьи и внутрисемейных отношений на формирование тревожных состояний у детей (Е.Т. Соколова); рассмотрены проблемы развития невротических состояний в связи с повышенной тревожностью ребенка (А.И. Захаров); вопросам снижения тревожности (Л. В. Полунина); стабилизации эмоционального состояния лечения детских неврозов психотерапевтическими методами (Ю. А. Фесенко) и многие другие.
Актуальность темы исследования связана с компьютеризацией системы образования, а также гибридным обучением – все это повышает уровень тревожности детей, так как полноценного психолого-педагогического общения и взаимодействия с учителем и одноклассниками у обучающихся нет. Современные первоклассники, которые только входят в систему обучения, в связи с этим сталкиваются с большими трудностями. Недостаток взаимодействия и общения с учителем в непосредственной общении затрудняет формирование у них базовых учебных умений и навыков. Помимо этого, тревожность детей значительно снижает их потенциал в овладении учебной деятельностью, уровень школьной обучаемости и успешности. Поэтому, данная проблема является достаточно актуальной в современной психологии.
Объект исследования – личность младших школьников.
Предмет исследования – тревожность первоклассников.
Цель исследования – снизить тревожность первоклассников в образовательной деятельности посредством включения детей в коррекционно-обучающую программу с использованием игротерапии.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме выпускной квалификационной работы, определить специфику феномена «тревожность», установить возможности ее коррекции у детей младшего школьного возраста посредством игротерапии;
2. Составить и апробировать коррекционно-развивающую программу по коррекции тревожности первоклассников по средствам игротерапии;
3. Подобрать и обосновать психодиагностический инструментарий, направленный на определение уровня тревожности у первоклассников;
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на коррекцию тревожности у детей младшего школьного возраста посредством игротерапии. С помощью методов математической статистики определить степень ее эффективности.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что включение первоклассников в коррекционно-развивающую программу с использованием игротерапии приведет к снижению у них уровня тревожности при соблюдении следующих условий:
– учет возрастных и индивидуальных особенностей детей при составлении коррекционной программы;
– осуществление входящего и исходящего психодиагностического тестирования для определения уровня тревожности первоклассников до и после психолого-педагогического формирующего эксперимента;
– систематическое и целенаправленное использование игротерапии как основного средства коррекция уровня тревожности первоклассников в ходе реализации коррекционно-развивающей программы.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 20 учащихся: 1) 10 обучающихся (4 мальчика и 6 девочек) первого класса школы села Чапланово – экспериментальная группа, 2) 10 обучающихся (5 мальчиков и 5 девочек) первого класса школы села Чехов – контрольная группа.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения об особенностях возрастного развития детей младшего школьного возраста Л.Ф. Обуховой, В.С. Мухиной; методологические основания причин и особенностей тревожности детей младшего школьного возраста А.А. Осиповой, А.И. Захарова; разработки по использованию игротерапии как средства коррекции тревожности в рамках психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста В.В Абраменковой, Л.И. Костиной и других. Также основой исследования стала теория адаптационных возможностей детей младшего школьного возраста Г.Ф. Кумариной, Л.А. Хотиной.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблеме выпускной квалификационной работы.
2. Психодиагностические методы:
– Методика диагностики уровня школьной тревожности Б.Н. Филлипса, с целью изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста;
– Шкала явной тревожности CMAS (The Children's Form of Manifest Anxiety Scale) А. Кастанеда, Б. Маккендлс, Д. Палермо (адаптированная А.М. Прихожан), с целью выявления тревожности, как относительно устойчивого образования, а также проявления хронических тревожных реакций у детей;
– Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (проективная диагностика), с целью определить уровень тревожности ребенка, его эмоциональной приспособленности к социальным ситуациям (поступление в школу), отношение к определенной ситуации (обучение в школе). Помимо этого данная диагностика дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе (классе).
3. Психолого-педагогический формирующий эксперимент.
4. Методы математической статистики: критерий Манна-Уитни, статистический критерий Вилкоксона с целью проверки достоверности выдвинутой гипотезы
Новизна исследования состоит в расширении и дополнении теоретических сведений о причинах возникновения тревожности у современных первоклассников, а также в разработке коррекционно-развивающей программы с опорой на игротерапию как метод коррекции тревожности младших школьников с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Практическая значимость выражается в обобщении знаний и теоретических представлений о феномене «тревожность», а также выявлении возможностей игротерапии как средства коррекции тревожности первоклассников. Полученные в исследовании данные и составленная коррекционно-развивающая программа могут быть использованы в практической деятельности психологов сферы образования по коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и задачам исследования и включает в себя введение, три главы: две теоретические и одну практическую, заключение, список использованной литературы, состоящий из 59 источников, приложений – 13.