Коррекция внимания у подростков с умственной отсталостью 2021
Описание работы
Работа пользователя Mariz-vfifyz
В последнее время не перестает расти количество диагностированных случаев умственной отсталости различной степени выраженности. В большей мере, увеличение количества лиц с данной патологией связано с прибавлением количества диагностирования легких ее форм, в связи с совершенствованием области диагностики умственной отсталости среди детей различного возраста.
Кроме того, в увеличении числа детей с когнитивными нарушениями играет роль и прогресс перинатальной области медицины, когда снижается уровень младенческой смертности среди недоношенных новорожденных. А.С. Тиганов отмечает также, что одной из причин роста числа детей с названной патологией становится высокая плодовитость умственно отсталых женщин в сравнении с остальной популяцией. В целом, среди причин роста встречаемости данной патологии называются экологические проблемы, приводящие к росту наследственных форм умственной отсталости; природовые и внутриутробные патологии; кровосмешение в сельской местности и др.
Отдельно стоит сказать о росте числа случаев умственной отсталости в Российской Федерации. Эпидемиологические исследования (Н. В. Говорин, О. П. Ступина, Е. В. Калинина, Л. Л. Науменко, Л. А. Пронина, Н. А. Бохан, А. И. Мандель, Б. Д. Менделевич, В. Н Кузнецов), проведенные в различных регионах нашей страны показывают общую тенденцию к росту заболеваемости [8, 36, 37].
Известно, что умственная отсталость характеризуется тотальным поражением психических функций с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. К высшим психическим функциям принято относить внимание, но среди всех психических процессов оно выделяется тем, что не может существовать как целостное образование. По своей сути, внимание является способом распределения психической энергии в пользу какой-либо деятельности. С этой точки зрения, внимание можно отнести к вспомогательным функциям. Однако, невозможность осуществления какой-либо другой функции без привлечения в работу внимания ставит его наряду с основными психическими процессами. Внимание тесно связано со всеми формами деятельности человека, в связи с чем, любое нарушение в его работе влечет за собой негативные последствия для всей его жизнедеятельности. Многими исследователями подчеркивается, что большинство недостатков когнитивного развития при умственной отсталости связаны, именно, с нарушениями свойств произвольного и непроизвольного внимания.
Физиологические основы внимания исследованы в трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Л.С. Психологическими аспектами этой функции занимались В. Г. Петрова, И. В. Белякова, Л.С. Выготский, С.А. Домишкевич, С.В. Лиепинь, Л.И. Переслени, С.Я. Рубинштейн, Г.Я. Сухарева, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.М. Шипицына, И.Л. Баскакова, Е.С. Гринина и др.
В своих исследованиях данные авторы отмечают своеобразие внимания умственно отсталых детей, а также описывают пути и средства коррекции внимания. Несмотря на богатство теоретического материала, вопрос коррекции внимания при наличии умственной отсталости остается крайне актуальным. Особенно, в части, непосредственной психолого-педагогической коррекционной работы с детьми разного возраста. В связи с тем, что ранний и дошкольный возраст являются наиболее благоприятным периодом для развития и коррекции психических процессов, колоссальное внимание исследователей направляется именно к детям этих возрастных групп. В последние годы выявленная тенденция к увеличению числа детей с умственной отсталостью, о которой говорилось выше, связана и с ростом диагностирования когнитивных нарушений в массе детей подросткового возраста [37].
По указанной выше причине в своем исследовании мы обозначили следующую проблему: «Каковы особенности психологической коррекции внимания у подростков с умственной отсталостью?»
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирических измерений выделить особенности психологической коррекции внимания у подростков с умственной отсталостью.
Объект исследования: внимание как психическая функция умственно отсталых подростков.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы психолога с умственно отсталыми подростками.
Гипотезой исследования выступила идея о том, что психологическая коррекция внимания подростков с умственной отсталостью будет наиболее эффективна при соблюдении следующих психологических условий:
Теоретическая значимость исследования состоит в выделении и обосновании психологических условий коррекции внимания подростков с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в разработке специальной программы коррекции внимания подростков с умственной отсталостью, которая может быть использована в работе специалистов с детьми данной нозологии.
Структура ВКР: введение, теоретическая и эмпирическая главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Кроме того, в увеличении числа детей с когнитивными нарушениями играет роль и прогресс перинатальной области медицины, когда снижается уровень младенческой смертности среди недоношенных новорожденных. А.С. Тиганов отмечает также, что одной из причин роста числа детей с названной патологией становится высокая плодовитость умственно отсталых женщин в сравнении с остальной популяцией. В целом, среди причин роста встречаемости данной патологии называются экологические проблемы, приводящие к росту наследственных форм умственной отсталости; природовые и внутриутробные патологии; кровосмешение в сельской местности и др.
Отдельно стоит сказать о росте числа случаев умственной отсталости в Российской Федерации. Эпидемиологические исследования (Н. В. Говорин, О. П. Ступина, Е. В. Калинина, Л. Л. Науменко, Л. А. Пронина, Н. А. Бохан, А. И. Мандель, Б. Д. Менделевич, В. Н Кузнецов), проведенные в различных регионах нашей страны показывают общую тенденцию к росту заболеваемости [8, 36, 37].
Известно, что умственная отсталость характеризуется тотальным поражением психических функций с преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. К высшим психическим функциям принято относить внимание, но среди всех психических процессов оно выделяется тем, что не может существовать как целостное образование. По своей сути, внимание является способом распределения психической энергии в пользу какой-либо деятельности. С этой точки зрения, внимание можно отнести к вспомогательным функциям. Однако, невозможность осуществления какой-либо другой функции без привлечения в работу внимания ставит его наряду с основными психическими процессами. Внимание тесно связано со всеми формами деятельности человека, в связи с чем, любое нарушение в его работе влечет за собой негативные последствия для всей его жизнедеятельности. Многими исследователями подчеркивается, что большинство недостатков когнитивного развития при умственной отсталости связаны, именно, с нарушениями свойств произвольного и непроизвольного внимания.
Физиологические основы внимания исследованы в трудах И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского. Л.С. Психологическими аспектами этой функции занимались В. Г. Петрова, И. В. Белякова, Л.С. Выготский, С.А. Домишкевич, С.В. Лиепинь, Л.И. Переслени, С.Я. Рубинштейн, Г.Я. Сухарева, В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.М. Шипицына, И.Л. Баскакова, Е.С. Гринина и др.
В своих исследованиях данные авторы отмечают своеобразие внимания умственно отсталых детей, а также описывают пути и средства коррекции внимания. Несмотря на богатство теоретического материала, вопрос коррекции внимания при наличии умственной отсталости остается крайне актуальным. Особенно, в части, непосредственной психолого-педагогической коррекционной работы с детьми разного возраста. В связи с тем, что ранний и дошкольный возраст являются наиболее благоприятным периодом для развития и коррекции психических процессов, колоссальное внимание исследователей направляется именно к детям этих возрастных групп. В последние годы выявленная тенденция к увеличению числа детей с умственной отсталостью, о которой говорилось выше, связана и с ростом диагностирования когнитивных нарушений в массе детей подросткового возраста [37].
По указанной выше причине в своем исследовании мы обозначили следующую проблему: «Каковы особенности психологической коррекции внимания у подростков с умственной отсталостью?»
Цель исследования: на основе анализа психолого-педагогической литературы и эмпирических измерений выделить особенности психологической коррекции внимания у подростков с умственной отсталостью.
Объект исследования: внимание как психическая функция умственно отсталых подростков.
Предмет исследования: особенности коррекционной работы психолога с умственно отсталыми подростками.
Гипотезой исследования выступила идея о том, что психологическая коррекция внимания подростков с умственной отсталостью будет наиболее эффективна при соблюдении следующих психологических условий:
- ведение коррекционной работы в ключе ведущего вида деятельности подросткового периода - общение со сверстниками;
- наполнение содержания коррекционной работы материалом, вызывающим устойчивый интерес подростков, подобранного на основе индивидуальных предпочтений;
- использование дидактического материала, направленного на развитие коммуникативных и жизненных компетенций подростков с умственной отсталостью.
- Провести анализ психолого-педагогических источников литературы по проблеме внимания подростков с умственной отсталостью;
- Выделить особенности, присущие вниманию подростков с умственной отсталостью;
- Описать основное содержание психологической коррекции внимания подростков с умственной отсталостью;
- Разработать и апробировать программу коррекции внимания подростков с умственной отсталостью с учетом условий, указанных в гипотезе исследования.
- периодизации психического развития Д. Б. Эльконина;
- теории высших психических функций Л.С. Выготского;
- концепции Л.С. Выготского о структуре дефекта (при умственной отсталости) и неравномерности развития структурно-функциональных компонентов ВПФ;
- теории функциональных систем П.К. Анохина;
- существующих в психологии на данный момент взгляды на сущность внимания:
- концепция внимания П.Я. Гальперина;
- теория внимания Л.С. Выготского;
- теория внимания Т. Рибо;
- теория установки Д.Н.Узнадзе;
- теория внимания У. Джеймса;
- внимание как апперцепция в теории В.Вундта;
- моторная теория внимания Н.Н. Ланге;
- теории функциональных блоков А.Р. Лурия;
- этиопатогенетическом принципе степеней умственной отсталости.
Теоретическая значимость исследования состоит в выделении и обосновании психологических условий коррекции внимания подростков с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в разработке специальной программы коррекции внимания подростков с умственной отсталостью, которая может быть использована в работе специалистов с детьми данной нозологии.
Структура ВКР: введение, теоретическая и эмпирическая главы, заключение, список использованной литературы, приложения.