Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Культура эпохи Сталина

Стоимость
100 руб.
Содержание
Теория
Объем
16 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Nastya77
Слайд 2
С конца 20-х гг. в стране установилась диктатура Сталина, который избавившись от оппозиции и свернув нэп, начал воплощать в жизнь ленинский план построения социализма – «индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию». В процессе этих преобразований были разрушены многие старые традиции русской культуры. Контроль государства над культурой принял в этот период тотальный характер.
Слайд 3
В годы первых пятилеток финансирование просвещения и культуры строилось по остаточному принципу. Бюджетные дотации в первую очередь получали те отрасли науки, результаты исследований в которых приносили в короткие сроки практическую пользу.
Все крупные вопросы культуры решались лично Сталиным и политбюро ЦК ВКП(б).
Слайд 4
   В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял очередное постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» детей 8-10 лет в течение 4 лет.
 К 1934 г. в РСФСР работало 28300 школ, и 98% детей были охвачены учебой. К 1939 г. уровень грамотности населения всех возрастов поднялся до 89%. Советская статистика включала в этот процент всех умевших расписываться и читать по слогам. Рядом со школами 2 ступени, где можно было получить среднее образование, создавались фабрично-заводские школы (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ). Были выпущены единые учебники по всем предметам. В стране действовала широкая сеть вечерних школ, кружков и курсов.
Слайд 5Слайд 2
С конца 20-х гг. в стране установилась диктатура Сталина, который избавившись от оппозиции и свернув нэп, начал воплощать в жизнь ленинский план построения социализма – «индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию». В процессе этих преобразований были разрушены многие старые традиции русской культуры. Контроль государства над культурой принял в этот период тотальный характер.
Слайд 3
В годы первых пятилеток финансирование просвещения и культуры строилось по остаточному принципу. Бюджетные дотации в первую очередь получали те отрасли науки, результаты исследований в которых приносили в короткие сроки практическую пользу.
Все крупные вопросы культуры решались лично Сталиным и политбюро ЦК ВКП(б).
Слайд 4
   В 1931 г. ЦК ВКП(б) принял очередное постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» детей 8-10 лет в течение 4 лет.
 К 1934 г. в РСФСР работало 28300 школ, и 98% детей были охвачены учебой. К 1939 г. уровень грамотности населения всех возрастов поднялся до 89%. Советская статистика включала в этот процент всех умевших расписываться и читать по слогам. Рядом со школами 2 ступени, где можно было получить среднее образование, создавались фабрично-заводские школы (ФЗУ) и школы крестьянской молодежи (ШКМ). Были выпущены единые учебники по всем предметам. В стране действовала широкая сеть вечерних школ, кружков и курсов.
Слайд 5В годы коллективизации окончательно была разрушена православная церковь. Десятки тысяч храмов в деревнях и селах России были уничтожены или превращены в клубы и складские помещения. Многие священники оказались в лагерях. Оставшихся на свободе взял под свой контроль НКВД.
Слайд 6
В 1934 г. на I съезде советских писателей социалистический реализм был провозглашен главным методом создания творческих произведений. Руководствуюсь этим методом писатели, XVдожники, кинематографисты по сути должны были обращаться только к указанным партией темам и, раскрывая их, показывать не то, что было в действительности, а то, что должно существовать в идеале. Ведущими темами литературы 30-х гг. были темы революции, коллективизации, индустриализации и борьбы с «врагами народа». Наиболее заметными произведениями этого времени стали «Жизнь Клима Самгина» М.Горького, «Тихий дон» М.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.Островского. Эти книги выходили массовыми тиражами.
Слайд 7
С конца 20-х гг. в репертуарах театров прочно утвердилась советская пьеса (Н.Погодин «Человек с ружьем», В.Вишневский «Оптимистическая трагедия» и др.) Особое внимание со стороны партийных органов и лично Сталина, который просматривал все выпускаемые фильмы, уделялось кинематографу. Открывались новые кинематографические вузы, велось массовое строительство кинотеатров, организовывался передвижной показ.
Слайд 8
 В 1931 г. появились первые советские звуковые картины. Музыкальная жизнь страны связана с именами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Т.Хренникова, И.Дунаевского. Были созданы крупные ансамбли – Большой государственный симфонический оркестр, оркестры филармоний. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР. В том же году были созданы республиканские союзы художников и Союз советских архитекторов.
Слайд 9
Великая отечественная война внесла крупные перемены в государственную идеологию. Это отразилось на отношении сталинского правительства к культуре. С другой стороны, само население страны испытывало взлет патриотических чувств, которые отодвинули на задний план постулаты марксизма-ленинизма. Оба эти условия привели к ослаблению идеологического нажима на творческую интеллигенцию.
 В связи с увеличением расходов на оборону, резко сократилось финансирование культуры. В исторических исследованиях на первое место вышли монографии о славных страницах военного прошлого России (Ледовое побоище, Полтавская битва и т.п.)
Слайд 10
С первых месяцев войны стали создаваться школы-интернаты для беспризорных детей. Старшие школьники большую часть времени занимались производственным трудом, в школах была введена обязательная военная подготовка. В 1941 г. прием в вузы был сокращен на 41%, и до 3 лет урезаны сроки обучения.
Слайд 11
Советские писатели с первых дней войны оформлялись корреспондентами армейских газет. Содержанием своих произведений они старались поднять боевой дух советских солдат и офицеров. В эти годы было написано много талантливых произведений на военную тему («Ленинградская поэма» О.Бергольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Дни и ночи» К.Симонова, «Василий Теркин» А.Твардовского и др.). Театральные сцены также заполнили пьесы военной тематики.
Слайд 12
Для ликвидации последствий войны и для усиления контроля за развитием культуры в союзных республиках были созданы специальные комитеты по делам культурно-просветительных учреждений. В 1953 г. они были слиты в Министерство культуры. В 1946 г. было создано министерство высшего образования, в 1950 г. – отдел науки и вузов в ЦК ВКП(б).
Слайд 13
Основные усилия сталинского руководства были направлены на решение идеологических проблем. Роль главного «инквизитора» была поручена секретарю ЦК А.А.Жданову.
Слайд14
Те авторы, которые не желали вписываться в новые строгие этические и эстетические рамки подвергались травле и репрессиям. По прихоти Сталина, Михаил Булгаков избежал серьезных преследований, а его пьесы «Дни Турбиных» (1925), в которой давались позитивные образы белогвардейцев, некоторое время шла во МХАТе. Аналогично, не без участия Сталина, избежала ареста Анна Ахматова, хотя ей пришлось пережить и травлю, и арест сына
Слайд16
Итоги:
Сталин за время своего правления практически полностью переформатировал советское искусство, заложив традиции кондового советского стиля. Дальнейшее развитие советской культуры во многом будет определяться противостоянием питомцев сталинского «большого стиля» и сторонников творческой свободы.
Хотя сталинская культурная программа много сделала для «реабилитации» русской классики, целые пласты русской культуры оказались похоронены под спудом. Творчество авангардистов оказалось практически вычеркнуто из культурного кода страны. Стихи Есенина, Ахматовой и Цветаевой могли распространяться только подпольно, хотя и не потеряли популярности.            Это теория, в презентации представлены наглядные иллюстрации и т.д.
 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp
Заявка на расчет