Лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
Описание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого–педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Средства развития речи детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Выявление уровня сформированности речи у детей старшего дошкольного возраста 27
2.3. Анализ результатов исследования 39
ВВЕДЕНИЕ
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, поскольку от уровня развития речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с друзьями, сверстниками и общее интеллектуальное развитие.
Законы развития речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях О.С. Ушаковой, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирновой, В.П. Глухова и других. Они показали, что развитие речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования данных форм протекает параллельно.
Развитие речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов, а также другие авторы считают, что формирование грамматически правильной, логической, сознательной, последовательной речи у детей дошкольного возраста является необходимым условием для развития речи и подготовки детей к школе.
Как показывают исследования Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой и других авторов, возможность развития речи, обусловлена возникновением регуляторных, планировочных функций речи в старшем дошкольном возрасте.
Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования 36 направляет нас на формирование личности ребенка через различные виды деятельности. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения программы в виде целевых показателей дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования, включая показатели развития речи детей дошкольного возраста. Учитывая особенности возраста детей, вовлечение их в активную речевую деятельность возможно только через «разжигание» интереса к предмету этой деятельности.
В психологии и дидактике описано множество приемов, чтобы заинтересовать и увлечь ребенка, основанных на ведущей деятельности этого чувствительного периода – игре. В последнее время педагоги дошкольных учреждений стали использовать новый дидактический инструмент для развития речи – лэпбук. Одной из инновационных форм работы по речевому развитию детей дошкольного возраста является создание лэпбуков различной тематики.
Проблема исследования: каковы возможности лэпбука как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: выявить возможности использования лэпбука в речевом развитии старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: лэпбук как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбука будет эффективен, если:
- − Систематически использовать дидактическое средство во время и вне занятий с детьми;
- − конкретизировано содержание каждого лэпбука.
Задачи исследования:
- 1. Провести анализ учебно – методической литературы по теме исследования.
- 2. Изучить особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
- 3. Разработать и апробировать содержание работы по развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством лэпбуков и определить ее эффективность.
Методы исследования:
- 1. Теоретические: анализ научно – методической литературы, синтез полученных данных.
- 2. Практические: наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретическая значимость исследования: полученные в процессе исследования теоретические данные могут быть использованы для написания научных статей на студенческие конференции.
Практическая значимость исследования: созданные лэпбуки могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МАДОУ «ЦРР – Детский сад 21»
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.