Личность учителя как фактор нравственного воспитания подростка
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Личность учителя как фактор нравственного воспитания подростка»
Оригинальность работы 76%
В настоящее время проблема нравственного воспитания подростков становиться все более актуальной. В наши дни школа задана целью на то, чтобы сформировать всесторонне развитую, социально зрелую, нравствен-ную личность.Однако современное воспитание столкнулось с такими про-блемами как переоценка традиционных ценностей, влияние со стороны запада , ставящего своей главной целью погоню за материальными благами и своего личностным успехом посредством любых средств и др.
Семья-это начало нравственности. Ребенок смотря на поведение и по-ступки своих родителей с возрастом перенимает их манеры поведения, и за-частую родители не всегда полноценно справляются с воспитанием нрав-ственности у ребенка. Поэтому учитель должен понимать, что на нем лежит обязанность привить духовные ценности ребенку и воспитать высоконрав-ственную личность.
Основной задачей современного образования является формирование высоконравственной личности. Но на данный момент в школах процесс воспитания и образования идут порознь. Связано это с тем, что школа — это, во-первых, место оказания образовательных услуг, где по сути привитие нравственных ценностей младшему поколению отсутствует. Но нельзя забывать, что основной задачей школы всегда являлось воспитание ребенка, а вот образование рассматривалось как средство достижения поставленной задачи.
Изучением нравственного воспитания и роли в нем учителя, занима-лись такие известные отечественные и зарубежные педагоги как В.А.Сластенин, Б.А. Исмагулова, Н.Е. Щуркова, И.С. Кон, К.Д. Ушинский
Объект исследования: процесс нравственного воспитания.
Предмет исследования:личность учителя как фактор нравственного воспитания школьников
Цель исследования: определить роль личности учителя в нравствен-ном воспитании подростков.
Задачи исследования:
1.Раскрыть содержание понятий «личность учителя», «нравственное воспитание».
2.Рассмотреть цели, содержание и методы нравственного воспитания.
3. Рассмотреть влияние личности учителя на нравственное воспитание подростка.
Для достижения цели я использовала следующие методы: анализ научной литературы, наблюдение, метод индукции.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личность учителя.
1.1 Понятие личности. …………………………………………………………...5
1.2 Учитель как личность………………………………………………………..6
Глава 2. Нравственное воспитание.
2.1 .Цель и содержание нравственного воспитания подростков……………..9
2.2.Методы нравственного воспитания подростков…………………………14
2. 3. Роль личности учителя в нравственном воспитании подростка…….18
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………25
Список литературы.
1. Гагарина, К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения /К.Е . Гагарина - Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 110-115.
2. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
3. Грищенко, Л.И. Теория и методика воспитания. Педагогика и пси-хология. Социальная педагогика / Л. И. Гриценко. - 2-е изд., стер. - М : Академия, 2008. – с . 235.
4. Давыдкина, О.Н. Проблема формирования личности учителя в научно-педагогических трудах В.А. Сластенина / О.Н. Давыдкина ; НИУ БелГУ // Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы IV междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого-педагога, акад. В.А. Сластенина, Белгород, 17-18 сент. 2013 г. / отв. ред. И.Ф. Исаев. - Белгород, 2013. - С. 224-228.
5. . Исмагулова, Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы // Теория и практика образования в современном мире/ Б.А. Исмагулова — СПб.: Заневская площадь, 2014. С.15-19.
6. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание : [Перевод] / И.С. Кон. – М.: Прогресс, Б.г .1990.- 367 с.
7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. / В.В. Краевский - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
8. Новиков, А. М. .Основания педагогики / Пособие для авторов учеб-ников и преподавателей./ А.М. Новиков – М.: «Эгвес», 2010. – 208 с.
9. Орлов, А. Б. Психология личности человека: практики. /А.Б.Орлов - М.: Академия, 2002. - 550 с.
10.Пидкасистый, П.И . Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
11.Педагогический терминологический словарь — Российская нацио-нальная библиотека — С.-Петербург, 2006 .- с 100.
12.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн- СПб– Издательство: Питер, 2002 г., - 720 стр.
13.Рыбина, Г.В. Профессиональная культура педагога как фактор ду-ховно-нравственного воспитания учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена./ Г.В. Рыбина- Выпуск №61/2008 .
14.Сластёнин, В.А. Педагогика творчества / В. А. Сластенин // Совет-ская педагогика. — 1991 — №1.- С. 5.
15. Сухиташвили, Л. С. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности. / Л.С. Сухиташвили// Журнал KANT. Выпуск № 3 (6). – 2012.
16 . Ушинский, К. Д. Об учебно-воспитательной работе / К. Д. Ушин-ский. – М.: Госучпедгиз, 1939. – 100 с
17. Харламов, И.Ф. Педагогика./ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
18.Шиян, О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя / О.М. Шиян // Педагогика. – 1999. – № 1. – С. 64
19. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
В данной работе рассмотрели основные задачи, которые были постав-лены. Раскрыли содержание понятий «личность учителя», «нравственное воспитание», рассмотреть цели, содержание и методы нравственного воспитания, а так же проследили влияние личности учителя на нравственное вос-питание подростков.
Нравственное воспитание подростков является основным фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объ-единяющих его моральных ценностей. Проблемы нравственного воспитания актуальны и в наши дни. Их связывают с изменением понимания понятия ценности, с изменением социокультурной обстановки в обществе, а также с ослаблением социального контроля за поведением и деятельностью подростков.
Актуальной задачей современного образования выступает индивиду-ально-личностное развитие учащихся. Заниматься этим вопросом следует уже с детства человека, а делать это должен тот, кто сам хорошо воспитан и образован. Только этот человек сможет подать правильный пример, дать дельный совет, а также воспитать в ребенке основные духовные ценности. Учитель это и есть воспитанный и образованный человек, является этой сильной личностью, на которую возлагается столь большая ответственность, как воспитание в ребенке нравственной личности.
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к свой работе и к окружающим – все это имеет первостепенное значение для нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Именно на это обращают внимание родители и дети, а, исходя из проведенного исследования, родители и ученики считают учителя одним из важных факторов нравственного воспитания. Учитель и ученик постоянно взаимодействуют друг с другом. Поэтому ученик все слова и действия педагога пропускает через себя, что, несомненно, влияет на его воспитание.
Но учителя это такие же обычные люди, поэтому, чтобы стремиться к идеалу, необходимо работать над собой. Учитель должен развиваться как в интеллектуальном плане, так и в духовном. К тому же совокупность духовных материальных ценностей, к которым относятся внешний вид, действия и отношения с окружающими, также играют одну из важнейших ролей. Но не только преподавателю, но и самой школе, необходимо продолжать совершенствовать педагогический процесс по нравственному воспитанию, чтобы достичь наилучших результатов в воспитании подрастающего поколения.
Оригинальность работы 76%
В настоящее время проблема нравственного воспитания подростков становиться все более актуальной. В наши дни школа задана целью на то, чтобы сформировать всесторонне развитую, социально зрелую, нравствен-ную личность.Однако современное воспитание столкнулось с такими про-блемами как переоценка традиционных ценностей, влияние со стороны запада , ставящего своей главной целью погоню за материальными благами и своего личностным успехом посредством любых средств и др.
Семья-это начало нравственности. Ребенок смотря на поведение и по-ступки своих родителей с возрастом перенимает их манеры поведения, и за-частую родители не всегда полноценно справляются с воспитанием нрав-ственности у ребенка. Поэтому учитель должен понимать, что на нем лежит обязанность привить духовные ценности ребенку и воспитать высоконрав-ственную личность.
Основной задачей современного образования является формирование высоконравственной личности. Но на данный момент в школах процесс воспитания и образования идут порознь. Связано это с тем, что школа — это, во-первых, место оказания образовательных услуг, где по сути привитие нравственных ценностей младшему поколению отсутствует. Но нельзя забывать, что основной задачей школы всегда являлось воспитание ребенка, а вот образование рассматривалось как средство достижения поставленной задачи.
Изучением нравственного воспитания и роли в нем учителя, занима-лись такие известные отечественные и зарубежные педагоги как В.А.Сластенин, Б.А. Исмагулова, Н.Е. Щуркова, И.С. Кон, К.Д. Ушинский
Объект исследования: процесс нравственного воспитания.
Предмет исследования:личность учителя как фактор нравственного воспитания школьников
Цель исследования: определить роль личности учителя в нравствен-ном воспитании подростков.
Задачи исследования:
1.Раскрыть содержание понятий «личность учителя», «нравственное воспитание».
2.Рассмотреть цели, содержание и методы нравственного воспитания.
3. Рассмотреть влияние личности учителя на нравственное воспитание подростка.
Для достижения цели я использовала следующие методы: анализ научной литературы, наблюдение, метод индукции.
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личность учителя.
1.1 Понятие личности. …………………………………………………………...5
1.2 Учитель как личность………………………………………………………..6
Глава 2. Нравственное воспитание.
2.1 .Цель и содержание нравственного воспитания подростков……………..9
2.2.Методы нравственного воспитания подростков…………………………14
2. 3. Роль личности учителя в нравственном воспитании подростка…….18
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………………25
Список литературы.
1. Гагарина, К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения /К.Е . Гагарина - Молодой ученый. – 2011. – №3. Т.2. – С. 110-115.
2. Григорович, Л.А Педагогика и психология: учебное пособие [Текст]/ Л.А Григорович, - М.: Гардарики, 2003. - 480 с.
3. Грищенко, Л.И. Теория и методика воспитания. Педагогика и пси-хология. Социальная педагогика / Л. И. Гриценко. - 2-е изд., стер. - М : Академия, 2008. – с . 235.
4. Давыдкина, О.Н. Проблема формирования личности учителя в научно-педагогических трудах В.А. Сластенина / О.Н. Давыдкина ; НИУ БелГУ // Педагогическое образование: вызовы XXI века : материалы IV междунар. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого-педагога, акад. В.А. Сластенина, Белгород, 17-18 сент. 2013 г. / отв. ред. И.Ф. Исаев. - Белгород, 2013. - С. 224-228.
5. . Исмагулова, Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы // Теория и практика образования в современном мире/ Б.А. Исмагулова — СПб.: Заневская площадь, 2014. С.15-19.
6. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание : [Перевод] / И.С. Кон. – М.: Прогресс, Б.г .1990.- 367 с.
7. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. / В.В. Краевский - Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. - 165 с.
8. Новиков, А. М. .Основания педагогики / Пособие для авторов учеб-ников и преподавателей./ А.М. Новиков – М.: «Эгвес», 2010. – 208 с.
9. Орлов, А. Б. Психология личности человека: практики. /А.Б.Орлов - М.: Академия, 2002. - 550 с.
10.Пидкасистый, П.И . Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
11.Педагогический терминологический словарь — Российская нацио-нальная библиотека — С.-Петербург, 2006 .- с 100.
12.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн- СПб– Издательство: Питер, 2002 г., - 720 стр.
13.Рыбина, Г.В. Профессиональная культура педагога как фактор ду-ховно-нравственного воспитания учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена./ Г.В. Рыбина- Выпуск №61/2008 .
14.Сластёнин, В.А. Педагогика творчества / В. А. Сластенин // Совет-ская педагогика. — 1991 — №1.- С. 5.
15. Сухиташвили, Л. С. Духовно-нравственные качества педагога как фактор успешности процесса воспитания личности. / Л.С. Сухиташвили// Журнал KANT. Выпуск № 3 (6). – 2012.
16 . Ушинский, К. Д. Об учебно-воспитательной работе / К. Д. Ушин-ский. – М.: Госучпедгиз, 1939. – 100 с
17. Харламов, И.Ф. Педагогика./ И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
18.Шиян, О. М. Аутопедагогическая компетентность учителя / О.М. Шиян // Педагогика. – 1999. – № 1. – С. 64
19. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. / Н.Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
В данной работе рассмотрели основные задачи, которые были постав-лены. Раскрыли содержание понятий «личность учителя», «нравственное воспитание», рассмотреть цели, содержание и методы нравственного воспитания, а так же проследили влияние личности учителя на нравственное вос-питание подростков.
Нравственное воспитание подростков является основным фактором успешного развития страны, обеспечения духовного единства народа и объ-единяющих его моральных ценностей. Проблемы нравственного воспитания актуальны и в наши дни. Их связывают с изменением понимания понятия ценности, с изменением социокультурной обстановки в обществе, а также с ослаблением социального контроля за поведением и деятельностью подростков.
Актуальной задачей современного образования выступает индивиду-ально-личностное развитие учащихся. Заниматься этим вопросом следует уже с детства человека, а делать это должен тот, кто сам хорошо воспитан и образован. Только этот человек сможет подать правильный пример, дать дельный совет, а также воспитать в ребенке основные духовные ценности. Учитель это и есть воспитанный и образованный человек, является этой сильной личностью, на которую возлагается столь большая ответственность, как воспитание в ребенке нравственной личности.
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к свой работе и к окружающим – все это имеет первостепенное значение для нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Именно на это обращают внимание родители и дети, а, исходя из проведенного исследования, родители и ученики считают учителя одним из важных факторов нравственного воспитания. Учитель и ученик постоянно взаимодействуют друг с другом. Поэтому ученик все слова и действия педагога пропускает через себя, что, несомненно, влияет на его воспитание.
Но учителя это такие же обычные люди, поэтому, чтобы стремиться к идеалу, необходимо работать над собой. Учитель должен развиваться как в интеллектуальном плане, так и в духовном. К тому же совокупность духовных материальных ценностей, к которым относятся внешний вид, действия и отношения с окружающими, также играют одну из важнейших ролей. Но не только преподавателю, но и самой школе, необходимо продолжать совершенствовать педагогический процесс по нравственному воспитанию, чтобы достичь наилучших результатов в воспитании подрастающего поколения.