Лингвистические игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Описание работы
Работа пользователя 89535521708
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...….7
1.1.Понятие и сущность коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе……………………………………………………....7
1.2.Роль лингвистических игр в процессе развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста………………………………………13
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….…21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста….22
2.1.Исследование исходного уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………………......................22
2.2.Дидактический материал по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..31
2.3.Результаты контрольного эксперимента ……………………….…...….....37
Выводы по 2 главе …………..………………………………………...…….…..42
Заключение……………………..……….………………………………….…….43
Литература………..………………..……………………………..……..….…...45
Приложения ……………………………………………………….…………….50
Введение
Изменение системы дошкольного образования, определяемое ФГОС ДО, требует в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности дошкольников с развитыми предпосылками универсальных учебных действий, подготовленных к дальнейшему обучению в школе. Уже с раннего возраста дети начинают общаться и говорить. В момент поступления в школу у них обычно уже имеется целый ряд коммуникативных и речевых компетенций. Традиционно, большое внимание в психологии и педагогике уделяется развитию речи и общению, а также коммуникативно-речевой стороне детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день, у большинства детей, поступая в школу, обнаруживаются ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать в одиночку, не обращая внимания на партнера, не учитывая мнение окружающих и не владея азбукой коммуникации. Это предрасполагает к тому, чтобы педагог искал наиболее эффективные средства для развития коммуникативных умений.
В содержании предлагаемой концепции под коммуникативными умениями понимается смысловой аспект общения и социального взаимодействия детей, начиная с установления контактов, организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных отношений [27].
Факторами развития коммуникативных умений старших дошкольников являются:
необходимость в ускоренном совершенствовании образовательного пространства для оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей;
необходимость сохранности единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы;
возрастание требований к коммуникационному взаимодействию, толерантности членов поликультурного общества.
Все это предъявляет повышенные требования к подготовке детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.
В связи с этим, работа, которая направлена на развитие коммуникативных умений, особенно актуальна на этапе дошкольного образования.
Следовательно, для успешного развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста необходима целенаправленная и организованная работа.
Цель исследования: выявить и описать возможности лингвистических игр для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: лингвистические игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: лингвистические игры будут являться эффективным средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, если:
подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
основным условием использования игр являются их повторяемость и усложнение.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
раскрыть сущность понятий «коммуникативные умения», «лингвистическая игра»;
описать и подобрать методики развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
разработать дидактический материал по формированию коммуникативных умений при помощи лингвистических игр у детей старшего дошкольного возраста;
экспериментально проверить эффективность методов и средств диагностики коммуникативных умений;
систематизировать и обобщить результаты исследования.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории о единстве сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; взаимосвязи обучения и развития Л.С. Выготского; внутреннего строения деятельности А.Н. Леонтьева; общедидактические положения о развитии коммуникативных умений Л.С. Выготского, А.Е. Дмитриева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, теоретические разработки в области педагогических технологий В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.
Теоретическая база исследования опирается на основы формирования коммуникативных умений дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, и др.
Методы исследования:
теоретические (изучение педагогической, учебной и методической литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение);
эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, эксперимент);
математические (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Теоритическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста...….7
1.1.Понятие и сущность коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе……………………………………………………....7
1.2.Роль лингвистических игр в процессе развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста………………………………………13
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….…21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста….22
2.1.Исследование исходного уровня сформированности коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста ………………......................22
2.2.Дидактический материал по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..31
2.3.Результаты контрольного эксперимента ……………………….…...….....37
Выводы по 2 главе …………..………………………………………...…….…..42
Заключение……………………..……….………………………………….…….43
Литература………..………………..……………………………..……..….…...45
Приложения ……………………………………………………….…………….50
Введение
Изменение системы дошкольного образования, определяемое ФГОС ДО, требует в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности дошкольников с развитыми предпосылками универсальных учебных действий, подготовленных к дальнейшему обучению в школе. Уже с раннего возраста дети начинают общаться и говорить. В момент поступления в школу у них обычно уже имеется целый ряд коммуникативных и речевых компетенций. Традиционно, большое внимание в психологии и педагогике уделяется развитию речи и общению, а также коммуникативно-речевой стороне детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день, у большинства детей, поступая в школу, обнаруживаются ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать в одиночку, не обращая внимания на партнера, не учитывая мнение окружающих и не владея азбукой коммуникации. Это предрасполагает к тому, чтобы педагог искал наиболее эффективные средства для развития коммуникативных умений.
В содержании предлагаемой концепции под коммуникативными умениями понимается смысловой аспект общения и социального взаимодействия детей, начиная с установления контактов, организации и осуществления совместной деятельности, налаживания межличностных отношений [27].
Факторами развития коммуникативных умений старших дошкольников являются:
необходимость в ускоренном совершенствовании образовательного пространства для оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей;
необходимость сохранности единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы;
возрастание требований к коммуникационному взаимодействию, толерантности членов поликультурного общества.
Все это предъявляет повышенные требования к подготовке детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению.
В связи с этим, работа, которая направлена на развитие коммуникативных умений, особенно актуальна на этапе дошкольного образования.
Следовательно, для успешного развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста необходима целенаправленная и организованная работа.
Цель исследования: выявить и описать возможности лингвистических игр для развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: лингвистические игры как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: лингвистические игры будут являться эффективным средством развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, если:
подбор игр осуществляется в соответствии с программными требованиями;
учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;
основным условием использования игр являются их повторяемость и усложнение.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
раскрыть сущность понятий «коммуникативные умения», «лингвистическая игра»;
описать и подобрать методики развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
разработать дидактический материал по формированию коммуникативных умений при помощи лингвистических игр у детей старшего дошкольного возраста;
экспериментально проверить эффективность методов и средств диагностики коммуникативных умений;
систематизировать и обобщить результаты исследования.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории о единстве сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева; взаимосвязи обучения и развития Л.С. Выготского; внутреннего строения деятельности А.Н. Леонтьева; общедидактические положения о развитии коммуникативных умений Л.С. Выготского, А.Е. Дмитриева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, теоретические разработки в области педагогических технологий В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.
Теоретическая база исследования опирается на основы формирования коммуникативных умений дошкольников в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, и др.
Методы исследования:
теоретические (изучение педагогической, учебной и методической литературы по теме исследования, анализ, синтез, обобщение);
эмпирические (опрос, анкетирование, наблюдение, эксперимент);
математические (количественный и качественный анализ экспериментальных данных).
Теоритическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы данной работы могут быть использованы в деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений.