Логопедическая работа с детьми младшего школьного возраста с тахилалией
Описание работы
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Сущность, виды, этиология и патогнез тахилалии 12
1.3. Особенности коммуникации у детей с нарушениями речи 16
1.4 Основные положения логопедической работы с детьми с тахилалией 20
2.1 Диагностика особенностей речевого развития детей с тахилалией, ее результаты 24
2.2 Программа логопедической работы по преодолению тахилалии у детей младшего школьного возраста 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ
Тахилалия относится к нарушению темпо-ритмической организации речи – сложному психофизиологическому расстройству, связанному с искажением речевой плавности.
Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также их соотношение называется ритмом речи. Темп же – это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов. Именно эти элементы могут быть нарушены при минимальных дизартрических расстройствах и общем недоразвитии речи III уровня.
Просодические единицы влияют на реализацию эмоциональных и смысловых компонентов речи. Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и комплекс просодических характеристик. У детей, помимо патологически ускоренного темпа речи (тахилалии), может быть замедление темпа речи (брадилалия) с множеством необоснованных пауз, речевых эмбол.
Легкие формы тахилалии обычно никак не сказываются на коммуникативных умениях и навыках детей, а вот тяжелые формы тахилалии делают ребенка замкнутым и неуверенным в себе, окружающие не понимают его речь, поэтому избегают общения. Кроме того неплавности в речи могут проявиться и в школьном возрасте в сложных по структуре грамматических высказываниях, что может негативно сказаться на успеваемости ребенка в обучении. Поэтому, вопрос изучения и выявления особенностей нарушения темпо-ритмической организации речи является актуальным.
Целью итоговой работы является исследование особенностей логопедической работа с детьми младшего школьного возраста с тахилалией.
Цель обуславливает выполнение следующих задач:
- исследовать понятие темпо-ритмической организация речи в теоретических источниках и изучить ее развитие в онтогенезе;
- определить сущность, виды, этиология и патогнез тахилалии;
- выявить особенности коммуникации у детей с нарушениями речи;
- выделить основные положения логопедической работы с детьми с тахилалией;
- провести диагностику особенностей речевого развития детей с тахилалией и проанализировать ее результаты;
разработать программулогопедической работы по преодолению тахилалии у детей младшего школьного возраста.
База исследования: