Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

МЕХАНИЗМЫ ПРОПАГАНДЫ В СОВЕТСКОЙ АНИМАЦИИ (1917-1930-Е ГГ.)

Стоимость
1300 руб.
Содержание
Теория
Объем
63 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Pavel2001loli
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. АНИМАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ СССР В1917-1920-Е ГГ.:
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И АВАНГАРД………………………….......………...12 ГЛАВА 2. СОВЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В 1930 ГГ.: СОЗДАНИЕ СТУДИИ «СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ» ..................................................................... 21 ГЛАВА 3. СОВЕТСКАЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ ПОСЛЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНДУСТРИИ: ВОЙНА, ЭВАКУАЦИЯ      И НОВЫЙ КУРС……………………………………………..........................................................32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................................................ 49
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ........................................................................... 54
 
          

ВВЕДЕНИЕ
Во второй половине XX века в исторической науке происходит «визуализация истории» или «пикторальный поворот» в гуманитарной научной сфере. Это явление в первую очередь связывается с проникновением визуальной культуры в инструментальный набор историка. Постепенно литературо- и текстово-центричную нишу обогащают источники визуальные: от иллюстраций до кинолент. 
Историками осваивается новые методы, пришедшие из наук о культуре, из визуальной антропологии. Значительно ширится проблемное поле исторических исследований. Уже существует богатая традиция исследований, связанных с сюжетами исторической памяти, коллективного сознательного и бессознательного, а также пропаганды и идеологии. В научной исторической среде в двухтысячном году стали подниматься вопросы о том, какие архетипы были присущи советской анимации военного и довоенного периода, а также особенности визуального языка пропаганды, того, что он транслировал и ради каких целей.
 Постепенно происходит заметное расширение источниковой базы, за счет актуализации различных визуальных документов прошлого. Одними из важнейших источников нового порядка становятся кинопроизведения.
                Современная         отечественная         индустрия         по         производству
мультипликационных кинолент, не считая редких и независимых студий, не может похвастаться таким же масштабом производимого контента, каким могла её предшественница – советская мультипликация.
По сравнению с современным анимационным искусством Российской Федерации и стран, ранее входивших в состав СССР, находящемся практически в упадке за исключением небольших независимых студий, советская же анимация сильно отличалась способом организации рабочего процесса и производства, и мало того, что студии, её производившие, были очень продуктивны в мультипликационном производстве и, за практическим отсутствием иностранных альтернатив, следующего из замкнутости рынка, популярны у населения.
Однако следует понимать, что в период существования СССР, тем более в первой половине ХХ века, никакой творческой свободы, отличавшейся от требуемой линией партии, у массы творцов, задействованных в создании мультипликационных работ, не было.
Благодаря этому, современному исследователю можно рассматривать советскую анимацию как источник культурологический и исторический, так как помимо того, что он является отражением развития различных художественных выразительных средств, он также еще и отражает определенный образ мысли, определенную символику и архетипы, сформированных и транслируемых советским режимом: либо для взращивания таких черт у зрителей, либо для вызывания у них неприязни и осуждения конкретного набора черт и стереотипов.
Актуальность проблемы работы заключается в том, что изучение визуальных источников, тем более мультипликации, как продукта в большей степени направленного на детей, открывает новую возможность для исторической науки изучать ранний советский период и его систему ценностей. 
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы представлена советская анимационная индустрия со всеми её особенностями формирования и функционирования.
Предмет данного исследования заключается в определении механизмов пропаганды, использованных в советских мультфильмах, с каким политическим и историческим контекстом они были связаны, на кого направлены и что они хотели продвигать.
         Историографический обзор
И, хотя, агитационные советские плакаты уже исследуют как источники, по анимации, содержавшей в себе более многослойную пропаганду, еще нет масштабных работ в современной отечественной историографии, так как это проблема только начала разрабатываться в 2000-ые гг.
Это создаёт исследовательскую необходимость разработки данного поля и пробуждает интерес к иному, не искусствоведческому, а историческому взгляду на советскую мультипликацию и её роль как средства пропаганды.
Традиционно советская мультипликация рассматривалась в рамках искусствоведческого анализа, однако на данный момент в исследованиях советской пропаганды существенно расширился круг источников - так, выявление механизмов трансляции идеологических установок правительства с помощью видеопроизведений – в частности, детской мультипликации, открывается как неразработанная проблема в академической среде.  
Данная проблема начинает разрабатываться только в 2000-х гг. Условно историографию по проблеме можно разделить на три большие группы: работы культурологические, более посвященные кинематографическому стилю советской анимации, работы, занимающиеся анализом того, какое влияние мультипликация оказывала на своих зрителей и работы направленные на выявление влияния политики Советского Союза на своих аниматоров и студии. Начиная с 2000-х гг. тема советской и отечественной мультипликации начинает разрабатываться, но только в контексте культурологии. Наиболее значимый вклад в начало изучения этой темы внесли, Г.Н. Бородин[1], Н.Г. Кривуля2, Е.В. Сальникова[2]. Все вышеперечисленные авторы создавали работы энциклопедического характера, или же содержащие в себе информацию киноведческого характера. Н.Г. Кривуля и Е.В. Сальникова впервые попытались проанализировать пласт советского мультипликационного материала через призму социокультурного пространства, внутри которого он создавался. Например, Е. В. Сальникова рассматривает раннюю анимационную продукцию как «один из самых успешных экспериментов советской власти по приобщению мальчиков и девочек к революционным идеалам»4.
Г.Н. Бородин же издал очень важную работу для истории советской мультипликации, где описываются механизмы взаимодействия авторов и цензоров.
И, хотя его работа фокусируется на более позднем периоде, чем рассматривается в данном исследовании, указать её необходимо. В ней, на основе биографий мультипликаторов, режиссеров и сценаристов, рассматривается цензурное давление, под которым находились мультипликаторы, лишенные свободы творчества и самовыражения.
Первая группа рассматривают как предмет исследования конкретно анимацию и разбирают динамику в образах и тематике мультфильмов, которая у него была в историческом процессе, в каких условиях она формировалась, приемы художественного выражения и т.д. В этот же период советская анимация оказалась объектом научного интереса историков. 
Следующая группа работ рассматривает пропагандируемые советской анимацией довоенного периода (1920-1930 гг.) образы и темы, влияющие на формирование картины мира у советской молодёжи. М.В. Ромашова[3] и В.В. Притуленко[4], которые в своих работах рассматривают анимацию как один из инструментов воспитания формирования идеологических взглядов и комплексной системы ценностей у советских детей. Характерными и ключевыми работами, используемые в данном исследовании, можно назвать работы Ромашовой М. В. и В. В. Притуленко, где рассматривается связь формирование детской психики с транслируемыми анимационными фильмами и то, что собственно на эти фильмы и влияло.
В. В. Притуленко в своей работе доказывает, что и анимация, и детская литература, и театр и кино содержали в себе «особую риторику, делающая идеологически правильное говорение неосознанным»7, трансформирует его в «родную речь», естественный взгляд, сформированный идеологией. Но необходимо упомянуть, что целый пласт дискуссионных и не тронутых проблем, которые бы рассматривали советскую анимацию с точки зрения единицы определенной системы ценностей, совершенно не был затронут исследователями в их работах.
В третью группу можно объединить работы, концентрирующиеся на контекстовом пространстве, в котором данная индустрия формировалась, а также влиянии партийной риторики на неё. Примером может послужить работа, автором которых выступил Бородин Г. Н., в которой описывается формирование студии и борьба художников с цензорами. Основой для его исследования послужили множественные архивные записи «Союзмультфильма», декреты и воспоминания работников студии. А также, в этой же группе находится работа Плаггенборга Ш.[5], фокусирующаяся на резкой смене социальных и культурных установок в первые два десятилетия существования СССР, в том числе, как это отразилось на киноискусстве и постепенному переходу мультфильмов в разряд «детского жанра».
Отдельно стоит отметить, что единственная масштабная работа, которая не является в какой-то мере искусствоведческим исследованием, а рассматривает советскую мультипликацию через призму социокультурной истории, это коллективная монография под редакцией И. В. Кукулина[6]. Каждый из авторов этой работы пытаются найти новое, контекстное прочтение закодированных посылов и символов в образах культовых анимационных героев. С.А. Ушакин, один из авторов сборника, пишет: «В ходе такого анализа самодостаточные художественные образы, изначально предназначенные в основном для детей, трансформируются в образчики культуры, дающие представление о типе и качестве материала, из которого формировалось советское общество в целом».
Особо следует отметить публикацию Сальникову А. А.[7], где она рассматривает динамику в восприятии и требованиях от женщины из-за изменения взглядов и идеалов советской власти, касающихся гендерных ролей, так же благодаря анимации и т.д.
Так как работа направлена, как и большинство масштабных работ по теме, на период послевоенной, оттепельной и застойной мультипликации, то анализируя целевую аудиторию и посылы картин, коллектив авторов делает вывод, что несмотря на табу «детского жанра» у мультфильмов в СССР, смотрели их не только дети. Как пишет исследователь А. Прохоров: «в «оттепельной» культуре анимационное кино стало не только киноформой для детей, но еще и своеобразным вариантом авторского кино, антимонументализм которого оказался удивительно адекватен происходившим тогда процессам десталинизации».
Так же, среди используемых историографических материалов используется хоть и не такая масштабная, но всё равно значимая работа – это статья П. В. Васильевой[8]. Основной своей целью автор ставит дефиницию советской анимации как исторического источника, рассматривает её восприятие как носителя социокультурного контекста, в котором она создавалась и проводит теоретическую работу по разработке методологию её анализа с точки зрения исторической науки, используя междисциплинарные методы.
После проведенного историографического анализа литературы, рассматривающей советскую мультипликацию в историческом ключе, можно сделать следующий вывод: эта проблема в отечественной исторической науке до сих пор остаётся неразработанной и комплексные работы, рассматривающих непосредственно пропаганду в советских анимационных фильмах, до сих пор не написаны. Тем более, не все из представленных выше работ не фокусируется и не выстраивает нарратив вокруг аспекта, рассматриваемого в данной работе – пропаганде в советской анимации. В большей степени, пласт научных работ по мультипликации Советского Союза рассматривает не сколько пропаганду, сколько цензуру и ограничения для творческого состава работающих над анимационными кинолентами. Но, анализ агитационных образов в советских мультфильмах и их динамики в 20-30 гг. не затрагивался.
Хронологические рамки 
Выбор хронологических рамок обосновывается тем, что они обозначают два различающихся периода в отношении и использовании советской мультипликации как инструмента пропаганды. Нижняя хронологическая граница исследования – 1917 г. – это начало Гражданской Войны, когда наблюдается доминирование в анимационных кинолентах сюжетов, связанных с революцией.
Верхняя хронологическая граница исследования – 1930-е гг. – определена сменой политики в отношении анимационного киноискусства и образованием студии «Союзмультфильм», ставшей центром производства любых мультипликационных картин.
Целью работы является анализ механизма пропаганды в советских анимационных кинолентах и их как источников, существующих в историческом контексте перехода от утопических идеологических взглядов периода Гражданской Войны к государственному контролю индустрии. 
Задачи исследования автор этой работы ставит:
  1. определение пропагандистских функций советских анимационных работ;
  2. выявление особенностей       довоенной и       военной      советской
мультипликации;
  1. изучение влияния на советскую мультипликацию идеологического партийного аппарата СССР.
Описанные выше цель и задачи выпускной квалификационной работы требуют обращения к специфическому ряду материалов, визуальных источников.
Источниковая база
Среди источников были использованы анимационные кинодокументы, мемуары работников мультипликационной индустрии, а также производственные планы и документы, связанные с кинематографом.
Важную часть источниковой базы составляют письменные источники, представляющие собой мемуары работников анимационной сферы. Среди них монография «Кино: политика и люди. 30-е годы» и сборник эскизов, героев, интервью, статей, эссе и воспоминаний «Наши мультфильмы», опубликованная в 2006 году. Обе этих работы фокусируются больше на киноведческом аспекте, чем на историческом, дают возможность взглянуть на анимационную кухню СССР изнутри. Так же упоминания стоят сборник воспоминаний, собранных Кива Н. М. о создании студии «Союзмультфильм», так как они содержат неопубликованную (в устной форме) и архивную информацию о первых годах существования творческого объединения.
Также, базой для исследования послужили документальные источники, касающиеся кинопроизводства, кинематографических студий и анимации в частности.  В эту группу также входит «Производственный план Главного управления советской кинематографии на 1936 г. по производству художественных фильмов», в котором были указаны распределения ресурсов на создание кино- и анимационных работ. 
Источниками исследования стали анимационные кинодокументы. Их специфика характеризуется тем, что все используемые кинодокументы являются художественными мультфильмами, созданными на территории СССР в заданные хронологические рамки.
В первую группу визуальных источников входят анимационные работы, созданные в период 1917-1929 гг. Особенностями данных мультипликационных кинодокументов является то, что они были созданы до создания творческого объединения «Союзмультфильм» и производились небольшими и не связанными напрямую друг с другом студиями. Благодаря этому, все представленные в данной категории визуальные источники не однообразны и обладают стилистической уникальностью. 
Вторая группа источников – мультфильмы переходного и «студийного» периода советской анимации, который наступил с созданием творческого объединения «Союзмультфильм» в 1936 г.
Благодаря этой специфике, к методам исследования необходимо отнести междисциплинарный метод исторического исследования с элементами культурологического анализа.
Исследование состоит из введения, обзора историографического материала, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Введение раскрывает актуальность работы, определяет проблему, объект, предмет, цель, задачи исследования, использованную методологию, дает краткий обзор источников и историографии, а также устанавливает территориальные и хронологические рамки.
В первой главе будет рассмотрена советская анимация с начала Гражданской Войны и до конца 1920-х гг, рассмотрены её предшественники, её стилистические особенности, статус и функции, которые она выполняла как инструмент пропаганды.
Во второй главе будут выявлены особенности советской мультипликации 1930-х гг, созданию студии «Союзмультфильм» и перехода всех процессов в ней под государственный контроль. 
В третьей главе будут рассмотрены общие положения о советской мультипликации этого отрезка и её переходе к «детскому жанру».
В заключении подведены общие итоги работы и изложены основные выводы.
 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет