Методические основы работы с народной сказкой на уроках литературного чтения.
Описание работы
Работа пользователя Natasha666
Теоретическое изучение методики работы с народными сказками на уроках литературного чтения стало основанием экспериментального исследования.
С целью выявления уровня восприятия народной сказки младшими школьниками, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ «Школа 130» г. Нижний Новгород, в период с февраля 2020г по апрель2020г. В эксперименте приняли участие 20 детей 2-х классов. Возраст детей – 7-8 лет.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий и формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе мы определили уровень восприятия народной сказки младшими школьниками (февраль2020г.).
На формирующем этапе мы предложили систему уроков литературного чтения с использованием народных сказок (март 2020г.- апрель2020г.).
На контрольном этапе мы провели повторное исследования уровня восприятия народной сказки младшими школьниками у учащихся экспериментальной группы с целью оценки результативности проделанной работы (апрель 2020г.).
На основании теоретического анализа, мы выяснили, что в процессе работы над народной сказкой на уроках литературного чтения у младших школьников должны быть сформированы следующие критерии развитости восприятия народной сказки: знание основных героев сказки, знание основного содержания сказок, восприятие сказочных героев в повседневной жизни, развитие воображения, способности создавать оригинальные образы.
С целью выявления уровня восприятия народной сказки младшими школьниками использовались следующие методики:
1. Диагностика восприятия народных сказок Е.В. Субботского.
Данную методику мы использовали для выявления и оценивания уровня восприятия детьми народных сказок.
Детям были предложены сказки: «Морозко» и «Поди туда - не знаю куда».
Степень усвоения детьми сказок оценивалась по следующим критериям: знание основных героев сказки, знание основного содержания сказок, восприятие сказочных героев в повседневной жизни.
2. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Мы использовали данную методику с целью изучения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок (Приложение 1).
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится или герой сказки или какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребёнок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребёнка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Таким образом, предлагаемые нами методики являются взаимодополняющими и дают возможность получения более объективной информации об уровне восприятия народной сказки младшими школьниками исследуемой группы.
На основании данных методик были выделены следующие
С целью выявления уровня восприятия народной сказки младшими школьниками, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование на базе МБОУ «Школа 130» г. Нижний Новгород, в период с февраля 2020г по апрель2020г. В эксперименте приняли участие 20 детей 2-х классов. Возраст детей – 7-8 лет.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий и формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе мы определили уровень восприятия народной сказки младшими школьниками (февраль2020г.).
На формирующем этапе мы предложили систему уроков литературного чтения с использованием народных сказок (март 2020г.- апрель2020г.).
На контрольном этапе мы провели повторное исследования уровня восприятия народной сказки младшими школьниками у учащихся экспериментальной группы с целью оценки результативности проделанной работы (апрель 2020г.).
На основании теоретического анализа, мы выяснили, что в процессе работы над народной сказкой на уроках литературного чтения у младших школьников должны быть сформированы следующие критерии развитости восприятия народной сказки: знание основных героев сказки, знание основного содержания сказок, восприятие сказочных героев в повседневной жизни, развитие воображения, способности создавать оригинальные образы.
С целью выявления уровня восприятия народной сказки младшими школьниками использовались следующие методики:
1. Диагностика восприятия народных сказок Е.В. Субботского.
Данную методику мы использовали для выявления и оценивания уровня восприятия детьми народных сказок.
Детям были предложены сказки: «Морозко» и «Поди туда - не знаю куда».
Степень усвоения детьми сказок оценивалась по следующим критериям: знание основных героев сказки, знание основного содержания сказок, восприятие сказочных героев в повседневной жизни.
2. Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Мы использовали данную методику с целью изучения уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок (Приложение 1).
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится или герой сказки или какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребёнок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребёнка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Таким образом, предлагаемые нами методики являются взаимодополняющими и дают возможность получения более объективной информации об уровне восприятия народной сказки младшими школьниками исследуемой группы.
На основании данных методик были выделены следующие