Методический потенциал современных учебников средних веков для 6 класса
Описание работы
Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Методический потенциал современных учебников средних веков для 6 класса»
Оригинальность работы 91%
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………......3
1.Аппарат ориентировки…………………………………………………………8
2.Текстовые средства обучения…………………………………………….......11
3.Наглядные средства обучения………………………………………….........16
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список литературы…………………………………………..…………………..27
ВВЕДЕНИЕ
В фундаментальном труде А. А. Вагина «Методика преподавания истории в средней школе» отмечено важное воспитательное значение литературных источников. Книга содержит основные требования, предъявляемые к эффективному учебнику истории, основы работы с учебником учителя и учащихся.
В монографии Г.Л. Успенского «Живые цифры» автором отмечено важнейшее значение приобретаемого с помощью методического аппарата умения работать с цифровой информацией, являющейся необходимым для освоения содержания учебника.
В труде «Методика обучения обществознанию», под редакцией О.Б. Соболевой и Д.В. Кузина, собравшему в себе требования к современному учебнику истории, автором курсовой работы были почерпнуты представления о трансформации современного учебника истории, о функциях учебника, о важности его роли в обучении и воспитании учащихся.
Труд Л.В. Искровской «История Средних веков. 6 класс. Методическое пособие» представляет собой подробное пособие для работы учителя с учебником истории 6 класса. В этом труде объяснены важность и необходимость применения адаптированных текстов исторических источников, приобретаемые с помощью их изучения личностные, предметные и метапредметные результаты.
В книге известного методиста П.В. Горы «Методические приёмы и средства обучения истории в средней школе» для написания курсовой работы была использована информация о значении исторической карты, работа с которой «позволяет осмыслить исторические связи, закономерности исторического развития».[1]
В труде Г.И. Годера «Преподавание истории в 5 классе», создавшем систему работы с хронологическими датами на материале курса истории древнего мира, подчёркнута важность эффективной работы учащихся с лентой времени, разнообразие умений, приобретаемых учащимися в ходе работе с ней, актуализация которых является необходимой для освоения материалов средневековой истории.
Книга В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой «Методика обучения истории» является трудом, в котором для сравнения методического потенциала учебников истории была использована сформулированная система заданий и вопросов, которую предпочтительно применять авторам современных учебников истории.
В книге О.Ю. Стреловой и Е.Е. Вяземского «Теория и методика преподавания истории» указаны наиболее удачная структура аппарата ориентировки, а также его функции, успешная реализация которых делает его удобным и полезным для учащихся.
В книге О.Ю. Стреловой и Е.Е. Вяземского «Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя» указана важность адаптированных текстов поэтов, писателей, учёных и философов в современном учебнике, наличие которых с приданным им эффективным методическим аппаратом являются отличительным признаком современного учебника.
В труде известных методистов М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина «Методика обучения истории в схемах, таблицах и описаниях», являющимся практическим пособием для учителей отмечается важность избирательности подробного и краткого изложения учебного материала и желательности дополнения текста иллюстрациями.
Учебник издательства «Просвещение» под редакцией Е.В. Агибаловой является самым массовым учебником истории средних веков для 6 класса в России, и поэтому методический потенциал этого учебника представляет особый интерес, так как именно с помощью этого учебника приобретают знания по средневековой истории большинство российских шестиклассников.
Учебник истории средник веков для 6 класса издательства «Вентана-Граф» является результатом многолетнего труда учёных-методистов: Л.В. Искровской, О.И. Варгановой, Ю.В. Гурьяновой. в котором особый интерес представляют адаптированные тексты поэтов, философ и учёных средневековья. В этом учебнике наиболее полно реализуется которым для наилучшего его применения в педагогической практике было составлено подробное, тщательно разработанное на основе применённых на практике теоретических знаний пособие для учителей – «История Средних веков: 6 класс: методическое пособие».
Учебник истории средних веков для 6 класса издательства «Русское слово» представляет собой книгу, в которой начало освоения предмета, вовлечённость учащихся в активный познавательный процесс начинается уже с ознакомления с его содержанием, так как названия глав и параграфов представляют собой интригующие учащихся вопросы, ответы на которые им предстоит узнать в ходе обучения. Особый интерес представляет собой тексты учебника, в которых ни политическая, ни культурная, ни не превалирует друг над другом количественно, тем самым обуславливая необходимость освоения содержания целиком, в сложной и - что является заслуга авторов - интересной совокупности.
Учебник издательства «Баласс» представляет особый интерес, так как является наиболее новаторским из рассматриваемый в курсовой работе учебников. Так, в начале каждой главы авторами учебника учащимся предлагается самим сформулировать тему занятия, вопросы, на которые необходимо ответить для того, чтобы наилучшим образом освоить содержание учебника. Учебник предполагает наиболее вариативное и активное взаимодействие учащихся с материалами учебника, содержа разнообразные варианты творческих заданий.
Актуальность исследования. Бурное развитие информационных технологий в образовании не поколебало главенствующую роль учебника, который по-прежнему является главным помощником учителя и ученика, содержащий в себе основу школьного курса истории. Вместе с тем, нельзя не признать, что учебники подвергаются значительным и закономерным изменениям, так как «Роль учебника в современном обществе не только не уменьшается, но скорее возрастает, приобретая другие черты, расставляя новые акценты»[2]. Усилия методистов, годами и десятилетиями совершенствующими содержание учебников воплотились в многочисленных изданиях, содержащих как необходимую базу знаний и умений, обязательных для усвоения учениками, так и особенности методических подходов своих авторов. Большое количество функций (управляющую и информационную, трансформационную и развивающую) необходимо реализовать в одном учебнике, и поэтому для сравнения современных учебников необходим анализ их структурных компонентов, понимание их методического потенциала в его сложной совокупности. Для подробного рассмотрения и сопоставления методических потенциалов были выбраны учебники средневековой истории для 6 класса издательств «Просвещение», «Вентана-граф», «Русское слово» и «Баласс», так как эти учебники обладают индивидуальностью в отражении средневековой истории, значительным методическим потенциалом, и широко востребованы в педагогической практике. Анализ методического потенциала учебников рассмотрен, главным образом, на основе глав, посвящённых культуре средневековья, так как, согласно данным статистики, именно эта тема вызывает у учащихся наибольшие трудности. Важность освоения основ культурного наследия средневековья, значительная воспитательная функция, связанная с восприятием средневекового изобразительного искусства, архитектуры и литературы требуют особенно внимательного отношения к их отражению в учебниках. Ввиду того, что тема культуры нередко отдаётся на самостоятельно изучение учащимся, особое значение приобретает «выделяемая отдельно функция самообразования»[3], которая состоит, помимо прочего, в возможности учащихся работать с учебником самостоятельно.
Для сравнения текстовых средств обучения были выбраны главы и параграфы, посвящённые культуре средневековья, сравнение наглядных средств обучения, посвящённых, главным образом, средневековой культуре, было дополнено сопоставлением глав и параграфов, посвящённых крестовым походам, так как на их примере возможно наиболее полное сравнение методического потенциала их условно-графической наглядности.
Целью исследования является сравнение методических потенциалов современных учебников истории средних веков для 6 класса.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
1.Сравнить аппараты ориентировки учебников истории средних веков для 6 класса.
2.Сравнить текстовые средства обучения истории.
3.Сравнить наглядные средства обучения истории.
4.Выявить учебники, обладающие наибольшим методическим потенциалом.
Оригинальность работы 91%
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………………......3
1.Аппарат ориентировки…………………………………………………………8
2.Текстовые средства обучения…………………………………………….......11
3.Наглядные средства обучения………………………………………….........16
Заключение…………………………………………………………………….....25
Список литературы…………………………………………..…………………..27
ВВЕДЕНИЕ
В фундаментальном труде А. А. Вагина «Методика преподавания истории в средней школе» отмечено важное воспитательное значение литературных источников. Книга содержит основные требования, предъявляемые к эффективному учебнику истории, основы работы с учебником учителя и учащихся.
В монографии Г.Л. Успенского «Живые цифры» автором отмечено важнейшее значение приобретаемого с помощью методического аппарата умения работать с цифровой информацией, являющейся необходимым для освоения содержания учебника.
В труде «Методика обучения обществознанию», под редакцией О.Б. Соболевой и Д.В. Кузина, собравшему в себе требования к современному учебнику истории, автором курсовой работы были почерпнуты представления о трансформации современного учебника истории, о функциях учебника, о важности его роли в обучении и воспитании учащихся.
Труд Л.В. Искровской «История Средних веков. 6 класс. Методическое пособие» представляет собой подробное пособие для работы учителя с учебником истории 6 класса. В этом труде объяснены важность и необходимость применения адаптированных текстов исторических источников, приобретаемые с помощью их изучения личностные, предметные и метапредметные результаты.
В книге известного методиста П.В. Горы «Методические приёмы и средства обучения истории в средней школе» для написания курсовой работы была использована информация о значении исторической карты, работа с которой «позволяет осмыслить исторические связи, закономерности исторического развития».[1]
В труде Г.И. Годера «Преподавание истории в 5 классе», создавшем систему работы с хронологическими датами на материале курса истории древнего мира, подчёркнута важность эффективной работы учащихся с лентой времени, разнообразие умений, приобретаемых учащимися в ходе работе с ней, актуализация которых является необходимой для освоения материалов средневековой истории.
Книга В.В. Барабанова и Н.Н. Лазуковой «Методика обучения истории» является трудом, в котором для сравнения методического потенциала учебников истории была использована сформулированная система заданий и вопросов, которую предпочтительно применять авторам современных учебников истории.
В книге О.Ю. Стреловой и Е.Е. Вяземского «Теория и методика преподавания истории» указаны наиболее удачная структура аппарата ориентировки, а также его функции, успешная реализация которых делает его удобным и полезным для учащихся.
В книге О.Ю. Стреловой и Е.Е. Вяземского «Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя» указана важность адаптированных текстов поэтов, писателей, учёных и философов в современном учебнике, наличие которых с приданным им эффективным методическим аппаратом являются отличительным признаком современного учебника.
В труде известных методистов М.В. Коротковой и М.Т. Студеникина «Методика обучения истории в схемах, таблицах и описаниях», являющимся практическим пособием для учителей отмечается важность избирательности подробного и краткого изложения учебного материала и желательности дополнения текста иллюстрациями.
Учебник издательства «Просвещение» под редакцией Е.В. Агибаловой является самым массовым учебником истории средних веков для 6 класса в России, и поэтому методический потенциал этого учебника представляет особый интерес, так как именно с помощью этого учебника приобретают знания по средневековой истории большинство российских шестиклассников.
Учебник истории средник веков для 6 класса издательства «Вентана-Граф» является результатом многолетнего труда учёных-методистов: Л.В. Искровской, О.И. Варгановой, Ю.В. Гурьяновой. в котором особый интерес представляют адаптированные тексты поэтов, философ и учёных средневековья. В этом учебнике наиболее полно реализуется которым для наилучшего его применения в педагогической практике было составлено подробное, тщательно разработанное на основе применённых на практике теоретических знаний пособие для учителей – «История Средних веков: 6 класс: методическое пособие».
Учебник истории средних веков для 6 класса издательства «Русское слово» представляет собой книгу, в которой начало освоения предмета, вовлечённость учащихся в активный познавательный процесс начинается уже с ознакомления с его содержанием, так как названия глав и параграфов представляют собой интригующие учащихся вопросы, ответы на которые им предстоит узнать в ходе обучения. Особый интерес представляет собой тексты учебника, в которых ни политическая, ни культурная, ни не превалирует друг над другом количественно, тем самым обуславливая необходимость освоения содержания целиком, в сложной и - что является заслуга авторов - интересной совокупности.
Учебник издательства «Баласс» представляет особый интерес, так как является наиболее новаторским из рассматриваемый в курсовой работе учебников. Так, в начале каждой главы авторами учебника учащимся предлагается самим сформулировать тему занятия, вопросы, на которые необходимо ответить для того, чтобы наилучшим образом освоить содержание учебника. Учебник предполагает наиболее вариативное и активное взаимодействие учащихся с материалами учебника, содержа разнообразные варианты творческих заданий.
Актуальность исследования. Бурное развитие информационных технологий в образовании не поколебало главенствующую роль учебника, который по-прежнему является главным помощником учителя и ученика, содержащий в себе основу школьного курса истории. Вместе с тем, нельзя не признать, что учебники подвергаются значительным и закономерным изменениям, так как «Роль учебника в современном обществе не только не уменьшается, но скорее возрастает, приобретая другие черты, расставляя новые акценты»[2]. Усилия методистов, годами и десятилетиями совершенствующими содержание учебников воплотились в многочисленных изданиях, содержащих как необходимую базу знаний и умений, обязательных для усвоения учениками, так и особенности методических подходов своих авторов. Большое количество функций (управляющую и информационную, трансформационную и развивающую) необходимо реализовать в одном учебнике, и поэтому для сравнения современных учебников необходим анализ их структурных компонентов, понимание их методического потенциала в его сложной совокупности. Для подробного рассмотрения и сопоставления методических потенциалов были выбраны учебники средневековой истории для 6 класса издательств «Просвещение», «Вентана-граф», «Русское слово» и «Баласс», так как эти учебники обладают индивидуальностью в отражении средневековой истории, значительным методическим потенциалом, и широко востребованы в педагогической практике. Анализ методического потенциала учебников рассмотрен, главным образом, на основе глав, посвящённых культуре средневековья, так как, согласно данным статистики, именно эта тема вызывает у учащихся наибольшие трудности. Важность освоения основ культурного наследия средневековья, значительная воспитательная функция, связанная с восприятием средневекового изобразительного искусства, архитектуры и литературы требуют особенно внимательного отношения к их отражению в учебниках. Ввиду того, что тема культуры нередко отдаётся на самостоятельно изучение учащимся, особое значение приобретает «выделяемая отдельно функция самообразования»[3], которая состоит, помимо прочего, в возможности учащихся работать с учебником самостоятельно.
Для сравнения текстовых средств обучения были выбраны главы и параграфы, посвящённые культуре средневековья, сравнение наглядных средств обучения, посвящённых, главным образом, средневековой культуре, было дополнено сопоставлением глав и параграфов, посвящённых крестовым походам, так как на их примере возможно наиболее полное сравнение методического потенциала их условно-графической наглядности.
Целью исследования является сравнение методических потенциалов современных учебников истории средних веков для 6 класса.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
1.Сравнить аппараты ориентировки учебников истории средних веков для 6 класса.
2.Сравнить текстовые средства обучения истории.
3.Сравнить наглядные средства обучения истории.
4.Выявить учебники, обладающие наибольшим методическим потенциалом.
[1] Гора П.В. Методические приёмы и средства обучения истории в средней школе. М., 2002. С.31.
[2] Соболева О.Б. Методика обучения обществознанию. М., 2017. С. 254.
[3] Соболева О.Б. Методика обучения обществознанию. С. 253.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012.
2.Барабанов В.В., Лазукова Н.Н. Методика обучения истории. М.: Академия, 2014.
3.Бойцов М.А. Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2016.
4.Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968.
5.Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М.,: 1985.
6.Гора П.В. Методические приёмы и средства обучения истории в средней школе. М.: Наука, 2002.
7.Данилов Д.Д. Всеобщая история. Средние века. 6 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Баласс, 2012.
8.Искровская. Л.В. История Средних веков : 6 класс : методическое пособие /, О.И. Варганова, Ю.В. Гурьянова. М.: Вентана-Граф, 2016.
9.Искровская Л.В. , Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. История Средних веков: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф. 2008.
10.Короткова М.В.,.Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Наука. 2005.
11.Соболева О.Б., Кузин Д.В. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017.
12.Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвешение, 1999.
13.Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е.Теория и методика преподавания истории: Учеб. Для высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
14.Успенский ГЛ . Живые цифры. — М., Наука, 2003.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Агибалова Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012.
2.Барабанов В.В., Лазукова Н.Н. Методика обучения истории. М.: Академия, 2014.
3.Бойцов М.А. Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. М.: Русское слово, 2016.
4.Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968.
5.Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М.,: 1985.
6.Гора П.В. Методические приёмы и средства обучения истории в средней школе. М.: Наука, 2002.
7.Данилов Д.Д. Всеобщая история. Средние века. 6 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Баласс, 2012.
8.Искровская. Л.В. История Средних веков : 6 класс : методическое пособие /, О.И. Варганова, Ю.В. Гурьянова. М.: Вентана-Граф, 2016.
9.Искровская Л.В. , Фёдоров С.Е., Гурьянова Ю.В. История Средних веков: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф. 2008.
10.Короткова М.В.,.Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М.: Наука. 2005.
11.Соболева О.Б., Кузин Д.В. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017.
12.Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвешение, 1999.
13.Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е.Теория и методика преподавания истории: Учеб. Для высш. учеб. заведений. – М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
14.Успенский ГЛ . Живые цифры. — М., Наука, 2003.