Методическое сопровождение музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни
Описание работы
Работа пользователя Kotani2012
Общее количество листов включая приложения 90
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ
1.1Психолого-педагогические аспекты музыкально-сенсорного воспитания детей дошкольного возраста8
1.2Сущностно-содержательная характеристика понятия «методическое сопровождение» музыкально-сенсорного воспитания15
1.3Направления работы по музыкально-сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в ДОО26
Выводы по 1 главе30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ
2.1Методика исследования методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в ДОО32
2.2Апробация педагогических условий методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни41
2.3Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы46
Выводы по 2 главе52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ58
ПРИЛОЖЕНИЕ63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
ФГОС дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 до 7 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Под музыкально-сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами. Современное понимание сущности сенсорного развития формируется в комплексном подходе взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом.
Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н.А. Ветлугиной. Показано значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Намечены три типа игр - подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.
Проблема развития музыкальной сенсорики рассматривалась в исследованиях С.М. Шоломович, Т.В. Волчанский, Л.Н. Комисаровой. Была доказана необходимость применения различных моделей для ознакомления детей со средствами музыкальной выразительности; было установлено, что дети легче усваивают основные свойства музыкальных звуков, опираясь на внемузыкальные компоненты, что эффективным средством формирования сенсорной основы музыкального восприятия являются наглядные пособия, упражнения и музыкально-дидактические игры.
Таким образом, несмотря на бесспорную необходимость качественного музыкально-сенсорного образования детей именно в дошкольном возрасте, в настоящее время не уделяется этому достаточного внимания, и это обуславливает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования – каковы условия эффективного методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста?
Объект исследования – процесс музыкально-сенсорного воспитания.
Предмет исследования – методическое сопровождение музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни
Цель исследования – разработать, обосновать и апробировать условия методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни.
Гипотеза исследования – методическое сопровождение музыкально-сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если :
Педагогическое руководство музыкально-сенсорным воспитанием детей носит комплексный характер и сформировано на базе:
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 62 страницами печатного текста компьютерного набора, 50 наименованиями списка литературы, 1 таблицей, 8 рисунками и приложением.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ
1.1Психолого-педагогические аспекты музыкально-сенсорного воспитания детей дошкольного возраста8
1.2Сущностно-содержательная характеристика понятия «методическое сопровождение» музыкально-сенсорного воспитания15
1.3Направления работы по музыкально-сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в ДОО26
Выводы по 1 главе30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА ЖИЗНИ
2.1Методика исследования методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в ДОО32
2.2Апробация педагогических условий методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни41
2.3Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы46
Выводы по 2 главе52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ58
ПРИЛОЖЕНИЕ63
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
ФГОС дошкольного образования ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 до 7 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «Я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Под музыкально-сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами. Современное понимание сущности сенсорного развития формируется в комплексном подходе взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом.
Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н.А. Ветлугиной. Показано значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Намечены три типа игр - подвижные, хороводные и настольные. Ценным в этих играх является то, что в основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.
Проблема развития музыкальной сенсорики рассматривалась в исследованиях С.М. Шоломович, Т.В. Волчанский, Л.Н. Комисаровой. Была доказана необходимость применения различных моделей для ознакомления детей со средствами музыкальной выразительности; было установлено, что дети легче усваивают основные свойства музыкальных звуков, опираясь на внемузыкальные компоненты, что эффективным средством формирования сенсорной основы музыкального восприятия являются наглядные пособия, упражнения и музыкально-дидактические игры.
Таким образом, несмотря на бесспорную необходимость качественного музыкально-сенсорного образования детей именно в дошкольном возрасте, в настоящее время не уделяется этому достаточного внимания, и это обуславливает актуальность выбранной темы.
Проблема исследования – каковы условия эффективного методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста?
Объект исследования – процесс музыкально-сенсорного воспитания.
Предмет исследования – методическое сопровождение музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни
Цель исследования – разработать, обосновать и апробировать условия методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни.
Гипотеза исследования – методическое сопровождение музыкально-сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если :
- организовать методическую работу с педколлективом и родителями в различных формах по музыкально-сенсорному воспитанию детей 3-4 года жизни;
- создать предметно-развивающую среду для организации музыкально-игровой деятельности детей;
- провести работу по музыкально-сенсорному воспитанию детей с активным использованием музыкально-дидактических игр и пособий.
- Проанализировать состояние проблемы музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни в психолого-педагогической теории и практике.
- Раскрыть сущность и дать содержательное наполнение понятия «методическое сопровождение» и «музыкально-сенсорное воспитание».
- Определить и описать особенности методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни в дошкольной образовательной организации.
- Разработать и апробировать диагностический инструментарий оценки эффективности методического сопровождения музыкально-сенсорного воспитания детей 3-4 года жизни.
- Организовать работу и проанализировать результаты исследования по музыкально-сенсорному воспитанию детей 3-4 года жизни в ДОО.
- теоретические – анализ научной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом музыкально-сенсорного воспитания детей, беседы, анкетирование, педагогический эксперимент, аналитическая обработка экспериментальных данных;
- математические – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Педагогическое руководство музыкально-сенсорным воспитанием детей носит комплексный характер и сформировано на базе:
- исследований о необходимости создания музыкальной развивающей среды на протяжении многих лет писали такие специалисты, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов и другие. Современные программы авторов Т.Н. Дороновой, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, О.А. Куревиной;
- исследований о значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с раннего возраста в работах Б.М. Теплова, Т.С. Бабаджан, В.А. Петровой;
- исследований проблемы игровой деятельности в процессе художественного и музыкального воспитания в трудах Т.С. Комаровой, Н.А. Ветлугиной, Е.Д. Макшанцевой, А. Усовой;
- исследований, рассматривающих общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания, Н.А. Ветлугиной. С.М. Шоломович, Т.В. Волчанского, Л.Н. Комисаровой.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.
Объем выпускной квалификационной работы представлен 62 страницами печатного текста компьютерного набора, 50 наименованиями списка литературы, 1 таблицей, 8 рисунками и приложением.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Акимова, М. К. Диагностика умственного развития детей [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. СПб. [и др.]: Питер, 2006. -240 с.
- Акопов, Г.В. Проблема сознания в психологии отечественная платформа [Текст] / Г.В. Акопов; Рос. психологическое о-во, Самар. гос. пед. ун-т. - Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2002. -206 с.
- Ангуладзе, Н.Д. Homocantor: очерки вокального искусства[Текст] / Н.Д. Ангуладзе. - М.: Аграф, 2003. - 239 с.
- Аникеева, З.И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов[Текст] / З.И Аникеева. - Кишинёв: Штиинца, 2005. - 135 с.
- Антонова, Л.В. Особенности формирования певческой дикции[Текст]: учеб.-метод. Пособие / Л.В. Антонова. - Самара, 2009. - 110 с.
- Апраксина,O.A. Методика развития детского голоса: учебное пособие[Текст] / О.А. Апраксина. - М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 2013. - 96 с.
- Апраксина,O.A. Методика музыкального воспитания в школе[Текст] / О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 2003. - 224 с.
- Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях[Текст]: учебное пособие для студентов музыкального факультета педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б.Алиев. – М.: Академия, 2002. - 416 с.
- Белая, К.Ю. Методическая работа в дошкольном учреждении,-М. 1991. - 81 с.
- Беспалко В.П. Слагаемые педагогической технологии,-М.1989-56с.
- Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст]/ Н.А. Ветлугина. – М.: 2008 – 218 с.
- Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду[Текст]/ Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 16. – С. 14-23.
- Ветлугина, Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду[Текст] / Н.А. Ветлугина // Детское воспитание. - 2010. - № 5. - С. 34-41.
- Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь[Текст] / Н.А. Ветлугина // Музыкальное развитие. - 2013. - № 14. – С. 26-34.
- Ветлугина, Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр[Текст] / Н.А. Ветлугина // Дошкольная педагогика. – 2007. - № 6. - С. 38-42.
- Выготский, Л.С. Психология искусства[Текст] / Л.С. Выгогткий. испр. и доп. – М.: 2008 – 375 с.
- Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 320 с.
- Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология[Текст] / А.Л. Готсдинер. - М.: Просвещение, 2012. - 190 с.
- Гриних, Д.Н. О певческой одарённости: анализ интервью со специалистами в области вокального искусства [Текст] // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. тр. / ред.-сост. Е.В. Круглова. - М.: Спутник+, 2009. — С. 40.
- Дуброва, В.П. Теоретико - методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи, 1997,Минск 47с.
- Запорожец, А.В. Психология действия[Текст] / А.В. Запорожец. М.: МПСИ, 2000. – 354 с.
- Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста[Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.: ноты.
- Краевский, В.В. Методология педагогики: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. - М.: Академия, 2006. - 400 с.
- Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников [Текст] / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 10. – С. 24-29.
- Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. Руководителя [Текст] / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение, 2002. - 96с.
- Кононова, Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах [Текст]: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2003. – 219 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт - М», 2001. - 464с.
- Левидов, И.И. Охрана и культура детского голоса[Текст] / И.И. Левидов. — М.: Музгиз, 2009. —221 с.
- Личман, Е.Ю. Элементарная теория музыки и основы творческого музицирования [Текст] / Е.Ю. Личман. — Павлодар: ПГПИ, 2010. – 343 с.
- Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ, М,2005. 152-156с.
- Маркин, В.Н. Личность в категориальном ряду: индивид, субъект, личность, индивидуальность[Текст] / В. Н. Маркин // Мир психологии. 2007. - № 1. С. 35-41.
- Менчикова, Л.А. Формирование ценностных ориентаций современной личности [Текст] / Л.А. Менчикова ; М-во внутр. дел Рос. Федерации, Уфим. юрид. ин-т. Уфа : ОН и РИО УЮИ МВД РФ, 2006. - 109 с.
- Морозов, В.П. Тайны вокальной речи[Текст] / В.П. Морозов. Л: Наука, 2007. - 203 с.
- Никишина, И.В. Методическая работа в ДОУ: организация управления.-Волгоград,1995.-65-77 с.
- Немов, Р. С. Психология [Текст]: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС. - 2001. – 688 с.
- Овсянкина, Г.П. Музыкальная психология [Текст] - Г.П. Овсянкина. - М.: Союз художников, 2007. - 240 с.
- Поддъякова, Н.Н., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
- Луконина, Т. Музыкальные занятия - разработки и тематическое планирование Вторая младшая группа. Волгоград: Учитель. - 2007. – 43 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под редакцией М.А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 39 с.
- Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] / О.П. Радынова и др. – М., 2000. – 314 с.
- Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 168 с.
- Рогов, Е.И. Общая психология [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2002. – 383 с.
- Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.– 456 с.
- Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей.-М.: Педагогика, 1988.-105с.
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. - : М, 2007. – 305с.
- Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева.- М.: Академия, 2006. – 366 с.
- Фатеев, С.В. Детские музыкальные праздники [Текст] / С.В. Фатеев. – М: Терра, 2000. – 428 с.
- Ходонович, Л.С. Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет и контроль. Пособие для музыкальных руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Л.С. Ходонович. - М.: ИВЦ Минфина, 2005. - 56 с.
- Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 304с.
- Янушко, Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста [Текст] / Е.А.Янушко – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.