Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЮ НАТЮРМОРТА С ПОДГОТОВКОЙ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ

Стоимость
500 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
30 страниц лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Miki_milki
Зарегистрировано №______
«___» __________20____г.
Зарегистрировано №______
«___» __________20____г.
_______________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНЖИНИРИНГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ
ЦМК Общеобразовательных дисциплин
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЮ НАТЮРМОРТА С ПОДГОТОВКОЙ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ
Курсовая работа
по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
студентки очной формы обучения
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
2 курса группы 90001805
Водяницкой Марины Сергеевны
Научный руководитель
преподаватель И.А. Золотова
Допущен к защите
«_______»______________20____
________ _____________________
Подпись (расшифровка)
Оценка ____________
«_______» ______________20_____
________ ______________________
Подпись (расшифровка)
БЕЛГОРОД 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НАТЮРМОРТА
1.1 Натюрморт как жанр изобразительного искусства………………………..5
1.2. Этапы работы с акварельным натюрмортом………………………………8
1.3. Правила составления натюрморта………………………………………….10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЖЕНИИ НАТЮРМОРТА
2.1. Организация и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе ………………………………………………………………...13
2.2. Разработка и самоанализ внеурочного занятия в области изобразительной деятельности………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. В развитии личности детей большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных поделок из природных материалов. На таких занятиях учащиеся усваивают такие понятия, как композиция, цвет, пропорциональность; учатся фантазировать, получают удовольствие от доведенного до конца дела, от возможности сделать подарок близким людям своими руками по своему замыслу.
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа детей предрасположена к восприятию прекрасного, они способны тонко чувствовать живопись. Искусство развивает у учащихся память и внимание, учит самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.
Выполнение такой работы как натюрморт развивает у учащихся способность видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии детей создать фундамент художественных представлений, на которые они смогут опираться во всем дальнейшем обучении.
Цель курсовой работы - проанализировать особенности методики преподавания младшим школьникам рисования натюрмортов с разработкой наглядного пособия.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов натюрморта как жанра изобразительного искусства.
Определение этапов работы над акварельным натюрмортом.
Анализ правил составления натюрморта.
Изучение методики проведения учебных занятий в начальной школе на тему «Натюрморт».
Подготовка наглядного пособия «Виды и этапы работы над натюрмортом».
Объект курсовой работы – натюрморт как средство развития изобразительных навыков у учащихся начальной школы.
Предмет курсовой работы – методика преподавания натюрморта младшим школьникам.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
- наблюдение и сравнение - для изучения и подбора предметов старины для создания наглядного пособия;
- моделирование – собственно подготовка наглядного пособия «Этапы работы над натюрмортом».
Практическая значимость. В ходе выполнения курсовой работы было изготовлено наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом» с целью дальнейшего его использования на уроках или внеурочных занятиях в начальной школе по теме «Натюрморт».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НАТЮРМОРТА
Натюрморт как жанр изобразительного искусства
Натюрморт – группа предметов, связанная или объединенная некой общей идеей. Это один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов. Художник, изображая натюрморт, передает красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии [8, c. 15].
Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI - XVII вв. в Европе. С тех пор он используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей.
Это излюбленный жанр многих художников. В картине-натюрморте они стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь. Русские художники, прославившиеся себя в жанре натюрморта: И.И. Левитан, И.Е. Репин, И.Н Крамской, К.С. Малевич и др. [8, с. 20]. Все эти мастера были живописцами, изучая их работы, мы видим, на сколько тонко и умело они передавали форму, строили рисунок, четко прослеживая в нем гармоничную композиционную связь предметов, их конструктивные и пропорциональные соотношения. Это говорит о том, что, прежде чем написать картину в цвете, мастера изучали натуру, выполняя множество зарисовок и набросков в графических техниках.
Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.
Основной составления является подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Существует несколько видов натюрмортов [9, с. 65]:
сюжетно-тематический;
учебный;
учебно-творческий;
творческий.
Натюрморты различают:
по колориту (теплый, холодный);
по цвету (сближенные, контрастные);
по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);
по времени исполнения (краткосрочный - «нашлепок» и долговременный - многочасовые постановки);
по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).
Натюрморт в пейзаже может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, «случайный». Он может быть, как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт (Рис. 1).
Рис. 1. Натюрморт в пейзаже
Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где его объекты находятся в сюжетном соподчинении с интерьером. Он рассказывает об образе жизни человека, его увлечениях, а может и приукрасить повседневность (Рис. 2).
Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом (Рис. 3).

Рис. 2. Натюрморт в интерьере Рис. 3. Сюжетно-тематический натюрморт
Учебный натюрморт. В нем, как и в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Он носит название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе (Рис. 4).
В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности, что дает возможность развития чувства цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности (Рис. 5).

Рис. 5. Декоративный натюрморт Рис. 4. Учебный натюрморт
Этапы работы с акварельным натюрмортом
Перед выполнением натюрморта проводится подготовительная работа. Карандаши в работе лучше использовать деревянные, которые должны быть своевременно подточены. Приступая к рисованию, сначала без карандаша пальцами в воздухе или на столе прорисовываются все этапы составления натюрморта [10, с. 69]. Необходимо следить, чтобы учащиеся держали карандаш в руке свободно, не давили на него с такой силой, чтобы сломался грифель или рвалась бумага. Чем меньше давление на карандаш, тем светлее и нежнее получаются цвет и тон.
Акварель является наиболее удобным и доступным материалом на начальной стадии обучения. Это прозрачная водяная краска, в которой вместо белил используется вода. Главное качество акварели – её прозрачность, когда бумага просвечивает из-под слоя краски [4, с. 36]. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы - вливать один мазок в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали. Утеря прозрачности ведёт к нарушению яркости и сочности тона, а белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придаёт ему особую прозрачность и звучность. Для рисования акварелью используют круглые, мягкие кисти – беличьи.
Знакомя учащегося с работой акварелью, необходимо объяснить, что перед набиранием краски кисть обязательно смочить водой; кистью не «ковырять» краску, а легко касаться ее поверхности; смешивать краски необходимо на палитре; добавлять на палитру воды для получения от самых густых до нежнейших оттенков. Учебные задания по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Качество учебной работы в начальном периоде обучения следует видеть в том, насколько удалось в картине передать объёмную форму предметов, освещение, общее тоновое и цветовое решение натуры.
Устанавливая композицию, необходимо учитывать направления света: никогда не ставить натуру напротив окна – предметы в этом случае окажутся в контражуре: падающий свет, направленный с тыльной стороны натюрморта, превратит его в сплошное темное пятно [7, с. 98]. Чтобы подчеркнуть контрастность теней и выявить особенность натуры, можно установить дополнительное освещение в виде настольной лампы. При этом свет должен падать под углом к натуре сверху вниз, слева направо и в сторону, не мешая работе.
В начале обучения важна последовательная и внимательная проработка натюрморта от слабо насыщенных цветов к постепенному насыщению изображения сочными цветовыми отношениями, при этом необходимо учитывать особенности поведения отдельных красок в их последующих смесях с другими красками.
Живопись акварелью построена на том техническом приёме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами [3, с. 125]. Поэтапное рисование натюрморта акварелью представлено на рисунке 6.
Очень интересные результаты даёт техника акварели по сырому (Рис. 7).

Рис. 6. Этапы работы с акварельным Рис. 7. Натюрморт в технике натюрмортом акварель по сырому
Она основана на принципе вливания одного красочного слоя в другой, что создаёт очень эффектные переливы цветовых тонов, требует точности рисунка и знания свойств красок [10, с. 51]. Она не терпит многослойных наложений краски. Такую работу трудно исправлять, особенно в местах, где один цвет влит в другой. Поэтому в процессе работы следует всё время поддерживать бумагу во влажном состоянии.
Правила составления натюрморта
Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической, живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Важно выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта [5, с. 43]. Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.
Составления натюрморта позволяет обучающимся осуществить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов.
Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону, поэтому его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево (Рис. 8).
Рис. 8. Композиционный центр
При пространственном решении натюрморта на первый план можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов [7, с. 58]. Для завершения композиции и объединения в единое целое постановки добавляют драпировку, подчеркивая разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Её суть найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.
В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности, не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывая формы падающих теней.
Соблюдение этих правил позволяет обучающимся в процессе практической работы четко выявить основные живописные отношения, правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветовой материальности вещей.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа, мы рассмотрели натюрморт как жанр изобразительного искусства, определив этапы работы с акварельным натюрмортом и правила составления натюрморта.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЖЕНИИ НАТЮРМОРТА
2.1. Организация и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе
Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности учащихся к самовыражению, раскрывать их творческий потенциал, обострять чувство прекрасного. Для повышения интереса младших школьников к художественному творчеству необходимо развивать у них эмоционально-творческое отношение к тому или иному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «я».
Организация и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе может быть реализовано по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы». Проведение занятий запланировано в третьем классе в количестве двух уроков, на которых учащимся предлагается выполнить композицию-натюрморт «Цветы и фрукты» в количестве одного или двух предметов [5, с. 59]. В четвертом классе запланировано проведение двух уроков по теме «Сюжетно-тематический натюрморт с натуры» в количестве трех и более предметов [1].
По выше представленной программе, содержание тем по обучению и выполнению учащимися натюрморта предполагает реализацию следующих педагогических принципов:
- «от простого к сложному», то есть, с постепенным усложнением творческой деятельности;
- систематичность, последовательность, доступность обучения.
Успешное овладение мастерством живописи возможно только при условии постепенного накопления знаний, умений и навыков. При этом очень важно добиваться решения учебных задач в каждом очередном задании. Цель обучения состоит в том, чтобы последовательно, начиная с изучения основных законов и правил построения формы, подойти к пониманию и решению проблем творческого восприятия натуры.
Методический поиск педагога будет успешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства. Для чего нами для проведения внеурочного занятия было изготовлено наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом», представленное в приложении работы.
На 1-ом подготовительном этапе работы над натюрмортом задача учителя научить школьника определению ориентации листа относительно заданного натюрморта, нахождению центра композиции. Выполняемый нами натюрморт имеет вертикальное направление, поэтому намечаем на листе предметы, их наибольшую ширину, высоту, строим объёмы предметов относительно плоскости листа. После чего уточняем пропорции предметов относительно друг друга. Намечаем линию горизонта, стола и вертикальные линии драпировки. Уточняем пропорции предметов, их местоположении в композиции, правильность в компоновки (Приложение 1А).
На 2-ом этапе работы важно научить школьника уточнению деталей композиции. Для чего оставляем линии построения и каждый предмет детализируем (линии должны быть тонкие, прозрачные). Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что построение каждого предмета требует особой точности, поэтому уточняем мелкие детали каждого предмета. После чего прорисовываем внутреннее построение каждого предмета и намечаем прозрачные тени на плоскости (Приложение 1Б).
3-ий основной этап работы представляет собой разбор натюрморта по цветам. Для чего учащийся под руководством учителя наносит основной цвет на всю поверхность листа. Цвета должны быть светлые, каждый для своей поверхности, обязательно оставляем белым только блики. Затем увеличиваем насыщенность цвета на более темных поверхностях. Тем самым, с помощью цвета, темных и светлых оттенков, добиваемся объема предметов (Приложение 1В).
На 4-ом заключительном этапе учащийся должен уметь проработать каждый предмет с помощью насыщенности цвета, света и тени, тем самым мы добиваемся объема каждого предмета. Важно научить школьника оставлять блики на поверхности дерева и глины, прорисовывать драпировку, затемнять складки, выделять тени на поверхности. Акцентируем внимание детей на уточнении линии горизонта, и теней на поверхности стола. Завершение работы уточняем цветовые пятна. В итоге выполнения, должна получится целостная работа (Приложение 1Г).
Отражение в рисунках светотеневых градаций, цвет как средство построения композиции, выделение смыслового центра при помощи освещенности в начальной школе как учебные задачи не рассматриваются. Эти проблемы решаются позднее, в 6 классе.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что главным на уроке по теме «Натюрморт» может стать любой предмет или группа предметов, которые находятся рядом. Разглядывая предметы, учителю надо вместе с детьми определить характерное и различное в их форме, окраске, фактуре поверхности, попытаться представить себе жизнь этих предметов, то, что с ними происходило до того, как они попали в класс.
В процессе восприятия необходимо активно подключать учащихся к диалогу, чтобы они активно, добровольно включались в разговор по поводу рассматриваемых произведений искусства, выражая свое отношение к ним [2, с. 23].
По окончанию урока важно провести просмотр рисунков. Взгляд на свою работу со стороны, сравнение ее с другими позволяет ученикам сделать некоторую коррекцию композиции.
2.2. Разработка и самоанализ внеурочного занятия в области изобразительной деятельности
Тема занятия: Выполнение сюжетно-тематического натюрморта по теме «Изображение предметов старины».
Форма: этическая беседа.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по расширению знаний о предметах старины.
Задачи:
- предметные – содействовать развитию наблюдательности; способствовать формированию интереса к занятиям изобразительной деятельности, развитию логического мышления, умению анализировать, применять знания при составлении натюрморта.
- метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
- регулятивные – формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и составления плана деятельности на занятия;
- познавательные – формировать умение извлекать информацию из иллюстраций на основе анализа рисунка и делать выводы по своей работе;
- коммуникативные – формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные УУД – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: листы для акварели А4, простые карандаши М и 2М, точилка, резинка, акварель медовая, небьющаяся емкость для воды, набор круглых беличьих кистей (большая, средняя, тонкая), палитра, ластик, наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом» и образцы предметов старины (Рис. 9).
Рис. 9. Сюжетно-тематический натюрморт
Ход проведения занятия представлен в таблице.
Таблица
Ход проведения занятия
Название этапа занятия (дидактическая структура занятия)Описание деятельностиЦель деятельности
(методическое обоснование) Вре
мяОснащение
учителяшкольника
1. Организационный момент.Проверяет присутствующих, контролирует готовность школьников к занятию.
- Здравствуйте, ребята.
Будем изобразительное искусство изучать.
Творчество и фантазию развивать.
И в десять лет, и в семь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует.
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес, цветы, машины, пляски, сказки.
Все нарисуем!
Были б краски, да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
- Все готовы к занятию?
- Кто отсутствует на занятии?Здороваются с учителем, готовятся к занятию.Координация внимания, установление рабочей обстановки.2 мин.Журнал успеваемости класса
2. Инструктаж учителя к предстоящему занятию: ознакомление с темой, постановка цели и определение задач занятия, мотивация темы занятия.Информирует, сообщает цель, задачи и план занятия, обосновывает тему.
- Прослушайте внимательно стихотворение и хором скажите ответ, и мы тогда узнаем, чему будет посвящено наше занятие
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это? …» (Натюрморт)
- Кто может сказать, что такое натюрморт, какие есть виды натюрмортов.
- Давайте познакомимся с наглядным пособием «Виды и этапы работы над натюрмортом», которое поможет нам правильно выполнить работу.Определяют тему занятия, отвечают на вопросы учителя.
Знакомятся с наглядным пособие и отвечают на вопросы.
Приступают к работе.Раскрытие значимости темы для дальнейшей учебы, активизация внимания, мышления и познавательно-го интереса.5 мин.Методичес
кая разработка, наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортам»
3. Основной этапКонтролирует ход проведения занятия, отвечает на возникающие вопросы, оценивает деятельность учащихся.
- Давайте посмотрим на нашу постановку. Что Вы на ней видите, какие предметы? (рубель, валек, утюг, керамический горшок).
- Что эти предметы обозначают? Видели ли Вы такие старинные предметы у своих бабушек и дедушек?
- Сегодня с Вами мы постараемся изобразить их, но для этого давайте вспомним этапы работы над натюрмортом (наглядное пособие).
- Теперь давайте проверим, у всех ли на столах есть художественные материалы и необходимое оборудование.
- Приступаем к работе, у кого возникнут проблемы, говорите, я помогу.Отвечают на вопросы учителя, выполняют этапы работы, задают возникающие вопросы.Развитие мышления и познавательно-го интереса, мотивация учебной деятельности30 мин.Методичес
кая разработка, наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортам»;
предметы старины;
акварельные листы, акварельные краски, баночка для воды, кисти, карандаши, резинка, точилка.
4. Заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия.Подводит итоги занятия: отмечает достижение цели и решение задач, оценивает работы школьников с мотивацией результатов и анализом ошибок. Предлагает оценить детям свое внутреннее состояние в конце занятия.
- Какая сегодня была тема занятия?
- Что нового Вы узнали? С чем познакомились? Какие знания вы закрепили?
- А теперь давайте устроим выставку наших работ (на доске размещаются рисунки учащихся) и каждый расскажет, что он чувствовал, когда изображал эти предметы.
- Вы все сегодня молодцы. У всех получились прекрасные изображения предметов старины.
- До встречи на следующем занятии.Участвуют в подведении итогов занятия, отвечая на вопросы учителя. Приводят в порядок свои рабочие места.Анализ занятия и деятельности учащихся, развитие самоанализа своей деятельности.10 мин.Методичес
кая разработка, журнал успеваемости класса
Самоанализ занятия. Нами было разработано внеурочное занятие на тему «Изображение предметов старины». На наш взгляд, тема занятия актуальна, так как учащиеся знакомятся с устройством крестьянского быта, предметами обихода, кухонной утварью.
Цель данного занятия - создать условия для организации деятельности учащихся по расширению знаний о предметах старины.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: содействовать развитию наблюдательности; способствовать формированию интереса к занятиям изобразительной деятельности, развитию логического мышления, умению анализировать, применять знания при составлении натюрморта.
В разработке занятия использовали традиционные методы обучения: наглядный, беседа, объяснение с практической демонстрацией, самостоятельная практическая работа и репродуктивный. Были использованы технологии: технология личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения и дифференцированного обучения.
При объяснении материала мы старались увлечь детей в творческий процесс, задавая наводящие вопросы. Таким образом, дети, проговаривая вслух задачи и способы их решения, лучше понимают тему урока.
В структуре внеурочного занятия определено 4 этапа:
- на 1-ом этапе организован положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую работу;
- на 2-ом этапе проведен инструктаж учителя к предстоящему занятию (ознакомление с темой, постановка цели и определение задач занятия, мотивация темы занятия), что способствовало созданию условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность с помощью чтения стихотворения учителем, применения наглядного пособия;
- в течении всего 3-го основного этапа в учебной деятельности поддерживался комфортный психологический климат, что помогало каждому ученику реализовать себя в изобразительной деятельности;
- в рамках 4-го заключительного этапа подведены итоги занятия; так при организации выставки выполненных рисунков дети высказывали своё мнение о проделанной ими работе.
На протяжении всего занятия создавались проблемные педагогические ситуации, предполагающие ответы школьников на вопросы различной сложности. Это способствовало тому, что дети активно участвовали в учебной дискуссии с целью достижения цели и решения задач занятия. В результате дети не только участвовали в изобразительной деятельности, но и в познании устройства крестьянского быта, предметов обихода, кухонной утвари.
Считаем, что разработанное внеурочное занятие соответствует поставленным воспитательным задачам и учитывает возрастные особенности младших школьников.
Таким образом, в практической главе мы проанализировали организацию и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе, разработали и представили внеурочное занятие в области изобразительной деятельности на тему «Изображение предметов старины». Кроме того, проведен самоанализ педагогической деятельности. Практическая значимость курсовой работы реализована в подготовке наглядного пособия «Этапы работы над натюрмортом», которое может быть применено в образовательном процессе как урочной, так и внеурочной педагогической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство натюрморта имеет давнюю историю. Именно натюрморт вводит нас в мир окружающий художника, дает возможность сопереживать вместе с ним. Натюрморт, как жанр, имеет свои особенности, свою историю развития. Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Поэтому натюрморт, больше чем какой – либо жанр развивает у обучающихся способность видеть и изображать окружающий мир во всех его цветовых отношениях.
В первой главе «Теоретические основы создания натюрморта» рассмотрен натюрморт как жанр изобразительного искусства: представлена история развития, охарактеризованы виды натюрмортов. Подробно раскрыты этапы работы и его правила составления.
В практической части курсовой работы проанализированы организация и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе, представлено разработанное внеурочное занятие на тему «Изображение предметов старины», которое можно использовать в четвертом классе по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы». На занятии использовались предметы старины для постановки сюжетно-тематического натюрморта, изготовленное наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом», которое способствовало объяснению учащимся правил выполнения работы, особенно над составлением композиции.
Таким образом, рисование натюрморта с натуры у младших школьников формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Учащиеся учатся наблюдать и передавать наиболее типичные черты предметов.
За четыре года начального обучения младшие школьники смогут создать фундамент художественных представлений, на которые будут опираться во всем дальнейшем обучении и смогут последовательно, основываясь на полученные знания об основных законах и правилах построения форм, творчески изобразить натуру.
Методика обучения младших школьников рисованию натюрморта актуально в данное время, потому что за 4 года начального обучения в школе у учащихся развиваются художественные представления, на которые они смогут опираться во всем дальнейшем обучении.
Изготовленное наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом» поможет учащимся в изображении сюжетов, объединяющих все элементы по теме.
Подводя итоги выше сказанному, можно сделать вывод о том, что глубинный смысл изобразительной деятельности в сфере натюрморта помогает младшим школьникам осваивать законы творчества и затем свободно применять их независимо от сферы своих интересов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Рабочая программа к курсу изобразительное искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/programma-po-izo-klass-bm-nemenskiy-2760063.html.
Адамянц, Р.А. Школа рисования. Шаг за шагом: учебник / Р.А. Адамянц. – 4-е изд. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2014. – 50 с.
Аксенова, А.С. История искусства. Просто о важном. Стили, направления и течения : учебник / А.С. Аксенова. – 2-е изд. – Москва: Эксмо, 2017. – 220 с.
Жусупова, Д.Ж. Использование техник рисования на уроках изобразительного искусства: учеб. пособие для студентов / Д.Ж. Жусупова. – 3-е изд. – Костанай : КГПИ, 2016. – 119 с.
Изобразительное искусство : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский [и др.]; под общ. ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015. – 128 с.
Куревина, О.А. Изобразительное искусство 3 класс : учебник / О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. – 4-е изд., Москва. – 2015. – 86 с.
Павлов, В.И. Ян Вермеер. Композиция и перспектива: учебник / В.И. Павлов. – 3-е изд. – СПб : Полиграфическое предприятие № 3, 2018. – 140 с.
Пенова, В.П. Рисуем натюрморт : детская образовательная литература / В.П. Пенова. – 3-е изд. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2015. – 51 с.
Степанова, А.Н. Основы живописи и рисования: учеб. пособие / А.Н. Степанова. – 5-е изд. – Москва : АСТ, 2017. – 80 с.
Шимшилашвили, А.Р. Как научится рисовать : простое руководство по всем техникам / А.Р. Шимшилашвили. – 2-е изд. – Москва : АСТ, 2017. – 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1А
Наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом»
1 этап выполнения работы – определение композиции натюрморта
Приложение 1Б
2 этап выполнения работы – уточнение деталей композиции натюрморта
Приложение 1В
3 этап выполнения работы – разбор натюрморта по цветам
Приложение 1Г
4 этап выполнения работы – цветовая проработка каждого предмета натюрморта
_______________________
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНЖИНИРИНГОВЫЙ КОЛЛЕДЖ
ЦМК Общеобразовательных дисциплин
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РИСОВАНИЮ НАТЮРМОРТА С ПОДГОТОВКОЙ НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ
Курсовая работа
по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в области изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства
студентки очной формы обучения
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
2 курса группы 90001805
Водяницкой Марины Сергеевны
Научный руководитель
преподаватель И.А. Золотова
Допущен к защите
«_______»______________20____
________ _____________________
Подпись (расшифровка)
Оценка ____________
«_______» ______________20_____
________ ______________________
Подпись (расшифровка)
БЕЛГОРОД 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НАТЮРМОРТА
1.1 Натюрморт как жанр изобразительного искусства………………………..5
1.2. Этапы работы с акварельным натюрмортом………………………………8
1.3. Правила составления натюрморта………………………………………….10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЖЕНИИ НАТЮРМОРТА
2.1. Организация и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе ………………………………………………………………...13
2.2. Разработка и самоанализ внеурочного занятия в области изобразительной деятельности………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………25
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсовой работы. В развитии личности детей большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных поделок из природных материалов. На таких занятиях учащиеся усваивают такие понятия, как композиция, цвет, пропорциональность; учатся фантазировать, получают удовольствие от доведенного до конца дела, от возможности сделать подарок близким людям своими руками по своему замыслу.
Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа детей предрасположена к восприятию прекрасного, они способны тонко чувствовать живопись. Искусство развивает у учащихся память и внимание, учит самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.
Выполнение такой работы как натюрморт развивает у учащихся способность видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений. За четыре года начального обучения необходимо в сознании и эмоциональном развитии детей создать фундамент художественных представлений, на которые они смогут опираться во всем дальнейшем обучении.
Цель курсовой работы - проанализировать особенности методики преподавания младшим школьникам рисования натюрмортов с разработкой наглядного пособия.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
Изучение теоретических аспектов натюрморта как жанра изобразительного искусства.
Определение этапов работы над акварельным натюрмортом.
Анализ правил составления натюрморта.
Изучение методики проведения учебных занятий в начальной школе на тему «Натюрморт».
Подготовка наглядного пособия «Виды и этапы работы над натюрмортом».
Объект курсовой работы – натюрморт как средство развития изобразительных навыков у учащихся начальной школы.
Предмет курсовой работы – методика преподавания натюрморта младшим школьникам.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
- наблюдение и сравнение - для изучения и подбора предметов старины для создания наглядного пособия;
- моделирование – собственно подготовка наглядного пособия «Этапы работы над натюрмортом».
Практическая значимость. В ходе выполнения курсовой работы было изготовлено наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом» с целью дальнейшего его использования на уроках или внеурочных занятиях в начальной школе по теме «Натюрморт».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ НАТЮРМОРТА
Натюрморт как жанр изобразительного искусства
Натюрморт – группа предметов, связанная или объединенная некой общей идеей. Это один из жанров изобразительного искусства, посвященный воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов. Художник, изображая натюрморт, передает красоту окружающих человека предметов, их объемную и материальную сущность, свое отношение к изображаемым предметам. Рисование натюрморта особенно полезно в учебной практике для овладения живописным мастерством, так как в нем начинающий художник постигает законы цветовой гармонии [8, c. 15].
Как самостоятельный жанр в искусстве натюрморт появился на рубеже XVI - XVII вв. в Европе. С тех пор он используется многими художниками для передачи непосредственной связи искусства с жизнью и бытом людей.
Это излюбленный жанр многих художников. В картине-натюрморте они стремятся показывать мир вещей, красоту их форм, красок, пропорций, запечатлеть свое отношение к этим вещам. При этом в натюрмортах отражается человек, его интересы, культурный уровень и сама жизнь. Русские художники, прославившиеся себя в жанре натюрморта: И.И. Левитан, И.Е. Репин, И.Н Крамской, К.С. Малевич и др. [8, с. 20]. Все эти мастера были живописцами, изучая их работы, мы видим, на сколько тонко и умело они передавали форму, строили рисунок, четко прослеживая в нем гармоничную композиционную связь предметов, их конструктивные и пропорциональные соотношения. Это говорит о том, что, прежде чем написать картину в цвете, мастера изучали натуру, выполняя множество зарисовок и набросков в графических техниках.
Составление натюрморта предполагает умение изображать форму различных предметов, используя светотень, перспективу, законы цвета.
Основной составления является подбор предметов, при котором общее содержание и тема его выражены наиболее четко.
Существует несколько видов натюрмортов [9, с. 65]:
сюжетно-тематический;
учебный;
учебно-творческий;
творческий.
Натюрморты различают:
по колориту (теплый, холодный);
по цвету (сближенные, контрастные);
по освещенности (прямое освещение, боковое освещение, против света);
по месту расположения (натюрморт в интерьере, в пейзаже);
по времени исполнения (краткосрочный - «нашлепок» и долговременный - многочасовые постановки);
по постановке учебной задачи (реалистичный, декоративный и т.д.).
Натюрморт в пейзаже может быть двух типов: один - составленный в соответствии с избранной темой, другой - естественный, «случайный». Он может быть, как самостоятельным, так и являться составной частью жанровой картины или пейзажа. Нередко пейзаж или жанровая сцена сами лишь дополняют натюрморт (Рис. 1).
Рис. 1. Натюрморт в пейзаже
Натюрморт в интерьере предполагает расположение предметов в окружении большого пространства, где его объекты находятся в сюжетном соподчинении с интерьером. Он рассказывает об образе жизни человека, его увлечениях, а может и приукрасить повседневность (Рис. 2).
Сюжетно-тематический натюрморт подразумевает объединение предметов темой, сюжетом (Рис. 3).

Рис. 2. Натюрморт в интерьере Рис. 3. Сюжетно-тематический натюрморт
Учебный натюрморт. В нем, как и в сюжетно-тематическом, необходимо согласовать предметы по размеру, тону, цвету и фактуре, раскрыть конструктивные особенности предметов, изучить пропорции и выявить закономерности пластики различных форм. Он носит название академический или постановочный. Учебный натюрморт отличается от творческого строгой постановкой цели: дать обучающимся основы изобразительной грамоты, способствовать активизации их познавательных способностей и приобщать к самостоятельной творческой работе (Рис. 4).
В декоративном натюрморте основной задачей является выявление декоративных качеств натуры, создание общего впечатления нарядности, что дает возможность развития чувства цветовой гармонии, ритма, количественной и качественной соразмерности цветовых плоскостей в зависимости от их интенсивности, светлоты и фактурности (Рис. 5).

Рис. 5. Декоративный натюрморт Рис. 4. Учебный натюрморт
Этапы работы с акварельным натюрмортом
Перед выполнением натюрморта проводится подготовительная работа. Карандаши в работе лучше использовать деревянные, которые должны быть своевременно подточены. Приступая к рисованию, сначала без карандаша пальцами в воздухе или на столе прорисовываются все этапы составления натюрморта [10, с. 69]. Необходимо следить, чтобы учащиеся держали карандаш в руке свободно, не давили на него с такой силой, чтобы сломался грифель или рвалась бумага. Чем меньше давление на карандаш, тем светлее и нежнее получаются цвет и тон.
Акварель является наиболее удобным и доступным материалом на начальной стадии обучения. Это прозрачная водяная краска, в которой вместо белил используется вода. Главное качество акварели – её прозрачность, когда бумага просвечивает из-под слоя краски [4, с. 36]. В силу своей подвижности она позволяет применять различные приёмы - вливать один мазок в другой, делать широкие заливки больших плоскостей, прорабатывать мелкие детали. Утеря прозрачности ведёт к нарушению яркости и сочности тона, а белый цвет бумаги выполняет роль основы, которая просвечивает через поверхностный слой краски, придаёт ему особую прозрачность и звучность. Для рисования акварелью используют круглые, мягкие кисти – беличьи.
Знакомя учащегося с работой акварелью, необходимо объяснить, что перед набиранием краски кисть обязательно смочить водой; кистью не «ковырять» краску, а легко касаться ее поверхности; смешивать краски необходимо на палитре; добавлять на палитру воды для получения от самых густых до нежнейших оттенков. Учебные задания по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Качество учебной работы в начальном периоде обучения следует видеть в том, насколько удалось в картине передать объёмную форму предметов, освещение, общее тоновое и цветовое решение натуры.
Устанавливая композицию, необходимо учитывать направления света: никогда не ставить натуру напротив окна – предметы в этом случае окажутся в контражуре: падающий свет, направленный с тыльной стороны натюрморта, превратит его в сплошное темное пятно [7, с. 98]. Чтобы подчеркнуть контрастность теней и выявить особенность натуры, можно установить дополнительное освещение в виде настольной лампы. При этом свет должен падать под углом к натуре сверху вниз, слева направо и в сторону, не мешая работе.
В начале обучения важна последовательная и внимательная проработка натюрморта от слабо насыщенных цветов к постепенному насыщению изображения сочными цветовыми отношениями, при этом необходимо учитывать особенности поведения отдельных красок в их последующих смесях с другими красками.
Живопись акварелью построена на том техническом приёме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно изображение наполняется более насыщенными цветами [3, с. 125]. Поэтапное рисование натюрморта акварелью представлено на рисунке 6.
Очень интересные результаты даёт техника акварели по сырому (Рис. 7).

Рис. 6. Этапы работы с акварельным Рис. 7. Натюрморт в технике натюрмортом акварель по сырому
Она основана на принципе вливания одного красочного слоя в другой, что создаёт очень эффектные переливы цветовых тонов, требует точности рисунка и знания свойств красок [10, с. 51]. Она не терпит многослойных наложений краски. Такую работу трудно исправлять, особенно в местах, где один цвет влит в другой. Поэтому в процессе работы следует всё время поддерживать бумагу во влажном состоянии.
Правила составления натюрморта
Составление натюрморта необходимо начинать с замысла, с постановки учебной задачи (конструктивной, графической, живописной и т.д.). Через сравнительный анализ приходят к определению наиболее характерных особенностей формы и обобщению наблюдений и впечатлений. Важно выбрать определенную точку зрения, т.е. линию горизонта [5, с. 43]. Следующим этапом составления натюрморта является компоновка предметов в пространстве предметной плоскости с учетом замысла группировки в композиции.
Составления натюрморта позволяет обучающимся осуществить пластические задачи и наиболее выигрышные группировки предметов.
Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону, поэтому его следует помещать ближе к середине постановки, а для придания постановке динамичности (движение пятен) можно сдвинуть вправо или влево (Рис. 8).
Рис. 8. Композиционный центр
При пространственном решении натюрморта на первый план можно положить небольшой предмет, отличающийся по фактуре и цвету от других предметов [7, с. 58]. Для завершения композиции и объединения в единое целое постановки добавляют драпировку, подчеркивая разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Её суть найти такое сочетание, организацию изобразительных элементов, которые содействовали бы выявлению содержания.
Важную роль в композиции постановки натюрморта играет освещение - искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень, при этом для выделения первого (или главного) плана можно закрыть часть света, попадающего на задний план. При освещении натюрморта из окна (если предметы поставлены на подоконник) будет силуэтное решение темного на светлом, и часть цвета будет пропадать, если решать натюрморт в цвете. Тональная разница у предметов заметнее при рассеянном свете.
В учебных натюрмортах подбирают предметы различной тональности, не соединяя в одной постановке только светлые или темные предметы и при этом учитывая формы падающих теней.
Соблюдение этих правил позволяет обучающимся в процессе практической работы четко выявить основные живописные отношения, правильное видение тональных различий, способствующее верной передаче цветовой материальности вещей.
Таким образом, по результатам проведенного теоретического анализа, мы рассмотрели натюрморт как жанр изобразительного искусства, определив этапы работы с акварельным натюрмортом и правила составления натюрморта.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЖЕНИИ НАТЮРМОРТА
2.1. Организация и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе
Уроки изобразительного искусства в общеобразовательной школе призваны развивать способности учащихся к самовыражению, раскрывать их творческий потенциал, обострять чувство прекрасного. Для повышения интереса младших школьников к художественному творчеству необходимо развивать у них эмоционально-творческое отношение к тому или иному виду деятельности, способствовать радостному ожиданию интересной работы и возможности продемонстрировать свою точку зрения, показать свое «я».
Организация и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе может быть реализовано по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы». Проведение занятий запланировано в третьем классе в количестве двух уроков, на которых учащимся предлагается выполнить композицию-натюрморт «Цветы и фрукты» в количестве одного или двух предметов [5, с. 59]. В четвертом классе запланировано проведение двух уроков по теме «Сюжетно-тематический натюрморт с натуры» в количестве трех и более предметов [1].
По выше представленной программе, содержание тем по обучению и выполнению учащимися натюрморта предполагает реализацию следующих педагогических принципов:
- «от простого к сложному», то есть, с постепенным усложнением творческой деятельности;
- систематичность, последовательность, доступность обучения.
Успешное овладение мастерством живописи возможно только при условии постепенного накопления знаний, умений и навыков. При этом очень важно добиваться решения учебных задач в каждом очередном задании. Цель обучения состоит в том, чтобы последовательно, начиная с изучения основных законов и правил построения формы, подойти к пониманию и решению проблем творческого восприятия натуры.
Методический поиск педагога будет успешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства. Для чего нами для проведения внеурочного занятия было изготовлено наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом», представленное в приложении работы.
На 1-ом подготовительном этапе работы над натюрмортом задача учителя научить школьника определению ориентации листа относительно заданного натюрморта, нахождению центра композиции. Выполняемый нами натюрморт имеет вертикальное направление, поэтому намечаем на листе предметы, их наибольшую ширину, высоту, строим объёмы предметов относительно плоскости листа. После чего уточняем пропорции предметов относительно друг друга. Намечаем линию горизонта, стола и вертикальные линии драпировки. Уточняем пропорции предметов, их местоположении в композиции, правильность в компоновки (Приложение 1А).
На 2-ом этапе работы важно научить школьника уточнению деталей композиции. Для чего оставляем линии построения и каждый предмет детализируем (линии должны быть тонкие, прозрачные). Необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что построение каждого предмета требует особой точности, поэтому уточняем мелкие детали каждого предмета. После чего прорисовываем внутреннее построение каждого предмета и намечаем прозрачные тени на плоскости (Приложение 1Б).
3-ий основной этап работы представляет собой разбор натюрморта по цветам. Для чего учащийся под руководством учителя наносит основной цвет на всю поверхность листа. Цвета должны быть светлые, каждый для своей поверхности, обязательно оставляем белым только блики. Затем увеличиваем насыщенность цвета на более темных поверхностях. Тем самым, с помощью цвета, темных и светлых оттенков, добиваемся объема предметов (Приложение 1В).
На 4-ом заключительном этапе учащийся должен уметь проработать каждый предмет с помощью насыщенности цвета, света и тени, тем самым мы добиваемся объема каждого предмета. Важно научить школьника оставлять блики на поверхности дерева и глины, прорисовывать драпировку, затемнять складки, выделять тени на поверхности. Акцентируем внимание детей на уточнении линии горизонта, и теней на поверхности стола. Завершение работы уточняем цветовые пятна. В итоге выполнения, должна получится целостная работа (Приложение 1Г).
Отражение в рисунках светотеневых градаций, цвет как средство построения композиции, выделение смыслового центра при помощи освещенности в начальной школе как учебные задачи не рассматриваются. Эти проблемы решаются позднее, в 6 классе.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что главным на уроке по теме «Натюрморт» может стать любой предмет или группа предметов, которые находятся рядом. Разглядывая предметы, учителю надо вместе с детьми определить характерное и различное в их форме, окраске, фактуре поверхности, попытаться представить себе жизнь этих предметов, то, что с ними происходило до того, как они попали в класс.
В процессе восприятия необходимо активно подключать учащихся к диалогу, чтобы они активно, добровольно включались в разговор по поводу рассматриваемых произведений искусства, выражая свое отношение к ним [2, с. 23].
По окончанию урока важно провести просмотр рисунков. Взгляд на свою работу со стороны, сравнение ее с другими позволяет ученикам сделать некоторую коррекцию композиции.
2.2. Разработка и самоанализ внеурочного занятия в области изобразительной деятельности
Тема занятия: Выполнение сюжетно-тематического натюрморта по теме «Изображение предметов старины».
Форма: этическая беседа.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по расширению знаний о предметах старины.
Задачи:
- предметные – содействовать развитию наблюдательности; способствовать формированию интереса к занятиям изобразительной деятельности, развитию логического мышления, умению анализировать, применять знания при составлении натюрморта.
- метапредметные – способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
- регулятивные – формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и составления плана деятельности на занятия;
- познавательные – формировать умение извлекать информацию из иллюстраций на основе анализа рисунка и делать выводы по своей работе;
- коммуникативные – формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные УУД – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Оборудование: листы для акварели А4, простые карандаши М и 2М, точилка, резинка, акварель медовая, небьющаяся емкость для воды, набор круглых беличьих кистей (большая, средняя, тонкая), палитра, ластик, наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом» и образцы предметов старины (Рис. 9).
Рис. 9. Сюжетно-тематический натюрморт
Ход проведения занятия представлен в таблице.
Таблица
Ход проведения занятия
Название этапа занятия (дидактическая структура занятия)Описание деятельностиЦель деятельности
(методическое обоснование) Вре
мяОснащение
учителяшкольника
1. Организационный момент.Проверяет присутствующих, контролирует готовность школьников к занятию.
- Здравствуйте, ребята.
Будем изобразительное искусство изучать.
Творчество и фантазию развивать.
И в десять лет, и в семь, и в пять.
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует.
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес, цветы, машины, пляски, сказки.
Все нарисуем!
Были б краски, да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
- Все готовы к занятию?
- Кто отсутствует на занятии?Здороваются с учителем, готовятся к занятию.Координация внимания, установление рабочей обстановки.2 мин.Журнал успеваемости класса
2. Инструктаж учителя к предстоящему занятию: ознакомление с темой, постановка цели и определение задач занятия, мотивация темы занятия.Информирует, сообщает цель, задачи и план занятия, обосновывает тему.
- Прослушайте внимательно стихотворение и хором скажите ответ, и мы тогда узнаем, чему будет посвящено наше занятие
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это? …» (Натюрморт)
- Кто может сказать, что такое натюрморт, какие есть виды натюрмортов.
- Давайте познакомимся с наглядным пособием «Виды и этапы работы над натюрмортом», которое поможет нам правильно выполнить работу.Определяют тему занятия, отвечают на вопросы учителя.
Знакомятся с наглядным пособие и отвечают на вопросы.
Приступают к работе.Раскрытие значимости темы для дальнейшей учебы, активизация внимания, мышления и познавательно-го интереса.5 мин.Методичес
кая разработка, наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортам»
3. Основной этапКонтролирует ход проведения занятия, отвечает на возникающие вопросы, оценивает деятельность учащихся.
- Давайте посмотрим на нашу постановку. Что Вы на ней видите, какие предметы? (рубель, валек, утюг, керамический горшок).
- Что эти предметы обозначают? Видели ли Вы такие старинные предметы у своих бабушек и дедушек?
- Сегодня с Вами мы постараемся изобразить их, но для этого давайте вспомним этапы работы над натюрмортом (наглядное пособие).
- Теперь давайте проверим, у всех ли на столах есть художественные материалы и необходимое оборудование.
- Приступаем к работе, у кого возникнут проблемы, говорите, я помогу.Отвечают на вопросы учителя, выполняют этапы работы, задают возникающие вопросы.Развитие мышления и познавательно-го интереса, мотивация учебной деятельности30 мин.Методичес
кая разработка, наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортам»;
предметы старины;
акварельные листы, акварельные краски, баночка для воды, кисти, карандаши, резинка, точилка.
4. Заключительный этап: подведение итогов занятия, рефлексия.Подводит итоги занятия: отмечает достижение цели и решение задач, оценивает работы школьников с мотивацией результатов и анализом ошибок. Предлагает оценить детям свое внутреннее состояние в конце занятия.
- Какая сегодня была тема занятия?
- Что нового Вы узнали? С чем познакомились? Какие знания вы закрепили?
- А теперь давайте устроим выставку наших работ (на доске размещаются рисунки учащихся) и каждый расскажет, что он чувствовал, когда изображал эти предметы.
- Вы все сегодня молодцы. У всех получились прекрасные изображения предметов старины.
- До встречи на следующем занятии.Участвуют в подведении итогов занятия, отвечая на вопросы учителя. Приводят в порядок свои рабочие места.Анализ занятия и деятельности учащихся, развитие самоанализа своей деятельности.10 мин.Методичес
кая разработка, журнал успеваемости класса
Самоанализ занятия. Нами было разработано внеурочное занятие на тему «Изображение предметов старины». На наш взгляд, тема занятия актуальна, так как учащиеся знакомятся с устройством крестьянского быта, предметами обихода, кухонной утварью.
Цель данного занятия - создать условия для организации деятельности учащихся по расширению знаний о предметах старины.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: содействовать развитию наблюдательности; способствовать формированию интереса к занятиям изобразительной деятельности, развитию логического мышления, умению анализировать, применять знания при составлении натюрморта.
В разработке занятия использовали традиционные методы обучения: наглядный, беседа, объяснение с практической демонстрацией, самостоятельная практическая работа и репродуктивный. Были использованы технологии: технология личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения и дифференцированного обучения.
При объяснении материала мы старались увлечь детей в творческий процесс, задавая наводящие вопросы. Таким образом, дети, проговаривая вслух задачи и способы их решения, лучше понимают тему урока.
В структуре внеурочного занятия определено 4 этапа:
- на 1-ом этапе организован положительный эмоциональный настрой учащихся на предстоящую работу;
- на 2-ом этапе проведен инструктаж учителя к предстоящему занятию (ознакомление с темой, постановка цели и определение задач занятия, мотивация темы занятия), что способствовало созданию условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность с помощью чтения стихотворения учителем, применения наглядного пособия;
- в течении всего 3-го основного этапа в учебной деятельности поддерживался комфортный психологический климат, что помогало каждому ученику реализовать себя в изобразительной деятельности;
- в рамках 4-го заключительного этапа подведены итоги занятия; так при организации выставки выполненных рисунков дети высказывали своё мнение о проделанной ими работе.
На протяжении всего занятия создавались проблемные педагогические ситуации, предполагающие ответы школьников на вопросы различной сложности. Это способствовало тому, что дети активно участвовали в учебной дискуссии с целью достижения цели и решения задач занятия. В результате дети не только участвовали в изобразительной деятельности, но и в познании устройства крестьянского быта, предметов обихода, кухонной утвари.
Считаем, что разработанное внеурочное занятие соответствует поставленным воспитательным задачам и учитывает возрастные особенности младших школьников.
Таким образом, в практической главе мы проанализировали организацию и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе, разработали и представили внеурочное занятие в области изобразительной деятельности на тему «Изображение предметов старины». Кроме того, проведен самоанализ педагогической деятельности. Практическая значимость курсовой работы реализована в подготовке наглядного пособия «Этапы работы над натюрмортом», которое может быть применено в образовательном процессе как урочной, так и внеурочной педагогической деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство натюрморта имеет давнюю историю. Именно натюрморт вводит нас в мир окружающий художника, дает возможность сопереживать вместе с ним. Натюрморт, как жанр, имеет свои особенности, свою историю развития. Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрывать их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Поэтому натюрморт, больше чем какой – либо жанр развивает у обучающихся способность видеть и изображать окружающий мир во всех его цветовых отношениях.
В первой главе «Теоретические основы создания натюрморта» рассмотрен натюрморт как жанр изобразительного искусства: представлена история развития, охарактеризованы виды натюрмортов. Подробно раскрыты этапы работы и его правила составления.
В практической части курсовой работы проанализированы организация и проведение учебных занятий по теме «Натюрморт» в начальной школе, представлено разработанное внеурочное занятие на тему «Изображение предметов старины», которое можно использовать в четвертом классе по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 1-4 классы». На занятии использовались предметы старины для постановки сюжетно-тематического натюрморта, изготовленное наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом», которое способствовало объяснению учащимся правил выполнения работы, особенно над составлением композиции.
Таким образом, рисование натюрморта с натуры у младших школьников формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Учащиеся учатся наблюдать и передавать наиболее типичные черты предметов.
За четыре года начального обучения младшие школьники смогут создать фундамент художественных представлений, на которые будут опираться во всем дальнейшем обучении и смогут последовательно, основываясь на полученные знания об основных законах и правилах построения форм, творчески изобразить натуру.
Методика обучения младших школьников рисованию натюрморта актуально в данное время, потому что за 4 года начального обучения в школе у учащихся развиваются художественные представления, на которые они смогут опираться во всем дальнейшем обучении.
Изготовленное наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом» поможет учащимся в изображении сюжетов, объединяющих все элементы по теме.
Подводя итоги выше сказанному, можно сделать вывод о том, что глубинный смысл изобразительной деятельности в сфере натюрморта помогает младшим школьникам осваивать законы творчества и затем свободно применять их независимо от сферы своих интересов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Рабочая программа к курсу изобразительное искусство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/programma-po-izo-klass-bm-nemenskiy-2760063.html.
Адамянц, Р.А. Школа рисования. Шаг за шагом: учебник / Р.А. Адамянц. – 4-е изд. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2014. – 50 с.
Аксенова, А.С. История искусства. Просто о важном. Стили, направления и течения : учебник / А.С. Аксенова. – 2-е изд. – Москва: Эксмо, 2017. – 220 с.
Жусупова, Д.Ж. Использование техник рисования на уроках изобразительного искусства: учеб. пособие для студентов / Д.Ж. Жусупова. – 3-е изд. – Костанай : КГПИ, 2016. – 119 с.
Изобразительное искусство : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский [и др.]; под общ. ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2015. – 128 с.
Куревина, О.А. Изобразительное искусство 3 класс : учебник / О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. – 4-е изд., Москва. – 2015. – 86 с.
Павлов, В.И. Ян Вермеер. Композиция и перспектива: учебник / В.И. Павлов. – 3-е изд. – СПб : Полиграфическое предприятие № 3, 2018. – 140 с.
Пенова, В.П. Рисуем натюрморт : детская образовательная литература / В.П. Пенова. – 3-е изд. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2015. – 51 с.
Степанова, А.Н. Основы живописи и рисования: учеб. пособие / А.Н. Степанова. – 5-е изд. – Москва : АСТ, 2017. – 80 с.
Шимшилашвили, А.Р. Как научится рисовать : простое руководство по всем техникам / А.Р. Шимшилашвили. – 2-е изд. – Москва : АСТ, 2017. – 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1А
Наглядное пособие «Этапы работы над натюрмортом»
1 этап выполнения работы – определение композиции натюрморта
Приложение 1Б
2 этап выполнения работы – уточнение деталей композиции натюрморта
Приложение 1В
3 этап выполнения работы – разбор натюрморта по цветам
Приложение 1Г
4 этап выполнения работы – цветовая проработка каждого предмета натюрморта

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет