Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Методика подготовки и проведения уроков-дискуссий на уроках истории

Стоимость
500 руб.
Содержание
Теория
Объем
37 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Методика подготовки и проведения уроков-дискуссий на уроках истории»

Оригинальность работы 85%

1. Актуальность темы

Современное общество определяет главную задачу перед школой, ко-торая заключается в подготовке учеников, умеющих разбираться в изменяющейся жизненной ситуации, индивидуально получать требуемые знания, использовать их в практической деятельности для разрешения различных появляющихся проблем, в частности проявлять критическое мышление, наблюдать возникающие проблемы и предпринимать попытки поиска путей правильного для них решения. 
Развитие таких знаний учащихся зачастую зависит от профессионализ-ма педагога. Современный учитель должен быть творческим, креативным, интересным для школьников. Для этого он должен постоянно находиться в поиске, думать о том, как провести свой урок с максимальной пользой для учеников. В связи с этим, главную роль играют интерактивные формы реализации учебных занятий. Одним из вариантов такого занятия является дискуссия. Данный урок, чаще всего, проводят в старших классах. 
На уроках истории в разрешении поставленной задачи способны по-мочь деловые игры, дебаты, круглые столы. Однако более продуктивным методом становится дискуссия, поскольку она обучает не только выражать свою позицию, но и аргументировать её посредством исторических источников, событий, фактов.
Помимо этого, дискуссия неотъемлемая часть при исследовании спор-ных исторических вопросов с целью развития навыков коллективной дея-тельности.
2. Степень изученности проблемы
Проблема изучения и применения дискуссии на уроках истории встре-чается в трудах следующих ученых: М.В. Коротковой, К.В. Масловой, Н.О. Венцевой, Т.Н. Глазыриной, М.В. Клариной, Е.В. Коротаевой и др. Стоит упомянуть об учебных пособиях, которые помогают учителю истории орга-низовывать учебный процесс, используя эффективные методы обучения, включая дискуссионный метод. А также работы по психолого-педагогическому исследованию на уроках истории. 
Работы, которые непосредственно занимаются изучением применения дискуссии на уроках истории:
Т.Н. Глазырина «Методика преподавания истории: учеб.-метод. ком-плекс для студентов специальности «История»». Её УМК разработан в соответствии с программой подготовки студентов-историков и направлен на обучение навыкам преподавания истории с целью подготовки будущих учителей к воспитанию и развитию учащихся в ходе образовательного процесса, формированию у школьников исторического мышления и ключевых компетенций, а также уделено достаточно внимания применению дискуссии на уроках истории.
М.В. Кларин, также занимался проблемой изучения и применения дискуссии на уроках истории. В его работе «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии», представлены психолого-педагогические разработки, направленные на преобразование традиционного обучения, обобщены новые способы построения учебного процесса, технологии работы учителя. Материал охватывает инновационные поиски современной педагогики, на разных уровнях обучения — от начальной до высшей школы, основное внимание уделяется младшей и старшей средней школе.
Что касается труда М.В. Коротковой «Проведение игр и дискуссий на уроке истории», то здесь, автор уделяет огромное внимание применению дискуссии на уроках истории. Представлены типологии и сценарии игр и дискуссий, которые можно использовать с учащимися 5-11 классов, совре-менные методики проведения нетрадиционных уроков и познавательные за-дания к различным историческим курсам и т.д.
Одной из использованных работ была «Технология дискуссии на уроке истории», которую написала К.В. Маслова. Данная работа посвящена исследованию технологии дискуссии в современном историческом образовании. Целью работы автора является изучения особенностей темы на уроках истории в школе на основе технологии дискуссии.
Также об изучении и применении дискуссии на уроках истории упомя-нула Н.О. Венцева, в её работе «Дискуссия на уроке истории». Автор в своей работе показывает способы организации дискуссии на уроках истории, а также описывает сами методы применения дискуссии. 
Вопросом дискуссии занимался и А.В. Бобырев в своей работе «Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее». Здесь он затрагивает тему педагогической сущности нестандартных уроков в условиях профильного обучения, где немаловажную роль играет «дискуссия», которая формирует критическое мышление у обучающихся.
Учебные пособия, которые помогают учителям истории организовы-вать дискуссии на уроках истории:
Про дискуссионный метод обучения истории затрагивается в труде В.И. Варющенко «Дискуссионный метод в контекст подготовки учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки». В данной статье рассматриваются применимость в организации дополнительного профессионального образования дискуссионного метода в процессе теоретической подготовки учителей истории к преподаванию дискуссионных вопросов при изучении модульного курса «Дидактические основы формирования готовности учителя к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки». 
Немало важную роль сыграла работа Е.В. Коротаевой «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников». Она уделяет осо-бое внимание проведению дискуссий на уроках истории, а также вооружает учителя знаниями о том, как реализовать в школе технологии развития по-знавательной активности учащихся и создать ситуацию успеха на уроке.
Стоит упомянуть и работу Ю.А. Гайдунко «Игровые и дискуссионные методы обучения. Основы применения в учебном процессе: учеб. Пособие». В данной работе с помощью эмпирического исследования системно представлены общие критерии, свойственные как для игровых, так и для дискуссионных методов. Отдельно выделены те характеристики, которые позволяют разграничить данные интерактивные методы. По мнению автора, знание данных особенностей позволит педагогу принять обоснованное решение при выборе того или иного метода обучения на конкретном занятии.
О.В. Гайкова «Преподавание дискуссионных вопросов истории (IX-XVI вв.) в 10-11-х классах». Работа данного автора позволяет учителю организовать образовательный процесс, овладеть формами, приёмами и методами применения технологии преподавания дискуссионных вопросов исторической науки, а старшеклассникам достичь новых образовательных результатов, направленных на развитие как исторического, так и критического мышления. 
Применением дискуссионного метода обучения занималась Е.В. Евплова. В своей работе «Методика профессионального обучения: учебно- методическое пособие», она описывает теоретические основы методики профессионального обучения, а также более 20 форм и методов проведения занятий, в числе которые есть и дискуссионный метод.
Также нужно упомянуть работу Н.В. Матяш «Инновационные педаго-гические технологии. Проектное обучение: учебное пособие для студентов вузов». В этой работе изложены основные теоретические и методические подходы к рассмотрению проектной технологии обучения школьников: категориальный аппарат, принципы, содержание, формы, методы обучения. Включая дискуссионный метод обучения.
Стоит упомянуть С.А. Мухину и её работу «Нетрадиционные педаго-гические технологии в обучении». Здесь рассматриваются основные методы нетрадиционного обучения в школе, анализируется ряд способов, с помощью которых преподаватель может добиться более эффективного и глубокого усвоения нового материала у обучающихся.
Одной из использованных работ была «Дискуссионные вопросы изучения истории XX в. 10-11-е классы», автора Е.Н. Сорокиной. В пособии подробно рассматриваются трудные и дискуссионные вопросы изучения истории XX века.
Еще можно вспомнить работу Н.Ю. Никулина «Методика преподава-ния истории в средней школе: Учебное пособие». Пособие призвано помочь студентам университета и учителям истории познакомиться с теми изменениями, которые происходят в современной школе в сфере исторического образования. 
Методикой преподавания нетрадиционного урока занималась Т.С. Широбокова в своей работе «Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО».
Психолого-педагогический аспект:
Психолого-педагогическими исследованиями данной проблемы изучал В.П. Давыдов в своей работе «Методология и методика психолого-педагогического исследования». В этой работе в основном рассматриваются методология, современные методы и методика проведения в вузе психолого-педагогических исследований, обосновываются пути внедрения их результатов в педагогическую практику. Особое место уделяется вопросам психолого-педагогической культуры и мастерства исследователя, его научной добросовестности и этики.
Про развитие критического мышления на уроках-дискуссиях занима-лась И.В. Муштавинская в своей работе «Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие». В книге автор описывает современную педагогическую технологию развития критического мышления, а также упоминает особенности развития критического мышления на уроке-дискуссии.
Активизация учащихся на уроках истории была освещена в работе Х.М. Темирсултанова «Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания». 
Про развитие критического мышления на уроках истории написал Е.Г. Хоруженко, в своей работе «Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах».

3. Цель исследования

Цель исследования заключается в рассмотрении методики подготовки и проведения уроков-дискуссии на уроках истории.

4. Задачи исследования

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1.Изучить дискуссию как форму повышения качества знаний и про-буждения интереса к истории.
2.Выявить признаки и виды дискуссионных методов.
3. Рассмотреть методику проведения дискуссии на уроках истории.
4. Разработать технологическую карту урока-дискуссии по истории в 11 классе.

5. Объект и предмет исследования

Объект исследования – дискуссия как технология проведения урока истории.
Предмет исследования – совершенствование учебно-методического обеспечения занятий с применением дискуссионных методов.

6. Методологическая база

При работе над курсовой работой использовались следующие методы исследования:
1. Метод изучения научной литературы (для более полного понимания изучаемой темы в работах ученых);
2. Беседа (устное получение сведений от интересующего человека пу-тем проведения с ним тематически направленного разговора);
3. Практическая апробация изученного материала (внедрение соб-ственной разработки на практике).

7. Характеристика источников

Используемыми источниками по данной теме стали документы и нор-мативно-правовые акты, регулирующие вопросы школьного исторического образования.
«Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». Этот источник представляет совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
«Историко-культурный стандарт». Данный документ по всемирной истории еще в проекте, в отличие от «историко-культурного стандарта» по истории Отечества. Данный источник содержит в себе основные подходы к преподаванию всемирной истории в современной школе и принципиальные оценки ключевых событий прошлого, сочетающиеся с перечнем рекоменду-емых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, и исто-рических источников. «Историко-культурный стандарт» представляет собой научную основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному — углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин.
О.С. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс». Данный УМК соответствует Федеральному государственному образователь-ному стандарту основного общего образования, освещает все предусмотренные примерной программой по учебным предметам (История. 5-9 классы) вопросы. Также в состав УМК входит рабочая тетрадь к переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования учебнику О. С. Сороко-Цюпы "Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс". Вопросы и задания, включённые в пособие, предполагают репродуктивную, поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся. Для итоговой проверки знаний учащихся в тетрадь включены тестовые задания в формате ГИА к каждой главе учебника и ко всему курсу. 

8. Гипотеза

Рассмотрение педагогической и методической литературы предостави-ло возможность выделить рабочую гипотезу:
- основу уроков-дискуссий должно составлять рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов, при аргументации суждений, решения заданий;
- для большей результативности участникам предстоящей дискуссии надо познакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной учителем;
- главный момент дискуссии — непосредственный спор её участников. Для его возникновения неприемлем авторитарный стиль преподавания, ибо он не располагает к откровенности, высказыванию своих взглядов;
- в ходе дискуссии не надо добиваться единообразия оценок. Однако по принципиальным вопросам следует вносить ясность.

9. Структура работы

Работа состоит из введения, трёх глав, состоящих из параграфов, за-ключения, списка литературы и приложения.

10. Основные положения, которые были вынесены на защиту

1. Дискуссия на уроке истории развивает умение высказывать свое мнение, конструктивно вести диалог, способствует правильно воспринимать и прислушиваться к мнению окружающих.
2. Роль учителя состоит в поддержании предусмотренного порядка, установлении проблемы обсуждения, выдвижении конкретных вопросов, вовлечение всех учащихся в дискуссию, обобщении рассуждений учащихся, определении противоречия.
3. Разногласия в процессе дискуссии обязаны порождать умение раз-мышлять, осуществлять выводы и индивидуально анализировать поставленные вопросы.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….........    3
1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСКУСИИ……………………....    
12
1.1. Дискуссия на уроке как форма повышения качества знаний и про-буждения интереса к изучению истории……………………………………..    
12
1.2. Главные признаки и разновидности дискуссионных методов на раз-ных этапах урока……………………………………………………………….    
14
1.3. Использование дискуссионного метода в качестве средства при обу-чении истории………………………………………………………………….    
17
2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ..    20
2.1. Педагогические условия организации дискуссии на уроке…………….    20
2.2. Проектирование ситуации включения учебной дискуссии на уроке истории в старших классах……………………………………………………    
21
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНИНИЕ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИС-ТОРИИ……………………………………………………………………....    
24
3.1. Методические рекомендации и правила проведения урока дискуссии..    24
3.2. Разработка технологической карты урока-дискуссии по истории в 11 классе……………………………………………………………………………    
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...    30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..    32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...    35


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Бобырев, А.В. Типы «нестандартных» уроков в системе организации профильного обучения в педагогическом лицее / А.В. Бобырев, И.А. Рудакова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2012. – № 6. С. 80-86.
2.    Варющенко, В.И. Дискуссионный метод в контекст подготовки учи-теля к преподаванию дискуссионных вопросов исторической науки / В.И. Варющенко, О.В. Гайкова // Общество: социология, психология, педагогика. – Таганрог.: Пед. Лицей, 2017. – № 1. С. 5
3.    Венцева, Н.О. Дискуссия на уроке истории / Н.О. Венцева // История. Всё для учителя. – М.: ПИШ, 2012. – № 4. С. 2-9. 
4.    Гайдунко, Ю.А. Игровые и дискуссионные методы обучения. Осно-вы применения в учебном процессе: учеб. Пособие / Ю.А. Гайдунко. – Череповец: ЧВВИУРЭ, 2016. – 169 с.
5.    Гайкова, О.В. Преподавание дискуссионных вопросов истории (IX-XVI вв.) в 10-11-х классах / О.В. Гайкова. – Новосибирск.: Изд-во НИПКи-ПРО, 2015. – 396 с.
6.    Глазырина, Т.Н. Методика преподавания истории: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности «История» / Т.Н. Глазырина. – Новополоцк.: ПГУ, 2011. – 387 с.
7.    Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман, – М.: Логос, 2016. – 150 с.
8.    Евплова, Е.В. Методика профессионального обучения: учебно- методическое пособие / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, И.И. Тубер. – Челябинск, 2017. – 174 с.
9.    Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. – Рига.: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 204 с.
10.    Концепция нового учебно-методического комплекса по всемир-ной истории. Историко-культурный стандарт. – М.: Просвещение, 2020. – 136 с.
11.    Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной дея-тельности школьников / Е.В. Коротаева. – М.:  Прогресс, 2003. – 160 с.
12.    Короткова, М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории / М.В. Короткова. – М.: Владос- Пресс, 2014. – 211 с. 
13.    Маслова, К.В. Технология дискуссии на уроке истории / К.В. Маслова // Мир науки и образования. – М.: Пиш, 2017. – № 2. – С. 3-8.
14.    Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Про-ектное обучение: учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Матяш. – М.: Академия, 2014. – 198 с. 
15.    Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2004. – 434 с.
16.    Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учебно-методическое пособие / И. В. Муштавинская. – СПб.: Каро, 2014. – 194 с.
17.    Никулина, Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие / Н.Ю. Никулина. – Калининград: Калинингр. ун-т., 2000. – 167 с. 
18.    Потехина, Т.Д. Дискуссия на современном уроке / Т.Д. Потехина // Ярославский педагогический вестник. – Ярославль: Вестник, 2002. – № 4. – С. 1.
19.    Скрипченко, Т.Л. Использование интерактивных методов обучения и коммуникативных умений на занятиях со студентами среднего профессионального образования / Т.Л. Скрипченко, Ю.А. Чичерин // Наука и образование новое время. – М.: Пиш, 2016. – №1-12 – С. 95-101.
20.    Сорокина, Е.Н. Дискуссионные вопросы изучения истории Рос-сии XX в. 10-11-е классы / Е.Н. Сорокина. – М.: Прогресс, 2012. – 260 с.
21.    Сороко-Цюпа, О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение, 2010. – 303 с.
22.    Сороко-Цюпа, О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Рабочая тетрадь / О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. – М.: Про-свещение, 2014. – 112 с.
23.    Темирсултанова, Х.М. Методы активизации учащихся на уроках истории и обществознания / Х.М. Темирсултанова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2015. – С. 31-34. 
24.    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 48 с.
25.    Хоруженко, Е.Г. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах / Е.Г. Хоруженко // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2017. – С. 56-58. 
26.    Широбокова, Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений СПО / Т.С. Широбокова // Научные исследования в образовании. – М.: Спо, 2012. - № 2. – С.8.


Нетрадиционные уроки представляют собой занятия, которые содержат в себе методы и приёмы разных форм обучения и формируются на основе коллективной деятельности педагога и учащихся для улучшения продуктивности учебно-воспитательного процесса. К данному типу уроков относят дискуссию. Т.С. Широбокова отмечает, что дискуссия представляет собой обмен взглядами по определённой проблеме согласно с конкретными правилами, порядком и с участием всех либо отдельных её участников. 
Т.Д. Потехина отмечает, что использование такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, содействует разнообразию видов уро-ков, сделать их более интересными и запоминающимися. 
К.В. Маслова полагает, что дискуссия на уроке истории просто обяза-тельная для осуществления принципа альтернативности в историческом по-знании, и развивает умение высказывать свое мнение, конструктивно вести диалог, способствует правильно воспринимать и прислушиваться к мнению окружающих. 
Одним из путей достижения поставленных задач на уроке является организация взаимодействия учащихся на уроках истории посредством применения дискуссионных методов. Дискуссионные методы представляют собой вид методов активного обучения, которые основаны на организационной связи в процессе разрешения учебно-профессиональных задач. 
Среди учёных нет единого мнения относительно того, какие именно методы относятся к дискуссионным, и по мнению Н.О. Венцевой к ним воз-можно отнести: дебаты, «круглый стол», заседание экспертной группы (па-нельная дискуссия), форум, концентрические круги, «6 × 6 × 6».
Все виды дискуссии предполагают разделение класса на рабочую группу, члены которой дискутируют, и аудиторию, где в одних случаях учащиеся выступают в роли наблюдателей, а в других берут активное участие в обсуждении.
Взаимосвязь в учебной дискуссии складывается не на утверждениях её участников по очереди собственных взглядов, а на их смысловой ориентированной самоорганизации, в частности, обращении учащихся друг к другу и учителю для осмысленного и разнообразного рассмотрения идей, позиций, взглядов. 
В процессе проведения дискуссии следует давать время на обдумыва-ние, избегать неопределенных и двусмысленных вопросов, обращать внимание на каждый ответ, изменять ход рассуждений учеников, высказывая противоположное мнение, уточнять позиции участников для всего класса, задавать конкретизирующие вопросы.
Дискуссии на уроках истории обязаны содействовать ученикам в фор-мировании собственных взглядов и развитию их критического мышления. Разногласия в процессе дискуссии обязаны порождать умение размышлять, осуществлять выводы, и использовать их к современной общественной ситуации, рационально и индивидуально её анализировать.
Для эффективной организации урока-дискуссии учителю следует тща-тельно к ней подготовиться, а именно предварительно разработать проблемы для обсуждения с помощью дискуссионных методов, привлекать значительное количество учеников для рассуждения проблемных вопросов темы, соотносить различные взгляды, привлекая учеников в коллективную деятельность. 


 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет