Методы и приемы оказания педагогической помощи семьи
Описание работы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................
ГЛАВА I Теоретические основы исследования методов и приемов оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста
1.1. Сотрудничество семьи с дошкольным образовательным учреждением как условие эффективного воспитательного процесса…………………………..
1.2 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста. Особенности воспитания ребенка дошкольного возраста…………………..
ГЛАВА II Практическое изучение проблемы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста………………………..
2.1 Анализ результатов исследования оказания педагогической помощи семье и взаимодействия с ДОУ………………………………………………………….
2.2 Разработка программы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста. Рекомендации педагогам дошкольного образования по организации работы с семьями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ...................................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
На уровне нашего государства происходят изменения, которые влекут за собой и изменения привычного уклада жизни, что в свою очередь сильно отражается на семье и воспитательной среде. В такой ситуации очень важно внимание к семье со стороны специалистов дошкольных образовательных учреждений, ей нужна поддержка и сопровождение. В настоящее время огромное значение уделяется взаимодействию семьи и детского сада, происходит перестройка системы дошкольного воспитания, целью которой является свободное развитие человека и личности. Такое взаимодействие позволяет выявлять, осознавать, решать проблемы, которые могут возникнуть в воспитании ребенка. Создание атмосферы общности интересов семьи и ДОУ, оказание практической помощи семье, укрепление авторитета семьи и педагога начинает способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации родительских функций.
Дошкольное образование в Российской Федерации, на современном этапе, переживает сложный переломно-переходной период в истории своегостановления и развития. На основании закона РФ «Об образовании» и ФГОС- одной из главных задач, которые стоят перед дошкольным учреждением, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Каждая инициатива педагога, обращенная к семьям, должна быть направлена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка с родителями и воспитателями. В концепции дошкольного образования отмечается, что «дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».
Ни для кого не является тайной, что семья для ребенка является одновременно как средой обитания, так и воспитательной средой. Главнейшей ролью остается ее глубокое влияние на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней ребенка. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия.
Необходимость защиты молодого человека от неблагоприятных факторов развития, в той или иной мере, затрагивали такие педагоги, как И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, теоретик свободного воспитания Л. Н. Толстой и др. Защищенность ребенка в коллективе отстаивали А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов и др. Некоторые из аспектов данной проблемы на Западе и в России рассматривались при анализе психолого-педагогической поддержки, помощи, заботе, межличностных отношений, психологической атмосферы коллектива, материальных, физических, нравственных условий развития личности. Необходимость введения категории психологической помощи и поддержки в теорию и практику образования базируется на нескольких основаниях: общенаучном, психологическом, физиологическом и собственно педагогическом [19].
Исследования Е.П. Арнаутовой, Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Марковой отмечают необходимость перехода к «открытому» взаимодействию детского сада и семьи. На основании этого учеными изучались различные подходы к организации взаимодействия детского сада и семьи, особенности современной семьи, специфику детско-родительских отношений и методы коррекции, определялись наиболее эффективные формы работы [3].
Актуальность темы связана с тем, что в современном дошкольном образовании недостаточное количество программ оказания педагогической помощи родителям, при этом помощь необходима все большему количеству семьям, в особенности, воспитывающим ребенка с аномальным развитием.
Проблема исследования: каковы особенности оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста?
Цель работы: разобрать приемы и методы оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста; составить программу оказания педагогической помощи.
Объект исследования: приемы и методы оказания педагогической помощи семье
Предмет исследования: особенности оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста.
Для достижения цели в процессе написания курсовой работы решались следующие задачи:
1) Осуществить анализ теоретической литературы по проблеме оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста;
2) Подобрать метод исследования оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста;
3) Разработать программу оказания педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста и рекомендации по организации работы с семьями