Методы развития критического мышления как средство когнитивного развития младших школьников
Описание работы
Работа пользователя Sveta95
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество нуждается в образованных, высоконравственных и изобретательных людях, которые способны принимать самостоятельные решения в задачах, требующих интеллектуальных и мыслительных навыков. Для приобретения нестандартного мышления, необходимо закладывать ещё в младшем школьном возрасте. Поэтому приоритетной задачей российской школы является воспитание думающей, умеющей размышлять, формировать собственную точку зрения личности, которая ставит пред собой цели и находит эффективные пути их достижения. Наиболее приемлемым способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Именно критическое мышление даёт возможность находить нестандартные способы решения проблемных задач, формирует умение производить рефлексию своей интеллектуальной деятельности, делать анализ своих действий и находить допущенные ошибки. К тому же, критическое мышление помогает найти наиболее эффективный способ решения, новые свежие идеи и умение аргументированно и объективно делать выводы.
Современные образовательные технологии относятся к рефлексивным технологиям и в полной мере могут быть отнесены к метакогнитивным технологиям, по «обучению мышлению». Эти технологии отличаются друг от друга своими задачами и построением процесса обучения, но их конечный результат нацелен на формирование метапредметных умений, направленных на развитие способностей к самообразованию, т.е. – на развитие рефлексивных способностей.
Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать разнообразные ресурсы в процессе образования. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.
Практикующие педагоги ставят упор в преподавании на развитие мыслительных способностей учащихся, умение аналитически рассматривать учебную информацию, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер.
Среди всех видов мышления, достаточно изученных психологами и педагогами, менее всего описан такой важный вид, как критическое мышление. Многие педагоги стремятся к поиску оптимальных форм и методов обучения критическому мышлению, однако, и в подготовке учителя почти не уделяется внимание формированию критического мышления. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель: выявить эффективность методов и приёмов развития критического мышления как средства когнитивного развития младших школьников.
Объект: процесс критического мышления у младших школьников на уроках математики.
Предмет: методы и приёмы развития критического мышления младших школьников.
Гипотеза: если проводить уроки по технологии РКМЧП систематично и целенаправленно, то можно повысить уровень критического мышления обучающихся по предмету.
Задачи:
теоретические: изучение и анализ методической литературы по теме исследования, метод обобщения, сравнения и систематизации теоретических данных;
эмпирические: наблюдение, сравнение, учебный эксперимент;
математические: статистические методы обработки данных.
Методологическую основу исследования составили основные положения отечественной психологии, сформированные в трудах Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна, понимаемый как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий, А.Н. Леонтьева, о роли деятельности в психическом развитии, Б.Ф. Ломова о системном походе к изучению психики, субъектно-деятельностного подхода в понимании субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Курсовая работа иллюстрирована таблицами.
Современное общество нуждается в образованных, высоконравственных и изобретательных людях, которые способны принимать самостоятельные решения в задачах, требующих интеллектуальных и мыслительных навыков. Для приобретения нестандартного мышления, необходимо закладывать ещё в младшем школьном возрасте. Поэтому приоритетной задачей российской школы является воспитание думающей, умеющей размышлять, формировать собственную точку зрения личности, которая ставит пред собой цели и находит эффективные пути их достижения. Наиболее приемлемым способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. Именно критическое мышление даёт возможность находить нестандартные способы решения проблемных задач, формирует умение производить рефлексию своей интеллектуальной деятельности, делать анализ своих действий и находить допущенные ошибки. К тому же, критическое мышление помогает найти наиболее эффективный способ решения, новые свежие идеи и умение аргументированно и объективно делать выводы.
Современные образовательные технологии относятся к рефлексивным технологиям и в полной мере могут быть отнесены к метакогнитивным технологиям, по «обучению мышлению». Эти технологии отличаются друг от друга своими задачами и построением процесса обучения, но их конечный результат нацелен на формирование метапредметных умений, направленных на развитие способностей к самообразованию, т.е. – на развитие рефлексивных способностей.
Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать разнообразные ресурсы в процессе образования. Следовательно, он более успешно сможет адаптироваться в современной жизни.
Практикующие педагоги ставят упор в преподавании на развитие мыслительных способностей учащихся, умение аналитически рассматривать учебную информацию, в силу которых рассуждение принимает доказательный характер.
Среди всех видов мышления, достаточно изученных психологами и педагогами, менее всего описан такой важный вид, как критическое мышление. Многие педагоги стремятся к поиску оптимальных форм и методов обучения критическому мышлению, однако, и в подготовке учителя почти не уделяется внимание формированию критического мышления. Поэтому тема курсовой работы является актуальной.
Цель: выявить эффективность методов и приёмов развития критического мышления как средства когнитивного развития младших школьников.
Объект: процесс критического мышления у младших школьников на уроках математики.
Предмет: методы и приёмы развития критического мышления младших школьников.
Гипотеза: если проводить уроки по технологии РКМЧП систематично и целенаправленно, то можно повысить уровень критического мышления обучающихся по предмету.
Задачи:
- Раскрыть сущность понятия «критическое мышление» и его характеристики;
- Изучить особенности когнитивного развития младшего школьника;
- Изучить технологию развития критического мышления младших школьников в процессе обучения;
- Провести анализ педагогических условий для развития критического мышления младших школьников;
- Методом учебного эксперимента провести диагностику сформированности критического мышления младших школьников на уроке математики.
теоретические: изучение и анализ методической литературы по теме исследования, метод обобщения, сравнения и систематизации теоретических данных;
эмпирические: наблюдение, сравнение, учебный эксперимент;
математические: статистические методы обработки данных.
Методологическую основу исследования составили основные положения отечественной психологии, сформированные в трудах Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна, понимаемый как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий, А.Н. Леонтьева, о роли деятельности в психическом развитии, Б.Ф. Ломова о системном походе к изучению психики, субъектно-деятельностного подхода в понимании субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Курсовая работа иллюстрирована таблицами.