Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

МЕЖПОКОЛЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ ЦЕННОСТЕЙ РУССКИХ: РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО СТАТУСА И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА

Стоимость
2500 руб.
Содержание
Теория
Объем
51 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «МЕЖПОКОЛЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ ЦЕННОСТЕЙ РУССКИХ: РОЛЬ ЭТНИЧЕСКОГО СТАТУСА И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОНТЕКСТА»
Оригинальность работы 90%

Оглавление

Введение.............................................................................................................. 3
Глава 1. Анализ понятия ценностей в научной литературе............................... 6
Глава 2. Понятие и основные характеристики межпоколенной трансмиссии
ценностей........................................................................................................... 11
2.1 Понятие трансмиссии, ее виды и факторы влияющие на нее.................. 11
2.2 Особенности трансмиссии ценностей в России....................................... 14
2.3 Особенности трансмиссии ценностей в Азербайджане........................... 16
Глава 3. Эмпирическое исследование процесса трансмиссии ценностей в
русских семьях.................................................................................................. 19
Глава 4. Результаты исследования межпоколенного анализа сходств и различий
ценностей этнического большинства и меньшинства России и Азербайджана . 24
4.1 Сравнительный анализ ценностей русских младшего поколения на основе
их этнического статуса................................................................................... 24
4.2 Сравнительный анализ старшего поколения русских на основе их
этнического статуса........................................................................................ 26
4.3 Межпоколенные сходства и различия ценностей русских в России...... 29
4.4 Межпоколенные сходства и различия ценностей русских в Азербайджане
31
4.5 Результаты корреляционного анализа ценностей матерей и детей в
русских семьях в России и Азербайджане..................................................... 33
4.6 Результаты изучения эффекта этнического статуса в трансмиссии
ценностей русских.......................................................................................... 35
4.7 Изучение влияния пола ребенка в эффективности межпоколенной
трансмиссии ценностей русских в России и Азербайджане.......................... 42
Глава 5. Обсуждение полученных результатов и выводы............................... 45
Заключение........................................................................................................ 48
Список используемой литературы:................................................................... 49
 
Введение
Исследователи отмечают, что межпоколенная трансмиссия ценностей очень значима для любого общества (Schönpflug, 2009), поскольку она способствует непрерывности и преемственности культуры (Schönpflug, 2001), а, следовательно, стабильности общественного развития. Однако в ходе социальных изменений молодые поколения сталкиваются с новыми социальными вызовами, которые требуют изменения ценностей. В таких условиях изменение ценностей является условием их жизненного успеха (Albert et al., 2009). Значимость проблемы передачи ценностей и самого их содержания возрастает в «острые» периоды социально-экономических трансформаций. В странах постсоветского пространства проблема межпоколенной трансмиссии ценностей приобретает особую важность, поскольку за последние годы эти страны пережили несколько трансформаций, которые не могли не отразиться на изменении ценностей.
    • построении взаимоотношений между поколениями основополагающим
  • первичным фактором является семья. В связи с распадом СССР произошли значительные демографические, экономические и социокультурные изменения в рамках самой семьи, которые не могли не повлиять на передачу ценностей от старшего поколения к младшему. После распада СССР Азербайджан, как и многие республики, стал независимым государством, это привело к тому, что русские, проживающие на его территории, приобрели статус этнического меньшинства. При этом, русские, которые остались на территории Российской Федерации, сохранили статус этнического большинства.
На трансмиссию ценностей от поколения к поколению оказывает большое влияние социокультурный контекст общества: исследователи выявили, что в разных культурах передаются разные ценности (Kamo, Zhou, 1994; Sung, 1995; Takaki 1989). Также было установлено, что ценностный климат или «дух времени» страны может оказывать влияние на межпоколенную трансмиссию ценностей (Boehnke, Hadjar, Baier, 2007).
3
 
Кроме этого, важно отметить, что передача ценностей у представителей этнического меньшинства отличается от передачи ценностей у представителей этнического большинства (Hadjar, 2012; Portes, 1997; Rick & Forward, 1992; Szapocznik & Kurtines, 1993; Vedder, Berry, Sabatier, & Sam, 2009).
На основе всего, изложенного выше, можно сформулировать исследовательский вопрос: каковы особенности трансмиссии ценностей в русских семьях как представителей этнического меньшинства и представителей этнического большинства в разных социокультурных контекстах - России и Азербайджане.
Цели и задачи исследования
Целью данного исследования является эмпирическая проверка влияния этнического статуса (этническое большинство и этническое меньшинство) и социокультурного контекста (более традиционный контекст – Азербайджан и более модернизированный контекст – Россия) на межпоколенную трансмиссию ценностей в семьях русских, проживающих в России и Азербайджане.
Для этого необходимо:
  1. Проанализировать исследования, изучающие межпоколенную трансмиссию ценностей.
  1. Провести эмпирическое исследование трансмиссии ценностей в русских семьях, которые проживают на территории России и Азербайджана между детьми, которые родились после распада СССР, и их родителями, которые выросли в период существования СССР.
  1. Провести анализ полученных данных, с целью выявления особенностей передачи ценностей по выбранным критериям в двух странах.
  1. Обобщить и проинтерпретировать полученные данные.
Объект исследования
Ценности двух поколений российских семей в России и Азербайджане.
4

Предмет исследования
Особенности межпоколенной трансмиссии ценностей русских, как представителей этнического большинства и меньшинства в России и Азербайджане.
Метод исследования
Социально-психологический опрос. В качестве метода был выбран опросник PVQ-R Ш. Шварца, измеряющий выраженность 19-ти ценностей (Schwartz et al., 2012).
Гипотезы исследования
H1: Межпоколенная трансмиссия ценностей у русских, проживающих в России (представители этнического большинства) будет более успешной, чем у русских, проживающих в Азербайджане (представители этнического меньшинства).
H2. В более модернизированном социокультурном контексте (в России), в русских семьях (представителей этнического большинства) будут более успешно передаваться ценности Открытости изменениям, в более традиционном социокультурном контексте (Азербайджан) в русских семьях (представители этнического меньшинства) будут более успешно передаваться ценности Сохранения.
 
Список используемой литературы:
Albert I., Trommsdorff G., Wisnubrata L. (2009). Intergenerational transmission of values in different cultural contexts: a study in Germany and Indonesia. Athens: Pedio, 221-230.
Barni D., Knafo A., Ben-Arieh A., Haj-Yahia M.M. (2014). Parent–Child Value Similarity Across and Within Cultures. Journal of Cross-Cultural Psychology, 45(6). https://doi.org/10.1177/0022022114530494
Boehnke, K., Hadjar, A., & Baier, D. (2007). Parent-child value similarity: The role of zeitgeist. Journal of Marriage and Family, 69, 778–792. https://doi.org/10.1111/j.1741-3737.2007.00405.x
Bushina E., Ryabichenko T. (2018). Intergenerational Value Differences in Latvia and Azerbaijan. Changing Values and Identities in Post-Communist World. Отв. ред.: N. Lebedeva.; Ed. by N. Lebedeva, R. Dimitrova, J. W. Berry. Springer. 85-98.
Cavalli-Sforza, L. L., & Feldman, M. W. (1981). Cultural transmission and evolution:
A quantitative approach. Princeton, NJ: Princeton University Press
Hadjar, A., Boehnke, K., Knafo, A., Daniel, E., Musiol, A.-L., Schiefer, D., & Möllering, A. (2012). Parent-child value similarity and subjective well-being in the context of migration: An exploration. Family Science, 3(1), 55–63. https://doi.org/10.1080/19424620.2011.671502
Hofstede,  G.  (1980).  Culture’s  consequences:  International  differences  in  work-
related values. Beverly Hills, CA: Sage. https://doi.org/10.1177/017084068300400409
Kamo, Y., & Zhou, M. (1994). Living arrangements of elderly Chinese and Japanese in the United States. Journal of Marriage and the Family, 56(3), 544–558. https://doi.org/10.2307/352866
Kwast-Welfel, J., Boski, P., & Rovers, M. (2008). Intergenerational value similarity in Polish immigrant families in Canada in comparison to intergenerational
49
 
value similarity in Polish and Canadian non-immigrant families. In G. Zheng, K. Leung, & J. G. Adair (Eds.), Perspectives and progress in contemporary cross-cultural psychology: Proceedings from the 17th International Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology.
Rick, K., & Forward, J. (1992). Acculturation and perceived intergenerational differences among youth. Journal of Cross-Cultural Psychology, 23, 85–94. https://doi.org/10.1177/0022022192231006
Roest, A. M. C., Dubas, J. S., Gerris, J. R. M., & Engels, R. C. M. E. (2009). Value similarities among fathers, mothers, and adolescents and the role of a cultural stereotype: Different measurement strategies reconsidered. Journal of Research on Adolescence, 19, 812–833. https://doi.org/10.1111/j.1532-7795.2009.00621.x
Rzhanova I.E., Alekseeva O.S. (2017). Similarities and differences in the value of parents and their adult children. Paper presented at International Conference on Psychology and Education. http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.12.32
Schönpflug, U. (2001). Intergenerational Transmission of Values. Journal of Cross-
Cultural Psychology, 32(2), 174–185. https://doi.org/10.1177/0022022101032002005
Schönpflug, U., & Bilz, L. (2009). The transmission process: Mechanisms and contexts. In U. Schönpflug (Ed.), Culture and psychology. Cultural transmission: Psychological, developmental, social, and methodological
aspects. Cambridge University Press. 212–239. https://doi.org/10.1017/CBO9780511804670.011
Schwartz, S. H., & Bilsky, W. (1990). Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 58, 878–891. https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.5.878
50

Schwartz, S., Butenko, T. P., Sedova, D. S., & Lipatova, A. S. (2012). Refined theory of basic individual values: Use in Russia. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 9, 43–70.
Szapocznik, J., & Kurtines, W. M. (1993). Family psychology and cultural diversity: Opportunities for theory, research, and application. American Psychologist, 48(4), 400–407. https://doi.org/10.1037/0003-066X.48.4.400
Tam,  K.-P.,  &  Chan,  H.-W.  (2015). Parents  as  Cultural  Middlemen.  Journal  of
Cross-Cultural Psychology, 46(4), 489–507. https://doi.org/10.1177/0022022115575739
Vedder, P., Berry, J., Sabatier, C., & Sam, D. (2009). The intergenerational transmission of values in national and immigrant families: The role of
zeitgeist. Journal of Youth and Adolescence, 38, 642–653. https://doi.org/10.1007/s10964-008-9375-7
Герцен, С. M. (2011). Ценностные ориентации молодежи юга Тюменской области (межпоколенный подход). Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия, (6), 113-118.
Глотов М.Б. (2004). Поколение как категория социологии. Социологические исследования. 10. 42-49 с.
Ильинский И.М., Шаронов А.В. (1993). Молодежь России: Тенденции, перспективы. Молодая гвардия. 224 с.
Лапин  Н.И.  (1996).  Динамика  ценностей  населения  реформируемой  России.
Editorial USSR Publ., 221 p.
Леонтьев, Д. А. (1996). Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. Вопросы философии, (4):15–26.
Татарко А. Н., Лебедева Н. М. (2007). Ценности культуры и развитие общества.
Издательский дом ГУ-ВШЭ.

Сколько стоит помощь с учебной работой?