Моделирование в процессе развития геометрических представлений у детей 6-7 лет
Описание работы
Содержание
1.1 Психолого-педагогическая проблема формирования геометрических представлений у детей 6-7 лет 5
2.1 Констатирующий эксперимент 16
2.2 Формирующий эксперимент 28
2.3 Контрольный эксперимент 35
Список использованной литературы 49
Введение
Формирование геометрических представлений является важной частью дошкольного образования, они также имеют большое значение во всей познавательной деятельности человека. Основная задача разработки геометрических представлений у дошкольников, то есть умение обобщать, состоит в том, чтобы научить их, как просматривать геометрические изображения в окружающей среде, выделять их свойства, проектировать, преобразовывать и комбинировать формы, представлять их на чертеже, проводить измерения при необходимости.
Знание геометрических фигур у детей в возрасте от 6 до 7 лет играет важную роль в формировании элементарных математических представлений и в познании мира. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование представлений, стандартов, доступных ребенку дошкольного возраста, отражающих признаки, свойства и взаимоотношения предметов и предметов в мире. Показателем формирования этих представлений является способность ребенка применять знания, приобретенные в практической деятельности. Овладение методами познания реальности, развитие их визуально-образного мышления.
В контексте инновационной стратегии целостного образовательного процесса роль педагогов как непосредственных носителей инновационных технологий значительно возрастает. Поэтому в последние 5 лет для развития геометрических представлений у детей в возрасте от 6 до 7 лет использовались инновационные методы - игры для моделирования самолетов. Поэтому проблема формирования геометрических представлений у детей в возрасте от 6 до 7 лет в настоящее время актуальна в обществе.
Изучив и проанализировав ряд работ по проблеме формирования представлений о геометрических фигурах посредством плоскостного моделирования, были определены:
Проблема исследования: каковы возможности плоскостного моделирования как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах.
Цель исследования: определить и доказать эффективность использования дидактических игр на плоскостное моделирование для формирования представлений о геометрических фигурах у детей в возрасте 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений у детей 6-7 лет посредством плоскостного моделирования.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет геометрических представлений посредством плоскостного моделирования.
Гипотеза исследования: можно предположить, что формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с помощью средств плоскостного моделирования будет наиболее эффективным при следующих условиях:
- если будет правильно разработан комплекс упражнений с играми на плоскостное моделирование, учитывая особенности старшего дошкольного возраста;
- если основные техники плоскостного моделирования будут включены в совместную деятельность педагога и детей, а также в самостоятельную деятельность детей в свободное время;
- если предметно-развивающая среда группы дошкольного образовательного учреждения будет обогащена играми и материалами на плоскостное моделирование.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- 1) Изучить проблему формирования геометрических представлений у детей в возрасте 6-7 лет в психолого-педагогической литературе;
- 2) Определить уровень сформированности представлений о геометрических фигурах у детей 6-7 лет;
- 3) Проверить в процессе опытно-педагогической работы эффективность плоскостного моделирования для формирования геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, сравнение, анализ, обобщение; эмпирические – педагогическая работа, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты опытно-педагогической работы могут быть использованы в деятельности детских дошкольных образовательных учреждений.
База исследования: МАДОУ ЦРР детский сад №21 г. Кызыла.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.