МОТИВ ДВОЙНИЧЕСТВА В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: «ДВОЙНИК» ДОСТОЕВСКОГО, «ЗЕЛЁНЫЙ ЧАЙ» ЛЕ ФАНЮ И «СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА» СТИВЕНСОНА
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «МОТИВ ДВОЙНИЧЕСТВА В РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА: «ДВОЙНИК» ДОСТОЕВСКОГО, «ЗЕЛЁНЫЙ ЧАЙ» ЛЕ ФАНЮ И «СТРАННАЯ ИСТОРИЯ ДОКТОРА ДЖЕКИЛА И МИСТЕРА ХАЙДА» СТИВЕНСОНА»
Оригинальность работы 79%
Данная курсовая работа посвящена мотиву двойничества в художественных произведениях русской и зарубежной литературы XIX века, а именно в повести «Двойник» Федора Михайловича Достоевского, новелле «Зелёный чай» Джозефа Шеридана Ле Фаню и романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона.
Рассматриваемый мотив уже достаточно долгое время интересует ученых-литературоведов, так как характеристика двойничества как литературного феномена до сих пор не имеет четкого трактования, а герой-двойник не имеет общепринятого определения, что указывает на актуальность данного исследования. Также новизна нашего курсового проекта обусловлена неугасающим интересом к анализу и выявлению специфики художественных произведений писателей XIX века.
Новизна данной работы заключается в том, что сравнивается схожий тип героя-двойника в английской, ирландской и русской литературе XIX века, а также закрепляются характерные черты данного типа двойничества.
Предметом работы является исследование особого вида двойничества, а именно персонажа-двойника, который представляет собой расщеплённый элемент сознания главного героя.
Целью работы является анализ реализации мотива двойничества в повести «Двойник» Достоевского, новелле «Зелёный чай» Ле Фаню и романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона.
Цель нашего исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
1) Уточнить понятие «двойничество» с точки зрения известных подходов к данной теме;
2) Дать общую характеристику мотиву двойничества в русской и зарубежной литературе XIX века;
3) Проанализировать героя-двойника в каждом произведении (выяснить его характеристику, его появление в произведении, его сюжетную функцию);
4) Выяснить, как двойник помогает раскрыть образ главного героя;
5) Сравнить героев-двойников, выявить сходства и различия между ними.
При исследовании мы использовали следующие методы: общенаучные (описательный метод, анализ) и собственно литературоведческие (культурно-исторический метод, сравнительно-сопоставительный метод, психологический метод и метод литературоведческой интерпретации).
Материалом для курсового проекта послужили произведения русской и зарубежной литературы XIX века: повесть «Двойник» Ф.М. Достоевского, новелла «Зелёный чай» Дж. Ш. Ле Фаню и роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона.
Содержание
Введение 3
1 Двойничество в теории и истории литературы 5
1.1 Двойничество как литературоведческое понятие 5
1.2 Мотив двойничества в литературе XIX века 8
2 Мотив двойничества в повести Достоевского, романе Стивенсона и новелле Ле Фаню 11
2.1 Герой-двойник в повести «Двойник» Ф.М. Достоевского 11
2.2 Двойничество в произведении «Странная история доктора Джекила мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона 14
2.3 Образ двойника в произведении «Зелёный чай» Дж. Ш. Ле Фаню 17
Заключение 21
Список использованных источников…………………………………………...22
Список использованных источников
1. Достоевский Ф.М. Двойник // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. Т. 1. С. 147-294. [Электронный ресурс] URL: https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol1/02.htm (дата обращения 5.05.2019)
2. Ле Фаню Дж. Ш. Зеленый чай [Электронный ресурс] URL:https://e-libra.ru/read/547760-zelenyy-chay.html (дата обращения 5.05.2019)
3. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. М.: Издательство «Э», 2018. 448 с.
4. Агранович С.З. и Саморукова И.В. Двойничество. Самара.: Самарский университет, 2001. 130 с. [Электронный ресурс] URL:http://www.universalinternetlibrary.ru/book/101888/chitat_knigu.shtml (дата обращения 10.05.2019)
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 318 с.
6. Водолажченко Н.В. Поэтика готической новеллистики Дж. Ш. Ле Фаню (на примере цикла «В зеркале отуманенном»): дисс. канд. филол. наук. Великий Новгород, 2008. 193 с.
7. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1877. Ноябрь. Глава первая. II. История глагола «стушеваться» // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1995. Т. 14. С. 337-340. [Электронный ресурс] URL:https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/312.htm (дата обращения 18.05.2019)
8. Достоевский Ф.М. Письма. 25. M. M. Достоевскому. 1 апреля 1846. Петербург // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. С. 58-60. [Электронный ресурс] URL:http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/369.htm (дата обращения 18.05.2019)
9. Зыкова Е.П. Джозеф Шеридан Ле Фаню и готическая традиция в английской литературе // Шеридан Ле Фаню Дж. Дядя Сайлас: роман. В зеркале отуманенном: сб. рассказов / пер. с англ. М.: Ладомир, 2004. С. 5-16.
10. История зарубежной литературы XIX века. В 2-х частях; под ред. Н.П. Михальской. М.: Просвещение, 1991.
11. Комова Т.Д. Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.): автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2013. 23 с.
12. Кудрина Ш.В., Модина Г.И. История зарубежной литературы ХIХ века: Романтизм: учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2010. 21 с.
13. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990. С. 86-95.
14. Хотинская А.И. Творчество Джозефа Шеридана Ле Фаню в фокусе литературоведческой критической дискуссии // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2014. №4(8). С. 44-60.
Заключение
В данной курсовой работе, посвященной анализу мотива двойничества в повести «Двойник» Ф.М. Достоевского, новелле «Зелёный чай» Дж. Ш. Ле Фаню и романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона, мы провели исследование реализации мотива двойничества и рассмотрели героев-двойников.
В теоретической части нами были выделены определения двойничества и классификации литературных двойников на основе работ известных литературоведов, а также особенности реализации мотива двойничества в мировой литературе XIX века. Данные теоретические сведения помогли сформировать общее представление о феномене двойничества в литературоведении и его специфических чертах, характерных для эпохи романтизма.
На основе собранной теоретической базы был проведен анализ конкретных произведений с помощью общенаучных и собственно литературоведческих методов.
Во время анализа реализации мотива двойничества в повести «Двойник» Ф.М. Достоевского, новелле «Зелёный чай» Дж. Ш. Ле Фаню и романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона был выявлен ряд схожих черт всех трех произведений, что позволило говорить о возможности причисления двойничества к одному и тому же типу. Таким образом, проанализировав три произведениях русской и зарубежной (ирландской и английской) литературы XIX века, можно говорить о схожих чертах проявления мотива двойничества не только внутри творчества отдельных авторов, но и применительно ко всей эпохе.
Оригинальность работы 79%
Данная курсовая работа посвящена мотиву двойничества в художественных произведениях русской и зарубежной литературы XIX века, а именно в повести «Двойник» Федора Михайловича Достоевского, новелле «Зелёный чай» Джозефа Шеридана Ле Фаню и романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона.
Рассматриваемый мотив уже достаточно долгое время интересует ученых-литературоведов, так как характеристика двойничества как литературного феномена до сих пор не имеет четкого трактования, а герой-двойник не имеет общепринятого определения, что указывает на актуальность данного исследования. Также новизна нашего курсового проекта обусловлена неугасающим интересом к анализу и выявлению специфики художественных произведений писателей XIX века.
Новизна данной работы заключается в том, что сравнивается схожий тип героя-двойника в английской, ирландской и русской литературе XIX века, а также закрепляются характерные черты данного типа двойничества.
Предметом работы является исследование особого вида двойничества, а именно персонажа-двойника, который представляет собой расщеплённый элемент сознания главного героя.
Целью работы является анализ реализации мотива двойничества в повести «Двойник» Достоевского, новелле «Зелёный чай» Ле Фаню и романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона.
Цель нашего исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
1) Уточнить понятие «двойничество» с точки зрения известных подходов к данной теме;
2) Дать общую характеристику мотиву двойничества в русской и зарубежной литературе XIX века;
3) Проанализировать героя-двойника в каждом произведении (выяснить его характеристику, его появление в произведении, его сюжетную функцию);
4) Выяснить, как двойник помогает раскрыть образ главного героя;
5) Сравнить героев-двойников, выявить сходства и различия между ними.
При исследовании мы использовали следующие методы: общенаучные (описательный метод, анализ) и собственно литературоведческие (культурно-исторический метод, сравнительно-сопоставительный метод, психологический метод и метод литературоведческой интерпретации).
Материалом для курсового проекта послужили произведения русской и зарубежной литературы XIX века: повесть «Двойник» Ф.М. Достоевского, новелла «Зелёный чай» Дж. Ш. Ле Фаню и роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р. Л. Стивенсона.
Содержание
Введение 3
1 Двойничество в теории и истории литературы 5
1.1 Двойничество как литературоведческое понятие 5
1.2 Мотив двойничества в литературе XIX века 8
2 Мотив двойничества в повести Достоевского, романе Стивенсона и новелле Ле Фаню 11
2.1 Герой-двойник в повести «Двойник» Ф.М. Достоевского 11
2.2 Двойничество в произведении «Странная история доктора Джекила мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона 14
2.3 Образ двойника в произведении «Зелёный чай» Дж. Ш. Ле Фаню 17
Заключение 21
Список использованных источников…………………………………………...22
Список использованных источников
1. Достоевский Ф.М. Двойник // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1988. Т. 1. С. 147-294. [Электронный ресурс] URL: https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol1/02.htm (дата обращения 5.05.2019)
2. Ле Фаню Дж. Ш. Зеленый чай [Электронный ресурс] URL:https://e-libra.ru/read/547760-zelenyy-chay.html (дата обращения 5.05.2019)
3. Стивенсон Р.Л. Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. М.: Издательство «Э», 2018. 448 с.
4. Агранович С.З. и Саморукова И.В. Двойничество. Самара.: Самарский университет, 2001. 130 с. [Электронный ресурс] URL:http://www.universalinternetlibrary.ru/book/101888/chitat_knigu.shtml (дата обращения 10.05.2019)
5. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советская Россия, 1979. 318 с.
6. Водолажченко Н.В. Поэтика готической новеллистики Дж. Ш. Ле Фаню (на примере цикла «В зеркале отуманенном»): дисс. канд. филол. наук. Великий Новгород, 2008. 193 с.
7. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1877. Ноябрь. Глава первая. II. История глагола «стушеваться» // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1995. Т. 14. С. 337-340. [Электронный ресурс] URL:https://rvb.ru/dostoevski/01text/vol14/01journal_77/312.htm (дата обращения 18.05.2019)
8. Достоевский Ф.М. Письма. 25. M. M. Достоевскому. 1 апреля 1846. Петербург // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. С. 58-60. [Электронный ресурс] URL:http://rvb.ru/dostoevski/01text/vol15/01text/369.htm (дата обращения 18.05.2019)
9. Зыкова Е.П. Джозеф Шеридан Ле Фаню и готическая традиция в английской литературе // Шеридан Ле Фаню Дж. Дядя Сайлас: роман. В зеркале отуманенном: сб. рассказов / пер. с англ. М.: Ладомир, 2004. С. 5-16.
10. История зарубежной литературы XIX века. В 2-х частях; под ред. Н.П. Михальской. М.: Просвещение, 1991.
11. Комова Т.Д. Двойники в системе персонажей художественного произведения (на материале западноевропейской и русской литературы XIX в.): автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2013. 23 с.
12. Кудрина Ш.В., Модина Г.И. История зарубежной литературы ХIХ века: Романтизм: учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 2010. 21 с.
13. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990. С. 86-95.
14. Хотинская А.И. Творчество Джозефа Шеридана Ле Фаню в фокусе литературоведческой критической дискуссии // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2014. №4(8). С. 44-60.
Заключение
В данной курсовой работе, посвященной анализу мотива двойничества в повести «Двойник» Ф.М. Достоевского, новелле «Зелёный чай» Дж. Ш. Ле Фаню и романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона, мы провели исследование реализации мотива двойничества и рассмотрели героев-двойников.
В теоретической части нами были выделены определения двойничества и классификации литературных двойников на основе работ известных литературоведов, а также особенности реализации мотива двойничества в мировой литературе XIX века. Данные теоретические сведения помогли сформировать общее представление о феномене двойничества в литературоведении и его специфических чертах, характерных для эпохи романтизма.
На основе собранной теоретической базы был проведен анализ конкретных произведений с помощью общенаучных и собственно литературоведческих методов.
Во время анализа реализации мотива двойничества в повести «Двойник» Ф.М. Достоевского, новелле «Зелёный чай» Дж. Ш. Ле Фаню и романе «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Р.Л. Стивенсона был выявлен ряд схожих черт всех трех произведений, что позволило говорить о возможности причисления двойничества к одному и тому же типу. Таким образом, проанализировав три произведениях русской и зарубежной (ирландской и английской) литературы XIX века, можно говорить о схожих чертах проявления мотива двойничества не только внутри творчества отдельных авторов, но и применительно ко всей эпохе.