Мотивационная основа учебной деятельности.
Описание работы
Работа пользователя Н. Симакин
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Мотивационная основа учебной деятельности.»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Соотношение понятий «социализация», «адаптация», «воспитание», «развитие» в педагогике. 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста. 15
2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В ОБЩЕСТВЕ 20
2.1. Современная социализация подростков как социально-педагогическая проблема 20
2.2. Использование педагогических ресурсов образовательной организации как средство социализации подростков. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 33
ВВЕДЕНИЕ
Социализация – это один из важнейших процессов и результатов усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, который осуществляется в общении и деятельности.
Процесс развития личности подростка невозможен вне его социального развития, вне активного взаимодействия с социальной средой, в которой происходит присвоение личностью всего культурно-исторического опыта, делающего человека человеком.
Изучение социализации подростков становится очень значимой темой в современном обществе, человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации, за счет этого формируется личность, меняются его взгляды, привычки, происходит переоценка ценностей.
Многие авторы посвятили свои работы изучению проблемных вопросов, связанных с социализацией личности. А.С. Макаренко рассматривал процесс социализации личности в коллективе; Г. Хард, X. Парсонс занимались разработкой теории социализации личности; Б.Д. Парыгин изучал социализацию в узком и широком смысле; Г.М. Андреева рассматривала взаимосвязь между социализацией и воспитанием; Н.В. Андреенкова занималась проблемами социализации личности; Я.И. Гилинский изучал стадии социализации.
Традиционно основными институтами социализации являются семья и система образования, в которой ведущее место занимают средние общеобразовательные учебные заведения. Кроме того, активно используется система дополнительного образования школьников. Однако в сегодняшней ситуации данные институты не ориентированы на освоение основного репертуара социальных ролей, способствующих адаптации личности к меняющемуся социуму. Семья в контексте экономических и социальных изменений последних десятилетий тоже утрачивает свою ведущую роль в формировании системы семейных ценностей и освоении основного репертуара социальных ролей, что в значительной мере связано с деформацией духовно–нравственной составляющей данного социального института, о чем свидетельствует ухудшение психологического климата, провоцирующее увеличение количества неполных семей, отсутствие условий для профессиональной самореализации членов семьи, способствующее расширению поля семейных конфликтов и формированию неблагоприятной атмосферы для развития ребенка и его интеграции в общество.
В последнее время все большее внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, рассматриваются условия, способствующие пониманию своего места в обществе, формированию нравственных ориентиров молодежи, становлению личности. С этой целью постоянно совершенствуются методики, разрабатываются новые программы.
Объект исследования: социализация личности.
Предмет исследования: особенности социализации личности подростка.
Целью данной работы является изучение особенностей и процесса социализации подростков в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– теоретические положения общей социализации личности на разных жизненных этапах и в различных социальных условиях, предложенные Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгиным, А.Л. Свенцицким, В.А. Ядовым;
– концепции социализации молодежи Е.П. Белинской, А.Л. Журавлева, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.Г. Стефаненко, Е.Г. Слуцкого.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Соотношение понятий «социализация», «адаптация», «воспитание», «развитие» в педагогике. 6
1.2. Психологические особенности подросткового возраста. 15
2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА В ОБЩЕСТВЕ 20
2.1. Современная социализация подростков как социально-педагогическая проблема 20
2.2. Использование педагогических ресурсов образовательной организации как средство социализации подростков. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 33
ВВЕДЕНИЕ
Социализация – это один из важнейших процессов и результатов усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, который осуществляется в общении и деятельности.
Процесс развития личности подростка невозможен вне его социального развития, вне активного взаимодействия с социальной средой, в которой происходит присвоение личностью всего культурно-исторического опыта, делающего человека человеком.
Изучение социализации подростков становится очень значимой темой в современном обществе, человек общается с разными людьми, попадает в самые различные ситуации, за счет этого формируется личность, меняются его взгляды, привычки, происходит переоценка ценностей.
Многие авторы посвятили свои работы изучению проблемных вопросов, связанных с социализацией личности. А.С. Макаренко рассматривал процесс социализации личности в коллективе; Г. Хард, X. Парсонс занимались разработкой теории социализации личности; Б.Д. Парыгин изучал социализацию в узком и широком смысле; Г.М. Андреева рассматривала взаимосвязь между социализацией и воспитанием; Н.В. Андреенкова занималась проблемами социализации личности; Я.И. Гилинский изучал стадии социализации.
Традиционно основными институтами социализации являются семья и система образования, в которой ведущее место занимают средние общеобразовательные учебные заведения. Кроме того, активно используется система дополнительного образования школьников. Однако в сегодняшней ситуации данные институты не ориентированы на освоение основного репертуара социальных ролей, способствующих адаптации личности к меняющемуся социуму. Семья в контексте экономических и социальных изменений последних десятилетий тоже утрачивает свою ведущую роль в формировании системы семейных ценностей и освоении основного репертуара социальных ролей, что в значительной мере связано с деформацией духовно–нравственной составляющей данного социального института, о чем свидетельствует ухудшение психологического климата, провоцирующее увеличение количества неполных семей, отсутствие условий для профессиональной самореализации членов семьи, способствующее расширению поля семейных конфликтов и формированию неблагоприятной атмосферы для развития ребенка и его интеграции в общество.
В последнее время все большее внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, рассматриваются условия, способствующие пониманию своего места в обществе, формированию нравственных ориентиров молодежи, становлению личности. С этой целью постоянно совершенствуются методики, разрабатываются новые программы.
Объект исследования: социализация личности.
Предмет исследования: особенности социализации личности подростка.
Целью данной работы является изучение особенностей и процесса социализации подростков в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть соотношение понятий «социализация», «адаптация», «воспитание», «развитие» в педагогике;
- изучить психологические особенности подросткового возраста;
- исследовать современную социализацию подростков как социально-педагогическую проблему;
- провести анализ использования педагогических ресурсов образовательной организации в качестве средства социализации подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– теоретические положения общей социализации личности на разных жизненных этапах и в различных социальных условиях, предложенные Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, Б.Д. Парыгиным, А.Л. Свенцицким, В.А. Ядовым;
– концепции социализации молодежи Е.П. Белинской, А.Л. Журавлева, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Т.Г. Стефаненко, Е.Г. Слуцкого.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алиева З., Ибрагимова Л.А. Проблемы социальной адаптации подростков в современном обществе // В сборнике: Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. К 100-летию Великой октябрьской революции в России. материалы VI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 123-127.
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высшего учебного заведения. – М.: Аспект Пресс, 2014.
- Андреенкова В.П. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. – М.: Наука, 2014.
- Асильдерова М.М., Алипханова Ф.Н. Психолого-педагогические проблемы социализации детей в семьях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2017. – Т. 11. – № 3. – С. 37-42.
- Атаева Д.З., Пицхелаури Э.М., Оздеаджиева Т.М. Проблемы социальной адаптации подростков в современном обществе // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 7. – № 11. – С. 91-93.
- Башарова Р.Р. Проблема трудновоспитуемости подростков в современном обществе // В сборнике: Исследование различных направлений современной науки. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. – 2017. – С. 374-375.
- Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015.
- Болдинская В.В., Логинова Г.П. Отличительные особенности подростков в условиях современного общества // В сборнике: Фундаментальные и прикладные проблемы педагогики и психологии в образовательный и социальный контекст. материалы международной конференции. Московский педагогический государственный университет. – М., 2020. – С. 442-447.
- Будкин А.П. Базовые категории педагогики (проблемы систематизации) [Электронный ресурс] // Образование: исследовано в мире. – URL: vvrww.oim.ru/reader.asp?iiomer=577.
- Валетчик О.В., Шилова О.В. Роль школы в социализации подростков в современном обществе // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. – 2015. – С. 26-28.
- Васильева Н.Н. Специфика социализации подростка в современном обществе // В сборнике: Современная культура и проблемы образования. Культурологические дебюты. сборник научных статей студентов. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Ответственный редактор Л.М. Мосолова. – Санкт-Петербург, 2019. – С. 90-94.
- Васина Ю.М. Формирование саморегуляции поведения у подростков как условие их адаптации в современном обществе // В сборнике: Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека. материалы Международной научно-практической конференции. – Донецк, 2020. – С. 37-41.
- Воронцова В.О. Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе // В сборнике: Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник докладов VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных, в 4 т. – Белгород, 2020. – С. 103-106.
- Герберова И.А. Особенности развития психологических качеств личности в подростковом возрасте // Современный педагогический взгляд. – 2019. – № 9 (34). – С. 62-84.
- Гребенникова О.В. Современные подростки в транзитивном обществе: проблема формирования идентичности // В сборнике: Наука и инновации - современные концепции. Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – М., 2020. – С. 57-63.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 572 с.
- Григорьева М.Ю. Факторы успешной социализации подростков в современном обществе // Образование личности. – 2018. – № 2. – С. 104-110.
- Давыдова Ю.С. Психологические особенности подросткового возраста // В сборнике: Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер-2019). Сборник материалов Всероссийской конференции молодых исследователей с международным участием. – 2019. – С. 175-179.
- Дорошенко О.М. Административная деликтность несовершеннолетних и роль полиции в ее противодействии // Административное и муниципальное право. – 2019. – № 1 (61). – С. 43-48.
- Дорошенко О.М. Этические ценности нравственного воспитания: опыт США. // В сборнике: Асоциальное поведение несовершеннолетних: социальные, семейные, педагогические и психологические факторы Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Научное электронное издание, 2019. – С. 43-47.
- Дюргейм Э. Социология образования. [Электронный ресурс]. – URL: www.tisbi.ru/Resource/ Lib/literat/durgl .htm
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
- Игнатович С.С., Сотникова Т.В. Особенности социализации детей подросткового возраста // Педагогика: история, перспективы. – 2020. – Т. 3. – № 1. – С. 19-26.
- Королева А.Ф., Королева Н.С. Социально-психологические особенности подросткового возраста // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118-3. – С. 76-78.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М.: Академия, 2005. – 227 с.
- Крупкина К.А. Социализация трудных подростков как психолого-педагогическая проблема // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. – URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section051.html, свободный.
- Курбатов А.В. Социализация подростков в современном обществе // В сборнике: Становление ценностно-смысловой системы образования. Сборник статей. – М., 2019. – С. 264-273.
- Лебедева Л.Н. Психологические особенности подросткового возраста // Теория и практика современной науки. – 2019. – № 3 (3). – С. 207-213.
- Липницкий К.И., Михайлова М.П. Личность современного подростка как основной ресурс устойчивого развития общества // Академический вестник Академии социального управления. – 2018. – № 3 (13). – С. 19-26.
- Малъкова М.В., Ананьев Б.Г. Жизнь, научные взгляды и деятельность // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. – 2018. – № 2. – Т. 4. – С.12-16.
- Мамаев С.В. Проблемы социализации подростков в современном обществе // Интернаука. – 2020. – № 30 (159). – С. 23-25.
- Моисеенко О.А., Пчелина О.В. Рискованное поведение детей и подростков в современном обществе // Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России. – 2016. – № 7. – С. 67-70.
- Молодёжь России как объект социализации и самореализации. Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола: 23 ноября 2017 г. / Составители: В.Г. Бондарев, В.В. Припечкин. – СПб: Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», 2017 г. – 338 c.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
- Остапова А.В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. – 2015. – № 7. – С. 109-110.
- Педагогика / под ред. Ю.А. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 157 с.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 19.05.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2019-2025 гг. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/
- Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве. Часть 1: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Белгород, 22-23 ноября 2018года) / отв. ред. И.П. Ильинская. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2018. − 318 с.
- Проектирование программ воспитания и социализации на уровне основного общего образования: методические рекомендации / Ю.В. Ребикова, А.В. Щербаков: под ред. А.В. Кислякова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 64 с.
- Расчетина С.А., Лаврентьева З.И., Липинская М.Н., Герцик В.В. Социальная педагогика: учебник и практикум. – М., 2019.
- Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука; Сиб. издательская фирма РАН, 2002. – 275 с.
- Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация наличность. – Волгоград: Перемена, 2003.
- Сирица О.П. Вопросы социализации подростков в развивающемся информационном обществе: проблемы их безопасности в современной среде // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXVIII Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 152-154.
- Социальная психология в вопросах и ответах / под ред. В.А. Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – С. 36.
- Строкина Е.И. Проблема социализации старших подростков современной школы // В сборнике: Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. – 2017. – С. 228-229.
- Трубина Г.Ф. Современное состояние проблемы социализации учащихся // Педагогический журнал. – 2016. – Т. 6. – № 5. – С. 86-98.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – С. 355-356.
- Фрейд А. Детский психоанализ. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999. – 477 с.
- Харчева В.Г. Основы социологии. – M.: Логос, 1997. – 304 с.
- Щелина Т.Т., Игонина П.С. Социальное развитие в контексте изучения портрета современного подростка // В сборнике: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество – 2018. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Ж.В. Мурзиной. – 2018. – С. 412-414.
- Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов: хрестоматия / под ред. А.Л. Свенцицкого. – СПб.: СПбГУ, 2014.