Национальные игры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников" на примере тувинских игр
Описание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность и основные характеристики духовно-нравственного воспитания 6
1.2. Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста 17
ГЛАВА 2 НАРОДНЫЕ ИГРЫ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ТУВИНСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР 28
2.1 Основные подходы к классификации народных игр 28
2.2 Тувинские народные игры: характеристика и значимость для воспитания 35
3.1 Констатирующий этап эксперимента 46
3.2 Формирующий этап эксперимента 50
3.3 Контрольный этап эксперимента 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в игре у детей дошкольного возраста очень сильная, у старших дошкольников игра – это все еще основной вид деятельности, через призму которого детьми усваиваются практически все знания.
Игра - это потребность растущего детского организма. Современные исследования позволяют утверждать, что в старшем дошкольном возрасте у детей интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности - игра, общение со сверстниками и взрослыми, простейшие трудовые действия, и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей.
Народная игра издавна считается универсальным средством воспитания. Ей, как и любой другой игре, присуща развлекательная, познавательная, развивающая, диагностирующая и прочие воспитательные функции. Будучи феноменом традиционной культуры, народная игра может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, и формирования системы нравственно-эстетических и общечеловеческих ценностей. Народная игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и
она же пародирует, иронизирует, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах А. Н. Радищева, А.К. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева и других. Оценка роли игры в воспитании была дана К. Д. Ушинским, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским.
Актуальность исследования обусловлена значимостью проблемы несформированности осознанного нравственного поведения у дошкольников. Проблема исследования: какое влияние способны оказывать народные игры на процесс формирования нравственного воспитания старших дошкольников?
Объект исследования: воспитанники старшей группы МАДОУ ЦРР детский сад № 21.
Предмет исследования: роль народных игр в нравственном воспитании
дошкольников старшей группы.
Цель исследования: опытно-педагогическим путем доказать или опровергнуть влияние народных игр на нравственное воспитание дошкольников старшей группы.
Гипотеза исследования: использование народных игр в процессе нравственного воспитания дошкольников является необходимым условием развития представления воспитанников о духовно-нравственных качествах человека.
Цель и гипотеза исследования обуславливают выполнение следующих задач:
- выявить сущность и определить основные характеристики духовно-нравственного воспитания;
- изучить психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
- выявить педагогическую ценность народных игр в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- представить основные подходы к классификации народных игр;
- представить: характеристику и определить значимость для воспитания тувинских народных игр;
- изучить основные игры тувинских детей;
- провести опытно - педагогическую работу по формированию нравственного воспитания дошкольников старшего возраста на основе национальных тувинских игр.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
- эмпирические: беседа, опрос, наблюдение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в нем программа мероприятий по воспитанию духовно-нравственных качеств дошколят, может повысить эффективность и результативность процесса нравственного воспитания младших школьников.
База исследования: МАДОУ ЦРР детский сад № 21.
Структура работы представлена следующими элементами: введением, тремя главами, заключением, списком использованных источников и приложениями.