Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов (18+)

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Стоимость
1750 руб.
Содержание
Теория
Объем
111 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Оригинальность работы 93%
 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................4
Глава I. Теоретические подходы к изучению научных коммуникаций и

научно-популярных мероприятий.....................................................................10
1.Научная коммуникация ............................................................................10
2.Модели научной коммуникации ..............................................................12
3.Выстраивание границ ...............................................................................15
4.Научная коммуникация: дискуссионные проблемы ...............................16
5.Акторы научной коммуникации ..............................................................19
6.Научно-популярные мероприятия и эдьютеймент .................................23
7.Особенности организации научно-популярных мероприятий ...............24
8.Научно-популярные мероприятия, проводимые в России .....................27
9.Форматы научно-популярных мероприятий в России............................29
10.Выводы ...................................................................................................33
Глава II. Оценка эффективности инструментов научных коммуникаций ......35
1.Оценка эффективности научно-популярных мероприятий....................35
2.Ценности института науки .......................................................................37
3.Цели и задачи исследования научно-популярных мероприятий ...........43
4. Создание анкеты и пилотаж .......................................................................46
5.Выборка .....................................................................................................51
6.Ограничения исследования ......................................................................55
7.Выводы ......................................................................................................56
Глава III. Анализ эффективности научно-популярных мероприятий как

инструмента научных коммуникаций...............................................................58
1.Интерпретация и операционализация......................................................58
2.Задача 1......................................................................................................61
3.Задача 2......................................................................................................68
4.Задача 3......................................................................................................76
5.Задача 4......................................................................................................80
6.Выводы ......................................................................................................83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................85

2

Список литературы........................................................................................ 88
Электронные ресурсы................................................................................. 92
Приложения................................................................................................... 94
Приложение 1. Анкета................................................................................ 94
Приложение 2. Интерпретация и операционализация............................. 103
Приложение 3. Гипотеза 1.a..................................................................... 106
Приложение 4. Гипотеза 1.b..................................................................... 108
Приложение 5. Гипотеза 1.c 110

 
ВВЕДЕНИЕ1
Популяризация науки представляется общественно значимой задачей. Как показывают корреляционные исследования в США, заинтересованность
  • науке и информированность о ведущейся в стране научной работе влияет на то, как научные исследования финансируются государством2. В России,
как и во многих других странах, популяризация науки стала трендом последних лет: успешно функционируют научно-популярные СМИ и блоги; несмотря на трудности (например, закрытие фонда «Династия»), публикуется нон-фикшн литература по теме; в крупных городах регулярно проводятся научно-популярные мероприятия. Последние и стали объектом нашего исследования.
Так, в совместном исследовании Министерства образования и науки Российской Федерации (на тот момент) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2016 году отмечается рост числа проводимых в стране научно-популярных мероприятий3. На сегодняшний день в России существует несколько форматов мероприятий, призванных популяризировать научное знание среди аудитории любителей: это научно-популярные лекции, фестивали науки, акции проверки грамотности и так далее.
Научно-популярные мероприятия можно рассматривать как рекламный инструмент, способствующий не только распространению научного знания и увеличению лояльности к институту науки в целом, но и развитию бренда организации, проводящего данного мероприятия. Так, университеты и научно-исследовательские институты регулярно организовывают лекции, экскурсии и дни открытых дверей, а компании, чья деятельность связана с
  1. Содержание данной главы содержит фрагменты текста курсовой работы, выполненной автором работы в
2019 году.
  1. Motta M. Explaining science funding attitudes in the United States: The case for science interest // Public Understanding of Science. — 2018. P. 3.
  1. Наука и общество. Министерство образования и науки Российской Федерации,
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва. — 2016. С. 11.
4
 
наукой (такие, например, как Роснано), спонсируют работу фестивалей науки.
Таким образом, представляется актуальным проанализировать научно-популярные мероприятия и рассмотреть их эффективность в качестве инструмента коммуникаций. Исследование научно-популярных мероприятий позволит больше узнать об их аудитории и ее отношении к науке, а также выяснить, каким образом посещение научно-популярных мероприятий влияет на формирование этого отношения. Данная информация может быть полезна при использовании научно-популярных мероприятий в качестве PR-инструмента и в целом развития сферы научных коммуникаций.
  • ходе исследования будет рассмотрен вопрос того, насколько эффективным являются научно-популярные мероприятия как инструмент научных коммуникаций.
Так, объектом исследования являются проводимые в России научно-популярные мероприятия, а предметом – их эффективность в качестве инструмента научных коммуникаций. В данной работе будет дана оценка текущему положению научно-популярных мероприятий в России, предложены критерии оценки их эффективности, а также приведена попытка анализа этой эффективности.
Проблема исследования отсутствие данных об эффективности такого рода мероприятий и методов ее оценки. Целью работы является дать оценку эффективности. С нашей точки зрения такое исследование позволит создать задел для дальнейшего анализа эффективности инструментов научных коммуникаций.
Структура работы включает в себя введение, три главы, список литературы и приложения. В первой главе описаны теоретические подходы к анализу научных коммуникаций, во второй представлены методологические
5
 
основы работы и предложены критерии оценки эффективности научно-популярных мероприятий, а в третьей – представлены результаты количественного анализа.
Степень изученности
Специфика производства научного знания и его распространения оказывались в исследовательском фокусе таких областей, как социология науки (представленной в основном функциональным анализом Роберта Мертона), социология науки и технологии (Science and Technology Studies). Однако в данном исследовании представляется релевантным рассмотреть указанный процесс через призму работ в области научной коммуникации и научного PR, так как данная работа фокусируется на специфике научно-популярных мероприятий как инструмента популяризации научного знания среди широкой аудитории.
Среди зарубежных исследований научной коммуникации существуют два крупных раздела: во-первых, практические руководства, основанные на конкретных примерах, авторы которых зачастую являются практиками и теоретиками одновременно, при этом отличаются рефлексивностью в отношении собственной профессиональной деятельности. Во-вторых, теоретические сборники, авторы которых ставят своей целью анализ научных коммуникаций как феномена общественной жизни, распространения научного знания в обществе, а также взаимодействия таких социальных институтов, как академическое сообщество, образование, наука, политика и религия.
Так, авторы изданного Американской академией искусств и наук сборника «Science and the Media» отмечают серьезные последствия низкой научной грамотности для общества и описывают актуальные проблемы научных коммуникаций. Сборник содержит критический анализ таких
6
 
явлений как взаимодействие науки и медиа, трансформации научной журналистики в цифровую эпоху и так далее.
  • другой стороны, изданная Европейской ассоциацией научных событий (EUSEA) в 2005 году белая книга «Science Communication Events in Europe» суммирует опыт проведения научно-популярных мероприятий в Европе. Их цель описывается как «повышение осведомленности
общественности о науке»4. Это характерный пример рефлексии практиков научных коммуникаций о своей деятельности. В книге приводится подробная классификация проводимых в Европе научно-популярных событий, их аудитории и рекомендации по организации таких мероприятий, однако отсутствует критический анализ того, действительно ли они влияют на повышение у населения уровня научной грамотности и выработке лояльности
  • то же время исследования японских специалистов показывают, что хотя научно-популярные мероприятия и повышают внутреннюю мотивацию студентов к занятию научной деятельностью, в подобных мероприятиях участвуют преимущественно те, кто изначально в них заинтересован5.
Аудитория научных фестивалей вообще нередко становится предметом зарубежных исследований: так, британские специалисты отмечают, что важным мотивом для посещения таких мероприятий является стремление к знаниям, возможность попробовать себя в различных научных областях6. При этом некоторые исследования показывают, что информация, полученная
  1. Science Communication Events in Europe // EUSCEA, European Science Events Association. — 2005. P. 5.
  1. Goto T., Nakanishi K., Kano K. A large-scale longitudinal survey of participation in scientific events with a focus on students' learning motivation for science: Antecedents and consequences // Learning and Individual Differences.
— 2018. Vol. 61, P. 181-187.
  1. Jensen E., Buckley N. Why people attend science festivals: Interests, motivations and self-reported benefits of public engagement with research // Public Understanding of Science. — 2014. Vol 23, Issue 5.
7
 
благодаря научно-популярным событиям, помогает посетителям лучше понять себя и свое здоровье в частности7.
В то же время тема научных коммуникаций слабо изучена в России, несмотря на потенциально широкую эмпирическую базу. Так, состояние
отрасли научной популяризации рассматривается в брошюре «Просветительство в современной России: проблемы и вызовы». Можно, однако, отметить, что описывая новые просветительские форматы, в частности медиапроекты «Arzamas», «ПостНаука» и другие8, авторы данной работы не касаются таких явлений как научно-популярные фестивали, недели, лекции и так далее. Некоторые исследования рассматривают непосредственно научно-популяризаторские форматы, однако можно сказать, что эти работы носят скорее дескриптивный, нежели исследовательский характер. Так, А. Л. Рощеня, анализируя формат Science Slam и его влияние на старшеклассников и студентов, критикует такого рода мероприятия за то, что они нередко проводятся в барах и клубах, и других местах, которые «не являются традиционными площадками для выступления ученых»9.
Из существующих российских источников наиболее близким к теме данного исследования является работа Н. В. Дивеевой «Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации». В статье представлен краткий обзор распространенных в России форм научно-популярных мероприятий: научного кафе, фестиваля, квеста, интерактивного музея и так далее. Автор статьи отмечает усиление рекреативной функции в рассматриваемых форматах (упор на зрелищность, интерактивность). Однако данная тенденция, как заключает Н. В. Дивеева, несмотря на свои
  1. Fogg-Rogers L., Bay J., Burgess H., Purdy S. «Knowledge Is Power». A Mixed-Methods Study Exploring Adult Audience Preferences for Engagement and Learning Formats Over 3 Years of a Health Science Festival // Science Communication. — 2015. Vol 37, Issue 4.
  1. Максименко А. А., Данилов В. Н. Просветительство в современной России: проблемы и вызовы. – Кострома: Костромская областная общественная просветительско-обучающая организация «Знание», 2017.
— С. 144.
  1. Рощеня А. Л. Формат Science Slam в научно-исследовательской работе старшеклассников и студентов: плюсы и минусы // Университет XXI века: научное измерение. — 2016. С. 37-42.
8

недостатки, не ведет к утрате научно-популярными мероприятиями просветительской функции10.
Таким образом, проанализировав литературу, касающуюся научно-популярных мероприятий и их эффективности как инструмента научных коммуникаций, мы пришли к выводу, что эта тема недостаточно изучена и нуждается в дальнейшем рассмотрении в силу наличия обширного эмпирического материала, а также динамичного развития сферы научной популяризации и коммуникации.

Сколько стоит помощь с учебной работой?