НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Описание работы
Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Оригинальность работы 93%
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................4
Глава I. Теоретические подходы к изучению научных коммуникаций и
научно-популярных мероприятий.....................................................................10
1.Научная коммуникация ............................................................................10
2.Модели научной коммуникации ..............................................................12
3.Выстраивание границ ...............................................................................15
4.Научная коммуникация: дискуссионные проблемы ...............................16
5.Акторы научной коммуникации ..............................................................19
6.Научно-популярные мероприятия и эдьютеймент .................................23
7.Особенности организации научно-популярных мероприятий ...............24
8.Научно-популярные мероприятия, проводимые в России .....................27
9.Форматы научно-популярных мероприятий в России............................29
10.Выводы ...................................................................................................33
Глава II. Оценка эффективности инструментов научных коммуникаций ......35
1.Оценка эффективности научно-популярных мероприятий....................35
2.Ценности института науки .......................................................................37
3.Цели и задачи исследования научно-популярных мероприятий ...........43
4. Создание анкеты и пилотаж .......................................................................46
5.Выборка .....................................................................................................51
6.Ограничения исследования ......................................................................55
7.Выводы ......................................................................................................56
Глава III. Анализ эффективности научно-популярных мероприятий как
инструмента научных коммуникаций...............................................................58
1.Интерпретация и операционализация......................................................58
2.Задача 1......................................................................................................61
3.Задача 2......................................................................................................68
4.Задача 3......................................................................................................76
5.Задача 4......................................................................................................80
6.Выводы ......................................................................................................83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................85
2
Список литературы........................................................................................ 88
Электронные ресурсы................................................................................. 92
Приложения................................................................................................... 94
Приложение 1. Анкета................................................................................ 94
Приложение 2. Интерпретация и операционализация............................. 103
Приложение 3. Гипотеза 1.a..................................................................... 106
Приложение 4. Гипотеза 1.b..................................................................... 108
Приложение 5. Гипотеза 1.c 110
недостатки, не ведет к утрате научно-популярными мероприятиями просветительской функции10.
Таким образом, проанализировав литературу, касающуюся научно-популярных мероприятий и их эффективности как инструмента научных коммуникаций, мы пришли к выводу, что эта тема недостаточно изучена и нуждается в дальнейшем рассмотрении в силу наличия обширного эмпирического материала, а также динамичного развития сферы научной популяризации и коммуникации.
Оригинальность работы 93%
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................4
Глава I. Теоретические подходы к изучению научных коммуникаций и
научно-популярных мероприятий.....................................................................10
1.Научная коммуникация ............................................................................10
2.Модели научной коммуникации ..............................................................12
3.Выстраивание границ ...............................................................................15
4.Научная коммуникация: дискуссионные проблемы ...............................16
5.Акторы научной коммуникации ..............................................................19
6.Научно-популярные мероприятия и эдьютеймент .................................23
7.Особенности организации научно-популярных мероприятий ...............24
8.Научно-популярные мероприятия, проводимые в России .....................27
9.Форматы научно-популярных мероприятий в России............................29
10.Выводы ...................................................................................................33
Глава II. Оценка эффективности инструментов научных коммуникаций ......35
1.Оценка эффективности научно-популярных мероприятий....................35
2.Ценности института науки .......................................................................37
3.Цели и задачи исследования научно-популярных мероприятий ...........43
4. Создание анкеты и пилотаж .......................................................................46
5.Выборка .....................................................................................................51
6.Ограничения исследования ......................................................................55
7.Выводы ......................................................................................................56
Глава III. Анализ эффективности научно-популярных мероприятий как
инструмента научных коммуникаций...............................................................58
1.Интерпретация и операционализация......................................................58
2.Задача 1......................................................................................................61
3.Задача 2......................................................................................................68
4.Задача 3......................................................................................................76
5.Задача 4......................................................................................................80
6.Выводы ......................................................................................................83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................85
2
Список литературы........................................................................................ 88
Электронные ресурсы................................................................................. 92
Приложения................................................................................................... 94
Приложение 1. Анкета................................................................................ 94
Приложение 2. Интерпретация и операционализация............................. 103
Приложение 3. Гипотеза 1.a..................................................................... 106
Приложение 4. Гипотеза 1.b..................................................................... 108
Приложение 5. Гипотеза 1.c 110
ВВЕДЕНИЕ1
Популяризация науки представляется общественно значимой задачей. Как показывают корреляционные исследования в США, заинтересованность
Так, в совместном исследовании Министерства образования и науки Российской Федерации (на тот момент) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2016 году отмечается рост числа проводимых в стране научно-популярных мероприятий3. На сегодняшний день в России существует несколько форматов мероприятий, призванных популяризировать научное знание среди аудитории любителей: это научно-популярные лекции, фестивали науки, акции проверки грамотности и так далее.
Научно-популярные мероприятия можно рассматривать как рекламный инструмент, способствующий не только распространению научного знания и увеличению лояльности к институту науки в целом, но и развитию бренда организации, проводящего данного мероприятия. Так, университеты и научно-исследовательские институты регулярно организовывают лекции, экскурсии и дни открытых дверей, а компании, чья деятельность связана с
4
Популяризация науки представляется общественно значимой задачей. Как показывают корреляционные исследования в США, заинтересованность
- науке и информированность о ведущейся в стране научной работе влияет на то, как научные исследования финансируются государством2. В России,
Так, в совместном исследовании Министерства образования и науки Российской Федерации (на тот момент) и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2016 году отмечается рост числа проводимых в стране научно-популярных мероприятий3. На сегодняшний день в России существует несколько форматов мероприятий, призванных популяризировать научное знание среди аудитории любителей: это научно-популярные лекции, фестивали науки, акции проверки грамотности и так далее.
Научно-популярные мероприятия можно рассматривать как рекламный инструмент, способствующий не только распространению научного знания и увеличению лояльности к институту науки в целом, но и развитию бренда организации, проводящего данного мероприятия. Так, университеты и научно-исследовательские институты регулярно организовывают лекции, экскурсии и дни открытых дверей, а компании, чья деятельность связана с
- Содержание данной главы содержит фрагменты текста курсовой работы, выполненной автором работы в
- Motta M. Explaining science funding attitudes in the United States: The case for science interest // Public Understanding of Science. — 2018. P. 3.
- Наука и общество. Министерство образования и науки Российской Федерации,
4
наукой (такие, например, как Роснано), спонсируют работу фестивалей науки.
Таким образом, представляется актуальным проанализировать научно-популярные мероприятия и рассмотреть их эффективность в качестве инструмента коммуникаций. Исследование научно-популярных мероприятий позволит больше узнать об их аудитории и ее отношении к науке, а также выяснить, каким образом посещение научно-популярных мероприятий влияет на формирование этого отношения. Данная информация может быть полезна при использовании научно-популярных мероприятий в качестве PR-инструмента и в целом развития сферы научных коммуникаций.
Проблема исследования – отсутствие данных об эффективности такого рода мероприятий и методов ее оценки. Целью работы является дать оценку эффективности. С нашей точки зрения такое исследование позволит создать задел для дальнейшего анализа эффективности инструментов научных коммуникаций.
Структура работы включает в себя введение, три главы, список литературы и приложения. В первой главе описаны теоретические подходы к анализу научных коммуникаций, во второй представлены методологические
5
Таким образом, представляется актуальным проанализировать научно-популярные мероприятия и рассмотреть их эффективность в качестве инструмента коммуникаций. Исследование научно-популярных мероприятий позволит больше узнать об их аудитории и ее отношении к науке, а также выяснить, каким образом посещение научно-популярных мероприятий влияет на формирование этого отношения. Данная информация может быть полезна при использовании научно-популярных мероприятий в качестве PR-инструмента и в целом развития сферы научных коммуникаций.
- ходе исследования будет рассмотрен вопрос того, насколько эффективным являются научно-популярные мероприятия как инструмент научных коммуникаций.
Проблема исследования – отсутствие данных об эффективности такого рода мероприятий и методов ее оценки. Целью работы является дать оценку эффективности. С нашей точки зрения такое исследование позволит создать задел для дальнейшего анализа эффективности инструментов научных коммуникаций.
Структура работы включает в себя введение, три главы, список литературы и приложения. В первой главе описаны теоретические подходы к анализу научных коммуникаций, во второй представлены методологические
5
основы работы и предложены критерии оценки эффективности научно-популярных мероприятий, а в третьей – представлены результаты количественного анализа.
Степень изученности
Специфика производства научного знания и его распространения оказывались в исследовательском фокусе таких областей, как социология науки (представленной в основном функциональным анализом Роберта Мертона), социология науки и технологии (Science and Technology Studies). Однако в данном исследовании представляется релевантным рассмотреть указанный процесс через призму работ в области научной коммуникации и научного PR, так как данная работа фокусируется на специфике научно-популярных мероприятий как инструмента популяризации научного знания среди широкой аудитории.
Среди зарубежных исследований научной коммуникации существуют два крупных раздела: во-первых, практические руководства, основанные на конкретных примерах, авторы которых зачастую являются практиками и теоретиками одновременно, при этом отличаются рефлексивностью в отношении собственной профессиональной деятельности. Во-вторых, теоретические сборники, авторы которых ставят своей целью анализ научных коммуникаций как феномена общественной жизни, распространения научного знания в обществе, а также взаимодействия таких социальных институтов, как академическое сообщество, образование, наука, политика и религия.
Так, авторы изданного Американской академией искусств и наук сборника «Science and the Media» отмечают серьезные последствия низкой научной грамотности для общества и описывают актуальные проблемы научных коммуникаций. Сборник содержит критический анализ таких
6
Степень изученности
Специфика производства научного знания и его распространения оказывались в исследовательском фокусе таких областей, как социология науки (представленной в основном функциональным анализом Роберта Мертона), социология науки и технологии (Science and Technology Studies). Однако в данном исследовании представляется релевантным рассмотреть указанный процесс через призму работ в области научной коммуникации и научного PR, так как данная работа фокусируется на специфике научно-популярных мероприятий как инструмента популяризации научного знания среди широкой аудитории.
Среди зарубежных исследований научной коммуникации существуют два крупных раздела: во-первых, практические руководства, основанные на конкретных примерах, авторы которых зачастую являются практиками и теоретиками одновременно, при этом отличаются рефлексивностью в отношении собственной профессиональной деятельности. Во-вторых, теоретические сборники, авторы которых ставят своей целью анализ научных коммуникаций как феномена общественной жизни, распространения научного знания в обществе, а также взаимодействия таких социальных институтов, как академическое сообщество, образование, наука, политика и религия.
Так, авторы изданного Американской академией искусств и наук сборника «Science and the Media» отмечают серьезные последствия низкой научной грамотности для общества и описывают актуальные проблемы научных коммуникаций. Сборник содержит критический анализ таких
6
явлений как взаимодействие науки и медиа, трансформации научной журналистики в цифровую эпоху и так далее.
- другой стороны, изданная Европейской ассоциацией научных событий (EUSEA) в 2005 году белая книга «Science Communication Events in Europe» суммирует опыт проведения научно-популярных мероприятий в Европе. Их цель описывается как «повышение осведомленности
- то же время исследования японских специалистов показывают, что хотя научно-популярные мероприятия и повышают внутреннюю мотивацию студентов к занятию научной деятельностью, в подобных мероприятиях участвуют преимущественно те, кто изначально в них заинтересован5.
- Science Communication Events in Europe // EUSCEA, European Science Events Association. — 2005. P. 5.
- Goto T., Nakanishi K., Kano K. A large-scale longitudinal survey of participation in scientific events with a focus on students' learning motivation for science: Antecedents and consequences // Learning and Individual Differences.
- Jensen E., Buckley N. Why people attend science festivals: Interests, motivations and self-reported benefits of public engagement with research // Public Understanding of Science. — 2014. Vol 23, Issue 5.
благодаря научно-популярным событиям, помогает посетителям лучше понять себя и свое здоровье в частности7.
В то же время тема научных коммуникаций слабо изучена в России, несмотря на потенциально широкую эмпирическую базу. Так, состояние
отрасли научной популяризации рассматривается в брошюре «Просветительство в современной России: проблемы и вызовы». Можно, однако, отметить, что описывая новые просветительские форматы, в частности медиапроекты «Arzamas», «ПостНаука» и другие8, авторы данной работы не касаются таких явлений как научно-популярные фестивали, недели, лекции и так далее. Некоторые исследования рассматривают непосредственно научно-популяризаторские форматы, однако можно сказать, что эти работы носят скорее дескриптивный, нежели исследовательский характер. Так, А. Л. Рощеня, анализируя формат Science Slam и его влияние на старшеклассников и студентов, критикует такого рода мероприятия за то, что они нередко проводятся в барах и клубах, и других местах, которые «не являются традиционными площадками для выступления ученых»9.
Из существующих российских источников наиболее близким к теме данного исследования является работа Н. В. Дивеевой «Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации». В статье представлен краткий обзор распространенных в России форм научно-популярных мероприятий: научного кафе, фестиваля, квеста, интерактивного музея и так далее. Автор статьи отмечает усиление рекреативной функции в рассматриваемых форматах (упор на зрелищность, интерактивность). Однако данная тенденция, как заключает Н. В. Дивеева, несмотря на свои
В то же время тема научных коммуникаций слабо изучена в России, несмотря на потенциально широкую эмпирическую базу. Так, состояние
отрасли научной популяризации рассматривается в брошюре «Просветительство в современной России: проблемы и вызовы». Можно, однако, отметить, что описывая новые просветительские форматы, в частности медиапроекты «Arzamas», «ПостНаука» и другие8, авторы данной работы не касаются таких явлений как научно-популярные фестивали, недели, лекции и так далее. Некоторые исследования рассматривают непосредственно научно-популяризаторские форматы, однако можно сказать, что эти работы носят скорее дескриптивный, нежели исследовательский характер. Так, А. Л. Рощеня, анализируя формат Science Slam и его влияние на старшеклассников и студентов, критикует такого рода мероприятия за то, что они нередко проводятся в барах и клубах, и других местах, которые «не являются традиционными площадками для выступления ученых»9.
Из существующих российских источников наиболее близким к теме данного исследования является работа Н. В. Дивеевой «Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации». В статье представлен краткий обзор распространенных в России форм научно-популярных мероприятий: научного кафе, фестиваля, квеста, интерактивного музея и так далее. Автор статьи отмечает усиление рекреативной функции в рассматриваемых форматах (упор на зрелищность, интерактивность). Однако данная тенденция, как заключает Н. В. Дивеева, несмотря на свои
- Fogg-Rogers L., Bay J., Burgess H., Purdy S. «Knowledge Is Power». A Mixed-Methods Study Exploring Adult Audience Preferences for Engagement and Learning Formats Over 3 Years of a Health Science Festival // Science Communication. — 2015. Vol 37, Issue 4.
- Максименко А. А., Данилов В. Н. Просветительство в современной России: проблемы и вызовы. – Кострома: Костромская областная общественная просветительско-обучающая организация «Знание», 2017.
- Рощеня А. Л. Формат Science Slam в научно-исследовательской работе старшеклассников и студентов: плюсы и минусы // Университет XXI века: научное измерение. — 2016. С. 37-42.
недостатки, не ведет к утрате научно-популярными мероприятиями просветительской функции10.
Таким образом, проанализировав литературу, касающуюся научно-популярных мероприятий и их эффективности как инструмента научных коммуникаций, мы пришли к выводу, что эта тема недостаточно изучена и нуждается в дальнейшем рассмотрении в силу наличия обширного эмпирического материала, а также динамичного развития сферы научной популяризации и коммуникации.