Нравственное и патриотическое воспитание школьников посредством эстрадного вокала
Описание работы
Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Нравственное и патриотическое воспитание школьников посредством эстрадного вокала»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного и патриотического воспитания школьников посредством эстрадного вокала. 5
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме нравственного и патриотического воспитания. 5
1.2. Музыкальная деятельность как средство воспитания нравственно-патриотической культуры школьников. 14
1.3. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста с помощью эстрадного вокала. 20
Выводы по 1 главе. 24
Глава II. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания ………………………………………………………………….
2.1. Воспитание патриотических убеждений детей (на примере вокального ансамбля)…………………………………………………………………………
2.2. Методические рекомендации по применению эстрадной песни, как средства патриотического воспитания школьников……………….….
Выводы по II главе………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы..
Введение
Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание подрастающего поколения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал дело воспитания важным и святым, так как "именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины". В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач всегда было и остается воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие личности ребенка. Важной составляющей этого сложного и многогранного процесса является нравственно-патриотическое воспитание[32].
В настоящее время, когда многие воспитательные ориентиры изменились или остались в прошлом, ощущается необходимость духовно-нравственного развития и воспитания патриотических чувств у россиян. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, переживания по поводу достижений и недостатков всех преобразований, проводимых в России, могут вызвать в человеке душевные качества, которые и определяют его как личность, как патриота, как гражданина [22].
От успешной реализации данного компонента воспитательной системы во многом зависит, какое поколение будет жить в России в XXI веке, сумеет ли оно сохранить духовно-нравственное наследие русского народа, любить свое Отечество и отстаивать его интересы.
Актуальность темы исследования:
В современной системе образования делаются попытки усилить акцент на духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и молодежи. Федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выдвигают следующий воспитательный идеал: «…высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [16].
Для достижения успешных результатов работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей должна осуществляться комплексно, совместными усилиями родителей, педагогов образовательных учреждений; она должна находиться в круге приоритетных интересов государства, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей представлена в трудах многих исследователей, в частности, А.С. Гаязова, В.А. Сухомлинский, И.И. Валеева, И.Ф. Харламова, К.Д. Ушинский, Н.В. Ипполитовой, Р.Т. Гарданова и других, где рассматривается нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Кроме того, в психолого-педагогической литературе анализируются вопросы теории и практики формирования патриотических качеств с позиции деятельностного подхода такими педагогами и психологами, как: В.А. Сластенин, И.П. Подласый, И. Ф. Харламов, Н.И. Болдырев, и др.
Роль музыкального искусства в формировании нравственно-патриотической культуры изучалась Д.Б. Кабалевским, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиевым.
Цель: проанализировать особенности нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала.
Объект исследования: нравственно-патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: особенности нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала.
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогических исследований по проблеме нравственного и патриотического воспитания младших школьников;
- рассмотреть музыкальную деятельность как средство нравственного и патриотического воспитания младших школьников;
- уточнить особенности нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста с помощью эстрадного вокала
- изучить методы воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала на примере учащихся студии вокала
-разработать методические рекомендации по применению эстрадной песни, как средства патриотического воспитания
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в деятельности студии вокала «театр эстрадной песни» ЦДК «Железнодорожник».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка данных, сравнительный анализ полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определяется актуальность нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала. В первой главе представлен анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме.
Во второй главе представлены методические рекомендации по воспитанию школьников посредством эстрадного вокала
В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы.
Список литературы включает 47 наименования, кроме того в работу входят 7 таблиц, 5 рисунков.
База исследования: экспериментальная работа проводилась с детьми на базе ЦДК «Железнодорожник», студия вокала «театр эстрадной песни».
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 2
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного и патриотического воспитания школьников посредством эстрадного вокала. 5
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме нравственного и патриотического воспитания. 5
1.2. Музыкальная деятельность как средство воспитания нравственно-патриотической культуры школьников. 14
1.3. Особенности нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста с помощью эстрадного вокала. 20
Выводы по 1 главе. 24
Глава II. Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания ………………………………………………………………….
2.1. Воспитание патриотических убеждений детей (на примере вокального ансамбля)…………………………………………………………………………
2.2. Методические рекомендации по применению эстрадной песни, как средства патриотического воспитания школьников……………….….
Выводы по II главе………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………..
Список использованной литературы..
Введение
Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание подрастающего поколения. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал дело воспитания важным и святым, так как "именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины". В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач всегда было и остается воспитание подрастающего поколения, формирование и развитие личности ребенка. Важной составляющей этого сложного и многогранного процесса является нравственно-патриотическое воспитание[32].
В настоящее время, когда многие воспитательные ориентиры изменились или остались в прошлом, ощущается необходимость духовно-нравственного развития и воспитания патриотических чувств у россиян. Только любовь к своему Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к предкам, переживания по поводу достижений и недостатков всех преобразований, проводимых в России, могут вызвать в человеке душевные качества, которые и определяют его как личность, как патриота, как гражданина [22].
От успешной реализации данного компонента воспитательной системы во многом зависит, какое поколение будет жить в России в XXI веке, сумеет ли оно сохранить духовно-нравственное наследие русского народа, любить свое Отечество и отстаивать его интересы.
Актуальность темы исследования:
В современной системе образования делаются попытки усилить акцент на духовно-нравственное, патриотическое воспитание детей и молодежи. Федеральные государственные образовательные стандарты и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выдвигают следующий воспитательный идеал: «…высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [16].
Для достижения успешных результатов работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей должна осуществляться комплексно, совместными усилиями родителей, педагогов образовательных учреждений; она должна находиться в круге приоритетных интересов государства, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей представлена в трудах многих исследователей, в частности, А.С. Гаязова, В.А. Сухомлинский, И.И. Валеева, И.Ф. Харламова, К.Д. Ушинский, Н.В. Ипполитовой, Р.Т. Гарданова и других, где рассматривается нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Кроме того, в психолого-педагогической литературе анализируются вопросы теории и практики формирования патриотических качеств с позиции деятельностного подхода такими педагогами и психологами, как: В.А. Сластенин, И.П. Подласый, И. Ф. Харламов, Н.И. Болдырев, и др.
Роль музыкального искусства в формировании нравственно-патриотической культуры изучалась Д.Б. Кабалевским, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиевым.
Цель: проанализировать особенности нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала.
Объект исследования: нравственно-патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: особенности нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала.
Задачи исследования:
- провести анализ психолого-педагогических исследований по проблеме нравственного и патриотического воспитания младших школьников;
- рассмотреть музыкальную деятельность как средство нравственного и патриотического воспитания младших школьников;
- уточнить особенности нравственно-патриотического воспитания детей школьного возраста с помощью эстрадного вокала
- изучить методы воспитание патриотизма средствами эстрадного вокала на примере учащихся студии вокала
-разработать методические рекомендации по применению эстрадной песни, как средства патриотического воспитания
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в деятельности студии вокала «театр эстрадной песни» ЦДК «Железнодорожник».
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; математическая и графическая обработка данных, сравнительный анализ полученных результатов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении определяется актуальность нравственного и патриотического воспитания младших школьников посредством эстрадного вокала. В первой главе представлен анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме.
Во второй главе представлены методические рекомендации по воспитанию школьников посредством эстрадного вокала
В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы.
Список литературы включает 47 наименования, кроме того в работу входят 7 таблиц, 5 рисунков.
База исследования: экспериментальная работа проводилась с детьми на базе ЦДК «Железнодорожник», студия вокала «театр эстрадной песни».
Список использованной литературы
- ФЗ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с посл. изм. от 26.07.2019 N 232-ФЗ).
- Федеральный стандарт начального общего образования // утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с посл. изм. и доп. от 31 декабря 2015 г.)
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
- Актуальные проблемы теории и практики музыкального обра- зования [Текст] : межвуз.сб.науч.тр./ Урал. гос.пед.ун-т; отв. ред. К.П. Матвеева. – Екатеринбург, 2010. – 146 с.
- Аристотель, Сочинения в 4-х томах [Текст]. ̶ М.: Академия, 1997. ̶ 366 с.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 c.
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Бочкарев. – М.: Издательский дом «Классика – 21», 2006.
- Буробина В.А. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Вопросы педагогики. 2019. № 12-2. С. 55-58.
- Ванцова С.Н. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках музыки // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. № 9. С. 42-45.
- Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – СПб. : Азбука, 2000. – 416 с.
- Гафарова Р.И., Синдикова Г.М. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыки // Ученые заметки ТОГУ. 2016. Т. 7. № 4-2. С. 337-340.
- Гудина Т. В. Музыкальное воспитание в контексте педагогики ненасилия // Ненасилие как образ жизни: Сборник научных статей и материалов XXV Международной научнопрактической конференции по проблеме педагогики ненасилия. СПб.: 67 гимназия; Verba Magistri, 2004. С. 260-262.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / И. Даль // Словари и энциклопедии. - Режим доступа : http://endic.ru/dal/Patriot-24067.html
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
- Журавская, Т.В. Патриотическое воспитание: нормативные пра- вовые документы [Текст] / Ред.-сост. Т.В. Журавская. – Москва: Творческий Центр Сфера, 2006. – 428с.
- Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 1986. — 192 с.
- Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. М.: Педагогика, 1986. 92 с.
- Каган, М. С. Человеческая деятельность [Текст] : опыт систем. анализа / М. С. Каган. – М. : Политиздат, 1974. – 328 с.
- Казаков Н.А., Кондратьева А.А. Нравственное воспитание как фактор достижения личностных результатов младших школьников в современном обществе // Социальные отношения. 2019. № 4 (31). С. 28-37.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: метод, пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:
Для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. М.: Издательский центр
«Академия», 2001. - 176 с. - Кутикова Н.А. Патриотическое воспитание школьников как фактор развития их духовно-нравственной культуры // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 3. С. 1119-1123.
- Лаптев И.Г. К вопросу о музыкальном и нравственном и духовном воспитании младших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. №1 (88).
- Меркулова Т.К. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2018. № 4. С. 24-27.
- Музыкальное и художественное образование детей и юношества: теория и практика [Текст] : межвуз.сб.науч.тр. / Урал. гос.пед.ун- т; отв.ред.К.П.Матвеева. – Екатеринбург, 2010. – 123 с.
- Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания [Текст] / Е.В. Назайкинский // Восприятие музыки: сб. статей. – М. : Музыка, 1989. – 91 с.
- Науменко, Г. М. Фольклорный праздник [Текст] / Г. М. Науменко. – М. : Просвещение, 2000. – 213 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / И. Ожегов // Словари и энциклопедии. - Режим доступа : http://endic.ru/dal/Patriot- 24067.html
- Осеннева, М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов [Текст] / М.С. Осеннева, Л.А.Безбородова. – М.: Из- дательский центр «Академия», 2001. – 368с.
- Печёнкина Е.С., Накарякова Т.М., Белобородова О.А. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Вестник научных конференций. 2017. № 2-6 (18). С. 83-84.
- Плеханова, Е.А. Психология нравственных отношений подростков [Текст] : учеб.пособие / Е. А. Плеханова. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2014. – 136с.
- Психология музыкальной деятельности: теория и практика [Текст] / под редакцией Г.М. Цыпина. – М.: Академия, 2003. – 368с.
- Рудинская Е.А. Нравственное воспитание младших школьников // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2016. № 5 (9). С. 125-127.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 576 с.
- Слизкова Е.В., Белова А.В. Формирование нравственных качеств личности младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 6-2. С. 110-113.
- Ступина В.Н. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства : учеб.-метод. пособие / В. Н. Ступина ; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск : Шадр. Дом Печати, 2012. – 111 с.
- Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – М. : Просвещение, 1979. – 390 с.
- Сукало А. А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6. С. 70-78.
- Титова В. В. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 2311–2315.
- Фадеева В.С., Николенко С.А. Гражданское и нравственно-патриотическое воспитание младших школьников // Проблемы педагогики. 2015. № 10 (11). С. 41-44.
- Хабаров Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание школьников как основа государственной и общественной безопасности // Научный электронный журнал Меридиан. 2019. № 10 (28). С. 45-47.
- Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 2009. – 512 с.
- Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Холопова. – СПб.: Издательство «Лань», 2000.- 320 с. - (Мир культуры, истории и философии).
- Чумакова И.Н. Патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие младших школьников // Ямальский вестник. 2017. № 4 (10). С. 75-78.
- Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учебное пособие: изд. второе, переработанное и дополненное. Красноярск : РИО КГПУ, 2008. - 218 с.
- Шитикова О.Н. Эколого-патриотическое воспитание младших подростков в современной общеобразовательной школе спец. 13.00.01 — Общая педагогика: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -Челябинск, 2002. 24 с.