Образ "плохого" и "хорошего" ученика в сознании учителей начальных классов
Описание работы
Работа пользователя Dariatarasenko3
Социальная перцепция определяется как восприятие внешних признаков человека и сопоставления их с его личностными характеристиками, а так же прогнозирование и интерпретация на этом основании его действий и поступков. В социальной перцепции содержится оценка другого человека и, в свою очередь, вырабатывается, в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления, определенное отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте [1, с. 23].
По мнению Д.Н. Ронзина, профессиональное педагогическое сознание включает четыре блока: блок профессионально-педагогических ценностей, блок концептуальных моделей педагогического процесса, блок программ действий, блок профессионального самосознания. При этом он отмечает: «Важнейшими феноменами профессионального сознания учителя являются оперативные модели: учебного процесса как функционирования целостной педагогической системы; ученика, учителя, родителей ученика, коллектива класса и других субъектов педагогического процесса и составляющих педагогической системы» [2, с. 19].
Образ ребенка занимает центральное положение в структуре профессионального педагогического сознания, так как ребенок является главным объектом педагогического труда [3, 61].
Ситуация, в которой разворачивается процесс взаимодействия, во многом определяет и параметры оценочного суждения о другом человеке. В этой связи, образовательный процесс, отличающийся спецификой решаемых задач и его субъектов, во многом зависит от особенностей восприятия обучаемыми педагога, результатом которого является отношение к предметам и степень усвоения учебного материала [3, с. 62].
Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие. Так же в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника [5, с. 37].
В практической деятельности учителей большое значение имеют два вида образов ученика: обобщенный образ ребенка определенной категории (способного, неуспевающего, трудного, ленивого и т. п.), который выступает в качестве эталона, и образы реальных конкретных детей, с которыми работает учитель, имеющие общие и отличающиеся от эталона качества. Как отмечает Т.К. Комарова, эталоны определяют ведущие стратегические цели воспитания и обучения, при этом их можно рассматривать как «индикатор личностной готовности педагога к воспитательному взаимодействию со школьником» [6, с. 95].
При сравнении эталона с образом реального ребенка учитель вырабатывает тактические цели педагогической деятельности, индивидуального подхода к ученику. Восприятие педагогом этого эталона личности определяет «воспитуемость и обучаемость ученика по отношению к педагогическому воздействию, т. е. обеспечивает реализацию принципа индивидуального подхода учителя к школьнику» [6, с. 96].
Анализ литературы показал, что в зарубежной психологии способность учителей точно оценить успеваемость учащихся рассматривается как важный аспект учительской профессиональной компетентности, так как учительские суждения часто являются основным источником информации об успеваемости. Зарубежные исследователи образа учеников в сознании учителей (Кристин Руби-Дэйвис, Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла, Н. Геве, Мартинес, Е. Аронсон и Б. Голден) отмечают, что отрицательные предвзятые ожидания будут влиять на данные образы и, вероятно, будут проблематичными по причинам, выходящим за рамки простого предубеждения.
В российских теориях, представителями которых являются А.К. Маркова, Е.Г. Юдина, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, Т. К. Комарова, В.Н. Козиева, Н.М. Божко, А.А. Бодалев, Л.И. Резник, Л.М. Митиной, Н.А. Аминов, В.Л. Ситников, образы являются основой психического отражения человеком окружающего мира, людей и самого себя. В структуру образов входят реально существующие, приписываемые (не существующие в реальности), типичные, индивидуальные, постоянно и ситуативно имеющиеся в сознании компоненты.
Содержание образа учеников в белорусской психологии, представителями которой являются С.В. Кондратьева, О.Б. Кононова, В.А. Дёминский, А.А. Стреленко, определяется, во-первых, требованиями и задачами деятельности, в связи с которой образ востребован; во-вторых, особенностями внутреннего мира педагога, выражающимися в субъективных установках, особенностями прошлого опыта, образования.
Исследуя педагогический процесс взаимодействия, именно стереотипы восприятия играют главную роль в искажении адекватного восприятия учителем учеников. Одним из признаков профессиональной деформации учителя является принятие образовательных стереотипов. С одной стороны, формирование стереотипов является преимуществом человеческого разума. С другой стороны, стереотипы вносят большое искажение в отражении профессиональной реальности и способствуют формированию психологических барьеров. Стереотипы − фиксированные изображения или идеи, эмоционально окрашенные предубеждения [7, с. 87].
Таким образом, восприятие учеников учителями оказывает существенное влияние на характер педагогического взаимодействия и определяет его продуктивный характер. Вместе с тем восприятие оказывается под сильным влиянием деятельности, объединяющей учеников и учителей. В этой связи необходимым представляется теоретический анализ основных подходов к описанию понятия и содержательных характеристик [4, 97].
Объект исследования – социальная перцепция как социально-психологический аспект взаимодействия в сфере учебной деятельности.
Предмет исследования – образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме возникновения образов ученика в сознании учителей;
2. Провести эмпирическое исследование по проблеме содержания образов ученика в сознании учителей в процессе социальной перцепции.
База исследования: ГУО «Витебский областной институт развития образования», «ВГУ имени П.М. Машерова».
Надежность и достоверность полученных результатов, и обоснованность выводов обеспечивались разносторонним анализом литературы по проблеме исследования, теоретической обоснованностью и непротиворечивостью методологических положений, адекватностью используемых методов исследования и их соответствием целям и задачам, применением апробированных методов обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных.
Актуальность данной работы определяется объектом педагогической психологии − учителем. Проблема социальной перцепции − одна из ключевых проблем в психологии. Вопросы отражения человека в человеческом сознании являются одним из важнейших вопросов как житейской, так и научной психологии. На данный момент, адекватное отражение одного участника педагогического процесса другим (образ ученика в сознании учителей) является серьезной проблемой.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и описании особенностей содержания в сознании учителей начальных классов оценочных образов учеников, таких как «плохой» ученик и «хороший» ученик, а также обнаружении связи между образами учеников в сознании учителей начальных классов и педагогическими стереотипами учителей.
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование выявило особенности содержания образов учителей начальных классов, являющихся основными регуляторами взаимодействия с учениками, что позволяет обеспечить адекватную социальную перцепцию и эффективное взаимодействие с учениками.
По мнению Д.Н. Ронзина, профессиональное педагогическое сознание включает четыре блока: блок профессионально-педагогических ценностей, блок концептуальных моделей педагогического процесса, блок программ действий, блок профессионального самосознания. При этом он отмечает: «Важнейшими феноменами профессионального сознания учителя являются оперативные модели: учебного процесса как функционирования целостной педагогической системы; ученика, учителя, родителей ученика, коллектива класса и других субъектов педагогического процесса и составляющих педагогической системы» [2, с. 19].
Образ ребенка занимает центральное положение в структуре профессионального педагогического сознания, так как ребенок является главным объектом педагогического труда [3, 61].
Ситуация, в которой разворачивается процесс взаимодействия, во многом определяет и параметры оценочного суждения о другом человеке. В этой связи, образовательный процесс, отличающийся спецификой решаемых задач и его субъектов, во многом зависит от особенностей восприятия обучаемыми педагога, результатом которого является отношение к предметам и степень усвоения учебного материала [3, с. 62].
Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие. Так же в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника [5, с. 37].
В практической деятельности учителей большое значение имеют два вида образов ученика: обобщенный образ ребенка определенной категории (способного, неуспевающего, трудного, ленивого и т. п.), который выступает в качестве эталона, и образы реальных конкретных детей, с которыми работает учитель, имеющие общие и отличающиеся от эталона качества. Как отмечает Т.К. Комарова, эталоны определяют ведущие стратегические цели воспитания и обучения, при этом их можно рассматривать как «индикатор личностной готовности педагога к воспитательному взаимодействию со школьником» [6, с. 95].
При сравнении эталона с образом реального ребенка учитель вырабатывает тактические цели педагогической деятельности, индивидуального подхода к ученику. Восприятие педагогом этого эталона личности определяет «воспитуемость и обучаемость ученика по отношению к педагогическому воздействию, т. е. обеспечивает реализацию принципа индивидуального подхода учителя к школьнику» [6, с. 96].
Анализ литературы показал, что в зарубежной психологии способность учителей точно оценить успеваемость учащихся рассматривается как важный аспект учительской профессиональной компетентности, так как учительские суждения часто являются основным источником информации об успеваемости. Зарубежные исследователи образа учеников в сознании учителей (Кристин Руби-Дэйвис, Г. Острома, Дж. Приора, Дж. Лингла, Н. Геве, Мартинес, Е. Аронсон и Б. Голден) отмечают, что отрицательные предвзятые ожидания будут влиять на данные образы и, вероятно, будут проблематичными по причинам, выходящим за рамки простого предубеждения.
В российских теориях, представителями которых являются А.К. Маркова, Е.Г. Юдина, Б.Ф. Ломов, Е.А. Климов, Т. К. Комарова, В.Н. Козиева, Н.М. Божко, А.А. Бодалев, Л.И. Резник, Л.М. Митиной, Н.А. Аминов, В.Л. Ситников, образы являются основой психического отражения человеком окружающего мира, людей и самого себя. В структуру образов входят реально существующие, приписываемые (не существующие в реальности), типичные, индивидуальные, постоянно и ситуативно имеющиеся в сознании компоненты.
Содержание образа учеников в белорусской психологии, представителями которой являются С.В. Кондратьева, О.Б. Кононова, В.А. Дёминский, А.А. Стреленко, определяется, во-первых, требованиями и задачами деятельности, в связи с которой образ востребован; во-вторых, особенностями внутреннего мира педагога, выражающимися в субъективных установках, особенностями прошлого опыта, образования.
Исследуя педагогический процесс взаимодействия, именно стереотипы восприятия играют главную роль в искажении адекватного восприятия учителем учеников. Одним из признаков профессиональной деформации учителя является принятие образовательных стереотипов. С одной стороны, формирование стереотипов является преимуществом человеческого разума. С другой стороны, стереотипы вносят большое искажение в отражении профессиональной реальности и способствуют формированию психологических барьеров. Стереотипы − фиксированные изображения или идеи, эмоционально окрашенные предубеждения [7, с. 87].
Таким образом, восприятие учеников учителями оказывает существенное влияние на характер педагогического взаимодействия и определяет его продуктивный характер. Вместе с тем восприятие оказывается под сильным влиянием деятельности, объединяющей учеников и учителей. В этой связи необходимым представляется теоретический анализ основных подходов к описанию понятия и содержательных характеристик [4, 97].
Объект исследования – социальная перцепция как социально-психологический аспект взаимодействия в сфере учебной деятельности.
Предмет исследования – образ «плохого» и «хорошего» ученика в сознании учителей начальных классов.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме возникновения образов ученика в сознании учителей;
2. Провести эмпирическое исследование по проблеме содержания образов ученика в сознании учителей в процессе социальной перцепции.
База исследования: ГУО «Витебский областной институт развития образования», «ВГУ имени П.М. Машерова».
Надежность и достоверность полученных результатов, и обоснованность выводов обеспечивались разносторонним анализом литературы по проблеме исследования, теоретической обоснованностью и непротиворечивостью методологических положений, адекватностью используемых методов исследования и их соответствием целям и задачам, применением апробированных методов обработки, анализа и интерпретации эмпирических данных.
Актуальность данной работы определяется объектом педагогической психологии − учителем. Проблема социальной перцепции − одна из ключевых проблем в психологии. Вопросы отражения человека в человеческом сознании являются одним из важнейших вопросов как житейской, так и научной психологии. На данный момент, адекватное отражение одного участника педагогического процесса другим (образ ученика в сознании учителей) является серьезной проблемой.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и описании особенностей содержания в сознании учителей начальных классов оценочных образов учеников, таких как «плохой» ученик и «хороший» ученик, а также обнаружении связи между образами учеников в сознании учителей начальных классов и педагогическими стереотипами учителей.
Практическая значимость заключается в том, что данное исследование выявило особенности содержания образов учителей начальных классов, являющихся основными регуляторами взаимодействия с учениками, что позволяет обеспечить адекватную социальную перцепцию и эффективное взаимодействие с учениками.