Организация детского отдыха и туризма в Пермском крае
Содержание
Теория + Практика
Объем
73 страницы + презентация 22 слайда + текст защиты 10 страниц лист.
Год написания
Данной работы в готовом виде нет. Вы можете заказать написание работы под вашу тему.
ЗАКАЗАТЬ
Описание работы
Работа пользователя Firto
73 страницы + презентация 22 слайда + текст защиты 10 страниц
Организация детского отдыха и туризма в Пермском крае на примере ДЗОЛ "Теремок"
Оглавление
Введение ........................................................... 3
Глава 1. Современный детский туризм.. ......7
1.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся.................................................. 7
1.2. Детские оздоровительные лагеря. .........12
1.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма........ 19
Глава 2. Детские оздоровительные лагеря в Пермском крае.... 21
2.1. Классификация детских оздоровительных лагерей. ............21
2.2. Проблемы и перспективы развития лагерей в Пермском крае.. 27
Глава 3. Разработка программы детского оздоровительного лагеря. ................................................................................................................31
3.1. Концепция лагерных смен. Технология создания. ................31
3.2. Программа смены «Чусовские теремки» для ДЗОЛ «Теремок». .................................................................................................................41
3.2.1. Описание ДЗОЛ «Теремок»...................................................... 41
3.2.2. Суть программы смены «Чусовские теремки»..................... 43
Заключение.......................................................................................... 47
Библиографический список.............................................................. 49
Приложение 1......................................................................................... 52
Введение
Детский туризм – один из массовых видов туризма - исполняет образовательную, воспитательную, оздоровительную и другие общественно значимые функции. Это один из особенно устойчивых секторов рынка туристских услуг. В России детский туризм имеет ранг общественно значимого и регламентируется нормативно-правовыми актами, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особенно развитым и старейшим сегментом детского туризма в нашей стране являются оздоровительный и культурно-познавательный туризм, стабильно пользуются спросом познавательные программы [1].
За последнее десятилетие произошло значительное изменение структуры спроса на детский отдых. Изменение общественно экономических условий в постсоветское время привело к увеличению спроса на городские лагеря с дневным пребыванием, специализированные лагеря (спортивные, санаторного типа). Обычные детские оздоровительные лагеря стали менее популярными. Каждый год незначительно сокращается число загородных оздоровительных лагерей [1].
Лидерами по числу учащихся, отдохнувших в летних детских оздоровительных учреждениях, являются Краснодарский край, Алтайский край, Башкортостан. Активно к системе детского оздоровительного туризма подключился Крымский федеральный округ. Традиционными российскими детскими направлениями для отдыха на протяжении долгого времени остаются Черноморское побережье Краснодарского края и Крыма, Центральная Россия [2].
Детские экскурсионные туры имеют ярко выраженную сезонность, привязанную к школьным каникулам и праздникам. Экскурсионные программы значительно расширили свой ассортимент, появилось много развлекательных, военно-патриотических, познавательных маршрутов. Разработана федеральная программа по развитию детского культурно-познавательного туризма.
Туризм представляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным достоянием своей страны и других государств, пробудить у людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Огромна роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Также туризм значим как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Нужно отметить воздействие детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни [3].
Детский оздоровительный туризм является одной из особенно эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и социума в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения [3].
Можно сказать, что детский туризм - важный метод передачи новому поколению накопленного обществом жизненного опыта и материально-культурного достояния, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного становления нации, один из путей социализации личности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что детский отдых и туризм является перспективным для России и Пермского края [4]. Его необходимо развивать и улучшать, потому как на территории нашей страны и края находятся привлекательные в туристическом плане объекты, которые могут понравиться детям. Так же есть закрытые либо заброшенные лагеря, которые нуждаются в восстановлении [30].
Новизна работы заключается в разработке тура для отдыха ребенка в детском оздоровительном лагере. Тур будет создаваться для детского оздоровительного лагеря «Теремок»[29].
Цель работы - исследовать вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день и создать собственный тур для детского отдыха.
Объект работы - детский отдых и туризм в России.
Предмет работы - детский отдых и туризм в Пермском крае.
Гипотеза: на основе анализа состояния детского отдыха и туризма в Пермском крае определить перспективное направление развития детского туризма и разработать тур.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ существующей базы научно-методической литературы.
2. Обобщение и синтез полученной информации.
3. Проектный метод.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования темы принесут пользу в развитии детского отдыха и туризма в Пермском крае. Предложенный тур может быть реализован при поддержке детского лагеря «Теремок», и организаций занимающихся внутренним туризмом в Пермском крае, и как следствие, внести коммерческую составляющую в становление этого бизнеса и быть актуальным на туристическом рынке Пермского края.
Глава 1. Современный детский туризм
1.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся
В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 16 лет с различными целями.
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов[4].
По методу организации туристские путешествия подразделяются на:
- плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
- самодеятельные.
По длительности походов и путешествий различают:
- одно-двухдневные
- многодневные.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку[25].
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек.
В детском туризме существует специфика в классификации на основе такого критерия как сезонность[14]. Выделяются:
- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
- межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, в настоящее время существующих в России:
1. Внутренний туризм:
- экскурсии для школьников
- спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
- самодеятельные школьные обмены
- познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
- оздоровление и отдых в детских лагерях
2. Выездной туризм:
- организация интернациональных безвалютных обменов
- образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
- познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
- выезды в международные детские центры (лагеря)
Сегодня в России в области детского туризма единовременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации[15].
Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях соперничества на рынке детского туризма.
Некоммерческая сфера представлена:
В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, тот, что объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и интернациональных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.
Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые обычно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по становлению детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.
Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности[17].
Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.
К первой категории относятся многие туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и других).
К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и схожие. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный либо муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.
Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве клиентов выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования[24].
Среди социальных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, социальные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как независимые юридические лица[24].
На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-нибудь государственных либо муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков либо секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более многообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто приобретение учащимися какого-то объема умений, знаний и навыков, а воспитание и результативная социализация молодого поколения.
В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки[24].
От коммерческих туристских фирм действие такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок выручка не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна применяться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, получение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Социальное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать либо приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.
Эти общественные объединения наравне с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.
1.2. Детские оздоровительные лагеря.
Детский туризм на сегодняшний день - один из самых устойчивых сегментов туристского рынка России. Под детским туризмом понимают
Организация детского отдыха и туризма в Пермском крае на примере ДЗОЛ "Теремок"
Оглавление
Введение ........................................................... 3
Глава 1. Современный детский туризм.. ......7
1.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся.................................................. 7
1.2. Детские оздоровительные лагеря. .........12
1.3. Проблемы и перспективы развития детского туризма........ 19
Глава 2. Детские оздоровительные лагеря в Пермском крае.... 21
2.1. Классификация детских оздоровительных лагерей. ............21
2.2. Проблемы и перспективы развития лагерей в Пермском крае.. 27
Глава 3. Разработка программы детского оздоровительного лагеря. ................................................................................................................31
3.1. Концепция лагерных смен. Технология создания. ................31
3.2. Программа смены «Чусовские теремки» для ДЗОЛ «Теремок». .................................................................................................................41
3.2.1. Описание ДЗОЛ «Теремок»...................................................... 41
3.2.2. Суть программы смены «Чусовские теремки»..................... 43
Заключение.......................................................................................... 47
Библиографический список.............................................................. 49
Приложение 1......................................................................................... 52
Введение
Детский туризм – один из массовых видов туризма - исполняет образовательную, воспитательную, оздоровительную и другие общественно значимые функции. Это один из особенно устойчивых секторов рынка туристских услуг. В России детский туризм имеет ранг общественно значимого и регламентируется нормативно-правовыми актами, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Особенно развитым и старейшим сегментом детского туризма в нашей стране являются оздоровительный и культурно-познавательный туризм, стабильно пользуются спросом познавательные программы [1].
За последнее десятилетие произошло значительное изменение структуры спроса на детский отдых. Изменение общественно экономических условий в постсоветское время привело к увеличению спроса на городские лагеря с дневным пребыванием, специализированные лагеря (спортивные, санаторного типа). Обычные детские оздоровительные лагеря стали менее популярными. Каждый год незначительно сокращается число загородных оздоровительных лагерей [1].
Лидерами по числу учащихся, отдохнувших в летних детских оздоровительных учреждениях, являются Краснодарский край, Алтайский край, Башкортостан. Активно к системе детского оздоровительного туризма подключился Крымский федеральный округ. Традиционными российскими детскими направлениями для отдыха на протяжении долгого времени остаются Черноморское побережье Краснодарского края и Крыма, Центральная Россия [2].
Детские экскурсионные туры имеют ярко выраженную сезонность, привязанную к школьным каникулам и праздникам. Экскурсионные программы значительно расширили свой ассортимент, появилось много развлекательных, военно-патриотических, познавательных маршрутов. Разработана федеральная программа по развитию детского культурно-познавательного туризма.
Туризм представляет уникальную возможность глубже узнать и наглядно ознакомиться с историческим и культурным достоянием своей страны и других государств, пробудить у людей чувство национального самосознания, воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям других национальностей и народов.
Огромна роль путешествий и в обеспечении многостороннего развития личности. Походы, поездки, экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развития наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира. Также туризм значим как средство снятия физической усталости, психологического напряжения и стрессов. Нужно отметить воздействие детского туризма на развитие в подрастающем поколении коммуникабельности, самодисциплины, адаптации к условиям современной жизни [3].
Детский оздоровительный туризм является одной из особенно эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и социума в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения [3].
Можно сказать, что детский туризм - важный метод передачи новому поколению накопленного обществом жизненного опыта и материально-культурного достояния, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного становления нации, один из путей социализации личности.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что детский отдых и туризм является перспективным для России и Пермского края [4]. Его необходимо развивать и улучшать, потому как на территории нашей страны и края находятся привлекательные в туристическом плане объекты, которые могут понравиться детям. Так же есть закрытые либо заброшенные лагеря, которые нуждаются в восстановлении [30].
Новизна работы заключается в разработке тура для отдыха ребенка в детском оздоровительном лагере. Тур будет создаваться для детского оздоровительного лагеря «Теремок»[29].
Цель работы - исследовать вопросы возникновения и развития детского туризма, проанализировать его состояние на сегодняшний день и создать собственный тур для детского отдыха.
Объект работы - детский отдых и туризм в России.
Предмет работы - детский отдых и туризм в Пермском крае.
Гипотеза: на основе анализа состояния детского отдыха и туризма в Пермском крае определить перспективное направление развития детского туризма и разработать тур.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать этапы исторического развития детского туризма в России;
- определить сущность детского туризма и его виды;
- рассмотреть современное состояние индустрии детского туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его становления в Пермском крае.
- составить тур в детский оздоровительный лагерь «Теремок».
1. Анализ существующей базы научно-методической литературы.
2. Обобщение и синтез полученной информации.
3. Проектный метод.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования темы принесут пользу в развитии детского отдыха и туризма в Пермском крае. Предложенный тур может быть реализован при поддержке детского лагеря «Теремок», и организаций занимающихся внутренним туризмом в Пермском крае, и как следствие, внести коммерческую составляющую в становление этого бизнеса и быть актуальным на туристическом рынке Пермского края.
Глава 1. Современный детский туризм
1.1. Классификация видов детского туризма и организаций, им занимающихся
В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 16 лет с различными целями.
По тематическим направлениям познавательные путешествия школьников можно разбить на этнографические, геологические, экологические, исторические, археологические и другие виды выездов[4].
По методу организации туристские путешествия подразделяются на:
- плановые (осуществляются по программам туристско-экскурсионных учреждений)
- самодеятельные.
По длительности походов и путешествий различают:
- одно-двухдневные
- многодневные.
По степени сложности спортивно-туристские выезды делят на:
- некатегорийные
- категорийные походы (1, 2, 3 степени сложности).
При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку[25].
Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек.
В детском туризме существует специфика в классификации на основе такого критерия как сезонность[14]. Выделяются:
- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),
- межсезонный.
Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Можно выделить несколько основных видов детского туризма, в настоящее время существующих в России:
1. Внутренний туризм:
- экскурсии для школьников
- спортивный туризм (в т.ч. спортивно-туристские соревнования)
- самодеятельные школьные обмены
- познавательные и рекреационные детские туры на коммерческой основе
- оздоровление и отдых в детских лагерях
2. Выездной туризм:
- организация интернациональных безвалютных обменов
- образовательные, деловые и поощрительные выезды для талантливых подростков, победителей творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
- познавательные и рекреационные туры на коммерческой основе
- выезды в международные детские центры (лагеря)
Сегодня в России в области детского туризма единовременно работают как коммерческие, так и некоммерческие организации[15].
Коммерческая сфера состоит из туристских фирм, туристских баз и частных лиц, работающих со школьниками. Деятельность коммерческих структур направлена на получение прибыли и осуществляется в условиях соперничества на рынке детского туризма.
Некоммерческая сфера представлена:
- государственными и муниципальными органами управления,
- государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в том числе учреждениями дополнительного образования
- общественными (самодеятельными) объединениями (туристские клубы, спортивные секции, детские и молодежные общественные организации и движения).
В настоящее время встречается и смешанный тип организации детского туризма, тот, что объединяет государственные дотации с финансовыми вложениями российских и интернациональных коммерческих ассоциаций, фондов, союзов.
Органы управления образованием и (в меньшей степени) комитеты по физической культуре и спорту являются государственными и муниципальными органами управления, которые обычно занимаются развитием детско-юношеского туризма. В последние годы в реализацию программ по становлению детского туризма включились также органы по делам молодежи и управления (департаменты и т.д.) по туризму, а также органы управления смешанного типа, например, Комитеты по делам молодежи, спорту и туризму.
Образовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи и т.д.) в настоящее время, как правило, тоже включают в свои учебные планы элементы туристской деятельности[17].
Учреждения дополнительного образования можно подразделить на разнопрофильные и специализированные. Они осуществляют свою деятельность либо на базе школ и других общеобразовательных учреждений, либо на собственной базе.
К первой категории относятся многие туристские кружки и секции, которые приписаны к разнопрофильным учреждениям дополнительного образования (Дворцам, домам и центрам детского творчества, творчества юных и других).
К специализированным учреждениям можно отнести Станции юных туристов, Центры детского туризма и схожие. В большинстве регионов России в настоящее время такие Центры также включают в сферу своей деятельности сопутствующие направления, например, краеведение, экологию и др.
Еще одной категорией специализированных учреждений можно считать детские туристские базы. Часть баз сохранила свой государственный либо муниципальный статус, другие в 90-е годы ХХ века были приватизированы и стали частными, но не прекратили работу со школьниками.
Организация отдыха и оздоровления в этих учреждениях проходит, как правило, путем продажи путевок, причем в качестве клиентов выступают как органы образования, так и учреждения социальной защиты, учреждения по делам молодежи. Часть детских туристских баз финансируется по линии Фонда социального страхования[24].
Среди социальных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи). В соответствии с действующим законодательством, социальные объединения могут либо действовать без регистрации, либо регистрироваться как независимые юридические лица[24].
На практике объединения первого типа чаще всего работают на базе каких-нибудь государственных либо муниципальных учреждений образования, в том числе на базе высших учебных заведений.
От кружков либо секций, работающих в учреждениях дополнительного образования, такие общественные объединения отличаются наличием собственных нормативных документов и выборных органов управления и контроля, более многообразными формами и направлениями деятельности, выходящим за рамки только образовательного процесса. Целью деятельности такого объединения становится не просто приобретение учащимися какого-то объема умений, знаний и навыков, а воспитание и результативная социализация молодого поколения.
В последнее время стали появляться и туристские клубы, имеющие статус юридического лица, организационно-правовую форму общественного объединения, но по сути работающие как туристские фирмы, т.е. организовывающие туристские маршруты и продающие туристские путевки[24].
От коммерческих туристских фирм действие такого клуба - общественного объединения - отличается тем, что получаемая от реализации путевок выручка не может делиться между учредителями и членами объединения, а должна применяться только на реализацию уставных целей клуба. В то же время такая форма регистрации не исключает выплат заработной платы штатным и привлеченным специалистам, получение туристского оборудования, экипировки, снаряжения. Социальное объединение вправе пользоваться земельными участками, арендовать либо приобретать недвижимость, в том числе здания, сооружения, автотранспортную технику, иные средства передвижения типа лодок, байдарок и т.д.
Эти общественные объединения наравне с туристскими фирмами лицензируются как туристские операторы и туристские агенты и пользуются на туристском рынке теми же правами и обязанностями, что и коммерческие структуры.
1.2. Детские оздоровительные лагеря.
Детский туризм на сегодняшний день - один из самых устойчивых сегментов туристского рынка России. Под детским туризмом понимают