Организация и содержание работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря
Описание работы
Работа пользователя Beskonechno
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Организация и содержание работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря…………………………………………………………………………………8
Глава 2. Методические основы организации воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………… 23
2.1. Содержание, методы и формы воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации………………… 23
2.2. Программа воспитательной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря и план конспект мероприятия…………………………………………………………………………33
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….49
Заключение ……………………………………………………………………...….52
Список литературы ……………………………………………...............................54
Введение
Актуальность исследования. С растущими проблемами внутри семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на современном этапе развития общества являются самыми актуальными. Это обусловлено тем, что в настоящее время происходит изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных семейных ценностей и устоев и т. п., что и приводит к тяжелой жизненной ситуации, определение ее дано в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [3] и это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Все семьи обладают разными возможностями по решению поставленных перед ними задач. Одним семьям достаточно указать на проблему, и они сами найдут пути ее решения. Другая группа семей не обладает достаточным потенциалом и опытом, чтобы выйти из тяжелой жизненной ситуации. Таким семьям необходима социальная, юридическая, социально-психологическая помощь.
Технологизация современного мира не оставляет места ребенку, где он может отдохнуть от гаджетов, однако детский лагерь является наиболее подходящим для этого – отдых от компьютеров и оздоровление. Таким местом является детский оздоровительный лагерь. Каждый из них имеет свою программу, штат сотрудников- педагогов, а также план воспитательной работы.
Детский лагерь - это место не только развлечения, но и большая площадка по проведению воспитательных и оздоровительных мер.
Детские оздоровительные лагеря не располагают зависимость от специальных организаций по фактору принадлежности. Их призвание состоит в обеспечении полноценного, содержательного отдыха, оздоровления детей, и решения проблемы их развития и воспитания. Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. Отдых детей и их оздоровление - это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». [4]
Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – отдых в лагере будет психологической помощью. Так смена обстановки, организация и участие в мероприятиях, вожатые и сверстники помогут им социализироваться.
В таком случае работа вожатого, коллектива лагеря будет направлена на восстановление душевных сил ребенка, оказание ему психологической помощи. Так, в отличие от взрослого ребенок не может самостоятельно справляться со сложностями трудной жизненной ситуации, так как не располагает опытом решения, психологической реорганизацией, методами отвлечения. Ребенок нуждается в теплой поддержке, добром слове, подсказках и т.п.
Важность эффективной организации мероприятий в детских оздоровительных организациях сталкивается с проблемой в недостаточной разработанности методических рекомендаций по проведению работы воспитателей с детьми, в особенности с попавшими в трудную ситуацию жизни.
Данная проблема ощущается достаточно остро, так как современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлых поколений. Педагогам и воспитателям не просто сейчас найти общий язык с ними, поэтому модернизация методов необходима.
Проблему методологии организации воспитательных и развивающих мероприятий в детском лагере для детей из трудных семей изучали следующие авторы:
- Ю.Н. Таран - организация мероприятий в ДОЛ;
- Е. М. Рыбинский - научно-методологическое обоснование детского летнего отдыха;
- О. С. Газман - опыт деятельности воспитательной работы в лагере;
- Г. С. Голинкевич - особенности детского коллектива в лагере.
По данным направлениям авторы рассматривали принципы работы с временным коллективом, принципы работы с особенными детьми, методологию работы с трудными подростками, а также реализацию современных воспитательных мер и профилактики социализации в лагере.
По данным направлениям авторы рассматривали принципы работы с временным коллективом, принципы работы с особенными детьми, методологию работы с трудными подростками, а также реализацию современных воспитательных мер и профилактики социализации в лагере.
Решение современных проблем семей, находящихся или испытывающих жизненные трудности является важной педагого-психологической задачей. В данном аспекте были сформулированы государственные программы по поддержке детей и молодежи, семей. Оформлены и аппробированы проекты социальных центров и служб.
Исходя из актуальности, была сформулирована проблема исследования: как организовать воспитательную работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере?
Тема исследования: «Организация и содержание работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря».
Объект исследования – работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования – процесс организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря.
Цель исследования: организация эффективной программы воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теорию по организации работы в условиях детского лагеря с детьми, испытывающими трудности в жизни.
- рассмотреть понятие и сущность определения «трудная жизненная ситуация»;
- изучить основные направления работы по социально-педагогическому сопровождению детей;
- определить содержание организации воспитательной работы в условиях детского лагеря для детей в трудной жизненной ситуации;
- разработать программу воспитательной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Теоретико-методологическая база исследования составляют труды отечественных ученых. Использовались опубликованные работы по проблемам относящиеся к предмету исследования: Л.В. Воронковой, В.Д. Галицкой, И.А. Кувшиниковой, Е.А., Гунченковой, М.С. Коган, Л.Г.Нещербет, С.А. Панченко и д.р.
Методы исследования:
программы воспитательной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря. План-конспект мероприятия может быть использован студентами, методистами, воспитателями, вожатыми.
Объем и структура работы обусловлены целей и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Содержание
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря…………………………………………………………………………………8
-
- Сущность и значение понятия «трудная жизненная ситуация»………………….................................................................................... 8
- Основные направления работы по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в условиях детского лагеря ……........................................................................... 13
Глава 2. Методические основы организации воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации…………………………………………………………………………… 23
2.1. Содержание, методы и формы воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации………………… 23
2.2. Программа воспитательной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря и план конспект мероприятия…………………………………………………………………………33
Выводы по 2 главе ………………………………………………………………….49
Заключение ……………………………………………………………………...….52
Список литературы ……………………………………………...............................54
Введение
Актуальность исследования. С растущими проблемами внутри семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на современном этапе развития общества являются самыми актуальными. Это обусловлено тем, что в настоящее время происходит изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных семейных ценностей и устоев и т. п., что и приводит к тяжелой жизненной ситуации, определение ее дано в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [3] и это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Все семьи обладают разными возможностями по решению поставленных перед ними задач. Одним семьям достаточно указать на проблему, и они сами найдут пути ее решения. Другая группа семей не обладает достаточным потенциалом и опытом, чтобы выйти из тяжелой жизненной ситуации. Таким семьям необходима социальная, юридическая, социально-психологическая помощь.
Технологизация современного мира не оставляет места ребенку, где он может отдохнуть от гаджетов, однако детский лагерь является наиболее подходящим для этого – отдых от компьютеров и оздоровление. Таким местом является детский оздоровительный лагерь. Каждый из них имеет свою программу, штат сотрудников- педагогов, а также план воспитательной работы.
Детский лагерь - это место не только развлечения, но и большая площадка по проведению воспитательных и оздоровительных мер.
Детские оздоровительные лагеря не располагают зависимость от специальных организаций по фактору принадлежности. Их призвание состоит в обеспечении полноценного, содержательного отдыха, оздоровления детей, и решения проблемы их развития и воспитания. Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. Отдых детей и их оздоровление - это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». [4]
Для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – отдых в лагере будет психологической помощью. Так смена обстановки, организация и участие в мероприятиях, вожатые и сверстники помогут им социализироваться.
В таком случае работа вожатого, коллектива лагеря будет направлена на восстановление душевных сил ребенка, оказание ему психологической помощи. Так, в отличие от взрослого ребенок не может самостоятельно справляться со сложностями трудной жизненной ситуации, так как не располагает опытом решения, психологической реорганизацией, методами отвлечения. Ребенок нуждается в теплой поддержке, добром слове, подсказках и т.п.
Важность эффективной организации мероприятий в детских оздоровительных организациях сталкивается с проблемой в недостаточной разработанности методических рекомендаций по проведению работы воспитателей с детьми, в особенности с попавшими в трудную ситуацию жизни.
Данная проблема ощущается достаточно остро, так как современные дети значительно отличаются от своих сверстников прошлых поколений. Педагогам и воспитателям не просто сейчас найти общий язык с ними, поэтому модернизация методов необходима.
Проблему методологии организации воспитательных и развивающих мероприятий в детском лагере для детей из трудных семей изучали следующие авторы:
- Ю.Н. Таран - организация мероприятий в ДОЛ;
- Е. М. Рыбинский - научно-методологическое обоснование детского летнего отдыха;
- О. С. Газман - опыт деятельности воспитательной работы в лагере;
- Г. С. Голинкевич - особенности детского коллектива в лагере.
По данным направлениям авторы рассматривали принципы работы с временным коллективом, принципы работы с особенными детьми, методологию работы с трудными подростками, а также реализацию современных воспитательных мер и профилактики социализации в лагере.
По данным направлениям авторы рассматривали принципы работы с временным коллективом, принципы работы с особенными детьми, методологию работы с трудными подростками, а также реализацию современных воспитательных мер и профилактики социализации в лагере.
Решение современных проблем семей, находящихся или испытывающих жизненные трудности является важной педагого-психологической задачей. В данном аспекте были сформулированы государственные программы по поддержке детей и молодежи, семей. Оформлены и аппробированы проекты социальных центров и служб.
Исходя из актуальности, была сформулирована проблема исследования: как организовать воспитательную работу с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере?
Тема исследования: «Организация и содержание работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря».
Объект исследования – работа с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования – процесс организации работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря.
Цель исследования: организация эффективной программы воспитательной работы в условиях детского лагеря с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи исследования:
- изучить и проанализировать теорию по организации работы в условиях детского лагеря с детьми, испытывающими трудности в жизни.
- рассмотреть понятие и сущность определения «трудная жизненная ситуация»;
- изучить основные направления работы по социально-педагогическому сопровождению детей;
- определить содержание организации воспитательной работы в условиях детского лагеря для детей в трудной жизненной ситуации;
- разработать программу воспитательной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Теоретико-методологическая база исследования составляют труды отечественных ученых. Использовались опубликованные работы по проблемам относящиеся к предмету исследования: Л.В. Воронковой, В.Д. Галицкой, И.А. Кувшиниковой, Е.А., Гунченковой, М.С. Коган, Л.Г.Нещербет, С.А. Панченко и д.р.
Методы исследования:
- изучение и анализ учебно-методической литературы по проблеме исследования; педагогическая беседа с педагогами, школьниками во время прохождения летней педагогической практики.
программы воспитательной работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в условиях детского лагеря. План-конспект мероприятия может быть использован студентами, методистами, воспитателями, вожатыми.
Объем и структура работы обусловлены целей и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г.) // Российская газета от 4 июля 2020 г. – № 144.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12012 № 273-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.12020).
- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_156558/
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 207.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция)// [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_LAW_19558/
- Баранник, М. М. Позывные лета [Текст]: учеб. пособие / М. М. Баранник, Т. С. Борисова. – М.: АСТ, 2009. – 281 с.
- Брекина О.В. Психолого-педагогические рекомендации по решению проблем адаптации ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря [Текст] / О.В. Брекина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №59-3. – С. 421-424.
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Основы вожатского мастерства [Текст]: учебно-методическое пособие / М. Е. Вайндорф-Сысоева. – М.: ЦГЛ, 2008.
- Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Текст]: анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.
- Васильева А.Н. Социокультурная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в загородном лагере [Текст] / А.Н. Васильева, Н.К. Слепцова // Проблемы современного педагогического образования. – 201 – № 64-4. – С. 36-40.
- Вачков, И. Основы технологии группового тренинга [Текст]: Психотехники / И. Вачкова. – М.: Изд. “Ось – 89”, 2008. – 256 с.
- Воронкова, Л. В. Как организовать воспитательную работу в отряде [Текст] / Л.В. Воронкова. – М.: 2017. – 25 с.
- Газман, О. С. Содержание деятельности и опыт работы в загородном лагере [Текст] / О.С. Газман. – М.: 1992. – 34 с.
- Галицкий, В. Д. Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря [Текст]: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: практич. пособие / В.Д. Галицкий, И.А. Кувшинкова. – М.: АРКТИ, 2016. – 112 с.
- Гинзбург, Ф. В. Детский загородный лагерь [Текст] / Ф.В. Гинзбург. – М.: Феникс, 2016. –16 с.
- Голиневич, Г. С. Пионерский коллектив – воспитатель личности подростков: на материалах работы загородного пионерского лагеря [Текст]: дис. на соиск. канд. пед. наук: 13.00.08 / Голиневич Т.В.; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина . – М., 1970. – 28 с.
- Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбало. – СПб., 2017. – 121 с.
- Грачева, Л. В. Тренинг внутренней свободы [Текст]: Актуализация творческого потенциала / Л.В. Грачева. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 60 с.
- Гунченкова, Е.А. Аксиологический подход к разрешению трудной жизненной ситуации [Текст] / Е.В. Гунченкова // Психопедагогика в правоохранительных органах. –2014. – №4 (59). – С. 72-76.
- Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] : Конспект лекций / Н.Ф. Дивицына. – Ростов на Дону, 2014. – 189 с.
- Дик, Н. Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей [Текст]: учебник / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 352 с.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст] / А.Ю. Добрович. - М., 1987. – 208 с.
- Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании [Текст] : Рабочая книга / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб., 2009. – 400 с.
- Дубровина, И.В. Руководство практического психолога [Текст]: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / И.В. Дубровина. – М., Изд. центр «Академия», 1997. – 128 с.
- Ефимова, Н. С. Основы общей психологии [Текст]: учебник / Н. С. Ефимова. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
- Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Академия, 2010. – 264 с.
- Карнеги, Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей [Текст]: 5 навыков / Д. Карнеги. – М., 2012. – 352 с.
- Карнеги, Д. Как располагать к себе людей [Текст]: Как эффективно общаться с людьми. Как преодолеть тревогу и стресс. Как сделать свою жизнь легкой и интересной. Как стать эффективным лидером/ Д. Карнеги. – М., 2013. – 720 с.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст]: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева.– СПб.: Речь, 2018. – 160 с.
- Коган, М.С. С игрой круглый год [Текст]: для воспитателей, классных руководителей, вожатых, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования / М.С. Коган. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2015. – 152 с.
- Козлов, Н. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст] / Н. Козлов. – Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. – 139 с.
- Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А.И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2017. – 197 с.
- Кривцова, С.В. Тренинг [Текст]: навыки конструктивного взаимодействия с подростками / С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. – 3-е изд., стер. – М., Генезис, 2004. – 184 с.
- Летний отдых [Текст]: идея – проект – воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / под.ред. Л. Г. Нещербет. – Н. Новгород: Педагогические технологии, 2012. – 96 с.
- Овчинникова Л.А. Анализ направлений психологического сопровождения детей в вожатской деятельности [Текст] / Л.А. Овчинникова, И.Е. Декман // АНИ: педагогика и психология. – 2019. – №2 (27). – С. 365-369.
- Оздоровление и занятость детей в период каникул [Текст] // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2013. – №12. – С. 2-4.
- Организаторам летней оздоровительной кампании [Текст]: метод. рекомендации / под ред. Т. А. Файна. – Биробиджан: ОблИПКПР, 2013. – 144 с.
- Организация как процесс управления [Электронный ресурс]- Режим доступа : https://studopedia.ru (Дата обращения 13.05.2021).
- Официальный сайт ООО ДСОЛ "Морская волна" пгт. Джубга [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://volnadsol.ru/dokumenty (дата обращения: 13.05.2021)
- Панченко, С. А. Планирование лагерной смены [Текст] / С.А. Панчеко // Народное образование. –2018. – №3. – С. 212-220.
- Попова, Е.Н. Вообрази себе [Текст]: Поиграем-помечтаем / Е.Н. Попова. – М., 2001. – 76 с.
- Практикум по арт-терапии [Текст] / Под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
- Психология художественного творчества [Текст]: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 752 с.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря и лагеря с дневным пребыванием [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов-психологов, вожатых и воспитателей. 2015. – 42 с. URL: http://www. educaltai.ru
- Ребенок в трудной жизненной ситуации [Текст]: пособие для педагогов-психологов, социальных и педагогических работников. / под ред. д.пс.н., проф. В.А. Янчука. – Минск: АПО, 2014. – 152 с.
- Романов, К.М. И.В. Ильин о переживании трудных жизненных ситуаций [Текст] / К.М. Романов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2020. – № 20 (49). – С. 103-113.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы [Текст]: теория и практика / К. Рудестам. – 2-е изд. – СПб., 2006. – 384 с.
- Руководство практического психолога. Психолог в школе [Текст] : Практическое пособие / Д. В. Лубовский, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 267 с. – (Профессиональная практика). – ISBN 9785534087574.
- Рыбинский, Е. М. Научно-методические основы летнего отдыха [Текст] / Е.М. Рыбинский // Народное образование. – 2015. – № 4. – С. 11-15.
- Слепцова Н.К. Социокультурная реабилитация как неотъемлемое направление социальной реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / Н.К. Слепцова, А.Н. Васильева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции каф. соц. педагогики ФГАОУ ВПО СВФУ. «Социальная педагогика: интеграция теории и практики». – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – 168с.
- Словарь стратегического менеджмента [Текст] / под ред. О. В. Козлова. – М.: 2016. – 158 с.
- Социальная психология в трудах отечественных психологов [Текст]: Хрестоматия / Сост. и ред. А.Л. Свенцицкий. – СПб., 2009. – 544 с.
- Степанов, П. В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся [Текст] / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. – 2014. – № 2. – С. 95-127.
- Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей [Текст]: учеб. метод. пособие / М.Е. Сысоева. – М.: 1999. – 46 с.
- Сысоева М. Е. Основы вожатского мастерства [Текст] / М. Е. Сысоева, С. С. Хансова. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. – 128 с.
- Таран, Ю Н. Каникулы [Текст]: социально-педагогические ориентиры / Ю.Н. Таран. – Н. Новгород, 2006. – 23 с.
- Финаева, А.Г. Семья в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Г. Финаева// Russian Journal of Education and Psychology. – 2012. – №3. – С. 22.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения [Текст]: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3. – М.: Генезис, 1998. – 160 с.
- Фопель, К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего [Текст]: Практическое пособие / К. Фопель. – М.: Генезис, 2013. – 288 с.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе [Текст] / К. Фопель. – М.: Генезис, 2003. – 336 с.
- Фролов, С. С. Социология [Текст]: учебник / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2000. – 344 с.
- Художественно-творческое направление [Электронный ресурс]: Российская педагогическая энциклопедия. – Режим доступа: http://www.gumer.info (Дата обращения 13.05.2021).
- Цветкова Н.А. Консультирование семьи в трудных жизненных ситуациях [Текст] / Н.А. Цветкова // Развитие личности. – 2016. – №2. – С. 157-178.