Курсар - служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

«Организация музыкального досуга детей дошкольного возраста» Магистерская диссертация

Стоимость
45000 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
103 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя P4nda93
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Метод проектов считается педагогической технологией XXI века, который соответствует всем новым стандартам, требованиям и принципам современного образования. Вместе с тем, этот метод не является подлинным открытием в системе образования, поскольку, например, в России он широко использовался в 30-е годы ХХ века. Этот метод помогает решить вопросы личностно-ориентированного обучения подростков и основан на системно-деятельностном подходе.
Главной задачей современной школы XXI века является научить детей учиться, т.е. уметь пользоваться и отбирать самостоятельно нужную и необходимую информацию, уметь извлекать из нее новые знания, серьезно относиться к процессу познания и т.д. Именно поэтому метод проектов представляется сейчас необходимым и актуальным, поскольку дает возможности к развитию самостоятельности, целеустремленности в достижении поставленной цели, учит работать в команде. Во многом суть проектного метода раскрывается даже исходя из этимологии самого названия. Так, слово «проект» соответствует английскому слову project, (от латинского projectus, то есть «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд»)[1] и понимается как «замысел, идея, образ, намерение, обоснование, план»[2]. Одно из определений проектной деятельности, существующих в современной педагогической практике, гласит: «Проектная деятельность обучающихся (ПД) школьников – форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения»[3].
Проектный метод или проектная деятельность на уроке музыки нацелены на сотрудничество учащихся и учителя, на выявление индивидуальных качеств личности, самостоятельности, творческих способностей, знаний, умений и навыков учащихся и т.д. Важной особенностью проектного метода, доказывающим его актуальность, является выраженная межпредметная направленность, позволяющая связать между собой многие дисциплины, и, таким образом, помочь формировать подлинно художественное мышление у учеников.
Актуальность и эффективность проектного метода доказывается также и его все большей востребованностью в современной школе – как в дисциплинах естественнонаучного, так и художественного циклов.
Организация проектной деятельности в школе обладает и выраженным менеджментским потенциалом. Уж сама суть проекта тесно связана с управлением. Фигура учителя в проектной деятельности, фактически, – это фигура руководителя. Этим объясняется и большая востребованность проектной деятельности в современной школе, поскольку в ее рамках не только учителя, но и сами дети получают первый результативный опыт взаимодействия и эффективного руководства.
Названное обусловливает актуальность обращения к теме проектной деятельности и раскрытия ее менеджментских ресурсов.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты проектного метода обоснованы в работах Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна; ученые справедливо подчеркивают непосредственную связь проектного метода с деятельностным подходом в обучении. Ученые исследовали деятельность как инициативу человека, связанную с окружающим миром в процессе решения различных вопросов. Иными словами, учащийся должен владеть не только знаниями, но и представлениями об алгоритмах поведения, проявляя свою самостоятельность, компетентность, приобретая важные навыки рабочего взаимодействия и даже управления.
Теория и практика использования педагогического проектирования отражена в работах А.К. Маркова, Л.А. Петровской, Н.В. Матяш, К.Н. Поливанова.
Коммуникативные способности учащихся, сформированные, в том числе, путем проектной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, освещены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Педагогические возможности проектной деятельности школьников раскрыты в трудах Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой и С.Шишова.
Г.В. Нарыкова, Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров, Е.В. Клоков и Н. Мансуров в своих работах дали характеристику этапам учебного проекта, показывая действия, функции учителя на любом из них. Процедуры оценивания проектной деятельности с разных сторон представлены в работах С.Лернер и И.Д. Чечель.
Сугубо менеджментская проблематика, необходимая для настоящей работы и сопряженная с проблемой продвижения разработанной автором программы, отражены в различных трудах, посвященных вопросам менеджмента в музыкальном искусстве и образовании. Это работы Г.Л. Тульчинского, Л.Е. Шековой, И.М. Болотниковой, М.В. Воротного, Н.Г. Федотовой, О.И. Поливаева, О.С. Литвиненко и др.
Вместе с тем, насколько известно автору диссертации, в исследовательском поле музыкального менеджмента и музыкальной педагогики пока нет специального труда, посвященного менеджментскому потенциалу проектной деятельности, что и обусловливает актуальность настоящей работы.
Объект исследования – проектная деятельность на уроках музыки в средней школе и ее менеджментский потенциал.
Предмет исследованиявозможности организации проектной деятельности на уроках музыки в 5–7 классах и пути ее продвижения
Цель исследования – раскрыть педагогические и менеджментские возможности проектной деятельности на уроках музыки в средней школе.
Задачи:
– изучить существующую методическую литературу по проблеме организации проектной деятельности на уроках музыки в средней школе;
– дать краткую характеристику понятию «проектная деятельность», прояснить ее специфику;
– разработать авторскую программу проектов для уроков музыки в общеобразовательной школе;
– выработать методические рекомендации по информационной поддержке и продвижению авторской программы;
- осветить менеджментский потенциал авторской программы «Банк проектов»;
– разработать программу курсов повышения квалификации для учителей музыки.
Методология. В диссертации использованы методы современной педагогической науки, связанные с рассмотрением деятельностного подхода в обучении в целом и метода проектов, в частности. Так, основой проектной деятельности выступает деятельностный подход в обучении, изучением которого и созданием методологии занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Автор диссертации также опирается на методологию проектной деятельности, постепенно кристаллизующуюся в работах Е.С. Полат, Л.Б. Переверзева, А.К. Маркова, Л.А. Петровской, Н.В. Матяш, К.Н. Поливанова, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой, С. Шишова и др.
Методология, связанная именно с менеджменсткой проблематикой настоящей работы, то есть вопросами организации самой проектной деятельности в школе, продвижения авторской программы, организации курсов повышения квалификации для учителей музыки, освещена в трудах Г.Л. Тульчинского, М.В. Воротного, Е.С. Полат, Т.Н. Куреневой, Л.В. Байбородовой, О.В. Брыковой, В.В, Добровой, В.С. Лазарева, В.В. Лямина, А.В, Шумаковой, В.И. Нифонтова, Е.В. Сайдулиной, Т.М. Фроловой, Н.А. Мухаметьяновой и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применить на своих уроках предложенные методические рекомендации. Материалы работы могут быть использованы учителями в неизменном виде или же адаптировать их под себя.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержавшего 64 наименований, и 3 приложения. Объем диссертации составляет 79 страниц, включая таблицы.
Основное содержание работы
Первая глава«Метод проектов как современная образовательная технология» – посвящена рассмотрению вопроса возникновения «метода проектов» (или проектирования) и его значения в современном образовании. При совершенствовании образования отмечается, что важнейшими целями образования стали: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие способности к созидательной деятельности и сотрудничеству; терпимость к чужому мнению, умение вести диалог. На сегодняшний день образовательная система России внесла изменения в содержание и формы педагогической деятельности преподавателей и обучающихся. Поэтому всем преподавателям стала интересная такая современная педагогическая технология обучения, как проектный метод.
Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся и дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо готового продукта или явления. Метод проектов является исследовательским методом, который способен формировать у учащегося опыт творческой деятельности. В работе над проектом у учащихся проявляется устойчивый интерес, постоянная потребность в творческих поисках. В процессе подготовки учащиеся приобретают новые знания из разных источников, вместе с этим учатся пользоваться уже приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения, системное мышление.
Во второй главе«Возможности проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательном учреждении» – уже рассматриваются сами возможности применения проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательном учреждении. Проектная деятельность на уроках музыки позволяет: расширить кругозор художественных интересов учащихся самостоятельной деятельностью, обогатить навык музыкально-творческой деятельности,научить детей пользоваться интернет-ресурсами, музыкальными словарями, энциклопедиями, электронными тетрадями и т.д., применить и расширить полученные знания из разных источников информации.
В главе приводятся основные этапы работы над проектом, которые включают выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач проекта; организацию работы учащихся; подбор необходимых материалов; собственно работу над проектом; обобщение и оформление результатов; презентацию проекта.
В рамках второй главы указывается, что проекты бывают разные по своей сложности. Обычно тема проекта относится к какому-либо вопросу, актуальному для практической жизни, и, требующему знаний не по одному предмету, а сразу из нескольких областей. Поэтому учителю, планирующему такую работу, нужно знать типы проектов. Это: информационный, исследовательский, творческий, приключенческий, игровой, практико-ориентированный.
Проекты также могут делиться на типы по количеству участников (личностные, парные, групповые), по продолжительности: (Краткосрочные (несколько уроков); средней продолжительности (от недели до месяца); Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев), по предметно-содержательной области (монопроекты – только в рамках одного предмета. межпредметные – небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо объемные, продолжительные, общешкольные)[4].
В работе также рассматривается и роль учителя в проектной деятельности, который выступает как консультант, наблюдатель, мотиватор, руководитель, координатор, эксперт.
Помимо этого, в рамках второй главы отмечается, что учащийся в проектной деятельности выполняет разные функции: осуществляет выбор тех задач, которые ему предстоит решить, получает новые для него знания, изобретает что-то свое на основе того, что уже существует и принимает на себя ответственность; совершенствует свои способности по разрешению новых трудностей или проблем; в работе проявляет активность, самостоятельность; оперирует междисциплинарными знаниями, может трудиться как индивидуально, так и в группах, может возглавлять команду и управлять процессом работы над проектом.
Быть может, исчерпывающей словесной иллюстрацией к проектной деятельности могут служить слова китайской народной мудрости: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь»[5].
В качестве примера реализации проектной деятельности на уроках музыки предлагается серию тематических проектов (Банк проектов), посвященных общезначимым календарным праздникам, государственным датам и т.д., а именно «Осень в звуках, словах и красках», «Новый год и Рождество в музыке у разных стран», «Рисуют мальчики войну» и методические рекомендации по реализации данных проектов.
И, наконец, третья глава«Курсы повышения квалификации для учителей «Технология внедрения проектной деятельности на уроке музыки» как способ информационной поддержки и продвижения авторской программы «Банк проектов» – посвящена разработке примерной программы курсов повышения квалификации для учителей, которые смогут обучиться данной современной технологии преподавания и применять ее в своей работе. В диссертации предлагается примерная тематика программы. Она рассчитана на 36 часов обучения, под которыми понимается проведение лекционных, практических и самостоятельных занятий. В процессе обучения слушатели курсов не только прослушивают лекционный материал, но являются и участниками реализации проектов (Банк проектов). На завершающем этапе проведения курсов, каждый слушатель представляет и защищает перед аудиторией свой собственный разработанный проект. Также проводится тестирование по теоретическому материалу курсов. Аттестационным документом для слушателей является сертификат о прохождении. Основное содержание курсов повышения квалификации содержится как в главе, так и в приложениях к работе.
В заключении подводятся выводы исследования. Применение проектной деятельности в обучении личности играет не маловажную роль. Меняются образовательные стандарты, опытные педагоги уступают дорогу молодым учителям – все это меняет наш окружающий мир таким образом, что людям приходиться адаптироваться здесь и сейчас к любой ситуации. Проектная деятельность в общеобразовательной школе выступает, на мой взгляд, в качестве оригинальной и увлекательной формы работы учащихся на уроке, которая способна не только воспитать самостоятельность, но и дать человеку возможность почувствовать себя свободным и ни от кого не зависящим разносторонне развитым человеком.
Несмотря на актуальность и действенность проектной деятельности, в настоящее время существует очень мало информации о путях ее организации. Поэтому в качестве помощи могут послужить представленные методические рекомендации.
Данная работа включает в себя разработку авторской программы проектов, которая поможет учителям разнообразить построение структуры своих уроков, почувствовать эффективность данного метода обучения, а также получить удовольствие.
Представленные методические рекомендации по информационной поддержке и продвижению авторской программы могут быть полезными для учителей, педагогических работников, которые смогут придерживаться аналогично этим рекомендациям при разработке и продвижению собственной программы в ближайшем будущем.
Авторская программа «Банк проектов» носит рекомендательный характер и не нарушает рабочую программу общеобразовательного учреждения. Она поможет учителям освоить новые роли в своей работе, от «источника знаний» к управленцу учебного процесса. Учитель сможет не только управлять самим процессом, но и быть наблюдателем, консультантом, экспертом и т.д. Именно данная менеджментская составляющая в работе учителя поможет улучшить не только систему образования, но покажет свою действенность в воспитании самостоятельной личности. А чтобы научиться этой современной технологии преподавания, учителям предлагается посещение курсов повышения квалификации «Технология внедрения проектной деятельности на уроке музыки», примерная тематическая программа которых предложена в приложении к данной работе.
Обобщая сегодняшнее обучение в школе, можно сказать, что развитие школ не стоит на месте, а с каждым усовершенствуется, тем самым помогает обществу получить не только знания, но и удовольствие от полученных знаний.
 
[1]См. подробно: Свободная Энциклопедия ВикипедиЯ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
[2] См. подробно: PM Notes. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pm-notes.ru/project_definition/
[3] См. подробно: Васина О. Н., Пономарёва О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского,2012. №28. С.711-713. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov-formirovanie-ekologicheskoy-kultury
[4] См.подробно: Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – Москва: Академия, 2009.- С. 62-68.
[5] Цит. по: Лерман С.П. Проект как одна из современных технологий обучения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/414629/

Сколько стоит помощь с учебной работой?