«Организация музыкального досуга детей дошкольного возраста» Магистерская диссертация
Описание работы
Работа пользователя P4nda93
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Метод проектов считается педагогической технологией XXI века, который соответствует всем новым стандартам, требованиям и принципам современного образования. Вместе с тем, этот метод не является подлинным открытием в системе образования, поскольку, например, в России он широко использовался в 30-е годы ХХ века. Этот метод помогает решить вопросы личностно-ориентированного обучения подростков и основан на системно-деятельностном подходе.
Главной задачей современной школы XXI века является научить детей учиться, т.е. уметь пользоваться и отбирать самостоятельно нужную и необходимую информацию, уметь извлекать из нее новые знания, серьезно относиться к процессу познания и т.д. Именно поэтому метод проектов представляется сейчас необходимым и актуальным, поскольку дает возможности к развитию самостоятельности, целеустремленности в достижении поставленной цели, учит работать в команде. Во многом суть проектного метода раскрывается даже исходя из этимологии самого названия. Так, слово «проект» соответствует английскому слову project, (от латинского projectus, то есть «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд»)[1] и понимается как «замысел, идея, образ, намерение, обоснование, план»[2]. Одно из определений проектной деятельности, существующих в современной педагогической практике, гласит: «Проектная деятельность обучающихся (ПД) школьников – форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения»[3].
Проектный метод или проектная деятельность на уроке музыки нацелены на сотрудничество учащихся и учителя, на выявление индивидуальных качеств личности, самостоятельности, творческих способностей, знаний, умений и навыков учащихся и т.д. Важной особенностью проектного метода, доказывающим его актуальность, является выраженная межпредметная направленность, позволяющая связать между собой многие дисциплины, и, таким образом, помочь формировать подлинно художественное мышление у учеников.
Актуальность и эффективность проектного метода доказывается также и его все большей востребованностью в современной школе – как в дисциплинах естественнонаучного, так и художественного циклов.
Организация проектной деятельности в школе обладает и выраженным менеджментским потенциалом. Уж сама суть проекта тесно связана с управлением. Фигура учителя в проектной деятельности, фактически, – это фигура руководителя. Этим объясняется и большая востребованность проектной деятельности в современной школе, поскольку в ее рамках не только учителя, но и сами дети получают первый результативный опыт взаимодействия и эффективного руководства.
Названное обусловливает актуальность обращения к теме проектной деятельности и раскрытия ее менеджментских ресурсов.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты проектного метода обоснованы в работах Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна; ученые справедливо подчеркивают непосредственную связь проектного метода с деятельностным подходом в обучении. Ученые исследовали деятельность как инициативу человека, связанную с окружающим миром в процессе решения различных вопросов. Иными словами, учащийся должен владеть не только знаниями, но и представлениями об алгоритмах поведения, проявляя свою самостоятельность, компетентность, приобретая важные навыки рабочего взаимодействия и даже управления.
Теория и практика использования педагогического проектирования отражена в работах А.К. Маркова, Л.А. Петровской, Н.В. Матяш, К.Н. Поливанова.
Коммуникативные способности учащихся, сформированные, в том числе, путем проектной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, освещены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Педагогические возможности проектной деятельности школьников раскрыты в трудах Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой и С.Шишова.
Г.В. Нарыкова, Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров, Е.В. Клоков и Н. Мансуров в своих работах дали характеристику этапам учебного проекта, показывая действия, функции учителя на любом из них. Процедуры оценивания проектной деятельности с разных сторон представлены в работах С.Лернер и И.Д. Чечель.
Сугубо менеджментская проблематика, необходимая для настоящей работы и сопряженная с проблемой продвижения разработанной автором программы, отражены в различных трудах, посвященных вопросам менеджмента в музыкальном искусстве и образовании. Это работы Г.Л. Тульчинского, Л.Е. Шековой, И.М. Болотниковой, М.В. Воротного, Н.Г. Федотовой, О.И. Поливаева, О.С. Литвиненко и др.
Вместе с тем, насколько известно автору диссертации, в исследовательском поле музыкального менеджмента и музыкальной педагогики пока нет специального труда, посвященного менеджментскому потенциалу проектной деятельности, что и обусловливает актуальность настоящей работы.
Объект исследования – проектная деятельность на уроках музыки в средней школе и ее менеджментский потенциал.
Предмет исследования – возможности организации проектной деятельности на уроках музыки в 5–7 классах и пути ее продвижения
Цель исследования – раскрыть педагогические и менеджментские возможности проектной деятельности на уроках музыки в средней школе.
Задачи:
– изучить существующую методическую литературу по проблеме организации проектной деятельности на уроках музыки в средней школе;
– дать краткую характеристику понятию «проектная деятельность», прояснить ее специфику;
– разработать авторскую программу проектов для уроков музыки в общеобразовательной школе;
– выработать методические рекомендации по информационной поддержке и продвижению авторской программы;
- осветить менеджментский потенциал авторской программы «Банк проектов»;
– разработать программу курсов повышения квалификации для учителей музыки.
Методология. В диссертации использованы методы современной педагогической науки, связанные с рассмотрением деятельностного подхода в обучении в целом и метода проектов, в частности. Так, основой проектной деятельности выступает деятельностный подход в обучении, изучением которого и созданием методологии занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Автор диссертации также опирается на методологию проектной деятельности, постепенно кристаллизующуюся в работах Е.С. Полат, Л.Б. Переверзева, А.К. Маркова, Л.А. Петровской, Н.В. Матяш, К.Н. Поливанова, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой, С. Шишова и др.
Методология, связанная именно с менеджменсткой проблематикой настоящей работы, то есть вопросами организации самой проектной деятельности в школе, продвижения авторской программы, организации курсов повышения квалификации для учителей музыки, освещена в трудах Г.Л. Тульчинского, М.В. Воротного, Е.С. Полат, Т.Н. Куреневой, Л.В. Байбородовой, О.В. Брыковой, В.В, Добровой, В.С. Лазарева, В.В. Лямина, А.В, Шумаковой, В.И. Нифонтова, Е.В. Сайдулиной, Т.М. Фроловой, Н.А. Мухаметьяновой и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применить на своих уроках предложенные методические рекомендации. Материалы работы могут быть использованы учителями в неизменном виде или же адаптировать их под себя.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержавшего 64 наименований, и 3 приложения. Объем диссертации составляет 79 страниц, включая таблицы.
Основное содержание работы
Первая глава – «Метод проектов как современная образовательная технология» – посвящена рассмотрению вопроса возникновения «метода проектов» (или проектирования) и его значения в современном образовании. При совершенствовании образования отмечается, что важнейшими целями образования стали: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие способности к созидательной деятельности и сотрудничеству; терпимость к чужому мнению, умение вести диалог. На сегодняшний день образовательная система России внесла изменения в содержание и формы педагогической деятельности преподавателей и обучающихся. Поэтому всем преподавателям стала интересная такая современная педагогическая технология обучения, как проектный метод.
Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся и дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо готового продукта или явления. Метод проектов является исследовательским методом, который способен формировать у учащегося опыт творческой деятельности. В работе над проектом у учащихся проявляется устойчивый интерес, постоянная потребность в творческих поисках. В процессе подготовки учащиеся приобретают новые знания из разных источников, вместе с этим учатся пользоваться уже приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения, системное мышление.
Во второй главе – «Возможности проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательном учреждении» – уже рассматриваются сами возможности применения проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательном учреждении. Проектная деятельность на уроках музыки позволяет: расширить кругозор художественных интересов учащихся самостоятельной деятельностью, обогатить навык музыкально-творческой деятельности,научить детей пользоваться интернет-ресурсами, музыкальными словарями, энциклопедиями, электронными тетрадями и т.д., применить и расширить полученные знания из разных источников информации.
В главе приводятся основные этапы работы над проектом, которые включают выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач проекта; организацию работы учащихся; подбор необходимых материалов; собственно работу над проектом; обобщение и оформление результатов; презентацию проекта.
В рамках второй главы указывается, что проекты бывают разные по своей сложности. Обычно тема проекта относится к какому-либо вопросу, актуальному для практической жизни, и, требующему знаний не по одному предмету, а сразу из нескольких областей. Поэтому учителю, планирующему такую работу, нужно знать типы проектов. Это: информационный, исследовательский, творческий, приключенческий, игровой, практико-ориентированный.
Проекты также могут делиться на типы по количеству участников (личностные, парные, групповые), по продолжительности: (Краткосрочные (несколько уроков); средней продолжительности (от недели до месяца); Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев), по предметно-содержательной области (монопроекты – только в рамках одного предмета. межпредметные – небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо объемные, продолжительные, общешкольные)[4].
В работе также рассматривается и роль учителя в проектной деятельности, который выступает как консультант, наблюдатель, мотиватор, руководитель, координатор, эксперт.
Помимо этого, в рамках второй главы отмечается, что учащийся в проектной деятельности выполняет разные функции: осуществляет выбор тех задач, которые ему предстоит решить, получает новые для него знания, изобретает что-то свое на основе того, что уже существует и принимает на себя ответственность; совершенствует свои способности по разрешению новых трудностей или проблем; в работе проявляет активность, самостоятельность; оперирует междисциплинарными знаниями, может трудиться как индивидуально, так и в группах, может возглавлять команду и управлять процессом работы над проектом.
Быть может, исчерпывающей словесной иллюстрацией к проектной деятельности могут служить слова китайской народной мудрости: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь»[5].
В качестве примера реализации проектной деятельности на уроках музыки предлагается серию тематических проектов (Банк проектов), посвященных общезначимым календарным праздникам, государственным датам и т.д., а именно «Осень в звуках, словах и красках», «Новый год и Рождество в музыке у разных стран», «Рисуют мальчики войну» и методические рекомендации по реализации данных проектов.
И, наконец, третья глава – «Курсы повышения квалификации для учителей «Технология внедрения проектной деятельности на уроке музыки» как способ информационной поддержки и продвижения авторской программы «Банк проектов» – посвящена разработке примерной программы курсов повышения квалификации для учителей, которые смогут обучиться данной современной технологии преподавания и применять ее в своей работе. В диссертации предлагается примерная тематика программы. Она рассчитана на 36 часов обучения, под которыми понимается проведение лекционных, практических и самостоятельных занятий. В процессе обучения слушатели курсов не только прослушивают лекционный материал, но являются и участниками реализации проектов (Банк проектов). На завершающем этапе проведения курсов, каждый слушатель представляет и защищает перед аудиторией свой собственный разработанный проект. Также проводится тестирование по теоретическому материалу курсов. Аттестационным документом для слушателей является сертификат о прохождении. Основное содержание курсов повышения квалификации содержится как в главе, так и в приложениях к работе.
В заключении подводятся выводы исследования. Применение проектной деятельности в обучении личности играет не маловажную роль. Меняются образовательные стандарты, опытные педагоги уступают дорогу молодым учителям – все это меняет наш окружающий мир таким образом, что людям приходиться адаптироваться здесь и сейчас к любой ситуации. Проектная деятельность в общеобразовательной школе выступает, на мой взгляд, в качестве оригинальной и увлекательной формы работы учащихся на уроке, которая способна не только воспитать самостоятельность, но и дать человеку возможность почувствовать себя свободным и ни от кого не зависящим разносторонне развитым человеком.
Несмотря на актуальность и действенность проектной деятельности, в настоящее время существует очень мало информации о путях ее организации. Поэтому в качестве помощи могут послужить представленные методические рекомендации.
Данная работа включает в себя разработку авторской программы проектов, которая поможет учителям разнообразить построение структуры своих уроков, почувствовать эффективность данного метода обучения, а также получить удовольствие.
Представленные методические рекомендации по информационной поддержке и продвижению авторской программы могут быть полезными для учителей, педагогических работников, которые смогут придерживаться аналогично этим рекомендациям при разработке и продвижению собственной программы в ближайшем будущем.
Авторская программа «Банк проектов» носит рекомендательный характер и не нарушает рабочую программу общеобразовательного учреждения. Она поможет учителям освоить новые роли в своей работе, от «источника знаний» к управленцу учебного процесса. Учитель сможет не только управлять самим процессом, но и быть наблюдателем, консультантом, экспертом и т.д. Именно данная менеджментская составляющая в работе учителя поможет улучшить не только систему образования, но покажет свою действенность в воспитании самостоятельной личности. А чтобы научиться этой современной технологии преподавания, учителям предлагается посещение курсов повышения квалификации «Технология внедрения проектной деятельности на уроке музыки», примерная тематическая программа которых предложена в приложении к данной работе.
Обобщая сегодняшнее обучение в школе, можно сказать, что развитие школ не стоит на месте, а с каждым усовершенствуется, тем самым помогает обществу получить не только знания, но и удовольствие от полученных знаний.
Актуальность исследования. Метод проектов считается педагогической технологией XXI века, который соответствует всем новым стандартам, требованиям и принципам современного образования. Вместе с тем, этот метод не является подлинным открытием в системе образования, поскольку, например, в России он широко использовался в 30-е годы ХХ века. Этот метод помогает решить вопросы личностно-ориентированного обучения подростков и основан на системно-деятельностном подходе.
Главной задачей современной школы XXI века является научить детей учиться, т.е. уметь пользоваться и отбирать самостоятельно нужную и необходимую информацию, уметь извлекать из нее новые знания, серьезно относиться к процессу познания и т.д. Именно поэтому метод проектов представляется сейчас необходимым и актуальным, поскольку дает возможности к развитию самостоятельности, целеустремленности в достижении поставленной цели, учит работать в команде. Во многом суть проектного метода раскрывается даже исходя из этимологии самого названия. Так, слово «проект» соответствует английскому слову project, (от латинского projectus, то есть «брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд»)[1] и понимается как «замысел, идея, образ, намерение, обоснование, план»[2]. Одно из определений проектной деятельности, существующих в современной педагогической практике, гласит: «Проектная деятельность обучающихся (ПД) школьников – форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения»[3].
Проектный метод или проектная деятельность на уроке музыки нацелены на сотрудничество учащихся и учителя, на выявление индивидуальных качеств личности, самостоятельности, творческих способностей, знаний, умений и навыков учащихся и т.д. Важной особенностью проектного метода, доказывающим его актуальность, является выраженная межпредметная направленность, позволяющая связать между собой многие дисциплины, и, таким образом, помочь формировать подлинно художественное мышление у учеников.
Актуальность и эффективность проектного метода доказывается также и его все большей востребованностью в современной школе – как в дисциплинах естественнонаучного, так и художественного циклов.
Организация проектной деятельности в школе обладает и выраженным менеджментским потенциалом. Уж сама суть проекта тесно связана с управлением. Фигура учителя в проектной деятельности, фактически, – это фигура руководителя. Этим объясняется и большая востребованность проектной деятельности в современной школе, поскольку в ее рамках не только учителя, но и сами дети получают первый результативный опыт взаимодействия и эффективного руководства.
Названное обусловливает актуальность обращения к теме проектной деятельности и раскрытия ее менеджментских ресурсов.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты проектного метода обоснованы в работах Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна; ученые справедливо подчеркивают непосредственную связь проектного метода с деятельностным подходом в обучении. Ученые исследовали деятельность как инициативу человека, связанную с окружающим миром в процессе решения различных вопросов. Иными словами, учащийся должен владеть не только знаниями, но и представлениями об алгоритмах поведения, проявляя свою самостоятельность, компетентность, приобретая важные навыки рабочего взаимодействия и даже управления.
Теория и практика использования педагогического проектирования отражена в работах А.К. Маркова, Л.А. Петровской, Н.В. Матяш, К.Н. Поливанова.
Коммуникативные способности учащихся, сформированные, в том числе, путем проектной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, освещены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Педагогические возможности проектной деятельности школьников раскрыты в трудах Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой и С.Шишова.
Г.В. Нарыкова, Е.А. Гилева, Ю.С. Егоров, Е.В. Клоков и Н. Мансуров в своих работах дали характеристику этапам учебного проекта, показывая действия, функции учителя на любом из них. Процедуры оценивания проектной деятельности с разных сторон представлены в работах С.Лернер и И.Д. Чечель.
Сугубо менеджментская проблематика, необходимая для настоящей работы и сопряженная с проблемой продвижения разработанной автором программы, отражены в различных трудах, посвященных вопросам менеджмента в музыкальном искусстве и образовании. Это работы Г.Л. Тульчинского, Л.Е. Шековой, И.М. Болотниковой, М.В. Воротного, Н.Г. Федотовой, О.И. Поливаева, О.С. Литвиненко и др.
Вместе с тем, насколько известно автору диссертации, в исследовательском поле музыкального менеджмента и музыкальной педагогики пока нет специального труда, посвященного менеджментскому потенциалу проектной деятельности, что и обусловливает актуальность настоящей работы.
Объект исследования – проектная деятельность на уроках музыки в средней школе и ее менеджментский потенциал.
Предмет исследования – возможности организации проектной деятельности на уроках музыки в 5–7 классах и пути ее продвижения
Цель исследования – раскрыть педагогические и менеджментские возможности проектной деятельности на уроках музыки в средней школе.
Задачи:
– изучить существующую методическую литературу по проблеме организации проектной деятельности на уроках музыки в средней школе;
– дать краткую характеристику понятию «проектная деятельность», прояснить ее специфику;
– разработать авторскую программу проектов для уроков музыки в общеобразовательной школе;
– выработать методические рекомендации по информационной поддержке и продвижению авторской программы;
- осветить менеджментский потенциал авторской программы «Банк проектов»;
– разработать программу курсов повышения квалификации для учителей музыки.
Методология. В диссертации использованы методы современной педагогической науки, связанные с рассмотрением деятельностного подхода в обучении в целом и метода проектов, в частности. Так, основой проектной деятельности выступает деятельностный подход в обучении, изучением которого и созданием методологии занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Автор диссертации также опирается на методологию проектной деятельности, постепенно кристаллизующуюся в работах Е.С. Полат, Л.Б. Переверзева, А.К. Маркова, Л.А. Петровской, Н.В. Матяш, К.Н. Поливанова, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель, И.К. Баталиной, М.А. Барсуковой, С. Шишова и др.
Методология, связанная именно с менеджменсткой проблематикой настоящей работы, то есть вопросами организации самой проектной деятельности в школе, продвижения авторской программы, организации курсов повышения квалификации для учителей музыки, освещена в трудах Г.Л. Тульчинского, М.В. Воротного, Е.С. Полат, Т.Н. Куреневой, Л.В. Байбородовой, О.В. Брыковой, В.В, Добровой, В.С. Лазарева, В.В. Лямина, А.В, Шумаковой, В.И. Нифонтова, Е.В. Сайдулиной, Т.М. Фроловой, Н.А. Мухаметьяновой и др.
Практическая значимость работы заключается в возможности применить на своих уроках предложенные методические рекомендации. Материалы работы могут быть использованы учителями в неизменном виде или же адаптировать их под себя.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержавшего 64 наименований, и 3 приложения. Объем диссертации составляет 79 страниц, включая таблицы.
Основное содержание работы
Первая глава – «Метод проектов как современная образовательная технология» – посвящена рассмотрению вопроса возникновения «метода проектов» (или проектирования) и его значения в современном образовании. При совершенствовании образования отмечается, что важнейшими целями образования стали: развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации; формирование высокого уровня правовой культуры; развитие способности к созидательной деятельности и сотрудничеству; терпимость к чужому мнению, умение вести диалог. На сегодняшний день образовательная система России внесла изменения в содержание и формы педагогической деятельности преподавателей и обучающихся. Поэтому всем преподавателям стала интересная такая современная педагогическая технология обучения, как проектный метод.
Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся и дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо готового продукта или явления. Метод проектов является исследовательским методом, который способен формировать у учащегося опыт творческой деятельности. В работе над проектом у учащихся проявляется устойчивый интерес, постоянная потребность в творческих поисках. В процессе подготовки учащиеся приобретают новые знания из разных источников, вместе с этим учатся пользоваться уже приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают исследовательские умения, системное мышление.
Во второй главе – «Возможности проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательном учреждении» – уже рассматриваются сами возможности применения проектной деятельности на уроках музыки в общеобразовательном учреждении. Проектная деятельность на уроках музыки позволяет: расширить кругозор художественных интересов учащихся самостоятельной деятельностью, обогатить навык музыкально-творческой деятельности,научить детей пользоваться интернет-ресурсами, музыкальными словарями, энциклопедиями, электронными тетрадями и т.д., применить и расширить полученные знания из разных источников информации.
В главе приводятся основные этапы работы над проектом, которые включают выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач проекта; организацию работы учащихся; подбор необходимых материалов; собственно работу над проектом; обобщение и оформление результатов; презентацию проекта.
В рамках второй главы указывается, что проекты бывают разные по своей сложности. Обычно тема проекта относится к какому-либо вопросу, актуальному для практической жизни, и, требующему знаний не по одному предмету, а сразу из нескольких областей. Поэтому учителю, планирующему такую работу, нужно знать типы проектов. Это: информационный, исследовательский, творческий, приключенческий, игровой, практико-ориентированный.
Проекты также могут делиться на типы по количеству участников (личностные, парные, групповые), по продолжительности: (Краткосрочные (несколько уроков); средней продолжительности (от недели до месяца); Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев), по предметно-содержательной области (монопроекты – только в рамках одного предмета. межпредметные – небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо объемные, продолжительные, общешкольные)[4].
В работе также рассматривается и роль учителя в проектной деятельности, который выступает как консультант, наблюдатель, мотиватор, руководитель, координатор, эксперт.
Помимо этого, в рамках второй главы отмечается, что учащийся в проектной деятельности выполняет разные функции: осуществляет выбор тех задач, которые ему предстоит решить, получает новые для него знания, изобретает что-то свое на основе того, что уже существует и принимает на себя ответственность; совершенствует свои способности по разрешению новых трудностей или проблем; в работе проявляет активность, самостоятельность; оперирует междисциплинарными знаниями, может трудиться как индивидуально, так и в группах, может возглавлять команду и управлять процессом работы над проектом.
Быть может, исчерпывающей словесной иллюстрацией к проектной деятельности могут служить слова китайской народной мудрости: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь»[5].
В качестве примера реализации проектной деятельности на уроках музыки предлагается серию тематических проектов (Банк проектов), посвященных общезначимым календарным праздникам, государственным датам и т.д., а именно «Осень в звуках, словах и красках», «Новый год и Рождество в музыке у разных стран», «Рисуют мальчики войну» и методические рекомендации по реализации данных проектов.
И, наконец, третья глава – «Курсы повышения квалификации для учителей «Технология внедрения проектной деятельности на уроке музыки» как способ информационной поддержки и продвижения авторской программы «Банк проектов» – посвящена разработке примерной программы курсов повышения квалификации для учителей, которые смогут обучиться данной современной технологии преподавания и применять ее в своей работе. В диссертации предлагается примерная тематика программы. Она рассчитана на 36 часов обучения, под которыми понимается проведение лекционных, практических и самостоятельных занятий. В процессе обучения слушатели курсов не только прослушивают лекционный материал, но являются и участниками реализации проектов (Банк проектов). На завершающем этапе проведения курсов, каждый слушатель представляет и защищает перед аудиторией свой собственный разработанный проект. Также проводится тестирование по теоретическому материалу курсов. Аттестационным документом для слушателей является сертификат о прохождении. Основное содержание курсов повышения квалификации содержится как в главе, так и в приложениях к работе.
В заключении подводятся выводы исследования. Применение проектной деятельности в обучении личности играет не маловажную роль. Меняются образовательные стандарты, опытные педагоги уступают дорогу молодым учителям – все это меняет наш окружающий мир таким образом, что людям приходиться адаптироваться здесь и сейчас к любой ситуации. Проектная деятельность в общеобразовательной школе выступает, на мой взгляд, в качестве оригинальной и увлекательной формы работы учащихся на уроке, которая способна не только воспитать самостоятельность, но и дать человеку возможность почувствовать себя свободным и ни от кого не зависящим разносторонне развитым человеком.
Несмотря на актуальность и действенность проектной деятельности, в настоящее время существует очень мало информации о путях ее организации. Поэтому в качестве помощи могут послужить представленные методические рекомендации.
Данная работа включает в себя разработку авторской программы проектов, которая поможет учителям разнообразить построение структуры своих уроков, почувствовать эффективность данного метода обучения, а также получить удовольствие.
Представленные методические рекомендации по информационной поддержке и продвижению авторской программы могут быть полезными для учителей, педагогических работников, которые смогут придерживаться аналогично этим рекомендациям при разработке и продвижению собственной программы в ближайшем будущем.
Авторская программа «Банк проектов» носит рекомендательный характер и не нарушает рабочую программу общеобразовательного учреждения. Она поможет учителям освоить новые роли в своей работе, от «источника знаний» к управленцу учебного процесса. Учитель сможет не только управлять самим процессом, но и быть наблюдателем, консультантом, экспертом и т.д. Именно данная менеджментская составляющая в работе учителя поможет улучшить не только систему образования, но покажет свою действенность в воспитании самостоятельной личности. А чтобы научиться этой современной технологии преподавания, учителям предлагается посещение курсов повышения квалификации «Технология внедрения проектной деятельности на уроке музыки», примерная тематическая программа которых предложена в приложении к данной работе.
Обобщая сегодняшнее обучение в школе, можно сказать, что развитие школ не стоит на месте, а с каждым усовершенствуется, тем самым помогает обществу получить не только знания, но и удовольствие от полученных знаний.
[1]См. подробно: Свободная Энциклопедия ВикипедиЯ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_(%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F)
[2] См. подробно: PM Notes. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pm-notes.ru/project_definition/
[3] См. подробно: Васина О. Н., Пономарёва О.Н. Проектная исследовательская деятельность школьников: формирование экологической культуры // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского,2012. №28. С.711-713. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-issledovatelskaya-deyatelnost-shkolnikov-formirovanie-ekologicheskoy-kultury
[4] См.подробно: Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – Москва: Академия, 2009.- С. 62-68.
[5] Цит. по: Лерман С.П. Проект как одна из современных технологий обучения. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/414629/