Организация рефлексии на уроках истории: цели, способы, результаты
Описание работы
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕФЛЕКСИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5
1.1. РЕФЛЕКСИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 5
1.2. ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 9
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕФЛЕКСИОННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ
Интенсивные преобразования в экономике и общественном развитии страны, появление новых сложных технологий требуют постоянного повышения квалификации кадров с одной стороны, и применение рефлексивных методик в процессе обучения подрастающего поколения.
Современная психолого-педагогическая литература научного и прикладного характера насыщенная понятием рефлексии и производных от него: рефлексивность личности, рефлексивный подход, рефлексивное управление, рефлексивные игры и др. Понятие рефлексии используется не только в философии, методологии, но и в педагогике и психологии.
Целью работы является выяснение особенностей использования рефлексивных методик обучения на уроках истории.
Задачи:
- проанализировать рефлексию как психолого-педагогическую категорию;
- изучить виды и этапы рефлексии на уроках истории;
- исследовать использование рефлексионных методик обучения на уроках истории.
Объектом исследования является процесс обучения в общеобразовательной школе.
Предметом – проблемные задания в рефлексивной деятельности школьников.
В научной литературе важность формирования рефлексивности отмечают представители как общетеоретических подходов (Г. Абрамова, Г. Балл, А. Бондаренко, И. Дубровина, Ю. Емельянов, С. Максименко, П. Мясоед, М. Обозов, В. Панок В. Чепелева, С. Яковенко и др.), так и исследователи прикладной области (Н. Битянова, В. Гусейнов, Л. Долинская, В. Коновальчук, В. Михайлова, Т. Титаренко, Н. Шевченко и др.) . Современные исследователи С. Степанов, И. Семенов, В. Аникина и Н. Гуткина характеризующие виды рефлексии и области ее научного познания. Ученые С. Кондратьева, Б. Ковалев рассматривают виды рефлексии в педагогическом общении. С Ладенко описывает внутрисубьектни и межсубъектных формы рефлексии.
В рамках педагогики рефлексию исследовали К. Вербова, И. Исаев, Б. Ковалев, С. Кондратьева, В. Кривошеев, Ю. Кулюткин, В. Сластенин, Г. Сухобська и др. Вместе с тем, на сегодняшний день недостаточной следует считать количество исследований, касающихся непосредственно применения рефлексивных методик на уроках истории.
Методологической базой для исследования послужил сравнительный анализ различных мнений исследователей, исторический метод (обращение к истории создания рефлексии и технологии проблемного обучения), обобщение и сравнение.
Практическое значение заключается в том, что, дав характеристику рефлексии, как психологического феномена, описав особые приемы по развитию рефлексии на уроках проблемного характера, составив некоторые рекомендации, учитель в полной мере способен определить у детей уровень развития самооценки, оценки других людей, ускорить процесс самосовершенствования, что необходимо для достижения успешной учебной деятельности, развить способность критически мыслить, смотреть на задачу, процесс, проблему или явление с разных позиций, что в дальнейшем поможет быстро решать возникающие трудности, психологически легче переносить неудачи.
Структуру работы составляют введение, первая, вторая главы, включающие параграфы, заключение, список использованной литературы.