Основные этапы в истории становления психологии
Описание работы
Работа пользователя 654321aa
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ.. 5
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ.. 11
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ.. 16
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПСИХИКЕ.. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 25
ВВЕДЕНИЕ
Слово «психология» образуется из греческих слов: psyche - душа иlogos – наука. Первое упоминание о психологии находится в трудах древнегреческого философа Пифагора. Большой вклад в развитие будущей науки вложил древнегреческий философ Аристотель, в своем трактате «О душе» он дал анализ предмета психологического исследования. В средневековье психология была тесно связана с религией. Особое внимание уделялось изучению души, так римский ученый Августин Блаженный считал душу орудием, которое управляет телом. Свое внимание он сосредоточил на изучении самосознания, им был введено понятие о врожденной активности души. В позднем средневековье значительные психологические исследования связаны с именем Фомы Аквинского, основоположника томизма.[1] Он утверждал, что душа человека не просто разумна, но сознательна, чем и отличается от душ животных. После томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность. В эпоху Возрождения наметился отход от взглядов церкви, в 1590 г. Р. Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе, а Хуан Луис Вивес в своей работе «О душе и жизни» обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию.[2] С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека с общефилософских позиций. Это время связано с именем философа Рене Декарта, введшего критерий для выделения психики из аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое душевное бытие. Он заложил основы причинностной концепции поведения, ввел понятие рефлекса как двигательного ответа организма раздражение. В XVIII в. немецкий философ X. Вольф ввел термин «эмпирическая психология», основной принцип которой состоит в наблюдении за психическими явлениями и установлении закономерной связи между ними. К этому же веку относятся работы Дж. Локка, утверждающего, что душа является пассивной субстанцией, способной к восприятию чувственной информации. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой появление одного из них влечет за собой появление другого. Поворотным веком для психологии стал XIX в., именно в этом веке произошло выделение самостоятельной науки из соответствующих областей философии, медицины и точных наук. После появления работ Дарвина психику стали рассматривать как элемент адаптации организма к внешней среде, что привело к формированию предмета психологии, изучающего поведение человека в среде обитания. В работах немецкого психолога В. Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории, нашла отражения экспериментальная психология, он утверждал, что существует некий центр всего сознания – апперцепция.[3] Конец века связан с именами психологов Э. Торндайка, предложившего методы исследования формирования навыков у животных и человека; Ф. Гальтона, ставшего основателем дифференциальной психологии;[4] А. Бине, заложившего основы дефектологии;[5] Уильяма Джемса, выдвинувшего постулат о целостности и динамичности сознания. С началом XX в. связано появление нескольких направлений психологической науки: бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Большой вклад в развитие психологии внесли наши ученые А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и А. Р. Лурия. Основным критерием, по которому определяют этапы в истории становлении психологии, является отношение к предмету науки. Выделяется четыре основных этапа: психология как наука о душе, как наука о сознании, как наука о поведении и как наука о психике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ.. 5
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ.. 11
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ.. 16
ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПСИХИКЕ.. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ... 25
ВВЕДЕНИЕ
Слово «психология» образуется из греческих слов: psyche - душа иlogos – наука. Первое упоминание о психологии находится в трудах древнегреческого философа Пифагора. Большой вклад в развитие будущей науки вложил древнегреческий философ Аристотель, в своем трактате «О душе» он дал анализ предмета психологического исследования. В средневековье психология была тесно связана с религией. Особое внимание уделялось изучению души, так римский ученый Августин Блаженный считал душу орудием, которое управляет телом. Свое внимание он сосредоточил на изучении самосознания, им был введено понятие о врожденной активности души. В позднем средневековье значительные психологические исследования связаны с именем Фомы Аквинского, основоположника томизма.[1] Он утверждал, что душа человека не просто разумна, но сознательна, чем и отличается от душ животных. После томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности – сознательность. В эпоху Возрождения наметился отход от взглядов церкви, в 1590 г. Р. Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе, а Хуан Луис Вивес в своей работе «О душе и жизни» обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию.[2] С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека с общефилософских позиций. Это время связано с именем философа Рене Декарта, введшего критерий для выделения психики из аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое душевное бытие. Он заложил основы причинностной концепции поведения, ввел понятие рефлекса как двигательного ответа организма раздражение. В XVIII в. немецкий философ X. Вольф ввел термин «эмпирическая психология», основной принцип которой состоит в наблюдении за психическими явлениями и установлении закономерной связи между ними. К этому же веку относятся работы Дж. Локка, утверждающего, что душа является пассивной субстанцией, способной к восприятию чувственной информации. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой появление одного из них влечет за собой появление другого. Поворотным веком для психологии стал XIX в., именно в этом веке произошло выделение самостоятельной науки из соответствующих областей философии, медицины и точных наук. После появления работ Дарвина психику стали рассматривать как элемент адаптации организма к внешней среде, что привело к формированию предмета психологии, изучающего поведение человека в среде обитания. В работах немецкого психолога В. Вундта, создателя первой в мире психологической лаборатории, нашла отражения экспериментальная психология, он утверждал, что существует некий центр всего сознания – апперцепция.[3] Конец века связан с именами психологов Э. Торндайка, предложившего методы исследования формирования навыков у животных и человека; Ф. Гальтона, ставшего основателем дифференциальной психологии;[4] А. Бине, заложившего основы дефектологии;[5] Уильяма Джемса, выдвинувшего постулат о целостности и динамичности сознания. С началом XX в. связано появление нескольких направлений психологической науки: бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология. Большой вклад в развитие психологии внесли наши ученые А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и А. Р. Лурия. Основным критерием, по которому определяют этапы в истории становлении психологии, является отношение к предмету науки. Выделяется четыре основных этапа: психология как наука о душе, как наука о сознании, как наука о поведении и как наука о психике.
[1] Томизм – ведущее направление в католической мысли, основанное на учении Фомы Аквинского.
[2] Индукция – движение знания от единичных утверждений к общим положениям.
[3] Апперцепция – свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия.
[4] Дифференциальная психология – раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.
[5] Дефектология — наука, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, а также вопросы их обучения и воспитания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Виноградов, Н.И. Догматическое учение Святого Григория Богослова [Электронный ресурс] / Н.И. Виноградов. – Электронный текст дан. – М., 2009. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogoslov/dogmaticheskoe-uchenie-svjatogo-grigorija-bogoslova/
- Выготский, Л.С. Психология развития человека [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. – Электронный текст дан. – М., 2005. – URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vugotskiy-psc_razv_chel-4-istoriya_razvitiya_vysshyh_psih_funkciy.pdf
- Ждан, А.Н. История психологии [Электронный ресурс]: учебник / А.Н. Ждан. – Электронный текст дан. – М., 1990. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0288/1_0288-69.shtml
- Зубов, В.П. Развитие атомистических представлений от античности до XIX в. [Электронный ресурс] / В.П. Зубов. – Электронный текст дан. – СПб., 2013. – URL: http://www.peoples.ru/art/literature/story/zubov/
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев. – Электронный текст дан. – М.: Политиздат, 1975. – URL: https://www.marxists.org/russkij/leontiev/1975/dyeatyelnost/deyatyelnost-soznyanie-lichnost.pdf
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Электронный ресурс] / Б.Ф. Ломов. – Электронный текст дан. – М., 2016. - URL: http://padaread.com/?book=33576
- Марцинковская, Т.Д. История психологии [Электронный ресурс] / Т.Д. Марцинковская. – Электронный текст дан. – СПб., 2015. – URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/marcin/
- Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Б.Г. Мещеряков. – Электронный текст дан. – М., 2007. – URL: https://psychological.slovaronline.com/
- Радугин, А.А. Хрестоматия по философии [Электронный ресур]: учебное пособие / А.А. Радугин. – Электронный текст дан. – М.: Центр, 2001. – URL: http://thelib.ru/books/radugin_a/hrestomatiya_po_filosofii-read-9.html
- Скляр, А.В. Объективный идеализм Платона. Учение о душе [Электронный ресурс] / А.В. Скляр. – Электронный текст дан. – СПб., 2012. – URL: https://anchiktigra.livejournal.com/550944.html.
- Фома Аквинский. Учение о душе [Электронный ресурс] / Фома Аквинский. – Электронный текст дан. – М., 2004. - URL: http://esxatos.com/files/foma-dusha
- Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины XX в. [Электронный ресурс]: учебное пособие / М.Г. Ярошевский. – Электронный текст дан. – М., 1996. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0182/1_0182-281.shtml