Основы педагогического мастерства. Тестовые вопросы к разделу 1.
Описание работы
Работа пользователя R. Солоницына
Вопрос 1
А. К. Маркова при определении сущности педагогического мастерства отмечает, что это
Выберите один ответ:
a. выполнение педагогом своего труда на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях
b. исследования особенностей педагогической деятельности
c. рукоделие, рукомесло, ремесло, уменье, искусство
d. синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса
Вопрос 2
В структуру педагогического мастерства входят следующие знания (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональная компетентность
b. опыт в воспитании и обучении
c. высокая специально-практическая подготовленность
d. досуговая квалификация
Вопрос 3
В структуру педагогического мастерства входят следующие качества личности (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. обязательные
b. эмпатийные
c. рефлексивные
d. деловые
Вопрос 4
В структуру педагогического мастерства входят следующие компоненты педагогического творчества (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. стандартное мышление
b. творческое воображение
c. потребность в поиске новой информации
d. постоянное стремление к совершенству
Вопрос 5
В структуру педагогического мастерства входят следующие компоненты педагогического стиля (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. педагогический такт и этика
b. умение избирательно воспринимать чужую деятельность
c. педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция)
d. педагогическая направленность и убежденность
Вопрос 6
В структуру педагогического мастерства входят следующие элементы педагогической технологии (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений
b. стандартизация минимальной мимики и жестов
c. техника и экспрессия речи
d. владение образцовым показом приема, действия
Вопрос 7
В. А. Сластенин в понятии «педагогическое мастерство» выделяет следующие относительно самостоятельных элементы (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
b. мастерство владения педагогической техникой
c. мастерство убеждения
d. мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров и административных работников
Вопрос 8
В. А. Сластенин при определении сущности педагогического мастерства отмечает, что это
Выберите один ответ:
a. синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса
b. рукоделие, рукомесло, ремесло, уменье, искусство
c. исследования особенностей педагогической деятельности
d. выполнение педагогом своего труда на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях
Вопрос 9
Важнейшими задатками для овладения педагогической профессией являются (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. сформированные профессиональные знания
b. внешнее обаяние человека
c. здоровая центральная нервная система, желательно сильного типа.
d. развитые органы речи и восприятия
Вопрос 10
Динамизм личности педагога — это
Выберите один ответ:
a. умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости
b. способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей
c. способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству
d. наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека
Вопрос 11
Задатки — это
Выберите один ответ:
a. врожденные психофизические свойства и качества человека, определяющие его способности к той или иной деятельности
b. приобретенные в деятельности психофизические свойства и качества человека, определяющие его способности к той или иной деятельности
c. приобретенные в обучении психофизические свойства и качества человека, определяющие его способности к той или иной деятельности
d. все варианты ответов правильные
Вопрос 12
Знаниевый компонент в структуре профессионального мастерства педагога представлен (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. обширными знаниями по предмету
b. знаниями о родословной своих учеников
c. общими культурологическими знаниями
d. глубокими и прочными знаниями психологии и педагогики
Вопрос 13
К методам формирования педагогической техники относят (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности
b. педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность)
c. систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг)
d. сформированные предметные знания
Вопрос 14
К умению сотрудничать относятся:
Выберите один ответ:
a. дидактические, воспитательные, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения
b. социально-перцептивные способности, владение своим телом, техника культуры речи
c. все варианты ответов правильные
d. умения познать личность ребенка, разобраться в ней; правильно понимать ребенка; влиять на ребенка; управлять инициативой ребенка; защитить ребенка; взаимодействовать; правильно подать информацию; верно воспринимать личность учащегося
Вопрос 15
К умению управлять другими, воздействовать на личность и коллектив относятся:
Выберите один ответ:
a. умения познать личность ребенка, разобраться в ней; правильно понимать ребенка; влиять на ребенка; управлять инициативой ребенка; защитить ребенка; взаимодействовать; правильно подать информацию; верно воспринимать личность учащегося
b. все варианты ответов правильные
c. дидактические, воспитательные, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения
d. социально-перцептивные способности, владение своим телом, техника культуры речи
Вопрос 16
К умению управлять собой относятся:
Выберите один ответ:
a. все варианты ответов правильные
b. социально-перцептивные способности, владение своим телом, техника культуры речи
c. дидактические, воспитательные, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения
d. умения познать личность ребенка, разобраться в ней; правильно понимать ребенка; влиять на ребенка; управлять инициативой ребенка; защитить ребенка; взаимодействовать; правильно подать информацию; верно воспринимать личность учащегося
Вопрос 17
Коммуникабельность — это
Выберите один ответ:
a. наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека
b. способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству
c. умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости
d. способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей
Вопрос 18
Педагогическая умелость характеризуется (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. формированием путей для применения приемов обучения
b. знанием нормативных курсов психологии, педагогики и частных методик
c. достаточно глубоким знанием предмета, который педагог преподает
d. формированием путей для применения методов обучения
Вопрос 19
Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной и деятельности учащихся (воспитанников) и формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса
b. в умениях и навыках самосовершенствования своих педагогических способностей и других значимых профессионально-педагогических свойств и качеств
c. педагогически целесообразных действиях и поступках педагога
d. в освоении базовых педагогических знаний
Вопрос 20
Педагогическое мастерство является таким высоким уровнем профессионально-педагогической деятельности, на котором достигается
Выберите один ответ:
a. выбор способа решения педагогической задачи
b. нет правильных вариантов ответа
c. единство отшлифованных умений и навыков применения психолого-педагогической теории на практике и сформированных личностных свойств педагога, обусловливающих эффективность педагогического процесса
d. создание проблемной ситуации обучения и воспитания
Вопрос 21
По В. Н. Мясищеву, сущность профессиональной направленности личности педагога можно определить, как (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. совокупность жизненно важных мировоззренческих ценностей, которые позволяют педагогу выработать свою профессиональную позицию
b. наличие у педагога определенных педагогических убеждений
c. сформированность педагогического мышления (сознания)
d. сформированность предметных знаний
Вопрос 22
По И. Ф. Харламову, к числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, относятся (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. физические способности
b. наблюдательность
c. склонность к работе с детьми,
d. коммуникабельность, тактичность
Вопрос 23
Понимание педагогического мастерства как высокого уровня профессиональной деятельности педагогов, лежащего в основе более высоких, или высших уровней педагогического профессионализма — педагогического творчества и педагогического новаторства — отражены в работах (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. В. И. Чернышова
b. А. К. Марковой
c. С. И. Масловского
d. И. Ф. Харламова
Вопрос 24
Профессиональная зоркость педагога — это
Выберите один ответ:
a. умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости
b. наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека
c. способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству
d. способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей
Вопрос 25
Профессиональное знание педагога на методическом уровне представлено
Выберите один ответ:
a. уровнем решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях
b. уровнем конструирования учебно-воспитательного процесса
c. знанием закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения
d. знанием законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности
Вопрос 26
Профессиональное знание педагога на методологическом уровне представлено
Выберите один ответ:
a. знанием закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения
b. знанием законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности
c. уровнем конструирования учебно-воспитательного процесса
d. уровнем решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях
Вопрос 27
Профессиональное знание педагога на теоретическом уровне представлено
Выберите один ответ:
a. знанием законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности
b. уровнем решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях
c. знанием закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения
d. уровнем конструирования учебно-воспитательного процесса
Вопрос 28
Профессиональное знание педагога на технологическом уровне представлено
Выберите один ответ:
a. уровнем решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях
b. знанием законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности
c. знанием закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения
d. уровнем конструирования учебно-воспитательного процесса
Вопрос 29
Структура педагогического мастерства педагога представлена (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональными знаниями
b. профессиональной литературой
c. профессионально-педагогической направленностью личности педагога
d. профессиональной пригодностью педагога
Вопрос 30
Эмоциональная устойчивость педагога — это
Выберите один ответ:
a. наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека
b. способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству
c. способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей
d. умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости
А. К. Маркова при определении сущности педагогического мастерства отмечает, что это
Выберите один ответ:
a. выполнение педагогом своего труда на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях
b. исследования особенностей педагогической деятельности
c. рукоделие, рукомесло, ремесло, уменье, искусство
d. синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса
Вопрос 2
В структуру педагогического мастерства входят следующие знания (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональная компетентность
b. опыт в воспитании и обучении
c. высокая специально-практическая подготовленность
d. досуговая квалификация
Вопрос 3
В структуру педагогического мастерства входят следующие качества личности (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. обязательные
b. эмпатийные
c. рефлексивные
d. деловые
Вопрос 4
В структуру педагогического мастерства входят следующие компоненты педагогического творчества (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. стандартное мышление
b. творческое воображение
c. потребность в поиске новой информации
d. постоянное стремление к совершенству
Вопрос 5
В структуру педагогического мастерства входят следующие компоненты педагогического стиля (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. педагогический такт и этика
b. умение избирательно воспринимать чужую деятельность
c. педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция)
d. педагогическая направленность и убежденность
Вопрос 6
В структуру педагогического мастерства входят следующие элементы педагогической технологии (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений
b. стандартизация минимальной мимики и жестов
c. техника и экспрессия речи
d. владение образцовым показом приема, действия
Вопрос 7
В. А. Сластенин в понятии «педагогическое мастерство» выделяет следующие относительно самостоятельных элементы (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности
b. мастерство владения педагогической техникой
c. мастерство убеждения
d. мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности педагогических кадров и административных работников
Вопрос 8
В. А. Сластенин при определении сущности педагогического мастерства отмечает, что это
Выберите один ответ:
a. синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса
b. рукоделие, рукомесло, ремесло, уменье, искусство
c. исследования особенностей педагогической деятельности
d. выполнение педагогом своего труда на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях
Вопрос 9
Важнейшими задатками для овладения педагогической профессией являются (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. сформированные профессиональные знания
b. внешнее обаяние человека
c. здоровая центральная нервная система, желательно сильного типа.
d. развитые органы речи и восприятия
Вопрос 10
Динамизм личности педагога — это
Выберите один ответ:
a. умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости
b. способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей
c. способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству
d. наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека
Вопрос 11
Задатки — это
Выберите один ответ:
a. врожденные психофизические свойства и качества человека, определяющие его способности к той или иной деятельности
b. приобретенные в деятельности психофизические свойства и качества человека, определяющие его способности к той или иной деятельности
c. приобретенные в обучении психофизические свойства и качества человека, определяющие его способности к той или иной деятельности
d. все варианты ответов правильные
Вопрос 12
Знаниевый компонент в структуре профессионального мастерства педагога представлен (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. обширными знаниями по предмету
b. знаниями о родословной своих учеников
c. общими культурологическими знаниями
d. глубокими и прочными знаниями психологии и педагогики
Вопрос 13
К методам формирования педагогической техники относят (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности
b. педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность)
c. систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг)
d. сформированные предметные знания
Вопрос 14
К умению сотрудничать относятся:
Выберите один ответ:
a. дидактические, воспитательные, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения
b. социально-перцептивные способности, владение своим телом, техника культуры речи
c. все варианты ответов правильные
d. умения познать личность ребенка, разобраться в ней; правильно понимать ребенка; влиять на ребенка; управлять инициативой ребенка; защитить ребенка; взаимодействовать; правильно подать информацию; верно воспринимать личность учащегося
Вопрос 15
К умению управлять другими, воздействовать на личность и коллектив относятся:
Выберите один ответ:
a. умения познать личность ребенка, разобраться в ней; правильно понимать ребенка; влиять на ребенка; управлять инициативой ребенка; защитить ребенка; взаимодействовать; правильно подать информацию; верно воспринимать личность учащегося
b. все варианты ответов правильные
c. дидактические, воспитательные, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения
d. социально-перцептивные способности, владение своим телом, техника культуры речи
Вопрос 16
К умению управлять собой относятся:
Выберите один ответ:
a. все варианты ответов правильные
b. социально-перцептивные способности, владение своим телом, техника культуры речи
c. дидактические, воспитательные, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения
d. умения познать личность ребенка, разобраться в ней; правильно понимать ребенка; влиять на ребенка; управлять инициативой ребенка; защитить ребенка; взаимодействовать; правильно подать информацию; верно воспринимать личность учащегося
Вопрос 17
Коммуникабельность — это
Выберите один ответ:
a. наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека
b. способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству
c. умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости
d. способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей
Вопрос 18
Педагогическая умелость характеризуется (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. формированием путей для применения приемов обучения
b. знанием нормативных курсов психологии, педагогики и частных методик
c. достаточно глубоким знанием предмета, который педагог преподает
d. формированием путей для применения методов обучения
Вопрос 19
Педагогическое мастерство проявляется, прежде всего, в (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. в отточенности умений эффективной организации учебно-познавательной и деятельности учащихся (воспитанников) и формировании педагогического общения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса
b. в умениях и навыках самосовершенствования своих педагогических способностей и других значимых профессионально-педагогических свойств и качеств
c. педагогически целесообразных действиях и поступках педагога
d. в освоении базовых педагогических знаний
Вопрос 20
Педагогическое мастерство является таким высоким уровнем профессионально-педагогической деятельности, на котором достигается
Выберите один ответ:
a. выбор способа решения педагогической задачи
b. нет правильных вариантов ответа
c. единство отшлифованных умений и навыков применения психолого-педагогической теории на практике и сформированных личностных свойств педагога, обусловливающих эффективность педагогического процесса
d. создание проблемной ситуации обучения и воспитания
Вопрос 21
По В. Н. Мясищеву, сущность профессиональной направленности личности педагога можно определить, как (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. совокупность жизненно важных мировоззренческих ценностей, которые позволяют педагогу выработать свою профессиональную позицию
b. наличие у педагога определенных педагогических убеждений
c. сформированность педагогического мышления (сознания)
d. сформированность предметных знаний
Вопрос 22
По И. Ф. Харламову, к числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, относятся (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. физические способности
b. наблюдательность
c. склонность к работе с детьми,
d. коммуникабельность, тактичность
Вопрос 23
Понимание педагогического мастерства как высокого уровня профессиональной деятельности педагогов, лежащего в основе более высоких, или высших уровней педагогического профессионализма — педагогического творчества и педагогического новаторства — отражены в работах (отметьте несколько вариантов правильных ответов)
Выберите один или несколько ответов:
a. В. И. Чернышова
b. А. К. Марковой
c. С. И. Масловского
d. И. Ф. Харламова
Вопрос 24
Профессиональная зоркость педагога — это
Выберите один ответ:
a. умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости
b. наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека
c. способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству
d. способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей
Вопрос 25
Профессиональное знание педагога на методическом уровне представлено
Выберите один ответ:
a. уровнем решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях
b. уровнем конструирования учебно-воспитательного процесса
c. знанием закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения
d. знанием законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности
Вопрос 26
Профессиональное знание педагога на методологическом уровне представлено
Выберите один ответ:
a. знанием закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения
b. знанием законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности
c. уровнем конструирования учебно-воспитательного процесса
d. уровнем решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях
Вопрос 27
Профессиональное знание педагога на теоретическом уровне представлено
Выберите один ответ:
a. знанием законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности
b. уровнем решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях
c. знанием закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения
d. уровнем конструирования учебно-воспитательного процесса
Вопрос 28
Профессиональное знание педагога на технологическом уровне представлено
Выберите один ответ:
a. уровнем решения практических задач обучения и воспитания в конкретных условиях
b. знанием законов, принципов и правил педагогики и психологии, основных методов и форм педагогической деятельности
c. знанием закономерностей развития общефилософского плана, обусловленности целей воспитания и обучения
d. уровнем конструирования учебно-воспитательного процесса
Вопрос 29
Структура педагогического мастерства педагога представлена (отметьте несколько вариантов правильных ответов):
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональными знаниями
b. профессиональной литературой
c. профессионально-педагогической направленностью личности педагога
d. профессиональной пригодностью педагога
Вопрос 30
Эмоциональная устойчивость педагога — это
Выберите один ответ:
a. наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека
b. способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству
c. способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей
d. умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости