Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Особенности ценностного ориентирования у студентов психологов

Стоимость
500 руб.
Содержание
Теория + Практика
Объем
57 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Belenkaya_e_v
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ………………….7
1.1. Понятие ценностных ориентаций в трудах отечественных и зарубежных ученых…………………………………………………………7
1.2.Психологическая характеристика позднего юношеского возраста………………………………………………………………………14
1.3.Развитие ценностных ориентаций у студентов психологов……..21
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1………………………………………………………..28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ…29
2.1. Описание выборки…………………………………………………..29
2.2. Психодиагностические методики, используемые для проведения исследования………………………………………………………………….30
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ.34
3.1. Интерпретация результатов по методике «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной………………….34
3.2. Интерпретация результатов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича…………………………………………………….40
3.3. Интерпретация результатов по методике «УСЦД» Е.Б. Фанталовой…………………………………………………………………..44
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3……………………………………………………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………54

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема изучения ценностной сферы студентов-психологов в настоящее время приобретает всё более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знаний о человеке – философии, социологии, психологии, педагогики. Её значимость заключается в том, что система ценностных ориентаций занимает место на пересечении двух предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания, выполняет функции регуляторов поведения, жизнедеятельности личности и определяет основу профессиональной деятельности психологов.
Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Ценности носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически и культурно обусловлены, и индивидуальны, поскольку в них сосредоточен жизненный опыт конкретного субъекта [12].
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития.
Психологической основой ценностных ориентаций личности является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, целей, идеалов, убеждений, мировоззрения, участвующих в создании направленности личности, выражающих социально-детерминированные отношения личности к действительности. Ценностные ориентации личности формируются и развиваются в процессе социализации. Одним из институтов социализации являются учебные заведения различных уровней [12]. Для студентов-психологов особенно важно в процессе обучения помимо накопления знаний формировать ценностные ориентации личности, поскольку профессия психолога предполагает развитость у профессионала именно этих качеств.
В современной психологической литературе проблема ценностных ориентаций личности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Большинство работ посвящено изучению ценностных ориентаций на социологическом уровне. Ряд авторов рассматривают ценностные ориентации в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения (В.А. Ядов, О.С. Дейнека, В.А. Хащенко, Э.Г. Чернова). Изучается динамика ценностных ориентаций (А.Л. Журавлев, Ю.Ю. Колягина). Психологический аспект проблемы ценностных ориентаций личности также нашел отражение в исследованиях отечественных психологов. В.А. Ядов утверждает, что иерархия ценностей детерминирована интеллектом, уровнем притязаний и уровнем конформности личности. Т.Н. Мальковская считает, что ценностные ориентации связаны с характером самооценки. В ходе исследования, проведенного М.С. Яницким, выявлены взаимосвязи ценностных ориентаций личности с уровнем осмысленности жизни, локусом субъективного контроля. О.А. Голянская рассматривает мотив как базовый фактор, влияющий на развитие ценностных ориентаций личности.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым, А. Ф. Амировым, Е. Н. Беловой, Р. Г. Гуровой, В. В. Ластовкой, Е. Л. Рудневой, Т. Н. Семенковой, А. С. Серым, М. С. Яницким и др.
Цель работы: изучить особенности ценностного ориентирования у студентов психологов.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет исследования: особенности ценностного ориентирования у студентов психологов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что ценностные ориентации студентов психологов будут отличаться от ценностных ориентаций студентов культурологов.
Методики исследования:
- методика «Морфологический тест жизненных ценностей» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина);
- методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);
- методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова)
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме ценностного ориентирования студентов психологов.
2. Изучить мотивационно-ценностную структуру личности студентов психологов и студентов культурологов.
3. Определить иерархическую систему ценностных ориентаций студентов.
5. Изучить систему ценностных ориентаций и внутренних конфликтов студентов.
6. Сформулировать выводы.
Теоретико-методологической базой исследования явились труды таких ученых как В.А. Ядов, О.С. Дейнека, В.А. Хащенко, Э.Г. Чернова (ценностные ориентации в контексте проблем регуляции и прогнозирования социального поведения); А.Л. Журавлев, Ю.Ю. Колягина (динамика ценностных ориентаций); Т.Н. Мальковская (связь ценностных ориентаций с самооценкой); О.А. Голянская (связь мотивации и ценностных ориентаций личности) и др.
Практическая значимость полученных результатов. Практическая значимость исследования определяется тем, что выявленная структурно-содержательная характеристика ценностных ориентаций современных студентов позволит оптимизировать психолого-педагогическое воздействие по развитию их мотивации к профессиональному становлению, что будет влиять на повышение качества подготовки будущего специалиста. Материалы курсовой работы позволяют не только представить психологические особенности ценностей современной молодежи, но и управлять процессом их формирования. Выявленные психологические особенности ценностного ориентирования будут полезны практическим психологам-консультантам при разрешении конфликтов, саморазвитии личности, при разработке программ социально-психологического тренинга, для саморазвития, самокоррекции.

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка на расчет