Служба спасения студентов
Служба спасения для студентов

Особенности государственного регулирования социальной сферы

Стоимость
350 руб.
Содержание
Теория
Объем
43 лист.
Год написания

Описание работы

Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Особенности государственного  регулирования социальной сферы»

Оригинальность работы 62%

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследуемой темы связана с провозглашением Российской Федерации правовым демократическим социальным государством. Данные конституционные положения объективно вызывают необходимость создания соответствующей законодательной базы. Сегодня для российского общества характерно много нерешенных проблем в социальной сфере. Наиболее серьезно стоят такие вопросы, как борьба с безработицей, формирование системы пенсионного  страхования,  которая  бы гарантировала возможность в течение трудовой деятельности заработать достойную пенсию, решение жилищного вопроса и многие другие. Серьезным вопросом в условиях экономического кризиса является низкий уровень реальных доходов  населения,  их  резкая дифференциация. Остаются нерешенными трудности в сфере здравоохранения и образования. Ощущается недостаток качества социальных услуг и дефицит квалифицированных кадров в этих сферах.
Наличие  острых  проблем  в  проведении   государственной социальной политики делает тему исследования особенно актуальной.
Объект исследования – процесс формирования социального государства как основного направления в современном социально- политическом развитии.
Предмет исследования – специфика процесса формирования и  развития социального государства в современной России.
Целью исследования является выявление предпосылок и тенденций формирования  социального  государства  в  Российской  Федерации   в новых условиях цивилизационного развития; выработка рекомендаций для эффективной  модернизации  отечественной  социальной  политики  с  учетом национальных особенностей и передового опыта зарубежных стран.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
 
•    определить    общие    закономерности    и    особенности функционирования социальной сферы в РФ;
•    показать роль социальной политики в общественном развитии;
•    определить    принципы    и    функции    государства    в    создании эффективной социальной политики.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу работы составляют применяемые в юридической науке и смежных с ней других науках методы исследования: формально-логический, диалектический, исторический, метод сравнительного анализа, статистический, социологический, технико-юридический и другие.
Проблема социального государства выступала предметом изучения у многих   известных   ученых.   Важным   вкладом    в    расшифровку   понятия социального государства и основных его функций стали труды российских правоведов. Среди них работы таких ученых, как: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, В.Д.  Зорькин,  Ю.К.  Краснов, Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашев, Г.В. Мальцев,  Б.Н.  Топорнин, Б.С. Эбзеев, П.К. Гончаров, В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, С.В. Калашникова, В.A. May, В.П. Милецкий, В.Д. Ромк, В.А. Торлопов, и др.
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников.


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ    ХАРАКТЕРИСТИКА  ФУНКЦИЙ  ГОСУДАРСТВА В
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ    5
1.1.    Социальная    функция    государства    5
1.2.    Понятие    социальной    сферы    12
ГЛАВА    2.    ОСОБЕННОСТИ    РЕГУЛИРОВАНИЯ    СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРЫ…    14
2.1.    Правовое  регулирование  в  социальной  сфере    14
2.2.    Международно-правовые стандарты в социальной сфере    26
2.3.    Эффективность государственного  регулирования  в  социальной  сфере        32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…    38


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Международные правовые акты:
1.    Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
2.    Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей // Советский журнал международного права. 1991. N 3 - 4. С. 136 - 172.

Нормативные правовые акты:
3.    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
4.    Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26. Ст. 3378.
5.    Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации // Российская газета, N 295, 30.12.2013.
6.    Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ О государственной социальной помощи // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
7.    Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ О ветеранах // Российская газета, N 1 - 3, 05.01.2000.
8.    Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
 
9.    Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 21, ст. 699.
10.    Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. N 88. 19.05.2009.
11.    Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 769 Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, N 22, ст. 2666.
12.    Постановление ГД ФС РФ от 11.06.2003 N 4178-III ГД О проекте Федерального закона N 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах // Собрание законодательства РФ, 23.06.2003, N 25, ст. 2477.
13.    Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.
14.    Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

Диссертации и авторефераты:
15.    Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект): дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 73-74.
16.    Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дисс. канд. юрид. наук. М., 2002. С. 122.
 
17.    Мазаева Е.С. Социальная функция современного Российского государства: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 14.
18.    Милецкий В. П. Социальное государство: эволюция теории и практика (политико-социологический анализ): автореф. дис. … д-ра полит. наук. СПб, 1998. С. 15–16.

Учебная и научная литература:

19.    Абалдуев В.А. Государственная политика содействия занятости: проблемы ее формирования и реализации в правовой системе России // Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования: Мат-лы науч.-практ. конф. (Москва, 3 ноября 2010 г.) / Отв. ред. Г.С. Скачкова. М., 2011. С. 29.
20.    Азарова Е.Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении // Журнал российского права. 2018. N 7. С. 16 - 32.
21.    Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 2 - 12.
22.    Акинданова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. 2016. N 6. С. 55.
23.    Айбатов М.М. Влияние социальных факторов на процесс становления правового государства // Юридический вестник ДГУ. 2014. №2.
С. 74.
24.    Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства: Монография. Саратов, 1979. С, 44.
25.    Болдырев О.Ю. Социальное государство и конституция // Социально-экономические    проблемы    современности:    поиски междисциплинарных  решений:  сб.  науч.тр.  участников  Междунар.  конф.
«XXIV Кондратьевские чтения» / под ред. В.М. Бондаренко.М., 2017. С. 47-51.
 
26.    Воронин Ю. В. К вопросу о роли социального обеспечения в рыночной экономике // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / отв. ред. А. В. Габов, Н. В. Путило. М., 2015. С, 154.
27.    Евстратов А.Э. Цели правотворчества социального государства (постановка проблемы) // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2016.
№ 1 (46). С. 28-35.
28.    Загайнов Л.И. Социалистическое государство и законы экономики. М., 1975. С. 90.
29.    Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 133.
30.    Капелюшников Р. Неравенство: как не примитизировать проблему
// Вопросы экономики. 2017. N 4. С. 33-37.
31.    Каск Л.И. Функции и структура государства: Монография / Отв. ред. Д.А. Керимов. Л., 1969. С. 77.
32.    Козлов А.Е. Социальная политика государства. М., 1991. С. 122-
123.
33.    Клейнер    Г.    От    "экономики    физических    лиц"    к    системной
экономике // Вопросы экономики. 2017. N 8. С. 67.
34.    Кочкалова Л.И. Социальная функция Российского государства: теоретико-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 12. С. 14 - 19.
35.    Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 2. С. 131-138.
36.    Лукашева Е.А. Социальное государство: модернизация и параметры развития // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2010. № 3. С. 10-11, 15-19.
 
37.    Овчарова Л. Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт - М.: М-Студио, 2009. С, 111.
38.    Орлова Е.Е. Правовое регулирование занятости населения в странах (государствах) - членах СНГ: Моногр. Тамбов, 2009. С. 62.
39.    Общая теория государства и права: государство / Отв. ред. В.Е. Усанов. М., 2009. С, 44-47.
40.    Печникова О.Г. К вопросу об эволюции нормативного регулирования медицинских и социальных проблем российского общества и государства с древности и до наших дней // Социальное и пенсионное право. 2017. N 1. С. 44 - 47.
41.    Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 3 - 6.
42.    Сулейманова Г.В. Современное состояние законодательства о занятости населения в Российской Федерации // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права и социального обеспечения: Материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2010. С. 351 - 352.
43.    Сулягина Е.А. Труд и занятость - объекты конституционно- правового регулирования в Российской Федерации как социальном государстве // Современное право. 2018. N 6. С. 29 - 36.
44.    Федоров С. М. Социальная политика в странах Европейского Союза: от неолиберализма, к идеям активного социального государства // Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия. М., 2009. С. 345.
45.    Четверкин В.А. Функции государства // Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 640.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Для современного состояния Российской Федерации свойственно достаточно сложное и противоречивое положение. Так, ввиду длительного реформирования практически всех сфер народно-хозяйственной жизни общества произошло четкое сознание необходимости формирования социального государства, которое позволяет гражданам чувствовать себя максимально защищенными.
Защита социальной сферы - одна из основных задач государства и общества и одна из главных функций правоохранительных, правотворческих и контрольно-надзорных органов Российской Федерации.
Статья 7 Конституции РФ закрепляет то, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Значение данной нормы для социальной сферы трудно переоценить, поскольку именно благодаря ей в нашем государстве образована и развивается система социальных служб, медицинских организаций, служб занятости населения и иных органов социальной защиты граждан.
Степень участия государства в экономико-социальной сфере полностью зависит от уровня развития экономических и социальных отношений в обществе, усиления (ослабления) механизма защиты прав и свобод, социальных гарантий граждан, финансовой стабилизации экономики - развития финансового рынка и рынка занятости, сокращения (увеличения) темпов   инфляции   и   т.п.   В   условиях   экономического   кризиса   роль
государственного   регулирования   существенно   возрастает.   В   странах   с
 
рыночной экономикой доля и объем вмешательства государства в экономико- социальную сферу преимущественно имеет косвенный характер. Тем не менее следует подчеркнуть, что в большинстве случаев применение административных методов объективно необходимо и связано с осуществлением экономических методов, многие из которых содержат элемент государственного администрирования, равно как и административные методы несут в себе экономический элемент. Осуществляя те или иные функции, государство лишь применяет разнообразные методы воздействия на экономико-социальные отношения.
Определение государством своевременности ухода от государственного регулирования (или, наоборот, установление государственного регулирования) должно коррелировать с принципом соотношения публично- правовых и частноправовых начал в механизме регулирования социально- экономических отношений, от которого зависит и степень его результативности. Поэтому труднейшей задачей для государства является поиск оптимально гармоничной системы достижения баланса частных и публичных интересов и использования метода маневрирования в целях поддержания как собственных интересов, так и общественных. При замене конкретного метода регулирования на иные должен учитываться принцип соразмерности правового регулирования.
В современном российском обществе сложилась тенденция, свидетельствующая о бессистемном и противоречивом нормативно-правовом обеспечении формирующейся системы социальной защиты населения, не соответствующая уровню развития российской и международной нормативной практики. Противоречия нормативно-правового характера обусловили необходимость периодического обновления и уточнения правового механизма по мере изменения социально-экономической ситуации в стране.
 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в MAXНаписать в TelegramНаписать в WhatsApp
Заявка на расчет