ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ»
Оригинальность работы 67%
Актуальность исследования. Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.
Правильно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом. Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.
В нашей стране проблемы преодоления речевых нарушений у детей решаются на базе групп компенсирующей направленности и коррекционных классов, которые призваны осуществлять коррекцию речевых нарушений у ребёнка и развивать предпосылки школьного обучения. Работа по коррекции речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.
Основным специалистом группы или класса компенсирующей направленности является учитель-логопед, педагог-дефектолог, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с другими воспитателями (педагогами) ведет подготовку к школе. В работе с детьми с нарушениями речи уделяется внимание развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.
Проблема коррекции речевого развития освещена в трудах Л. С Волковой, Н. С Жуковой, Р. И Лалаевой, Е. М. Мастюковой, О. С. Орловой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховскаой и др.
В отечественной логопедии имеются сведения о том, что даже в условиях логопедической работы речевые нарушения нередко имеют устойчивую форму и продолжают сохраняться в старшем возрасте (О. Е. Грибова, Л. Р. Давидович, А. Н. Корнев и др).
Организация занятий по развитию речи на начальном этапе обучения требует четкого отбора дидактического и речевого материала, который будет предъявляться детям. Взрослые, обсуждая с детьми различные предметы и явления, используют большой объем дидактического и речевого материала, включающий как обиходно-разговорную, так и тематическую лексику. Это является необходимым условием организации речевой среды в группе, предполагающей постоянное мотивированное речевое общение с детьми.
В процессе работы над дидактическим и речевым материалом должны быть обеспечены разные условия его применения в детском саду и дома: в быту, в играх и другой деятельности. Включение слова в различные между условные связи будет способствовать пониманию обращенной речи, активизации речевой практики ребёнка.
Цель исследования – теоретическое изучение особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях;
2. Рассмотреть особенности организации логопедических занятий;
3. Охарактеризовать речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий;
4. Обосновать требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.
Объект исследования – процесс организации логопедических занятий.
Предмет исследования – особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.
Методы исследования: теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………..
6
1.1 Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях…………………………………
6
1.2 Особенности организации логопедических занятий…………………... 12
Выводы по главе 1.......................................................................................... 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………….
19
2.1 Характеристика речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий……………………………………
19
2.2 Требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий…………………...
24
Выводы по главе 2.......................................................................................... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М. : РАО, 2013. – С. 27-43.
2. Арбекова, Н. Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда / Н. Е. Арбекова. – М. : РГГУ, 2014. – 168 c.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова – М. : АСТ: Астрель, 2016. – 222 с.
4. Белянин, В. П. Психолингвистика. Учебник / В. П. Белянин. – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 232 с.
5. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – С. 204-236
6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша – М. : ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.
7. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М.: Владос, 2011. – 970 c.
8. Демьянов, Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями в усвоении элементарных школьных навыков / Ю. Г. Демьянов. – М. : Наука, 2017. – 240 с.
9. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 2013. – 320 с.
10. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. / И. А. Зимняя – Воронеж : НПО МОДЭК, 2014. – 432 с.
11. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. – М. : АСТ, 2016. – 80 c.
12. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
13. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М.: Гном, 2014. – 216 c.
14. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е. В. Кузьмина. – М.: Сфера, 2015. – 64 c.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2013. – 367 с.
16. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. методических рекомендаций / Авторы- составители Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева и другие. – М. : САГА: ФОРУМ, 2016. – 272 с.
17. Лопухина, И. С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – СПб : Дельта, 2017. – 128 с.
18. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. / Т. А. Матросова – М. : Сфера, 2015. –190 с.
19. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
20. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. Ред. Г. В. Чиркиной. – М. : РРКТИ, 2015. – 240 с.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. – М. : Академия, 2018. – 200 с.
22. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 2013. – 272 с.
23. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2017. – 448 с.
24. Полушкина, Н. Н. Диагностический справочник логопеда / Н. Н. Полушкина. – М. : Астрель, 2017. – 714 c.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с.
26. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т. А. Ткаченко. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2016. – 112с.
27. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Изд-во Просвещение, 2017. – 222 с.
28. Ханьшева, Г. В. Логопед спешит на помощь / Г. В. Ханьшева, Н. В. Иващенко, Е. В. Иващенко. – М. : Феникс, 2013. – 112 c.
29. Хватцев, М. Е. Логопедия. Книга 1 / М. Е. Хватцев. – М. : Владос, 2014. – 272 с.
30. Цветкова, Л. С. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии / Л. С. Цветкова, Т. М. Пирцхалайшвили //Дефектология. – 2008. – № 5. – C. 35-40
31. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, – 240 с.
32. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
33. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г. Р. Шашкина. – М. : Издательский центр Академия, 2015. – 192 с.
34. Шаховская, С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С. Н. Шаховская // Патология речи. – М. : Академия, 2011. – С. 30-62.
35. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин – М. : Владос, 2014. –270 с.
Для раскрытия темы исследования необходимо было охарактеризовать речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий. Так обобщая полученные результаты в ходе рассмотрения данного вопроса следует сказать, что речевой и дидактический материал для проведения занятий определяется логопедом по таким параметрам: согласно материалу, который изучается на других занятиях; в соответствии с задачами коррекции речевой деятельности детей согласно указанным программным требованиям; в соответствии с потребностями дополнительной отработки (закрепления) материала с каждым ребенком на индивидуальных занятиях. Дидактический и речевой материал включает: наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп; настольные игры (лото, домино и др.); альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная азбука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы и прочее.
Также следует отметить, что существуют определенные требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий. Так отбор речевого и дидактического материала осуществляется исходя из следующих принципов: принцип доступности; принцип наглядности; принцип от простого к сложному; системный принцип; принцип индивидуального и дифференцированного подхода. А с целью эффективности устранения нарушений речи логопед опирается и на определённые критерии в отборе необходимого материала: критерий методической необходимости и достаточности; критерий адекватности природе изучаемого речевого явления; критерий возрастной дифференциации и критерий преемственности.
Таким образом, использование в логопедической работе разнообразного речевого и дидактического материала приводит к стимуляции систем соответствия речевых зон коры главного мозга, нормализацию анатомо-физиологических процессов организма, сокращает сроки коррекционной работы, повышается качество и эффективность работы, снижает энергетические затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей. Благодаря систематической, целенаправленной и грамотно выстроенной логопедической работе можно корректировать речевые нарушения детей и развить их речевые способности.
Оригинальность работы 67%
Актуальность исследования. Речь – является высшей психической функцией, важнейшим критерием, по которому оценивается общее развитие ребенка. Развитие речи тесно связано с другими психическими процессами: мышлением, памятью, воображением, вниманием. Именно поэтому важно следить за речевым развитием ребенка, чтобы вовремя выявить нарушения речи у детей, если они имеют место быть.
Правильно выбранные методы логопедического воздействия способны помочь как в диагностике, так и в коррекции различных речевых нарушений. Этот вопрос остается актуальным до сих пор, как в нашей стране, так и за рубежом. Высокая пластичность центральной нервной системы, социальная сущность речи, выбор правильных средств, методов и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса устранения речевых нарушений.
В нашей стране проблемы преодоления речевых нарушений у детей решаются на базе групп компенсирующей направленности и коррекционных классов, которые призваны осуществлять коррекцию речевых нарушений у ребёнка и развивать предпосылки школьного обучения. Работа по коррекции речевых нарушений тесно связана с работой по коррекции базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности ребёнка.
Основным специалистом группы или класса компенсирующей направленности является учитель-логопед, педагог-дефектолог, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с другими воспитателями (педагогами) ведет подготовку к школе. В работе с детьми с нарушениями речи уделяется внимание развитию базовых психических процессов и интеллектуальной деятельности.
Проблема коррекции речевого развития освещена в трудах Л. С Волковой, Н. С Жуковой, Р. И Лалаевой, Е. М. Мастюковой, О. С. Орловой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховскаой и др.
В отечественной логопедии имеются сведения о том, что даже в условиях логопедической работы речевые нарушения нередко имеют устойчивую форму и продолжают сохраняться в старшем возрасте (О. Е. Грибова, Л. Р. Давидович, А. Н. Корнев и др).
Организация занятий по развитию речи на начальном этапе обучения требует четкого отбора дидактического и речевого материала, который будет предъявляться детям. Взрослые, обсуждая с детьми различные предметы и явления, используют большой объем дидактического и речевого материала, включающий как обиходно-разговорную, так и тематическую лексику. Это является необходимым условием организации речевой среды в группе, предполагающей постоянное мотивированное речевое общение с детьми.
В процессе работы над дидактическим и речевым материалом должны быть обеспечены разные условия его применения в детском саду и дома: в быту, в играх и другой деятельности. Включение слова в различные между условные связи будет способствовать пониманию обращенной речи, активизации речевой практики ребёнка.
Цель исследования – теоретическое изучение особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.
Задачи исследования:
1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях;
2. Рассмотреть особенности организации логопедических занятий;
3. Охарактеризовать речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий;
4. Обосновать требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.
Объект исследования – процесс организации логопедических занятий.
Предмет исследования – особенности подбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий.
Методы исследования: теоретический (анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме изучения использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях).
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………………………………………..
6
1.1 Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по вопросам использования речевого и дидактического материала на логопедических занятиях…………………………………
6
1.2 Особенности организации логопедических занятий…………………... 12
Выводы по главе 1.......................................................................................... 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА РЕЧЕВОГО И ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ…………………….
19
2.1 Характеристика речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий……………………………………
19
2.2 Требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий…………………...
24
Выводы по главе 2.......................................................................................... 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 32
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, М. М. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях / М. М. Алексеева, О. С. Ушакова // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М. : РАО, 2013. – С. 27-43.
2. Арбекова, Н. Е. Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда / Н. Е. Арбекова. – М. : РГГУ, 2014. – 168 c.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е. Ф. Архипова – М. : АСТ: Астрель, 2016. – 222 с.
4. Белянин, В. П. Психолингвистика. Учебник / В. П. Белянин. – М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2014. – 232 с.
5. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. А. Волкова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – С. 204-236
6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша – М. : ТЦ «Сфера», 2013. – 128 с.
7. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у подростков и взрослых. Пособие для логопеда / Н. А. Гегелия. – М.: Владос, 2011. – 970 c.
8. Демьянов, Ю. Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями в усвоении элементарных школьных навыков / Ю. Г. Демьянов. – М. : Наука, 2017. – 240 с.
9. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД ЛТД, 2013. – 320 с.
10. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. / И. А. Зимняя – Воронеж : НПО МОДЭК, 2014. – 432 с.
11. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. – М. : АСТ, 2016. – 80 c.
12. Картушина, М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
13. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М.: Гном, 2014. – 216 c.
14. Кузьмина, Е. В. Бланковые методики в работе логопеда / Е. В. Кузьмина. – М.: Сфера, 2015. – 64 c.
15. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М. : Просвещение, 2013. – 367 с.
16. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. методических рекомендаций / Авторы- составители Л. В. Лопатина, Г. Г. Голубева и другие. – М. : САГА: ФОРУМ, 2016. – 272 с.
17. Лопухина, И. С. Логопедия, упражнения для развития речи: Пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина. – СПб : Дельта, 2017. – 128 с.
18. Матросова, Т. А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. / Т. А. Матросова – М. : Сфера, 2015. –190 с.
19. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. – 224 с.
20. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. Ред. Г. В. Чиркиной. – М. : РРКТИ, 2015. – 240 с.
21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. – М. : Академия, 2018. – 200 с.
22. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 2013. – 272 с.
23. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2017. – 448 с.
24. Полушкина, Н. Н. Диагностический справочник логопеда / Н. Н. Полушкина. – М. : Астрель, 2017. – 714 c.
25. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с.
26. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т. А. Ткаченко. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2016. – 112с.
27. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Изд-во Просвещение, 2017. – 222 с.
28. Ханьшева, Г. В. Логопед спешит на помощь / Г. В. Ханьшева, Н. В. Иващенко, Е. В. Иващенко. – М. : Феникс, 2013. – 112 c.
29. Хватцев, М. Е. Логопедия. Книга 1 / М. Е. Хватцев. – М. : Владос, 2014. – 272 с.
30. Цветкова, Л. С. Роль зрительного образа в формировании речи у детей с различными формами речевой патологии / Л. С. Цветкова, Т. М. Пирцхалайшвили //Дефектология. – 2008. – № 5. – C. 35-40
31. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, – 240 с.
32. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
33. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г. Р. Шашкина. – М. : Издательский центр Академия, 2015. – 192 с.
34. Шаховская, С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией / С. Н. Шаховская // Патология речи. – М. : Академия, 2011. – С. 30-62.
35. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин – М. : Владос, 2014. –270 с.
Для раскрытия темы исследования необходимо было охарактеризовать речевой и дидактический материал для проведения логопедических занятий. Так обобщая полученные результаты в ходе рассмотрения данного вопроса следует сказать, что речевой и дидактический материал для проведения занятий определяется логопедом по таким параметрам: согласно материалу, который изучается на других занятиях; в соответствии с задачами коррекции речевой деятельности детей согласно указанным программным требованиям; в соответствии с потребностями дополнительной отработки (закрепления) материала с каждым ребенком на индивидуальных занятиях. Дидактический и речевой материал включает: наборы игрушек (образные, игры-забавы; строительный материал) для детей разных возрастных групп; настольные игры (лото, домино и др.); альбомы для обследования и коррекции речи, предметные и сюжетные картинки; разрезная азбука; счетный материал; мозаика; набор предметов разного цвета, величины, формы и прочее.
Также следует отметить, что существуют определенные требования и принципы отбора речевого и дидактического материала для проведения логопедических занятий. Так отбор речевого и дидактического материала осуществляется исходя из следующих принципов: принцип доступности; принцип наглядности; принцип от простого к сложному; системный принцип; принцип индивидуального и дифференцированного подхода. А с целью эффективности устранения нарушений речи логопед опирается и на определённые критерии в отборе необходимого материала: критерий методической необходимости и достаточности; критерий адекватности природе изучаемого речевого явления; критерий возрастной дифференциации и критерий преемственности.
Таким образом, использование в логопедической работе разнообразного речевого и дидактического материала приводит к стимуляции систем соответствия речевых зон коры главного мозга, нормализацию анатомо-физиологических процессов организма, сокращает сроки коррекционной работы, повышается качество и эффективность работы, снижает энергетические затраты, налаживается преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции речи детей. Благодаря систематической, целенаправленной и грамотно выстроенной логопедической работе можно корректировать речевые нарушения детей и развить их речевые способности.