Особенности правовового регулирования в социальной сфере в РФ
Описание работы
Работа пользователя Vseznayka1995
Добрый день! Уважаемые студенты, Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему: «Особенности правовового регулирования в социальной сфере в РФ»
Актуальность исследуемой темы связана с провозглашением Российской Федерации правовым демократическим социальным государством. Данные конституционные положения объективно вызывают необходимость создания соответствующей законодательной базы. Сегодня для российского общества характерно много нерешенных проблем в социальной сфере. Наиболее серьезно стоят такие вопросы, как борьба с безработицей, формирование системы пенсионного страхования, которая бы гарантировала возможность в течение трудовой деятельности заработать достойную пенсию, решение жилищного вопроса и многие другие. Серьезным вопросом в условиях экономического кризиса является низкий уровень реальных доходов населения, их резкая дифференциация. Остаются нерешенными трудности в сфере здравоохранения и образования. Ощущается недостаток качества социальных услуг и дефицит квалифицированных кадров в этих сферах.
Наличие острых проблем в проведении государственной социальной политики делает тему исследования особенно актуальной.
Объект исследования – процесс формирования социального государства как основного направления в современном социально-политическом развитии.
Предмет исследования – специфика процесса формирования и развития социального государства в современной России.
Целью исследования является выявление предпосылок и тенденций формирования социального государства в Российской Федерации в новых условиях цивилизационного развития; выработка рекомендаций для эффективной модернизации отечественной социальной политики с учетом национальных особенностей и передового опыта зарубежных стран.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• определить общие закономерности и особенности функционирования социальной сферы в РФ;
• показать роль социальной политики в общественном развитии;
• определить принципы и функции государства в создании эффективной социальной политики.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу работы составляют применяемые в юридической науке и смежных с ней других науках методы исследования: формально-логический, диалектический, исторический, метод сравнительного анализа, статистический, социологический, технико-юридический и другие.
Проблема социального государства выступала предметом изучения у многих известных ученых. Важным вкладом в расшифровку понятия социального государства и основных его функций стали труды российских правоведов. Среди них работы таких ученых, как: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, В.Д. Зорькин, Ю.К. Краснов, Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашев, Г.В. Мальцев, Б.Н. Топорнин, Б.С. Эбзеев, П.К. Гончаров, В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, С.В. Калашникова, В.A. May, В.П. Милецкий, В.Д. Ромк, В.А. Торлопов, и др.
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ……………………………..……………………………5
1.1. Социальная функция государства………..…………………………5
1.2. Понятие социальной сферы…………………………………………12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………..………….……142.1. Правовое регулирование в социальной сфере………………..………..14
2.2. Международно-правовые стандарты в социальной сфере……………….26
2.3. Эффективность государственного регулирования в социальной сфере…………………………………………………………………………..….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
2. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей // Советский журнал международного права. 1991. N 3 - 4. С. 136 - 172.
Нормативные правовые акты:
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26. Ст. 3378.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации // Российская газета, N 295, 30.12.2013.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ О государственной социальной помощи // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
7. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ О ветеранах // Российская газета, N 1 - 3, 05.01.2000.
8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
9. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 21, ст. 699.
10. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. N 88. 19.05.2009.
11. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 769 Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, N 22, ст. 2666.
12. Постановление ГД ФС РФ от 11.06.2003 N 4178-III ГД О проекте Федерального закона N 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах // Собрание законодательства РФ, 23.06.2003, N 25, ст. 2477.
13. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.
14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Диссертации и авторефераты:
15. Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект): дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 73-74.
16. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дисс. канд. юрид. наук. М., 2002. С. 122.
17. Мазаева Е.С. Социальная функция современного Российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 14.
18. Милецкий В. П. Социальное государство: эволюция теории и практика (политико-социологический анализ): автореф. дис. … д-ра полит. наук. СПб, 1998. С. 15–16.
Учебная и научная литература:
19. Абалдуев В.А. Государственная политика содействия занятости: проблемы ее формирования и реализации в правовой системе России // Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования: Мат-лы науч.-практ. конф. (Москва, 3 ноября 2010 г.) / Отв. ред. Г.С. Скачкова. М., 2011. С. 29.
20. Азарова Е.Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении // Журнал российского права. 2018. N 7. С. 16 - 32.
21. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 2 - 12.
22. Акинданова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. 2016. N 6. С. 55.
23. Айбатов М.М. Влияние социальных факторов на процесс становления правового государства // Юридический вестник ДГУ. 2014. №2. С. 74.
24. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства: Монография. Саратов, 1979. С, 44.
25. Болдырев О.Ю. Социальное государство и конституция // Социально-экономические проблемы современности: поиски междисциплинарных решений: сб. науч.тр. участников Междунар. конф. «XXIV Кондратьевские чтения» / под ред. В.М. Бондаренко.М., 2017. С. 47-51.
26. Воронин Ю. В. К вопросу о роли социального обеспечения в рыночной экономике // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / отв. ред. А. В. Габов, Н. В. Путило. М., 2015. С, 154.
27. Евстратов А.Э. Цели правотворчества социального государства (постановка проблемы) // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2016. № 1 (46). С. 28-35.
28. Загайнов Л.И. Социалистическое государство и законы экономики. М., 1975. С. 90.
29. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 133.
30. Капелюшников Р. Неравенство: как не примитизировать проблему // Вопросы экономики. 2017. N 4. С. 33-37.
31. Каск Л.И. Функции и структура государства: Монография / Отв. ред. Д.А. Керимов. Л., 1969. С. 77.
32. Козлов А.Е. Социальная политика государства. М., 1991. С. 122-123.
33. Клейнер Г. От "экономики физических лиц" к системной экономике // Вопросы экономики. 2017. N 8. С. 67.
34. Кочкалова Л.И. Социальная функция Российского государства: теоретико-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 12. С. 14 - 19.
35. Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 2. С. 131-138.
36. Лукашева Е.А. Социальное государство: модернизация и параметры развития // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2010. № 3. С. 10-11, 15-19.
37. Овчарова Л. Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт - М.: М-Студио, 2009. С, 111.
38. Орлова Е.Е. Правовое регулирование занятости населения в странах (государствах) - членах СНГ: Моногр. Тамбов, 2009. С. 62.
39. Общая теория государства и права: государство / Отв. ред. В.Е. Усанов. М., 2009. С, 44-47.
40. Печникова О.Г. К вопросу об эволюции нормативного регулирования медицинских и социальных проблем российского общества и государства с древности и до наших дней // Социальное и пенсионное право. 2017. N 1. С. 44 - 47.
41. Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 3 - 6.
42. Сулейманова Г.В. Современное состояние законодательства о занятости населения в Российской Федерации // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права и социального обеспечения: Материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2010. С. 351 - 352.
43. Сулягина Е.А. Труд и занятость - объекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации как социальном государстве // Современное право. 2018. N 6. С. 29 - 36.
44. Федоров С. М. Социальная политика в странах Европейского Союза: от неолиберализма, к идеям активного социального государства // Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия. М., 2009. С. 345.
45. Четверкин В.А. Функции государства // Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 640.
Для современного состояния Российской Федерации свойственно достаточно сложное и противоречивое положение. Так, ввиду длительного реформирования практически всех сфер народно-хозяйственной жизни общества произошло четкое сознание необходимости формирования социального государства, которое позволяет гражданам чувствовать себя максимально защищенными.
Защита социальной сферы - одна из основных задач государства и общества и одна из главных функций правоохранительных, правотворческих и контрольно-надзорных органов Российской Федерации.
Статья 7 Конституции РФ закрепляет то, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Значение данной нормы для социальной сферы трудно переоценить, поскольку именно благодаря ей в нашем государстве образована и развивается система социальных служб, медицинских организаций, служб занятости населения и иных органов социальной защиты граждан.
Степень участия государства в экономико-социальной сфере полностью зависит от уровня развития экономических и социальных отношений в обществе, усиления (ослабления) механизма защиты прав и свобод, социальных гарантий граждан, финансовой стабилизации экономики - развития финансового рынка и рынка занятости, сокращения (увеличения) темпов инфляции и т.п. В условиях экономического кризиса роль государственного регулирования существенно возрастает. В странах с рыночной экономикой доля и объем вмешательства государства в экономико-социальную сферу преимущественно имеет косвенный характер. Тем не менее следует подчеркнуть, что в большинстве случаев применение административных методов объективно необходимо и связано с осуществлением экономических методов, многие из которых содержат элемент государственного администрирования, равно как и административные методы несут в себе экономический элемент. Осуществляя те или иные функции, государство лишь применяет разнообразные методы воздействия на экономико-социальные отношения.
Определение государством своевременности ухода от государственного регулирования (или, наоборот, установление государственного регулирования) должно коррелировать с принципом соотношения публично-правовых и частноправовых начал в механизме регулирования социально-экономических отношений, от которого зависит и степень его результативности. Поэтому труднейшей задачей для государства является поиск оптимально гармоничной системы достижения баланса частных и публичных интересов и использования метода маневрирования в целях поддержания как собственных интересов, так и общественных. При замене конкретного метода регулирования на иные должен учитываться принцип соразмерности правового регулирования.
В современном российском обществе сложилась тенденция, свидетельствующая о бессистемном и противоречивом нормативно-правовом обеспечении формирующейся системы социальной защиты населения, не соответствующая уровню развития российской и международной нормативной практики. Противоречия нормативно-правового характера обусловили необходимость периодического обновления и уточнения правового механизма по мере изменения социально-экономической ситуации в стране.
Актуальность исследуемой темы связана с провозглашением Российской Федерации правовым демократическим социальным государством. Данные конституционные положения объективно вызывают необходимость создания соответствующей законодательной базы. Сегодня для российского общества характерно много нерешенных проблем в социальной сфере. Наиболее серьезно стоят такие вопросы, как борьба с безработицей, формирование системы пенсионного страхования, которая бы гарантировала возможность в течение трудовой деятельности заработать достойную пенсию, решение жилищного вопроса и многие другие. Серьезным вопросом в условиях экономического кризиса является низкий уровень реальных доходов населения, их резкая дифференциация. Остаются нерешенными трудности в сфере здравоохранения и образования. Ощущается недостаток качества социальных услуг и дефицит квалифицированных кадров в этих сферах.
Наличие острых проблем в проведении государственной социальной политики делает тему исследования особенно актуальной.
Объект исследования – процесс формирования социального государства как основного направления в современном социально-политическом развитии.
Предмет исследования – специфика процесса формирования и развития социального государства в современной России.
Целью исследования является выявление предпосылок и тенденций формирования социального государства в Российской Федерации в новых условиях цивилизационного развития; выработка рекомендаций для эффективной модернизации отечественной социальной политики с учетом национальных особенностей и передового опыта зарубежных стран.
Для достижения данной цели ставятся и решаются следующие задачи:
• определить общие закономерности и особенности функционирования социальной сферы в РФ;
• показать роль социальной политики в общественном развитии;
• определить принципы и функции государства в создании эффективной социальной политики.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу работы составляют применяемые в юридической науке и смежных с ней других науках методы исследования: формально-логический, диалектический, исторический, метод сравнительного анализа, статистический, социологический, технико-юридический и другие.
Проблема социального государства выступала предметом изучения у многих известных ученых. Важным вкладом в расшифровку понятия социального государства и основных его функций стали труды российских правоведов. Среди них работы таких ученых, как: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, В.Д. Зорькин, Ю.К. Краснов, Е.И. Козлов, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашев, Г.В. Мальцев, Б.Н. Топорнин, Б.С. Эбзеев, П.К. Гончаров, В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, С.В. Калашникова, В.A. May, В.П. Милецкий, В.Д. Ромк, В.А. Торлопов, и др.
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список используемых источников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ……………………………..……………………………5
1.1. Социальная функция государства………..…………………………5
1.2. Понятие социальной сферы…………………………………………12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ…………………………………………………………..………….……142.1. Правовое регулирование в социальной сфере………………..………..14
2.2. Международно-правовые стандарты в социальной сфере……………….26
2.3. Эффективность государственного регулирования в социальной сфере…………………………………………………………………………..….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Международные правовые акты:
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
2. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей // Советский журнал международного права. 1991. N 3 - 4. С. 136 - 172.
Нормативные правовые акты:
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 26. Ст. 3378.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации // Российская газета, N 295, 30.12.2013.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ О государственной социальной помощи // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3699.
7. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ О ветеранах // Российская газета, N 1 - 3, 05.01.2000.
8. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ О государственных пособиях гражданам, имеющим детей // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1929.
9. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 21, ст. 699.
10. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. N 88. 19.05.2009.
11. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 769 Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов // Собрание законодательства РФ, 27.05.1996, N 22, ст. 2666.
12. Постановление ГД ФС РФ от 11.06.2003 N 4178-III ГД О проекте Федерального закона N 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах // Собрание законодательства РФ, 23.06.2003, N 25, ст. 2477.
13. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.
14. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
Диссертации и авторефераты:
15. Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой аспект): дисс. … канд. юрид. наук. М., 1998. С. 73-74.
16. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дисс. канд. юрид. наук. М., 2002. С. 122.
17. Мазаева Е.С. Социальная функция современного Российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 14.
18. Милецкий В. П. Социальное государство: эволюция теории и практика (политико-социологический анализ): автореф. дис. … д-ра полит. наук. СПб, 1998. С. 15–16.
Учебная и научная литература:
19. Абалдуев В.А. Государственная политика содействия занятости: проблемы ее формирования и реализации в правовой системе России // Занятость и трудоустройство в современной России: проблемы правового регулирования: Мат-лы науч.-практ. конф. (Москва, 3 ноября 2010 г.) / Отв. ред. Г.С. Скачкова. М., 2011. С. 29.
20. Азарова Е.Г. Конституционные требования к российскому законодательству о социальном обеспечении // Журнал российского права. 2018. N 7. С. 16 - 32.
21. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 2 - 12.
22. Акинданова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. 2016. N 6. С. 55.
23. Айбатов М.М. Влияние социальных факторов на процесс становления правового государства // Юридический вестник ДГУ. 2014. №2. С. 74.
24. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства: Монография. Саратов, 1979. С, 44.
25. Болдырев О.Ю. Социальное государство и конституция // Социально-экономические проблемы современности: поиски междисциплинарных решений: сб. науч.тр. участников Междунар. конф. «XXIV Кондратьевские чтения» / под ред. В.М. Бондаренко.М., 2017. С. 47-51.
26. Воронин Ю. В. К вопросу о роли социального обеспечения в рыночной экономике // Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / отв. ред. А. В. Габов, Н. В. Путило. М., 2015. С, 154.
27. Евстратов А.Э. Цели правотворчества социального государства (постановка проблемы) // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2016. № 1 (46). С. 28-35.
28. Загайнов Л.И. Социалистическое государство и законы экономики. М., 1975. С. 90.
29. Иваненко В.А., Иваненко В.С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. СПб., 2003. С. 133.
30. Капелюшников Р. Неравенство: как не примитизировать проблему // Вопросы экономики. 2017. N 4. С. 33-37.
31. Каск Л.И. Функции и структура государства: Монография / Отв. ред. Д.А. Керимов. Л., 1969. С. 77.
32. Козлов А.Е. Социальная политика государства. М., 1991. С. 122-123.
33. Клейнер Г. От "экономики физических лиц" к системной экономике // Вопросы экономики. 2017. N 8. С. 67.
34. Кочкалова Л.И. Социальная функция Российского государства: теоретико-правовой аспект // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 12. С. 14 - 19.
35. Локосов В., Ярашева А. Проект Социального кодекса Российской Федерации и социальное государство // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013. № 2. С. 131-138.
36. Лукашева Е.А. Социальное государство: модернизация и параметры развития // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2010. № 3. С. 10-11, 15-19.
37. Овчарова Л. Н. Теоретические и практические подходы к оценке уровня, профиля и факторов бедности: российский и международный опыт - М.: М-Студио, 2009. С, 111.
38. Орлова Е.Е. Правовое регулирование занятости населения в странах (государствах) - членах СНГ: Моногр. Тамбов, 2009. С. 62.
39. Общая теория государства и права: государство / Отв. ред. В.Е. Усанов. М., 2009. С, 44-47.
40. Печникова О.Г. К вопросу об эволюции нормативного регулирования медицинских и социальных проблем российского общества и государства с древности и до наших дней // Социальное и пенсионное право. 2017. N 1. С. 44 - 47.
41. Скачкова Г.С. Социальная политика Российского государства и трудовое законодательство // Трудовое право в России и за рубежом. 2017. N 4. С. 3 - 6.
42. Сулейманова Г.В. Современное состояние законодательства о занятости населения в Российской Федерации // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права и социального обеспечения: Материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2010. С. 351 - 352.
43. Сулягина Е.А. Труд и занятость - объекты конституционно-правового регулирования в Российской Федерации как социальном государстве // Современное право. 2018. N 6. С. 29 - 36.
44. Федоров С. М. Социальная политика в странах Европейского Союза: от неолиберализма, к идеям активного социального государства // Социальная политика в контексте межсекторного взаимодействия. М., 2009. С. 345.
45. Четверкин В.А. Функции государства // Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 640.
Для современного состояния Российской Федерации свойственно достаточно сложное и противоречивое положение. Так, ввиду длительного реформирования практически всех сфер народно-хозяйственной жизни общества произошло четкое сознание необходимости формирования социального государства, которое позволяет гражданам чувствовать себя максимально защищенными.
Защита социальной сферы - одна из основных задач государства и общества и одна из главных функций правоохранительных, правотворческих и контрольно-надзорных органов Российской Федерации.
Статья 7 Конституции РФ закрепляет то, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в нашей стране охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Значение данной нормы для социальной сферы трудно переоценить, поскольку именно благодаря ей в нашем государстве образована и развивается система социальных служб, медицинских организаций, служб занятости населения и иных органов социальной защиты граждан.
Степень участия государства в экономико-социальной сфере полностью зависит от уровня развития экономических и социальных отношений в обществе, усиления (ослабления) механизма защиты прав и свобод, социальных гарантий граждан, финансовой стабилизации экономики - развития финансового рынка и рынка занятости, сокращения (увеличения) темпов инфляции и т.п. В условиях экономического кризиса роль государственного регулирования существенно возрастает. В странах с рыночной экономикой доля и объем вмешательства государства в экономико-социальную сферу преимущественно имеет косвенный характер. Тем не менее следует подчеркнуть, что в большинстве случаев применение административных методов объективно необходимо и связано с осуществлением экономических методов, многие из которых содержат элемент государственного администрирования, равно как и административные методы несут в себе экономический элемент. Осуществляя те или иные функции, государство лишь применяет разнообразные методы воздействия на экономико-социальные отношения.
Определение государством своевременности ухода от государственного регулирования (или, наоборот, установление государственного регулирования) должно коррелировать с принципом соотношения публично-правовых и частноправовых начал в механизме регулирования социально-экономических отношений, от которого зависит и степень его результативности. Поэтому труднейшей задачей для государства является поиск оптимально гармоничной системы достижения баланса частных и публичных интересов и использования метода маневрирования в целях поддержания как собственных интересов, так и общественных. При замене конкретного метода регулирования на иные должен учитываться принцип соразмерности правового регулирования.
В современном российском обществе сложилась тенденция, свидетельствующая о бессистемном и противоречивом нормативно-правовом обеспечении формирующейся системы социальной защиты населения, не соответствующая уровню развития российской и международной нормативной практики. Противоречия нормативно-правового характера обусловили необходимость периодического обновления и уточнения правового механизма по мере изменения социально-экономической ситуации в стране.





