Особенности проведения логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи
Описание работы
Работа пользователя Noskova
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование введения логоритмических занятий в процесс воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР……………………………………………………………7
7
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению и преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста на занятиях логопедической ритмикой……………………………………..27
2.2. Организация работы по развитию моторики и речи детей
старшего дошкольного возраста с ФФНР на логоритмических занятиях…………………………………………………………………….44
Заключение………………………………………………………………….60
Список литературы………………………………………………………..62
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5 – 7 лет страдает нарушением звукопроизношения, нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем.
В настоящее время отмечается резкое увеличение количества детей дошкольного возраста с различными речевыми отклонениями, среди которых значительную часть составляют дети с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Установлено, что у таких детей отмечается незаконченность процесса формирования звуков, которые отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками, а также состояние их фонематического развития влияет на овладение ими звуковым анализом. Следствием отсутствия полноценного восприятия фонем является невозможность их правильного произношения, снижение уровня словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к. только после достижения, определенного (стартового) уровня фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии – навыками письма и чтения.
При нарушениях фонетико-фонематической стороны речи наблюдаются некоторые особенности в формировании двигательных функций. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Поэтому необходима комплексная система коррекционной работы, направленная одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сфер.
Более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у дошкольников может способствовать проведение в рамках коррекционно-логопедической работы специально организованных логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
При фонетико – фонематическом недоразвитии речи занятия по логоритмике способствуют развитию двигательной активности ребенка, его координации, общей и произвольной моторики, речи. Связь движений и речи помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, нормализует состояние мышечного тонуса, вырабатывает правильный темп речи, ритмическое дыхание, способствует координации процессов голосоведения и артикуляции.
На сегодняшний день разработано и внедрено в логопедическую практику достаточно большое количество методик логоритмического воздействия на детей с речевой патологией. Среди исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, следует отметить Р.Л. Бабушкину и О.М. Кислякова [3], Н.А. Власову [4], В.А. Гринер [9], Ю.А. Флоренскую [37].
Проблема исследования заключается в том, что в логопедии недостаточно разработано методических и дидактических рекомендаций, рациональных требований к проведению логоритмических занятий, подбора музыкального репертуара, указаний по эффективному использованию музыкальных средств в процессе коррекционного воздействия на речевую и моторную сферы детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности проведения логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: фонетико – фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: логоритмические занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
Методы исследования: методы педагогического опыта (наблюдение, беседа), анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического исследования, психолого – педагогический эксперимент, методы обработки интерпретации полученных данных, методики диагностики моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования особенностей развития детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (Т. А. Ткаченко [32],
Т.В. Тумановой [47], Т.Б. Филичевой [48], М.Ф. Фомичевой [51], Г.В. Чиркиной [45]) о значении логопедической ритмики для коррекции речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием (Г.А. Волковой [4], М.Ю. Картушиной [9],
Н.В. Нищевой [16], О.А. Новиковской [17], Н.А Рычковой [23], Г.Р. Шашкиной [33]).
Практическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании предложены методики обследования речи и моторики детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, определены структура и содержание логоритмического занятия, предложены разработки занятий по логоритмике, методические рекомендации по проведению занятий логопедической ритмикой со старшими дошкольниками с ФФНР. Материалы данного исследования могут быть использованы музыкальными руководителями, воспитателями и логопедами.
Опытно – экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад №162 г. г. Калуга, в период с марта по май 2018 года, опытно – экспериментальную группу составили 10 детей в возрасте 5 – 6 лет.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретическое обоснование введения логоритмических занятий в процесс воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста с ФФНР……………………………………………………………7
-
- Проявления фонетико – фонематического недоразвития
7
-
- Содержание и направления логоритмических занятий с
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по выявлению и преодолению ФФНР у детей старшего дошкольного возраста на занятиях логопедической ритмикой……………………………………..27
-
- Организация исследования развития моторики и речи детей
2.2. Организация работы по развитию моторики и речи детей
старшего дошкольного возраста с ФФНР на логоритмических занятиях…………………………………………………………………….44
-
- Оценка эффективности применения логопедической
Заключение………………………………………………………………….60
Список литературы………………………………………………………..62
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5 – 7 лет страдает нарушением звукопроизношения, нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с проблемами восприятия фонем.
В настоящее время отмечается резкое увеличение количества детей дошкольного возраста с различными речевыми отклонениями, среди которых значительную часть составляют дети с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Установлено, что у таких детей отмечается незаконченность процесса формирования звуков, которые отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками, а также состояние их фонематического развития влияет на овладение ими звуковым анализом. Следствием отсутствия полноценного восприятия фонем является невозможность их правильного произношения, снижение уровня словарного запаса и грамматического строя и заторможенность развития связной речи в целом. Это происходит вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Несформированность фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок испытывает значительные затруднения не только в процессе овладения произносительной стороной речи, но и в процессе звукового анализа слов, овладения грамотой, т. к. только после достижения, определенного (стартового) уровня фонематического восприятия ребёнок может полноценно овладеть звуковым анализом и синтезом, а впоследствии – навыками письма и чтения.
При нарушениях фонетико-фонематической стороны речи наблюдаются некоторые особенности в формировании двигательных функций. Нарушения моторики оказывают прямое влияние на произносительную сторону речи, которая у большинства детей страдает. Поэтому необходима комплексная система коррекционной работы, направленная одновременно на преодоление недостатков и улучшение моторной и речевой сфер.
Более быстрому и эффективному преодолению речевых расстройств у дошкольников может способствовать проведение в рамках коррекционно-логопедической работы специально организованных логоритмических занятий для детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
При фонетико – фонематическом недоразвитии речи занятия по логоритмике способствуют развитию двигательной активности ребенка, его координации, общей и произвольной моторики, речи. Связь движений и речи помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, нормализует состояние мышечного тонуса, вырабатывает правильный темп речи, ритмическое дыхание, способствует координации процессов голосоведения и артикуляции.
На сегодняшний день разработано и внедрено в логопедическую практику достаточно большое количество методик логоритмического воздействия на детей с речевой патологией. Среди исследователей, занимающихся изучением этой проблемы, следует отметить Р.Л. Бабушкину и О.М. Кислякова [3], Н.А. Власову [4], В.А. Гринер [9], Ю.А. Флоренскую [37].
Проблема исследования заключается в том, что в логопедии недостаточно разработано методических и дидактических рекомендаций, рациональных требований к проведению логоритмических занятий, подбора музыкального репертуара, указаний по эффективному использованию музыкальных средств в процессе коррекционного воздействия на речевую и моторную сферы детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности проведения логоритмических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Объект исследования: фонетико – фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: логоритмические занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- проанализировать научно – методическую литературу по проблеме
- выявить особенности развития моторики и речи у детей старшего
- проанализировать содержание и направления логоритмических занятий с
- провести опытно – экспериментальное исследование по выявлению и
- предложить методические рекомендации по организации и содержанию
Методы исследования: методы педагогического опыта (наблюдение, беседа), анализ литературы по проблеме исследования, методы теоретического исследования, психолого – педагогический эксперимент, методы обработки интерпретации полученных данных, методики диагностики моторики, звукопроизношения и фонематического восприятия.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили теоретические положения в области исследования особенностей развития детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (Т. А. Ткаченко [32],
Т.В. Тумановой [47], Т.Б. Филичевой [48], М.Ф. Фомичевой [51], Г.В. Чиркиной [45]) о значении логопедической ритмики для коррекции речи детей с фонетико – фонематическим недоразвитием (Г.А. Волковой [4], М.Ю. Картушиной [9],
Н.В. Нищевой [16], О.А. Новиковской [17], Н.А Рычковой [23], Г.Р. Шашкиной [33]).
Практическая значимость исследования заключается в том, что в исследовании предложены методики обследования речи и моторики детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, определены структура и содержание логоритмического занятия, предложены разработки занятий по логоритмике, методические рекомендации по проведению занятий логопедической ритмикой со старшими дошкольниками с ФФНР. Материалы данного исследования могут быть использованы музыкальными руководителями, воспитателями и логопедами.
Опытно – экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МКДОУ детский сад №162 г. г. Калуга, в период с марта по май 2018 года, опытно – экспериментальную группу составили 10 детей в возрасте 5 – 6 лет.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.